Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:29, курсовая работа
целью курсовой работы является изучение критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта.
Задачи исследования:
Изучить литературу по теме исследования.
Теоретически изучить и обобщить подходы к проблеме психологии общения.
Рассмотреть особенности профессиональной деятельности психолога- консультанта.
Рассмотреть качества, необходимые для ведения успешной коммуникации.
Теоретически изучить, обобщить и обосновать перечень возможных критериев оценки продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА.………………………………………………………………..5
1. 1 Подходы к проблеме психологии общения …………….…………...5
1.2 Особенности профессиональной деятельности психолога-консультанта. Теоретический анализ модели идеального психолога- консультанта…………………………………………………………………..…..7
ВЫВОДЫ ………………………………………………………….……...14
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПРОДУКТИВНОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА…………………..……15
2.1 Изучение критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога- консультанта……..……………15
2.2 Результаты эмпирического исследования критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога- консультанта…………………………………………………………………..…23
ВЫВОДЫ …………………………………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….28
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………..………30
Подводя
итог нашему теоретическому исследованию,
можно сказать, что наличие перечисленных
качеств личности влияет на эффективность
консультативного процесса, целью которого
является культурно-продуктивная личность,
обладающая чувством перспективы, действующая
осознанно, способная разрабатывать различные
стратегии своего поведения и способная
анализировать ситуацию с различных точек
зрения.
ГЛАВА
II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ
ПРОДУКТИВНОСТИ УРОВНЯ
КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА
2.1
Изучение критериев
оценки уровня
продуктивности
Для достижения цели курсовой работы (изучение критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта) нами было проведено экспериментальное исследование, которое проходило в ряд этапов.
На первом этапе проводилось изучение и теоретический анализ разрабатываемой проблемы в психолого-педагогической литературе.
На втором этапе проводился поиск методологии исследования.
На третьем этапе была определена выборка испытуемых.
Таким образом, исследование проводилось среди студентов-психологов четвертого (25 респондентов) и первого курса (25 человек) кафедры прикладной психологии УО «Витебский государственный университет имени П. М. Машерова».
На четвертом этапе проводилось исследование. Исследование проводилось в УО «Витебский государственный университет имени П. М. Машерова». В качестве респондентов выступали студенты четвертого и первого курса – 50 испытуемых. Для сбора данных применялся метод опроса (анкетирование).
Также на четвертом этапе проводилась обработка экспериментального материала и интерпретация полученных результатов. На этом этапе были составлены и оформлены сводные таблица\ы результатов. В них были внесены все ответы испытуемых. Данные каждого столбца суммировались и выражались в процентном соотношении и результаты были подвергнуты анализу, что позволило выявить иерархию критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта.
Целью исследования являлось изучение критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта.
Предложенная
цель, обуславливала решение
При проведении эмпирической части курсовой работы использовался метод (опроса) - анкетирование. Мы использовали письменный опрос, который позволил охватить большее количество людей.
Вопросы закрытые (структурированные), которые предполагают выбор ответа из списка. Также вопросы субъективные - спрашивают респондента об его отношении к чему-либо или его поведении в определенной ситуации.
Для проведении исследования нам была составлена анкета «Критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта». Данная анкета была составлена в виде таблицы, которая предоставлялась респондентам для оценки критериев уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта по пятибалльной шкале:
1 балл - психолог не должен обладать данным качеством;
2 балла - психолог должен обладать в малой степени;
3 балла - желательно обладать, хотя бы частично;
4
балла - должен иметь данное
качество в значительной
5
баллов - психолог должен обладать данным
качеством в полной мере.
Анкета «Критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта»
Просим
принять Вас участие в
1 балл - психолог не должен обладать данным качеством;
2 балла - психолог должен обладать в малой степени;
3 балла - желательно обладать, хотя бы частично;
4
балла - должен иметь данное
качество в значительной
5 баллов - психолог должен обладать данным качеством в полной мере.
Анонимность гарантирована.
Ваш
пол ________________.
№
п/п |
Критерии оценки | баллы |
1. | Умение активно слушать | |
2. | Тактичность | |
3. | Умение понятно говорить | |
4. | Доброжелательность | |
5. | Практика с супервизором | |
6. | Склонность к доминированию | |
7. | Профессионализм | |
8. | Уверенность в себе | |
9. | Здравый смысл | |
10. | Открытость переживанию | |
11. | Гибкость | |
12. | Работоспособность | |
13. | Внимательность | |
14. | Интеллектуальность | |
15. | Внутренний локус контроля | |
16. | Самоуважение | |
17. | Приятная внешность | |
18. | Позитивный настрой | |
19. | Заинтересованность в общении | |
20. | Саморегуляция | |
21. | Увлеченность профессией | |
22. | Эмоциональная устойчивость | |
23. | Безоценочность в отношениях | |
24. | Владение теорией | |
25. | Стрессоустойчивость | |
26. | Эмпатийность | |
27. | Рефлексия | |
28. | Творческие способности | |
29. | Артистичность | |
30. | Креативность |
Большое
спасибо!
