Критерии оценки уровня коммуникативной продуктивности психолога-консультанта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:29, курсовая работа

Описание

целью курсовой работы является изучение критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта.
Задачи исследования:
Изучить литературу по теме исследования.
Теоретически изучить и обобщить подходы к проблеме психологии общения.
Рассмотреть особенности профессиональной деятельности психолога- консультанта.
Рассмотреть качества, необходимые для ведения успешной коммуникации.
Теоретически изучить, обобщить и обосновать перечень возможных критериев оценки продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА.………………………………………………………………..5
1. 1 Подходы к проблеме психологии общения …………….…………...5
1.2 Особенности профессиональной деятельности психолога-консультанта. Теоретический анализ модели идеального психолога- консультанта…………………………………………………………………..…..7
ВЫВОДЫ ………………………………………………………….……...14
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПРОДУКТИВНОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА…………………..……15
2.1 Изучение критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога- консультанта……..……………15
2.2 Результаты эмпирического исследования критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога- консультанта…………………………………………………………………..…23
ВЫВОДЫ …………………………………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….28
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………..………30

Работа состоит из  1 файл

Критерии оценки уровня коммуникативной продуктивности психолога-консультанта.doc

— 320.50 Кб (Скачать документ)

     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

     УО  «Витебский государственный университет  имени П.М. Машерова»

     Факультет социальной педагогики и психологии

     Кафедра прикладной  психологии 
 
 
 

     КРИТЕРИИ  ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПРОДУКТИВНОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 
 

                                                                                     Выполнила  студентка 4 курса

       43группы, дневного отделения

                                                                                     Хахель Кристина Леонидовна

                                                  

                                                                                                  Научный руководитель:

                                                                                                       старший преподаватель

                                   Виноградова Светлана Александровна 
 
 
 
 

                                   Витебск 2009 

     Содержание 

       ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3 

     ГЛАВА  I. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА.………………………………………………………………..5

     1. 1 Подходы к проблеме психологии общения …………….…………...5

     1.2 Особенности профессиональной деятельности  психолога-консультанта. Теоретический  анализ модели идеального психолога- консультанта…………………………………………………………………..…..7

     ВЫВОДЫ  ………………………………………………………….……...14 

     ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КРИТЕРИЕВ  ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПРОДУКТИВНОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА…………………..……15

     2.1 Изучение критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога- консультанта……..……………15

     2.2 Результаты эмпирического исследования  критериев оценки уровня продуктивности  коммуникативной деятельности психолога-  консультанта…………………………………………………………………..…23

     ВЫВОДЫ …………………………………………………………………24 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ  …………………………………………………………..26 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….28 

     ПРИЛОЖЕНИЕ  …………………………………………………..………30 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     В связи с расширением сферы  услуг в области практической психологии актуальной является проблема качества профессиональной подготовки практического психолога. Работа посвящена профессиональной деятельности психолога-консультанта, изучению его коммуникативных способностей, поскольку именно процессы коммуникации, общения являются ведущими и во многом определяют успешность психологической консультативной деятельности.

     Практика  сегодняшнего дня такова, что существует множество научных психологических  изданий, в которых исследуются  личностные особенности психолога-консультанта, критерии эффективности практической работы психодиагноста, рассматриваются проблемы эффективности психологической коррекции, а также консультативной работы практического психолога (Г. С. Абрамова, Ю. Б. Алешина, Р. С. Немов, Е. И. Рогов и др.).  Однако остается нераскрытым вопрос определения критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Актуальность темы нашего исследования также определяется тем, что критерий дает возможность регулирования, в данном случае коррекции и развития уровня коммуникативных способностей как у студентов психологического факультета, так и у работающих психологов. Критерии оценки коммуникативной деятельности позволяют облегчить и сделать более точным отбор абитуриентов на факультет психологии.

     Исходя из вышеизложенного целью курсовой работы является изучение критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта.

     Задачи  исследования:

  1. Изучить литературу по теме исследования.
  2. Теоретически изучить и обобщить подходы к проблеме психологии общения.
  3. Рассмотреть особенности профессиональной деятельности психолога- консультанта.
  4. Рассмотреть качества, необходимые для ведения успешной коммуникации.
  5. Теоретически изучить, обобщить и обосновать перечень возможных критериев оценки продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта.

     В качестве объекта исследования выступает профессиональная коммуникативная деятельность психолога-консультанта.

     Предметом исследования являются критерии оценки продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта.

     На  основе поставленной цели была выдвинута  следующая гипотеза: ведущими критериями оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта являются умение активно слушать и эмпатийность.

     Методология исследования:

  1. Теоретический анализ литературных источников.
  2. Методы опроса (анкетирование).
  3. Метод количественного и качественного анализа.
 

