Критерии оценки уровня коммуникативной продуктивности психолога-консультанта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:29, курсовая работа

Описание

целью курсовой работы является изучение критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта.
Задачи исследования:
Изучить литературу по теме исследования.
Теоретически изучить и обобщить подходы к проблеме психологии общения.
Рассмотреть особенности профессиональной деятельности психолога- консультанта.
Рассмотреть качества, необходимые для ведения успешной коммуникации.
Теоретически изучить, обобщить и обосновать перечень возможных критериев оценки продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА.………………………………………………………………..5
1. 1 Подходы к проблеме психологии общения …………….…………...5
1.2 Особенности профессиональной деятельности психолога-консультанта. Теоретический анализ модели идеального психолога- консультанта…………………………………………………………………..…..7
ВЫВОДЫ ………………………………………………………….……...14
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПРОДУКТИВНОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА…………………..……15
2.1 Изучение критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога- консультанта……..……………15
2.2 Результаты эмпирического исследования критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога- консультанта…………………………………………………………………..…23
ВЫВОДЫ …………………………………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….28
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………..………30

Работа состоит из  1 файл

Критерии оценки уровня коммуникативной продуктивности психолога-консультанта.doc

— 320.50 Кб (Скачать документ)
 

     Исходя  из полученных эмпирических данных можно  сделать следующие выводы:

  1. Наиболее важным критерием оценки уровня продуктивности коммуникативнойдеятельности психолога-консультанта испытуемые считают здравый смысл, тактичность и эмпатийность -84%.
  2. 80% респондентов отметили умение активно слушать и доброжелательность.
  3. 76% таким критерием считают работоспособность, владение теорией.
  4. Профессионализм, гибкость, внутренний локус контроля, позитивный настрой, эмоциональную устойчивость важным критерием оценки выделяют 72% опрошенных.
  5. 68% - умение понятно говорить, увлеченность профессией, безоценочность в отношениях, стрессоустойчивость, творческие способности.
  6. Критерием оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности  64% и 60% соответственно считают уверенность в себе, заинтересованность в общении, рефлексию и тактичность, креативность.
  7. 56% - интеллектуальность, саморегуляцию; 52% - практику с супервизором.
  8. 48% таким критерием выделяют открытость переживаниям и приятную внешность; 44% - склонность к доминированию, 40% - артистичность.

     Таким образом, студенты-психологи первого курса выделяют наиболее важными критериями оценки здравый смысл, внимательность, эмпатийность, умение активно слушать, доброжелательность, работоспособность. Владение теорией.

    1. Результаты эмпирического исследования критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога- консультанта

     Нами  были опрошены 50 человек, которые обучаются  в УО «Витебский государственный  университет имени П.М. Машерова»  на факультете социальной педагогики и психологии.

     Так, среди качеств, которыми психолог-консультант должен обладать в полной мере для обеспечения продуктивной коммуникативной деятельности респондентами были выделены 12 ведущих критериев:

  • заинтересованность в общении;
  • позитивный настрой;
  • тактичность;
  • эмпатийность;
  • умение активно слушать;
  • саморегуляции;
  • доброжелательность;
  • эмоциональная устойчивость;
  • здравый смысл;
  • внимательность;
  • работоспособность;
  • владение теорией.

     Качества  перечислены в порядке ранжирования. Таким образом, лидирующими критериями, определяющим продуктивность коммуникативной деятельности психолога-консультанта является заинтересованность в общении, эмпатийность, тактичность, умение активно слушать, позитивный настрой.

     В настоящее время очень много  говорят о необходимой подготовке молодых специалистов при помощи практики с супервизором. Так как подобная практика позволяет нарабатывать ценный опыт ведения консультационной беседы, способствует повышению профессионализма, помогает избежать многих ошибок, увидеть иные пути разрешения спорных вопросов. 
Так, результаты исследования анкет показали, что 79,52% студентов-психологов четвертого курса считают такую практику важной для продуктивной коммуникативной деятельности. Из студентов первого курса практику с супервизором выделяю необходимым критерием 52%.

