Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:47, курсовая работа
Теория кризиса как самостоятельная дисциплина в психологии появилась сравнительно недавно. Значимые психологические исследования, посвященные теории кризисов, представлены работами Э. Линдерманна, Дж. Каплана, Дж. Якобсона (Цит. По: Пергаменщик Л. А.)
Кризис (от греч. krisis – решение, поворотный пункт) – это нарушение состояния равновесия системы, резкий, крутой перелом в чем-нибудь, тяжелое переходное состояние, острое затруднение в чем-либо.
Глава 1
Обзор литературных источников о кризисе периода взрослости и особенностях межличностных отношений в браке
1. Кризис: понятие, классификации, стадии
Стадии развития и кризисы взрослого человека
1.2. Кризис середины жизни (средней взрослости)
1.2.1. Кризис средней взрослости как кризис индивидуальной жизни
1.2.2. Кризис социально-профессиональной самоактуализации
1.2.3. Кризис семейной системы
2. Семья. Основные понятия
2.1. Типы и типология семьи
2.2. Семейные кризисы
Глава 2
Эмпирическое исследование особенностей межличностного общения супругов в период кризиса середины жизни.
Методики исследования
Выборка испытуемых
Анализ полученных данных
Корреляции
Выводы
Вторая ось – нарушение семейных подсистем. Это дисфункция в супружеских отношениях (нарушение взаимной дополняемости, конфликт интересов супругов, патологическая зависимость одного из них); нарушения в подсистеме «родители – дети»; нарушения в подсистеме «братья – сестры».
Третья ось – нарушения функционирования семейной группы. Во-первых, это нарушения интеграции отдельных членов в семье (дезинтеграция семьи; патологически интегрированная семья – случай, когда члены семьи вовлечены в несоответствующие им социальные роли; сверхструктурированная семья – наличие жесткой системы ролей, ограничивающих инициативу отдельного ее члена, и др.). Во-вторых, это ряд нарушений во взаимоотношениях семьи с окружающим миром (социально изолированные семьи; семьи людей с отклоняющимся поведением).
Схема «трехосевая», а это означает, что в семье существует возможность не просто совпадения проблем основных групп, но и их взаимного усиления.
«Трехосевая классификация» – самая интересная и наиболее последовательная попытка применить проблемный подход для диагностики семьи. Она вооружает исследователя четкой методикой выявления семейных проблем и анализа их соотношений.
Несколько
иной подход к анализу развития семьи
связан с понятием семейной карьеры
(Х. Фелдман, М. Фелдман). Карьера понимается
как совокупность ролей индивида,
направленных на самореализацию в значимых
сферах жизни – в семье, профессиональной
деятельности, увлечениях. Авторы выделяют
два типа карьер – внутрисемейные и внесемейные.
2.2. Семейные
кризисы
Исследователи
исходят из того, что супружеские
отношения постоянно
Встреча будущих супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу.
Принятие и развитие новых родительских ролей.
Принятие в семью новой личности (ребенка). Переход от диадных отношений супругов к отношениям в треугольнике.
Введение детей во внесемейные институты.
Принятие подростковости детей.
Экспериментирование с независимостью.
Подготовка к уходу детей из семьи.
Уход детей из семьи, принятие их ухода, жизнь супругов «глаза в глаза».
Принятие факта ухода на пенсию и старости.
При анализе стадий развития супружеских отношений выделяются: молодое супружество (продолжается менее пяти лет), супружество среднего возраста (длится 6 – 14 лет) и супружество зрелых лет (наступает после 15 и длится до 25 лет).
Семейный кризис – состояние семейной системы, характеризующееся нарушением гомеостатических процессов, приводящих к фрустрации привычных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения.
В
семейном кризисе можно выделить
две потенциальные линии
1.
Деструктивная, ведущая к
2. Конструктивная, заключающая в себе потенциальную возможность перехода семьи на новый уровень функционирования.
Анализ литературы по проблеме кризисных ситуаций в семье позволяет выделить несколько подходов к описанию семейных кризисов.
Первый подход связан с изучением закономерностей жизненного цикла семьи. В русле данного подхода кризисы рассматриваются как переходные моменты между стадиями жизненного цикла. Подобные кризисы называются нормативными, или горизонтальными стрессорами (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В., 2000). Они возникают при «застревании», препятствиях или неадекватной адаптации при прохождении какого-либо этапа жизненного цикла семьи.
Так, например, В. Сатир выделяет десять критических точек в развитии семьи.
Первый кризис – зачатие, беременность и рождение ребенка.
Второй кризис – начало освоения ребенком человеческой речи.
Третий кризис – ребенок налаживает отношения с внешней средой (идет в детский сад или школу).
Четвертый кризис – ребенок вступает в подростковый возраст.
Пятый кризис – ребенок становится взрослым и покидает дом.
Шестой кризис – молодые люди женятся и в семью входят невестки и зятья.
Седьмой кризис – наступление климакса в жизни женщины.
Восьмой кризис – уменьшение сексуальной активности мужчины.
Девятый кризис – родители становятся бабушками и дедушками.
Десятый кризис – умирает один из супругов.
Таким образом, семья в своем развитии переживает ряд этапов, сопровождающихся кризисами. В основе нормативного кризиса, фиксируемого на микросистемном уровне, обычно лежит индивидуальный нормативный кризис взрослого или ребенка, ведущий к дестабилизации системы.
