Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:47, курсовая работа
Теория кризиса как самостоятельная дисциплина в психологии появилась сравнительно недавно. Значимые психологические исследования, посвященные теории кризисов, представлены работами Э. Линдерманна, Дж. Каплана, Дж. Якобсона (Цит. По: Пергаменщик Л. А.)
Кризис (от греч. krisis – решение, поворотный пункт) – это нарушение состояния равновесия системы, резкий, крутой перелом в чем-нибудь, тяжелое переходное состояние, острое затруднение в чем-либо.
Глава 1
Обзор литературных источников о кризисе периода взрослости и особенностях межличностных отношений в браке
1. Кризис: понятие, классификации, стадии
Стадии развития и кризисы взрослого человека
1.2. Кризис середины жизни (средней взрослости)
1.2.1. Кризис средней взрослости как кризис индивидуальной жизни
1.2.2. Кризис социально-профессиональной самоактуализации
1.2.3. Кризис семейной системы
2. Семья. Основные понятия
2.1. Типы и типология семьи
2.2. Семейные кризисы
Глава 2
Эмпирическое исследование особенностей межличностного общения супругов в период кризиса середины жизни.
Методики исследования
Выборка испытуемых
Анализ полученных данных
Корреляции
Выводы
Санкт-Петербургский
государственный
университет
Факультет
психологии
Кризис
периода взрослости
и особенности
межличностных отношений
в браке
Курсовая
работа по психологии
Студент : 5 курс, веч. отд.
Второе высшее образование
_________________________
«___»___________
2009г.
Руководитель: _________
________________________
«___»
__________ 2009г.
Санкт-Петербург – 2009
Содержание
Глава 1
Обзор литературных источников о кризисе периода взрослости и особенностях межличностных отношений в браке
1. Кризис: понятие, классификации, стадии
1.2. Кризис середины жизни (средней взрослости)
1.2.1. Кризис средней взрослости как кризис индивидуальной жизни
1.2.2. Кризис социально-профессиональной самоактуализации
1.2.3. Кризис семейной системы
2. Семья. Основные понятия
2.1. Типы и типология семьи
2.2.
Семейные кризисы
Глава 2
Эмпирическое исследование особенностей межличностного общения супругов в период кризиса середины жизни.
Список
использованной литературы
Теория кризиса как самостоятельная дисциплина в психологии появилась сравнительно недавно. Значимые психологические исследования, посвященные теории кризисов, представлены работами Э. Линдерманна, Дж. Каплана, Дж. Якобсона (Цит. По: Пергаменщик Л. А.)
Кризис (от греч. krisis – решение, поворотный пункт) – это нарушение состояния равновесия системы, резкий, крутой перелом в чем-нибудь, тяжелое переходное состояние, острое затруднение в чем-либо. Слово «кризис» несет в себе оттенок чрезвычайности, угрозы и необходимости действия. Кризис – это ситуация эмоционального и умственного стресса, требующая значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени.
Дж. Каплан описал четыре последовательные стадии кризиса:
1.
Первичный рост напряжения, стимулирующий
привычные способы решения
2. Дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными.
3.
Еще большее увеличение
4.
Повышение тревоги,
Кризис может закончиться на любой стадии, если опасность исчезает или обнаруживается решение.
По временному параметру и интенсивности переживания кризисы подразделяют на:
- кратковременные и острые;
-
затяжные и хронические (
В соответствии с локализацией рассматривают:
- кризисы переходных периодов, связанные с возрастом;
-
кризисы, не связанные с
В понимании критического возраста есть две принципиальные позиции.
1.
Признание критических
2.
Признание необходимости
Таким образом, кризисом можно назвать ситуацию столкновения с препятствием в реализации важнейших жизненных целей при условии невозможности справиться с ней с помощью привычных средств.
Кризис не всегда несет в себе негативный смысл. В китайском языке понятие «кризис» определяется, как «полный опасности шанс», как возможность роста человеческой личности, которую индивид обретает, проходя через кризисное состояние и испытывая различные сопротивления. Конструктивное преодоление кризисных ситуаций и периодов жизни дает их субъектам ресурсы для личностного роста и преодоления неизбежно сопровождающих жизнь переломных моментов.
В современной научной литературе кризис развития в основном рассматривается применительно к детям от рождения до возраста ранней юности. Описания структуры и механизмов прохождения кризисов взрослых людей практически нет, следовательно, нет подтверждений тому, что кризисы взрослого человека протекают по тем же законам, что и кризисы ребенка.
Рассмотрим структуру и механизмы кризиса взрослого человека, исходя из имеющихся описаний.
Внимательный анализ существующих трактовок возрастных кризисов приводит к выводу о том, что остаются без ответа два основных вопроса: каково психологическое содержание возрастного кризиса и каков механизм развития в критический период.
Существующие
на сегодняшний день теории кризисов
описывают переживание
При патологическом течении кризиса может произойти искажение его нормальной динамики, «застревание» на каком-то этапе кризиса и, как следствие, – ущербность новообразования кризиса. Могут развиться и компенсаторные механизмы, деформирующие дальнейшее нормальное развитие в стабильном периоде.
Л.
С. Выготский (1984) ввел деление кризисного
возраста на предкритическую, собственно
критическую и посткритическую фазы. Предполагалось,
что в предкритической фазе возникает
противоречие между объективной и субъективной
составляющими социальной ситуации развития
(средой и отношением к среде). В собственно
критической фазе это противоречие обостряется
и достигает своего апогея. Данная фаза
распадается на три этапа: на первом этапе
происходит попытка материализовать идеальную
форму; далее наступает фаза конфликта;
а прежде чем собственно критическая фаза
завершится, должна произойти рефлексия.
