Критерии оценки уровня коммуникативной продуктивности психолога-консультанта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:29, курсовая работа

Описание

целью курсовой работы является изучение критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта.
Задачи исследования:
Изучить литературу по теме исследования.
Теоретически изучить и обобщить подходы к проблеме психологии общения.
Рассмотреть особенности профессиональной деятельности психолога- консультанта.
Рассмотреть качества, необходимые для ведения успешной коммуникации.
Теоретически изучить, обобщить и обосновать перечень возможных критериев оценки продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА.………………………………………………………………..5
1. 1 Подходы к проблеме психологии общения …………….…………...5
1.2 Особенности профессиональной деятельности психолога-консультанта. Теоретический анализ модели идеального психолога- консультанта…………………………………………………………………..…..7
ВЫВОДЫ ………………………………………………………….……...14
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПРОДУКТИВНОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА…………………..……15
2.1 Изучение критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога- консультанта……..……………15
2.2 Результаты эмпирического исследования критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога- консультанта…………………………………………………………………..…23
ВЫВОДЫ …………………………………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….28
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………..………30

Работа состоит из  1 файл

Критерии оценки уровня коммуникативной продуктивности психолога-консультанта.doc

— 320.50 Кб (Скачать документ)

     Е. Э. Смирнова модель специалиста раскрывает обобщенно «в виде образца специалиста, которого высшая школа должна выпустить из своих стен» [5, с. 52].

     Хотя  исследований в этой области много, однако, единого ответа о свойствах  личности, способствующих эффективной  работе консультанта, к сожалению, нет.

     Определение критериев оценки продуктивности уровня коммуникативной деятельности психолога-консультанта позволяет представить желательные  коммуникативные качества профессионала  для эффективного осуществления  стоящих перед ним практических задач.

     Осуществляется  изучение связи и влияние определенного  качества (коммуникативная компетентность) на эффективность деятельности профессионала, что дает возможность расценивать  составляющие изучаемого качества как  желательные или нежелательные  для психолога-консультанта, т.е. способствующие или препятствующие оптимальному уровню функционирования коммуникативной компетентности у специалиста, и таким образом входящие или не входящие в модель коммуникативной компетентности эффективного профессионала.

     Несомненно, что коммуникативная компетентность психолога-консультанта находится в прямой зависимости от личностных качеств специалиста, личность психолога оказывает влияние на выбор стиля и способов воздействия.

     Качества, необходимые психологу-консультанту, условно можно разделить на 3 сферы:

     1. Коммуникативная сфера.

     2. Эмоционально-волевая сфера.

     3. Познавательная сфера.

     Перейдем  к рассмотрению качеств, составляющих эти сферы.

     1. Коммуникативная  сфера.

     Эта сфера является основной, так как  психологу-консультанту постоянно приходится иметь коммуникативные связи с другими людьми (клиентами) и умение устанавливать и поддерживать контакт является необходимым для подобного специалиста.

     Необходимой базой для развития этой сферы  является такое качество, как потребность в общении с другими людьми. То есть изначальное желание быть включенным в межличностное общение, ориентация на совместную деятельность. 
Известно, что общительность обеспечивает успех в профессиях, главной особенностью которых является межличностный контакт.

     Однако  в исследовании М. Р. Битяновой, также как и исследовании Е. И. Рогова, указывается на нежелательность аффектотимии (высокая общительность), так как личность с высокими оценками по данному фактору подвержена аффективным переживаниям, характеризуется сильными колебаниями настроения в течение дня. Излишнюю общительность Е.И. Рогов относит к деформированности личности, вызванной спецификой профессиональной деятельности.

     Следующее важное качество - способность к  эмпатии. В качестве особых форм эмпатии выделяют: сопереживание - переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через чувствование и отождествление с ним; сочувствие - переживание субъектом тех же эмоциональных состояний по поводу чувств другого, способность понимать аффективные ориентации; когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и анализ); предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого; эмпатия как социальный инсайт, субъект как бы реконструирует внутренний мир другого человека; эмпатия может рассматриваться как эмоциональное состояние, возникающее при виде переживаний другого [6, с. 61].

