Кризис периода взрослости и особенности межличностных отношений в браке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:47, курсовая работа

Описание

Теория кризиса как самостоятельная дисциплина в психологии появилась сравнительно недавно. Значимые психологические исследования, посвященные теории кризисов, представлены работами Э. Линдерманна, Дж. Каплана, Дж. Якобсона (Цит. По: Пергаменщик Л. А.)

Кризис (от греч. krisis – решение, поворотный пункт) – это нарушение состояния равновесия системы, резкий, крутой перелом в чем-нибудь, тяжелое переходное состояние, острое затруднение в чем-либо.

Содержание

Глава 1

Обзор литературных источников о кризисе периода взрослости и особенностях межличностных отношений в браке

1. Кризис: понятие, классификации, стадии
Стадии развития и кризисы взрослого человека

1.2. Кризис середины жизни (средней взрослости)

1.2.1. Кризис средней взрослости как кризис индивидуальной жизни

1.2.2. Кризис социально-профессиональной самоактуализации

1.2.3. Кризис семейной системы

2. Семья. Основные понятия

2.1. Типы и типология семьи

2.2. Семейные кризисы

Глава 2

Эмпирическое исследование особенностей межличностного общения супругов в период кризиса середины жизни.
Методики исследования
Выборка испытуемых
Анализ полученных данных
Корреляции
Выводы

Работа состоит из  1 файл

Курсовик за 2009г обезличенный.doc

— 196.00 Кб (Скачать документ)

Санкт-Петербургский  государственный  университет 

Факультет психологии 
 
 

    Кризис  периода взрослости и особенности  межличностных отношений  в браке 
     

Курсовая  работа по психологии 
 
 
 

Студент :  5 курс, веч. отд.

Второе  высшее образование

_________________________

«___»___________ 2009г. 

Руководитель: _________

________________________

 «___»  __________ 2009г. 
 
 
 
 
 

     Санкт-Петербург  – 2009

     Содержание 

      Глава 1

      Обзор литературных источников о кризисе периода  взрослости и особенностях межличностных отношений  в браке

     1.  Кризис: понятие, классификации, стадии

    1. Стадии развития и кризисы взрослого человека

     1.2. Кризис середины жизни (средней взрослости)

     1.2.1. Кризис средней взрослости как кризис индивидуальной жизни

     1.2.2. Кризис социально-профессиональной самоактуализации

     1.2.3. Кризис семейной системы

     2.  Семья. Основные понятия

     2.1. Типы и типология семьи

     2.2.  Семейные кризисы 

     Глава 2

     Эмпирическое  исследование особенностей межличностного общения  супругов в период кризиса середины жизни.

    1. Методики исследования
    2. Выборка испытуемых
  1. Анализ полученных данных
    1. Корреляции
  2. Выводы
 

     Список  использованной литературы 
 
 
 

  1. Кризис: понятие, классификации, стадии.
 

     Теория  кризиса как самостоятельная  дисциплина в психологии появилась  сравнительно недавно. Значимые психологические исследования, посвященные теории кризисов, представлены работами Э. Линдерманна, Дж. Каплана, Дж. Якобсона (Цит. По: Пергаменщик Л. А.)

      Кризис (от греч. krisis – решение, поворотный пункт) – это нарушение состояния равновесия системы, резкий, крутой перелом в чем-нибудь, тяжелое переходное состояние, острое затруднение в чем-либо. Слово «кризис» несет в себе оттенок чрезвычайности, угрозы и необходимости действия. Кризис – это ситуация эмоционального и умственного стресса, требующая значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени.

      Дж. Каплан описал четыре последовательные стадии кризиса:

     1. Первичный рост напряжения, стимулирующий  привычные способы решения проблем.

     2. Дальнейший рост напряжения в  условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными.

     3. Еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних  и внутренних источников.

     4. Повышение тревоги, возникновение  депрессии, чувств беспомощности  и безнадежности, дезорганизация  личности – в случае, если все действия, предпринятые на предыдущих стадиях, оказываются тщетными.

     Кризис  может закончиться на любой стадии, если опасность исчезает или обнаруживается решение. 

     По  временному параметру и интенсивности переживания кризисы подразделяют на:

     - кратковременные и острые;

     - затяжные и хронические (длительные  по времени).