В посткритической фазе противоречие
разрешается через образование новой
социальной ситуации развития, т.е. через
установление новой гармонии между ее
составляющими.
В целом кризисы взрослости связаны не только с особенностями онтологического развития, но и взаимосвязаны с особенностями развития личности, с индивидуальной структурой ее жизненного пути. Поэтому они не так жестко сцеплены с хронологическим возрастом, хотя и считаются нормативными.
Кризисы взрослости существенным образом отличаются от детских возрастных кризисов тем, что они в основном протекают во внутреннем плане личности. Взрослый человек в период кризиса предпринимает действия по осознанию собственных позиций и установок, переоценке ценностей, поэтому в поведенческом плане кризис проявляется весьма разнообразно, характеризуется значительными индивидуальными различиями. Видимых изменений в поведении может и не происходить, но может проявляться эмоциональная напряженность, повышенная тревожность, самокритичность, неустойчивость поведенческих реакций и настроения, симптомы депрессии и т.д.
Основы современного исследования психологии взрослых людей заложил Эриксон, который утверждал, что развитие личности продолжается в течение всей жизни. Он выделил три стадии в ее развитии:
- ранняя зрелость (25 – 35 лет) – это установление интимных, близких личных связей с другим человеком;
- средняя зрелость (35 – 45 лет, «ревущие сороковые») – время переоценки целей и притязаний;
- поздняя зрелость (45 – 60 лет) – неуспокоенность является главным мотивом этого возраста.
Рассмотрим возраст средней зрелости более подробно. В этом возрасте теряют ценность многие прежние удовольствия, но зато возникают новые или приобретают значение те, на которые раньше взирали с презрением. Достаточно распространено мнение, что счастье – привилегия молодости. Существует и обратное представление, что счастье – это достойная старость. Все же большинство склоняется к мысли, что наиболее счастливая пора – это средний возраст. Именно в этом возрасте человек еще не отягощен физическими недугами, менее зависит от внимания других, более свободен от ожиданий и воспоминаний, достаточно деятелен, более, чем когда-либо может управлять своей жизнью.
Вместе с тем в эти годы люди часто испытывают кризис середины жизни, который ощущается как внезапное осознание, что полжизни уже прожито. Понимание этого порождает вопросы: что достигнуто и что в действительности означает жизнь? Пытаясь ответить на эти вопросы, нередко человек начинает отдавать себе отчет в том, что он не достиг целей, поставленных когда-то перед собой, и, вероятно, никогда их не достигнет. И даже если он их достиг, все равно может испытывать разочарование. Кризис середины жизни определяется расхождением между мечтами, поставленными в молодости целями и действительностью. Поскольку мечты часто нереальны, оценка достигнутого может оказаться окрашенной негативно. Тогда человек начинает мрачно смотреть на жизнь и считать, что «уже поздно что-либо менять» и «уже не успеть».
Центральная тема в средней зрелости – генеративность, понимаемая как желание повлиять на следующее поколение через собственных детей, через практический или теоретический вклад в развитие общества, что подтверждает субъективное ощущение своей нужности другим. Производительность и порождение (продолжение рода) как главные положительные характеристики личности на этой стадии реализуются в заботе о воспитании нового поколения, в продуктивной трудовой деятельности и в творчестве. Во все, что делает человек, он вкладывает частицу своего "Я", и это приводит к личностному обогащению. "Зрелый человек, - пишет Э. Эриксон, - нуждается в том, чтобы быть нужным, и зрелость нуждается в руководстве и поощрении со стороны своих отпрысков, о которых необходимо заботиться". При этом речь необязательно идет только о собственных детях. В этом возрасте большинство людей пытается сформулировать свою точку зрения о внешнем мире, его будущем и своем участии в нем. Осознав и оценив реальное положение вещей, наметив с учетом этого новые цели или скорректировав старые, человек, подходящий к себе доброжелательно и здраво, благополучно преодолевает этот перевал и с новыми планами вступает в следующий период своей жизни.
Напротив, в том случае, если складывается неблагоприятная ситуация развития, появляется чрезмерная сосредоточенность на себе, которая приводит к косности и застою, к личностному опустошению. Такие люди часто рассматривают себя как свое собственное и единственное дитя. Если условия благоприятствуют такой тенденции, то наступает физическая и психологическая инвалидизация личности. Она подготовлена всеми предшествующими стадиями, если соотношения сил в их течении складывалось в пользу неуспешного выбора. Стремление к заботе о другом, творческий потенциал, желание творить вещи, в которые вложена частица неповторимой индивидуальности, помогает преодолеть возможное формирование самопоглощенности и личностное оскудевание.
Если человеку удалось
избежать кризиса середины жизни, т.е.
если он не произвел осознанно ревизии
своих планов и достижений, то период поздней
зрелости (45 – 60 лет) может пройти невыразительно,
бесцветно и окончиться прекращением
трудовой активности. Не знавшие этого
кризиса теряют живость, необходимую для
продолжения своего развития в последующие
годы. Когда же переоценка ценностей в
середине жизни встречена открыто – лицом
к лицу, то результатом ее может явиться
глубинное обновление личности и, как
следствие, рост удовлетворения в период
45 – 60 лет, распространяющийся и на более
поздние годы.
Информация о работе Кризис периода взрослости и особенности межличностных отношений в браке