     Второй  уровень коммуникаций, который также  необходимо учитывать специалисту, работающему с людьми - это невербальные коммуникации.

     Умение  наблюдать порождает профессиональное важное качество психолога- консультанта -  наблюдательность. Это элемент  сложной системы и имеет многообразные  многоуровневые связи с различными сторонами психической жизни человека. Специфическая особенность наблюдательности в профессиях типа 
«человек-человек» состоит в том, что:

     1) нужно во внешнем поведении  или в самой внешности человека  увидеть его внутренние, психические  состояния или свойства;

     2) необходимо дифференцировать признаки;

     3) связывать с интересом именно  к человеку как объекту наблюдения;

     4) содержание деятельности в этих  профессиях предполагает взаимодействие  людей.

     2. Эмоционально-волевая  сфера.

     В эту группу входят такие качества, как:

  • Саморегуляция - способность контролировать свои чувства, поведение.
  • Ответственность - умение отвечать за свои поступки.

     В экспериментальном исследовании личностных особенностей практических психологов  Е. Э. Смирновой эмпирически было показано, что специалисты, характеризующиеся более высокой ответственностью, выполняют работу на более высоком профессиональном уровне [5, с. 49].

     Кроме того, было указано на то, что при  отсутствии того или иного профессионально  необходимого качества наблюдается  стремление специалиста заменить его такими нравственными качествами, как ответственность за свою работу, повышенное чувство долга.

     Таким образом, ответственность выполняет  компенсаторную функцию по отношению  к недостающим качествам, однако такие черты как эмоциональная неустойчивость и высокая тревожность не могут полностью компенсироваться высоким уровнем ответственности.

     Некоторыми  исследователями подчеркивается необходимость  развития у психолога-консультанта для обеспечения эффективности  профессиональной деятельности (в частности коммуникативной) таких качеств как эмоциональная устойчивость, терпимость, стрессоустойчивость, аттракция, эмоциональная заразительность (М. В. Молоканов, И. М. Юсупов, Е. Э. Смирнова).

  • уверенность в себе.

     У  психолога-консультанта является наиболее приемлемой адекватная самооценка, быть может немного завышенная, но никак не крайность - слишком высокая, так как это также может помешать установлению контактов;

  • эмоциональный контроль, стабильность;
  • критические способности к себе, которые будут способствовать дальнейшему личностному росту.

     3. Познавательная, когнитивная  сфера.

  • здравый смысл.
  • живой, ищущий ум.
  • гибкость ума, способность заниматься несколькими проблемами одновременно.
  • внимание к деталям.
  • креативность – способность к творческому решению задач.

     Поскольку личность во многом определяет уровень  продуктивности коммуникативной деятельности, помимо желательных и необходимых  личностных качеств, некоторые исследователи  выделяют ряд отрицательных качеств, препятствующих психологу-консультанту эффективному выполнению профессиональной деятельности (Н. А Аминов, М. В. Молоканов, Е. Э. Смирнова, Ю. В. Емельянов).

     К отрицательным качествам психолога-консультанта относят такие личностные особенности  как предрасположенность к синдрому эмоционального сгорания, высокий уровень тревожности, застенчивость.

     Как субъект психодиагностической деятельности, которая является составляющей частью работы психолога-консультанта (помимо профессиональных качеств), психолог, по мнению А. Ф. Ануфриева [10, с. 77] должен обладать такими качествами:

  • общительность, эмпатия, доброжелательность по отношению к обследуемому;
  • высокая общая культура, выражающаяся не только в профессиональной эрудиции, но и в наличии широкого круга интересов;
  • тактичность и деликатность в вопросах, связанных с интимными сторонами жизни;
  • терпимость к чужому мнению и оценкам, выражающаяся в умении выслушать, понять и успокоить клиента;
  • свободное владение речью;
  • критичность и гибкость мышления (10, с. 87).

