Креативность старших дошкольников с нарушением зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 16:20, курсовая работа

Описание

Цель: исследование вербальной и невербальной креативности детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Задачи:
1) проанализировать понятие креативности в общем и особенности креативности у старших дошкольников с нарушением зрения;
2) рассмотреть методы исследования креативности детей с нарушением зрения;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретический анализ креативности и ее особенностей у детей с нарушением зрения……………………………………………………………...4
1.1. Психологический феномен креативности……………………………...4
1.2. Возрастная обусловленность креативности……………………………10
1.3. Креативность у детей с нарушением зрения…………………………...13
Выводы………………………………………………………………………..16
Глава 2. Организация и методы экспериментального исследования……..17
2.1. База исследования……………………………………………………….17
2.2. Качественно-количественный анализ………………………………….20
Выводы…………………………………………………………………….....23
Заключение…………………………………………………………………....24
Список литературы…………………………………………………………...25

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 130.00 Кб (Скачать документ)

    Субтест 3. Здесь мы видим, что в оригинальности рисунка отличились Миша и Юля Т. Они и получили баллы выше среднего. Ниже среднего показателя выполнили задание Маша и Юля Ч., хотя по количеству используемых фигур Юля Ч. немного уступает Тимуру и Юле Т.

    Субтест 4. Наибольшую креативность в этом задании проявили Тимур и Юля Ч. У них большее количество баллов за оригинальность рисунка и суммарный балл у них так же выше. Маша успела нарисовать немного рисунков, и большинство из них получились однообразные. Лена делала много ошибок – она не использовала круг, а рисовала или в нем, или рядом с ним.

    Исходя из результатов данной методики, мы видим, что уровень невербальной креативности у детей выше, чем вербальной. Это объясняется тем, что в старшем дошкольном возрасте ведущий вид деятельности – игра. Дошкольники большую часть времени проводят в играх, занятиях рисованием, лепкой  и т.п. В субтестах 3 и 4, которые отражают невербальную креативность, от ребенка требовалось нарисовать что-либо. Этот вид деятельности наиболее близок детям, поэтому они быстро и легко смогли справиться с заданием, оно воспринималось ими не как занятие, а как игра. Отсюда и показатели оригинальности здесь достаточно высокие, т.к. дети не задумываясь над правильностью своих действий просто рисовали то, что им хотелось. Субтесты же 1 и 2 вызывали некоторые трудности у детей. Они восприняли их как учебное занятие и потому боялись ошибиться, дать «неверный ответ». Поэтому показатели как оригинальности, так и беглости здесь значительно ниже.

 

 

 

 

Выводы

    В работе нами была использована методика «Диагностика вербальной и невербальной креативности». С помощью этой методики мы смогли исследовать креативность старших дошкольников и выявить, что у этих детей преобладает невербальная креативность. На высокий уровень этого вида креативности влияет, как уже сказано выше, ведущий вид деятельности исследуемого возраста – игра. В дошкольном возрасте, пока еще дети не заняты учебой, все свободное время они проводят в игре, рисуют, лепят и т.д. Соответственно, им намного легче выполнить задания, связанные с подобным родом деятельности. Такие занятия им хорошо известны и потому здесь они проявили наибольшие свои способности и фантазию. Когда же задания предполагали конкретный ответ на какой-либо вопрос, здесь дети немного терялись, много думали, прежде чем ответить и ограничивались одним - двумя ответами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

    Креативность (или творческое воображение) имеет огромное значение не только для познавательного развития детей, но и для формирования их личности. Творческие способности личности откладывают отпечаток  и на уровень выполняемой деятельности, и на стиль общения с другими людьми, и на осознание своих достоинств и недостатков.

    Для детей дошкольного возраста характерен высокий уровень невербальной креативности. Это говорит о том, что у детей этого возраста еще не развита учебная деятельность, и поэтому им легче выполнять задания, связанные, например, с рисованием. Здесь они могут во всей мере проявить свои творческие способности.

        Развивать творческие способности у детей с нарушением зрения особенно важно, т.к. они способствуют адаптации ребенка среди сверстников, помогают обогатить представления об окружающем мире и повысить самооценку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

    1. Алиева В.Г. Творческая одаренность и условия ее развития: Психологический анализ учебной деятельности. М., 1999.

    2.Анохин П.К. О творческом процессе с точки зрения физиологии. Художественное творчество: вопросы комплексного изучения. М., 1995.

    3. Афанасьева О.В. Творчество: свобода и необходимость: сущность творчества. Пути повышения творческой активности. М., 2005.

    4. Банзелюк Е. И. Возрастная динамика показателей креативности у детей 6-9 лет // Вопросы психологии. 2008. №3.

    5. Барышева Т.А. Креативность. Диагностика и развитие. СПб., 2002.

    6. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. – М., 2002.

    7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997.

    8. Выготский Л.С. Психологические основы творческой деятельности // Свободное развитие личности школьника: Философские и психолого-педагогические основы образования. М., 1997.

    9. Гнатко Н.М. проблема креативности и явление подражания. М., 2003.

    10. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 2004.

    11. Грузенберг С.О. Психология творчества. Минск, 1998.

    12. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 2000.

    13. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2009.

    14. Козленко В. Н. Проблема креативности личности // Психология творчества. – М., 1990.

    15. Корнилова И.Г. Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушением зрения. М., 2008.

    16. Кудрявцев В.Т. Воображение ребенка: природа и развитие // Психологический журнал. 2001. № 5-6.

    17. Лук А.Н. Психология творчества. М., 1998.

    18. Матюшкин А.М. Одаренность и творчество. М., 1997.

    19. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М., 1980.

    20. Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1986.

    21. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000.

    22. Суслова Т.С. Некоторые особенности креативных личностей: Системное исследование индивидуальности. Пермь, 2001.

    23. Торшина В.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии, 1998, № 4.

    24. Туник Е.Е. Природа и диагностика творческих способностей. СПб., 2003.

    25. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест П. Торренса: Методическое руководство. Спб., 2001.

    26. Шаров А.С. Творчество: истоки, механизмы, концепция // Гуманитарные исследования: Ежегодник. Омск, 1998. Вып. 3.

 

 

 

23

 



[1] Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2009.

 

[2] Корнилова И.Г. Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушением зрения. М., 2008.


Информация о работе Креативность старших дошкольников с нарушением зрения