Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:29, курсовая работа
целью курсовой работы является изучение критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта.
Задачи исследования:
Изучить литературу по теме исследования.
Теоретически изучить и обобщить подходы к проблеме психологии общения.
Рассмотреть особенности профессиональной деятельности психолога- консультанта.
Рассмотреть качества, необходимые для ведения успешной коммуникации.
Теоретически изучить, обобщить и обосновать перечень возможных критериев оценки продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА.………………………………………………………………..5
1. 1 Подходы к проблеме психологии общения …………….…………...5
1.2 Особенности профессиональной деятельности психолога-консультанта. Теоретический анализ модели идеального психолога- консультанта…………………………………………………………………..…..7
ВЫВОДЫ ………………………………………………………….……...14
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПРОДУКТИВНОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА…………………..……15
2.1 Изучение критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога- консультанта……..……………15
2.2 Результаты эмпирического исследования критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога- консультанта…………………………………………………………………..…23
ВЫВОДЫ …………………………………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….28
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………..………30
Исходя из полученных эмпирических данных можно сделать следующие выводы:
Таким образом, студенты-психологи первого курса выделяют наиболее важными критериями оценки здравый смысл, внимательность, эмпатийность, умение активно слушать, доброжелательность, работоспособность. Владение теорией.
Нами были опрошены 50 человек, которые обучаются в УО «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова» на факультете социальной педагогики и психологии.
Так, среди качеств, которыми психолог-консультант должен обладать в полной мере для обеспечения продуктивной коммуникативной деятельности респондентами были выделены 12 ведущих критериев:
Качества
перечислены в порядке
В
настоящее время очень много
говорят о необходимой
Так, результаты исследования анкет показали,
что 79,52% студентов-психологов четвертого
курса считают такую практику важной для
продуктивной коммуникативной деятельности.
Из студентов первого курса практику с
супервизором выделяю необходимым критерием
52%.
Максимальное число выборов 24 из 30 у студентов четвертого курса получил такой критерий как заинтересованность в общении. У первого курса здравый смысл, внимательность, эмпатийность – 21 выбор из 30 возможных.
Критерием, которым психолог должен обладать в наименьшей мере, назван склонность к доминированию (43,18% - четвертый, 44% - первый курс).
В
ходе исследования нами были получены
результаты подтверждающие гипотезу,
что ведущими критериями оценки уровня
продуктивности коммуникативной деятельности
психолога-консультанта являются заинтересованность
в общении, эмпатийность, тактичность,
умение активно слушать, позитивный настрой.
ВЫВОДЫ
На
основании результатов
Были выявлены профессионально важные критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога- консультанта, которые набрали наибольшее количество баллов во всех группах испытуемых, наличие и степень развития которых позволяют оценивать уровень продуктивности коммуникативной деятельности. Они были проранжированы в порядке убывания:
Отсюда видно, что ведущими критериями оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта являются заинтересованность в общении, эмпатийность, тактичность, умение активно слушать, позитивный настрой.
2. Гипотеза о том, что ведущими критериями оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта являются заинтересованность в общении, эмпатийность, тактичность, умение активно слушать, позитивный настрой подтвердилась.
3.
По большинству предложенных
качеств мнения всех
В
нашем исследовании критериев оценки
уровня продуктивности коммуникативной
деятельности психолога-консультанта
уделяется большое внимание структуре
качеств психолога, степени выраженности
которых у него необходимой для прогнозирования
успешности воздействия. Г. С. Абрамова
в своей работе «Практическая психология»
говорит о необходимости также учитывать
теоретические посылки психолога-консультанта,
влияющие на его профессиональные цели
и задачи; отношение психолога к его профессии
и его представление о своих профессиональных
качествах; профессиональные возможности
психолога-консультанта, направленные
на использование своих индивидуальных
качеств и для оптимизации коррекционного
воздействия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Продуктивная деятельность - это специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя (Молоканов).
Это деятельность, которая приносит ощутимый желаемый результат, имеет конечной своей целью создание какого-либо продукта. Так для успешной работы в области консультирования психологу необходимо высокое развитие коммуникативной стороны общения.
Коммуникативная компетентность - такой уровень сформированности межличностного опыта, т.е. обученности взаимодействию с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе.
Непосредственными факторами, предопределяющими эффективность или неэффективность коммуникативной деятельности психолога-консультанта являются личные качества психолога-консультанта и его профессиональные умения.
Как показал теоретический анализ, эффективный специалист обладает характерными качествами, которые во многом обуславливают продуктивность профессиональной деятельности психолога-консультанта. На основе качеств, присущих эффективному специалисту и дальнейшей их интеграции, строится модель желательных черт профессионала и, таким образом обобщаются критерии оценки продуктивности уровня коммуникативной деятельности психолога-консультанта.
Основные результаты курсовой работы:
Наиболее важными критериями оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога консультанта респонденты выделили заинтересованность в общении – 96%. 92% таким критерием считают позитивный настрой и эмоциональную устойчивость. 88% - тактичность и саморегуляцию. Здравый смысл, тактичность и эмпатийность -84%. 80% выделили критерием оценки здравый смысл, открытость переживанию, гибкость, интеллектуальность, безоценочность в отношениях, эмпатийность, рефлексию, умение активно слушать и доброжелательность.
Таким образом, в ходе проведенного исследования были реализованы поставленная цель: изучение критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта и задачи.
И
была подтверждена
гипотеза: ведущими критериями оценки
уровня продуктивности коммуникативной
деятельности психолога-консультанта
являются умение активно слушать и эмпатийность.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение
1
Анкета
« Критерии оценки уровня
продуктивности коммуникативной
деятельности психолога-консультанта»
Приложение
2
Бланки ответов испытуемых (респонденты студенты-психологи
четвертого
курса)
Приложение
3
Бланки ответов испытуемых (респонденты студенты-психологи
первого
курса)
Информация о работе Критерии оценки уровня коммуникативной продуктивности психолога-консультанта