     Карл  Роджерс выделил четыре качества, которые необходимы для успешного и развивающего общения психолога с клиентом, их можно предложить в качестве критериев оценки продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Перечислим эти качества:

  • 1. Конгруэнтность.
  • 2. Принятие себя.
  • 3. Принятие других.
  • 4. Эмпатическое понимание.

     Профессия психолога предполагает консультативное, терапевтическое общение с клиентами, которые имеют разнообразные  социальные, биологические и психологические  факторы, что предполагает желательное  наличие у психолога-консультанта такого качества как гибкость. Это способность менять тактику общения, изменяться в соответствии с меняющимися условиями, умение найти подход к клиенту с точки зрения его опыта, представлений о процессе психологического консультирования.

     Опишем  представления Р. Кочюнаса о модели эффективного психолога- консультанта, он выделяет наличие следующих качеств:

  • аутентичность (полное осознание настоящего момента, выбор способа жизни в данный момент, принятие ответственности за свой выбор)
  • открытость собственному опыту (как искренность в восприятии собственных чувств, но не откровенность перед другими людьми)
  • развитие самопознания (чем больше консультанта знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот – чем больше консультант познает своих клиентов, тем глубже понимает себя)
  • сила личности и идентичность (консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу. Консультанту не следует быть простым отражением надежд других людей, он должен действовать, руководствуясь собственной внутренней позицией)
  • толерантность к неопределенности (так как многие люди неуютно чувствуют себя в ситуациях, в которых недостает структуры, ясности, определенности. Именно такие ситуации являются спутниками консультирования)
  • принятие личной ответственности (понимание своей ответственности позволяет свободно и сознательно осуществлять выбор в любой момент консультирования)
  • глубина отношений с другими людьми (способность оценивать людей без осуждения, уметь свободно выражать свои чувства)
  • постановка реалистичных целей (важно понимать ограниченность своих возможностей)
  • эмпатия

     В работе Р. Кочюнаса «Основы психологического консультирования» перечислены  три постулата, которые можно  выделить как факторы продуктивной деятельности психолога-консультанта:

     1. личная зрелость консультанта - успешно  решает свои проблемы, терпим, откровенен, искренен к себе.

     2. социальная зрелость консультанта - терпим, откровенен, искренен по  отношению к другим.

     3. зрелость консультанта (11, c. 32).

     Г. С. Абрамова в своей работе «Практическая психология» говорит о необходимости учитывать теоретические посылки психолога-консультанта, влияющие на его профессиональные цели и задачи; отношение психолога к его профессии и его представление о своих профессиональных качествах; профессиональные возможности психолога-консультанта, направленные на использование своих индивидуальных качеств для оптимизации коррекционного воздействия.

     ВЫВОДЫ

     Резюмируя выше сказанное, можно выделить ряд  качеств, которые могут составить модель эффективного психолога-консультанта, которые нуждаются в эмпирической проверке:

     Эмоционально-волевая сфера: саморегуляция, эмоциональная устойчивость, стрессоустойчивость, артистичность, признание своих ошибок, уверенность в себе, самоуважение, склонность к доминированию, обаяние, доброжелательность, внутренний локус контроля, позитивный настрой.

     Коммуникативная сфера: умение управлять, руководить, заинтересованность в общении, этическая жизнь, приятная внешность, эмпатийность, тактичность, рефлексия, личная ответственность, способность к поддержанию хороших личных отношений, безоценочность, внимательность, открытость переживанию, умение активно слушать, умение понятно говорить.

     Познавательная  сфера: понимать последствия своего влияния, самообразование, понимание себя, увлеченность профессией, владение теорией, практика с супервизором, работоспособность, спонтанность, рациональность, альтруизм, креативность, внимание к деталям, творческие способности, высокая физическая активность, профессионализм, интеллектуальность, гибкость (как способность делать одновременно разные дела), здравый смысл.

     Из  вышеперечисленных качеств и  складывается коммуникативная деятельность психолога-консультанта, его компетентность, которая в свою очередь требует  постоянного развития, совершенствования и коррекции.

Информация о работе Критерии оценки уровня коммуникативной продуктивности психолога-консультанта