     В соответствии с локализацией рассматривают:

     - кризисы переходных периодов, связанные  с возрастом;

     - кризисы, не связанные с определенным  возрастом. 

     В понимании критического возраста есть две принципиальные позиции.

     1. Признание критических возрастов  необходимыми моментами развития, в которые происходит особая  психологическая работа, состоящая  из двух противонаправленных,  но единых в своей основе  преобразований: возникновения новообразования (преобразование структуры личности) и возникновение новой ситуации развития (преобразование социальной ситуации развития). Это – позиция Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина.

     2. Признание необходимости качественных  преобразований, которые состоят  в смене ведущей деятельности и одновременном переходе в новую систему отношений. При этом акцент делается на внешних условиях, социальных, а не психологических механизмах развития. Этих взглядов придерживались А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович и др.

     Таким образом, кризисом можно назвать ситуацию столкновения с препятствием в реализации важнейших жизненных целей при условии невозможности справиться с ней с помощью привычных средств.

     Кризис  не всегда несет в себе негативный смысл. В китайском языке понятие  «кризис» определяется, как «полный опасности шанс», как возможность роста человеческой личности, которую индивид обретает, проходя через кризисное состояние и испытывая различные сопротивления. Конструктивное преодоление кризисных ситуаций и периодов жизни дает их субъектам ресурсы для личностного роста и преодоления неизбежно сопровождающих жизнь переломных моментов.

     В современной научной литературе кризис развития в основном рассматривается  применительно к детям от рождения до возраста ранней юности. Описания структуры и механизмов прохождения кризисов взрослых людей практически нет, следовательно, нет подтверждений тому, что кризисы взрослого человека протекают по тем же законам, что и кризисы ребенка.

     Рассмотрим  структуру и механизмы кризиса взрослого человека, исходя из имеющихся описаний.

      Внимательный  анализ существующих трактовок возрастных кризисов приводит к выводу о том, что остаются без ответа два основных вопроса: каково психологическое содержание возрастного кризиса и каков механизм развития в критический период.

     Существующие  на сегодняшний день теории кризисов описывают переживание кризисных  событий на индивидуальном уровне, т.е. анализируют процесс переживания  кризисных событий отдельным  человеком. Однако последний всегда является частью других, более крупных систем (семейной, профессиональной, социальной и др.) и находится с ними в диалектической взаимосвязи, обусловливающей характер прохождения кризисов.

     При патологическом течении кризиса  может произойти искажение его  нормальной динамики, «застревание»  на каком-то этапе кризиса и, как следствие, – ущербность новообразования кризиса. Могут развиться и компенсаторные механизмы, деформирующие дальнейшее нормальное развитие в стабильном периоде.

     Л. С. Выготский (1984) ввел деление кризисного возраста на предкритическую, собственно критическую и посткритическую фазы. Предполагалось, что в предкритической фазе возникает противоречие между объективной и субъективной составляющими социальной ситуации развития (средой и отношением к среде). В собственно критической фазе это противоречие обостряется и достигает своего апогея. Данная фаза распадается на три этапа: на первом этапе происходит попытка материализовать идеальную форму; далее наступает фаза конфликта; а прежде чем собственно критическая фаза завершится, должна произойти рефлексия. В посткритической фазе противоречие разрешается через образование новой социальной ситуации развития, т.е. через установление новой гармонии между ее составляющими.  

    1. Стадии  развития и кризисы взрослого человека.
 

     В целом кризисы взрослости связаны не только с особенностями онтологического развития, но и взаимосвязаны с особенностями развития личности, с индивидуальной структурой ее жизненного пути. Поэтому они не так жестко сцеплены с хронологическим возрастом, хотя и считаются нормативными.

     Кризисы взрослости существенным образом отличаются от детских возрастных кризисов тем, что они в основном протекают  во внутреннем плане личности. Взрослый человек в период кризиса предпринимает  действия по осознанию собственных  позиций и установок, переоценке ценностей, поэтому в поведенческом плане кризис проявляется весьма разнообразно, характеризуется значительными индивидуальными различиями. Видимых изменений в поведении может и не происходить, но может проявляться эмоциональная напряженность, повышенная тревожность, самокритичность, неустойчивость поведенческих реакций и настроения, симптомы депрессии и т.д.