     Максимальное  число выборов 24 из 30 у студентов четвертого курса получил такой критерий как заинтересованность в общении. У первого курса здравый смысл, внимательность, эмпатийность – 21 выбор из 30 возможных.

     Критерием, которым психолог  должен обладать в наименьшей мере, назван склонность к доминированию (43,18% - четвертый, 44% - первый курс).

     В ходе исследования нами были получены результаты подтверждающие гипотезу, что ведущими критериями оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта являются заинтересованность в общении, эмпатийность, тактичность, умение активно слушать, позитивный настрой. 

     ВЫВОДЫ

     На  основании результатов теоретического и эмпирического исследования критериев  оценки уровня продуктивности коммуникативной  деятельности психолога-консультанта можно сделать следующие выводы:

     Были  выявлены профессионально важные критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога- консультанта, которые набрали наибольшее количество баллов во всех группах испытуемых, наличие и степень развития которых позволяют оценивать уровень продуктивности коммуникативной деятельности. Они были проранжированы в порядке убывания:

  • заинтересованность в общении;
  • позитивный настрой;
  • тактичность;
  • эмпатийность;
  • умение активно слушать;
  • саморегуляции;
  • доброжелательность;
  • эмоциональная устойчивость;
  • здравый смысл;
  • внимательность;
  • работоспособность;
  • владение теорией.

     Отсюда  видно, что ведущими критериями оценки уровня продуктивности коммуникативной  деятельности психолога-консультанта являются заинтересованность в общении, эмпатийность, тактичность, умение активно слушать, позитивный настрой.

     2. Гипотеза о том, что ведущими критериями оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта являются заинтересованность в общении, эмпатийность, тактичность, умение активно слушать, позитивный настрой подтвердилась.

     3. По большинству предложенных  качеств мнения всех испытуемых  совпадали, однако, по отдельным  качествам выявились различия  у представителей разных групп.  По данным сравнениям четко прослеживаются те качества, которые вызвали особые разногласия, это: умение понятно говорить, практика с супервизором, открытость переживанию,  интеллектуальность, приятная внешность, саморегуляция, стрессоустойчивость, артистичность.

     В нашем исследовании критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта уделяется большое внимание структуре качеств психолога, степени выраженности которых у него необходимой для прогнозирования успешности воздействия. Г. С. Абрамова в своей работе «Практическая психология» говорит о необходимости также учитывать теоретические посылки психолога-консультанта, влияющие на его профессиональные цели и задачи; отношение психолога к его профессии и его представление о своих профессиональных качествах; профессиональные возможности психолога-консультанта, направленные на использование своих индивидуальных качеств и  для оптимизации коррекционного воздействия. 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Продуктивная  деятельность - это специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя (Молоканов).

     Это деятельность, которая приносит ощутимый желаемый результат, имеет конечной своей целью создание какого-либо продукта. Так для успешной работы в области консультирования психологу необходимо высокое развитие коммуникативной стороны общения.

     Коммуникативная  компетентность - такой уровень сформированности межличностного опыта, т.е. обученности взаимодействию с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе.

     Непосредственными факторами, предопределяющими эффективность или неэффективность коммуникативной деятельности психолога-консультанта являются личные качества психолога-консультанта и его профессиональные умения.

     Как показал теоретический анализ, эффективный  специалист обладает характерными качествами, которые во многом обуславливают  продуктивность профессиональной деятельности психолога-консультанта. На основе качеств, присущих эффективному специалисту и дальнейшей их интеграции, строится модель желательных черт профессионала и, таким образом обобщаются критерии оценки продуктивности уровня коммуникативной деятельности психолога-консультанта.

     Основные результаты курсовой работы:

     Наиболее  важными критериями оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога  консультанта респонденты выделили заинтересованность в общении – 96%. 92% таким критерием считают  позитивный настрой и эмоциональную устойчивость. 88% - тактичность и саморегуляцию. Здравый  смысл, тактичность и эмпатийность -84%. 80% выделили критерием оценки здравый смысл, открытость переживанию, гибкость, интеллектуальность, безоценочность в отношениях, эмпатийность, рефлексию, умение активно слушать и доброжелательность.