Второй подход связан с анализом событий жизненного пути семьи: кризисы семьи могут вызываться некоторыми событиями (развод, супружеская измена, изменение состава семьи, не связанное с рождением ребенка, усыновление приемных детей, невозможность совместного проживания супругов в силу различных причин, финансовые трудности и т.д.), влияющими на стабильность семейной системы. Подобные кризисы могут возникать независимо от стадий жизненного цикла семьи и называются ненормативными.
Стрессоры, вызывающие ненормативные кризисы семьи, разделяют на сверхсильные и хронические.
Многочисленные трудности, которые возникают перед семьей и угрожают ее жизнедеятельности, по силе и длительности своего воздействия подразделяются на острые и хронические.
Большинство исследователей рассматривают семейный стресс как критическое жизненное событие, которое нарушает гомеостаз семьи. Такое событие требует долговременных усилий по приспособлению и даже изменения семейной системы. Однако семейный стресс можно также рассматривать как последовательность ежедневных фрустрирующих событий, с которыми человек должен справляться в повседневной жизни, чтобы сохранить семью в целостности (Абабков В. А. с соавт., 1999).
Кризисная
ситуация в семье может возникнуть
и без влияния каких-либо внешних
факторов, обусловливающих бытовое
и экономическое положение
Третий подход основан на знаниях о кризисных ситуациях в семье или отдельных ее подсистемах, полученных в ходе экспериментальных исследований. Так, например, Плзак описал два критических периода в развитии супружеских отношений (Plzak, 1973; цит.по Кратохвил С., 1991).
С.
Крахотвил выделяет «стандартное»
время наступления таких
Алешиной указываются несколько другие периоды возникновения указанных кризисов – примерно в 6 лет совместной жизни и 18 лет. Кризисы характеризуются изменением поло-ролевой дифференциации в диаде.
Первый критический период наступает между 3-м и 7-м годом супружеской жизни и продолжается в благоприятном случае около 1 года. Его возникновению способствуют следующие факторы: исчезновение романтических настроений, активное неприятие контраста в поведении партнера в период влюбленности и в повседневном семейном быту, рост числа ситуаций, в которых супруги обнаруживают разные взгляды на вещи и не могут прийти к согласию, учащение проявлений отрицательных эмоций, возрастание напряженности в отношениях между партнерами вследствие частых столкновений.
Согласно взглядам Н. В. Самоукиной, первый кризисный период наступает в период 5 – 7 лет и связан с изменением образа партнера, а именно – с понижением его психологического статуса.
Второй кризисный период наступает примерно между 17-м и 25-м годом совместной жизни. Этот кризис менее глубок, чем первый, он может продолжаться 1 год или несколько лет. Его возникновение часто совпадает с периодом приближения инволюции, с повышением эмоциональной неустойчивости, появлением страхов, различных соматических жалоб, чувства одиночества, связанного с уходом детей, с усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу быстрого старения, а также возможных сексуальных измен мужа.
Если принять во внимание, что рождение ребенка происходит примерно на 3 – 4-м году брака, то нетрудно увидеть, что хронологический интервал 3 – 7 лет брака увязан со стадией семьи с маленькими детьми (младенческого и раннего возраста), т.е. с периодом наиболее жесткой перестройки семейной системы – началом родительства, вынужденным отчуждением матери от производственной и учебной деятельности, ограничением супругов в привычном образе жизни, общении, досуге, снижением (как правило) уровня материального благосостояния семьи (Кратохвил С. , 1991). Таким образом, эти повторяющиеся кризисы семьи обусловлены изменениями ее функций и структуры.
Второй
«стандартный» временной
Самоукина
Н. В. выделяет несколько иные временные
рамки наступления второго
Таким
образом, наиболее яркие проявления
кризисов в жизненном цикле семьи
связаны с началом
Кризисы в отдельных подсистемах (например, вышеописанные кризисы в супружеских отношениях) могут оказывать влияние на протекание нормативных семейных кризисов, интенсифицируя их проявления.
В кризисной ситуации может происходить блокировка актуальных потребностей членов семьи, что, в свою очередь, может стать причиной появления симптома у одного из них – чаще всего у ребенка. Последний становится носителем симптома, который позволяет поддерживать старые, сложившиеся взаимоотношения между членами семьи. Носитель симптома называется «идентифицированным пациентом».
Горизонтальные стрессоры (жизненный цикл семьи) – смена периодов кризисов развития и периодов стабилизации семьи. Это нормативные стрессы семьи.
Вертикальные стрессоры в деятельности семьи – формирование, фиксация и предача паттернов эмоционально-поведенческого реагирования от представителей одних поколений в дисфункциональных семьях представителям следующих поколений. Это патологизирующее семейное наследование (Эйдемиллер Э. Г., 1994), вариант социального наследования.
«Системная травма» – непредсказуемые жизненные события, такие как смерть одного из членов семьи, физическая болезнь или внезапное завершение карьеры. Эффект подобных событий может быть разрушительным для семьи, несмотря на ее попытки к ним приспособиться.
К.
Витакер пишет, что «важнейший фактор,
ведущий к позитивным переменам в семье,
– это отчаяние. Когда семья в отчаянии,
она меняется, если нет – остается прежней»
(К. Витакер в книге Р. Саймона, 1996).
Глава 2
Информация о работе Кризис периода взрослости и особенности межличностных отношений в браке