     Основы  современного исследования психологии взрослых людей заложил Эриксон, который утверждал, что развитие личности продолжается в течение всей жизни. Он выделил три стадии в ее развитии:

- ранняя зрелость (25 – 35 лет) – это установление интимных, близких личных связей с другим человеком;

- средняя зрелость (35 – 45 лет, «ревущие сороковые») – время переоценки целей и притязаний;

- поздняя зрелость (45 – 60 лет) – неуспокоенность является главным мотивом этого возраста.

      Рассмотрим  возраст средней зрелости более  подробно. В этом возрасте теряют ценность многие прежние удовольствия, но зато возникают новые или приобретают значение те, на которые раньше взирали с презрением. Достаточно распространено мнение, что счастье – привилегия молодости. Существует и обратное представление, что счастье – это достойная старость.  Все же большинство склоняется к мысли, что наиболее счастливая пора – это средний возраст. Именно в этом возрасте человек еще не отягощен физическими недугами, менее зависит от внимания других, более свободен от ожиданий и воспоминаний, достаточно деятелен, более, чем когда-либо может управлять своей жизнью.

      Вместе  с тем в эти годы люди часто испытывают кризис середины жизни, который ощущается как внезапное осознание, что полжизни уже прожито. Понимание этого порождает вопросы: что достигнуто и что в действительности означает жизнь? Пытаясь ответить на эти вопросы, нередко человек начинает отдавать себе отчет в том, что он не достиг целей, поставленных когда-то перед собой, и, вероятно, никогда их не достигнет. И даже если он их достиг, все равно может испытывать разочарование. Кризис середины жизни определяется расхождением между мечтами, поставленными в молодости целями и действительностью. Поскольку мечты часто нереальны, оценка достигнутого может оказаться окрашенной негативно. Тогда человек начинает мрачно смотреть на жизнь и считать, что «уже поздно что-либо менять» и «уже не успеть».

      Центральная тема в средней зрелости – генеративность, понимаемая как желание повлиять на следующее поколение через  собственных детей, через практический или теоретический вклад в  развитие общества, что подтверждает субъективное ощущение своей нужности другим. Производительность и порождение (продолжение рода) как главные положительные характеристики личности на этой стадии реализуются в заботе о воспитании нового поколения, в продуктивной трудовой деятельности и в творчестве. Во все, что делает человек, он вкладывает частицу своего "Я", и это приводит к личностному обогащению. "Зрелый человек, - пишет Э. Эриксон, - нуждается в том, чтобы быть нужным, и зрелость нуждается в руководстве и поощрении со стороны своих отпрысков, о которых необходимо заботиться". При этом речь необязательно идет только о собственных детях. В этом возрасте большинство людей пытается сформулировать свою точку зрения о внешнем мире, его будущем и своем участии в нем. Осознав и оценив реальное положение вещей, наметив с учетом этого новые цели или скорректировав старые, человек, подходящий к себе доброжелательно и здраво, благополучно преодолевает этот перевал и с новыми планами вступает в следующий период своей жизни.

     Напротив, в том случае, если складывается неблагоприятная ситуация развития, появляется чрезмерная сосредоточенность на себе, которая приводит к косности и застою, к личностному опустошению. Такие люди часто рассматривают себя как свое собственное и единственное дитя. Если условия благоприятствуют такой тенденции, то наступает физическая и психологическая инвалидизация личности. Она подготовлена всеми предшествующими стадиями, если соотношения сил в их течении складывалось в пользу неуспешного выбора. Стремление к заботе о другом, творческий потенциал, желание творить вещи, в которые вложена частица неповторимой индивидуальности, помогает преодолеть возможное формирование самопоглощенности и личностное оскудевание.

           Если человеку удалось  избежать кризиса середины жизни, т.е. если он не произвел осознанно ревизии своих планов и достижений, то период поздней зрелости (45 – 60 лет) может пройти невыразительно, бесцветно и окончиться прекращением трудовой активности. Не знавшие этого кризиса теряют живость, необходимую для продолжения своего развития в последующие годы. Когда же переоценка ценностей в середине жизни встречена открыто – лицом к лицу, то результатом ее может явиться глубинное обновление личности и, как следствие, рост удовлетворения в период 45 – 60 лет, распространяющийся и на более поздние годы.  

Информация о работе Кризис периода взрослости и особенности межличностных отношений в браке