     Структура работы. Работа состоит из введения, двух  глав, заключения, списка использованных источников (22 наименования),  трех приложений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА  I. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА 

     1. 1 Подходы к проблеме  психологии общения

     Жизнь человека в группе и обществе невозможно представить без общения. 
Проблему психологии общения разрабатывали выдающиеся психологи 
Л.С.Выготский, В.Н.Мясищев, Б.Г.Ананьев и др. Так, с точки зрения 
Л.С.Выготского, одного из основоположников советской психологии, в процессе индивидуального развития первичны такие формы человеческого общения, как взаимодействие двух индивидов, отношения диалога, спора и т.д. [1, с. 78].

     Существуют  различные теории общения и среди  них – теория Зигмунда Фрейда, основанная на убеждении, что в процессе взаимодействия людей воспроизводится их детский опыт. Согласно Фрейду, в различных жизненных ситуациях мы применяем понятия, усвоенные в раннем детстве. Гарольд Гарфинкель считает, что общение регулируется правилами взаимодействия между людьми. Определенные стереотипы воздействуют на людей независимо от того, какое значение они им придают [2, с. 134].

     Множество теорий обуславливается многообразием  человеческого общения и многообразием  подходов к проблеме психологии общения.

     Чтобы разобраться в механизме акта коммуникации, его разбивают на составляющие компоненты и анализируют каждый в отдельности.

     Вспомним  Аристотеля, его представления о  коммуникации можно представить  в виде схемы: ОРАТОР-РЕЧЬ-АУДИТОРИЯ (СЛУШАТЕЛЬ).

     И эта триада, правда, в несколько  ином звучании, - «коммуникатор  - сообщение -  коммуникант», - присутствует во всех последующих моделях коммуникации, составляя их ядро.

     Модель  коммуникации была предложена в 30-е год Г.Лассуэлом, который выделил пять наиболее значимых компонентов процесса коммуникации:

  • Кто говорит?
  • Что сообщает?
  • Кому?
  • По какому каналу?
  • С каким эффектом? [3, с. 32].

     Понятие коммуникация происходит от латинского «communicatio, communico» - делаю общим, связываюсь, общаюсь. Таким образом, коммуникация - передача информации по каналу связи. Общение - это процесс обмена информацией как в речевой форме (вербально), так и невербально, т.е. посредством мимики, контакта глаз, непроизвольных жестов. Общение выступает как один из видов коммуникации.

     Учитывая  сложность общения, необходимо обозначить его структуру. В отечественной социальной психологии структура общения характеризуется путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

     Коммуникативная сторона общения связана с обменом информацией, обогащением друг друга за счет накопления каждым запаса знаний. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Здесь проявляется их способность сотрудничать, помогать друг другу, координировать свои действия, согласовывать их. Перцептивная сторона общения характеризует процесс восприятия людьми других людей, процесс познания их индивидуальных свойств и качеств.

     Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны  общения в их единстве определяют его содержание, формы и роль в жизнедеятельности людей, а также в процессе психологической консультации.

     Выделим три  функции общения:

  • Познавательная;
  • Коммуникативная;
  • Регулятивная (управленческая).

     Уже Аристотелем были сформулированы 3 составляющие эффективного общения:

     1. Факты: логическое обоснование.

     2. Чувства: эмоции и переживания  (личностный смысл).

     3. Этос: любовь, доверие, признание  (ваше умение взаимодействовать).

     Таким образом, именно эффективное общение  во многом определяет продуктивность как коммуникативной деятельности, так и всего консультативного процесса. 

     1.2 Особенности профессиональной  деятельности 

     психолога-консультанта.

     Теоретический анализ модели идеального психолога- консультанта

     Проблеме  изучения особенностей профессиональной деятельности психолога- консультанта и портрету «идеального» психолога посвящено большое количество исследований (Ю. Б. Алешина, Г. С. Абрамова, Р. Кочюнас, Р. Мэй, Р. С. Немов, К. Роджерс, Н. А. Аминов, М. В. Молоканов, Е. Э. Смирнова).

     Так, необходимо определить личностные особенности специалиста, которые обеспечивают успешность его профессиональной деятельности. Необходимость обсуждения этого вопроса связана, прежде всего, на наш взгляд, с тем, что работа психолога-консультанта очень специфична своим предметом - индивидуальностью человека.

     Специфичность проявляется и в том, что сам  психолог тоже выступает как индивидуальность. В этом смысле возникает множество  проблем, связанных с социальным статусом профессии психолога-консультанта, например, проблема критериев эффективности его работы, уровня его квалификации, в конечном счете, проблемы подготовки психологов-консультантов.

     Важной  особенностью психологического моделирования  личности является учет основных факторов, оказывающих формирующее влияние на коммуникативную компетентность личности психолога - характер деятельности, система отношений с другими людьми и прочее (Г.Е. Леевик).

     При построении модели специалиста метод  моделирования широко использовался  в социологии.

Информация о работе Критерии оценки уровня коммуникативной продуктивности психолога-консультанта