(Вариант
анкеты представлен в
Полученный
эмпирический материал был подвергнут
качественному и
Таблица 2.1.1 отражает результаты анкеты «Критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта», респондентами которой были студенты-психологи четвертого курса. Полученные результаты были обработаны, выражены в процентном соотношении проанализированы и на их основе сделаны выводы о критериях необходимых для обеспечения продуктивной коммуникативной деятельности.
Для
анализа брались высказывания, которым
были присвоены 5 баллов - психолог должен
обладать данным качеством в полной мере
и 4 балла - должен иметь данное качество
в значительной степени.
Таблица
2.1.1 – Критерии
оценки уровня продуктивности
коммуникативной деятельности
психолога-консультанта (студенты-психологи
четвертого курса).
№
п/п |
пол | Критерии оценки | |||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | ||||
1 | ж | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||
2 | ж | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
3 | ж | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
4 | ж | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||
5 | ж | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
6 | м | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||
7 | ж | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||
8 | ж | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
9 | ж | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
10 | ж | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||
11 | ж | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||
12 | ж | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||
13 | ж | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||
14 | ж | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||
15 | м | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
16 | ж | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
17 | ж | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||
18 | ж | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
19 | ж | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||
20 | ж | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||
21 | ж | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||
22 | ж | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||
23 | ж | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||
24 | ж | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||
25 | ж | + | |||||||||||||||||||||||||||||||
∑ | 25 | 21 | 22 | 21 | 21 | 19 | 10 | 22 | 17 | 20 | 20 | 20 | 21 | 23 | 21 | 20 | 19 | 19 | 23 | 24 | 22 | 21 | 23 | 21 | 20 | 21 | 20 | 20 | 17 | 16 | 19 | ||
% | 100 | 84 | 88 | 84 | 84 | 79.52 | 43.18 | 88 | 68 | 80 | 80 | 80 | 84 | 92 | 84 | 80 | 79.52 | 79.52 | 92 | 96 | 88 | 84 | 92 | 84 | 80 | 84 | 80 | 80 | 68 | 64 | 79.52 |
На основе полученных результатов можно сделать следующие выводы:
Так, наиболее часто встречаемыми критериями оценки продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта являются заинтересованность в общении, позитивный настрой, эмоциональная устойчивость, тактичность, саморегуляция.
Таблица
2.1.2 отражает результаты анкеты «Критерии
оценки уровня продуктивности коммуникативной
деятельности психолога-консультанта»,
респондентами которой были студенты-психологи
первого курса.
Таблица
2.1.2 – Критерии
оценки уровня продуктивности
коммуникативной деятельности
психолога-консультанта (студенты-психологи
первого курса).
№
п/п |
пол | Критерии оценки | |||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | ||
1 | ж | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |||||
2 | ж | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |||||||
3 | ж | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||
4 | ж | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||||
5 | ж | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |||||||||||||||
6 | м | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |||||
7 | ж | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||||||
8 | ж | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |||||||||||
9 | ж | - | - | - | - | - | |||||||||||||||||||||||||
10 | ж | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
11 | ж | - | - | - | - | - | - | - | |||||||||||||||||||||||
12 | ж | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |||||||
13 | ж | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||||||
14 | ж | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
15 | м | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||
16 | ж | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |||
17 | м | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||
18 | ж | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |||||||||
19 | ж | - | - | - | |||||||||||||||||||||||||||
20 | ж | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |||||||||||||
21 | ж | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |||||||||||||
22 | ж | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||
23 | ж | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||
24 | ж | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||||
25 | ж | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||||||||||
∑ | 25 | 20 | 15 | 17 | 20 | 13 | 11 | 18 | 16 | 21 | 12 | 18 | 19 | 21 | 14 | 18 | 19 | 12 | 18 | 16 | 14 | 17 | 18 | 17 | 19 | 17 | 21 | 16 | 17 | 10 | 15 |
% | 100 | 80 | 60 | 68 | 80 | 52 | 44 | 72 | 64 | 84 | 48 | 72 | 76 | 84 | 56 | 72 | 76 | 48 | 72 | 64 | 56 | 68 | 72 | 68 | 76 | 68 | 84 | 64 | 68 | 40 | 60 |
Информация о работе Критерии оценки уровня коммуникативной продуктивности психолога-консультанта