     Таким образом, в ходе проведенного исследования были реализованы поставленная цель: изучение критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта и задачи.

     И была подтверждена гипотеза:  ведущими критериями оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта являются умение активно слушать и эмпатийность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

     
  1. Гримак,  Л. П. Общение с собой / Л. П. Гримак. - М : Владос, 1991. - 168
  2. Смирнова, Е. Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием / Е. Э. Смирнова. - М : Владос, 1977. - 234 с.
  3. Ситников, А. П. Современные прикладные психотехнологии: процесс и язык коммуникации / А. П. Ситников. - М : Просвещение, 1992. - 418 с.
  4. Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования / Р. Кочюнас. - М :  Изд. центр «Академия», 1999. - 20-24 с.
  5. Эткинд, А. М. Психологическая практика и академическая психология: расхождения когнитивной структуры внутри профессии / А. М. Эткинд // Вопросы психологии. - 1991. - №1. - С. 49-54.
  6. Молоканов, М. В. Личностные компоненты успешности практического психолога/ М. В. Молоканов. -  М : ЮНИТИ, 1994. - 318 с.
  7. Аминов, Н. А., Молоканов,  М. В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов / Н. А. Аминов, М. В. Молоканов  // Психологический журнал. - 1992. - №5. -  С. 104-110.
  8. Емельянов, Ю. В. Активные групповые методы социально-психологической подготовки специалистов / Ю. В. Емельянов // Вопросы психологии. - 1993. - №4 .- С. 69-73.
  9. Ануфриев, А. Ф., Бусарова, О. Р. Случаи из школьной консультативной практики / А. Ф Ануфриев, О. Р. Бусаров.   -  М : Просвещение, 1994. - С. 74.
  10. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мэй. - М : Независимая фирма «Класс», 1994. - 128 с.
  11. Абрамова, Г. С. Практическая психология / Г. С. Абрамова. - М : Наука, 1997. - 368 с.
  12. Алешина,  Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю. Е. Алешина. - М : Академический проект, 1999. -  240 с.
  13. Жуков,  Ю. М., Петровская,  Л. А. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская. - М : Смысл, 2000. - 109
  14. Бурменская,  Г. В., Карабанова,  О. А., Лидерс,  А. Г. Возрастно-психологическое консультирование / Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидерс. - М : Владос, 1990. - 317 с.
  15. Гиппенрейтор, Ю. Б. Феномен конгруэнтной эмпатии  / Ю. Б. Гиппенрейтор // Вопросы психологии. - 1993. - №4 - С. 61-68.
  16. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога / Е. И. Рогов. -  М : Инфра М, 1999. - 286 с.
  17. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац.  центр правовой информации Респ. Беларусь. - Минск, 2009. - Режим доступа:  http:// www.azsp.ru. - Дата доступа: 10.10.2009.
  18. Леонтьев, А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. - М : Наука, 1997. - 365 с.
  19. Немов,  Р. С. Психологическое консультирование / Р. С. Немов  М : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 394 с.
  20. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. - Минск, 2008. - Режим доступа:  http:// websites.pfu.edu.ru. - Дата доступа: 21.11.2009.
  21. Рогов, Е. И. Психология общения / Е. И. Рогов. -  М :  Владос, 2001. - 97
  22. Прутченков,  А. С. Тренинг коммуникативных умений / А.С. Прутченков. - М : Просвещение, 1993. - 245 с.
 

      
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЯ 
 

Приложение 1 
 
 
 
 
 
 
 

Анкета « Критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение 2 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Бланки  ответов испытуемых (респонденты студенты-психологи

     четвертого  курса) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение 3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Бланки  ответов испытуемых (респонденты студенты-психологи

     первого курса) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Критерии оценки уровня коммуникативной продуктивности психолога-консультанта