Кризис периода взрослости и особенности межличностных отношений в браке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:47, курсовая работа

Описание

Теория кризиса как самостоятельная дисциплина в психологии появилась сравнительно недавно. Значимые психологические исследования, посвященные теории кризисов, представлены работами Э. Линдерманна, Дж. Каплана, Дж. Якобсона (Цит. По: Пергаменщик Л. А.)

Кризис (от греч. krisis – решение, поворотный пункт) – это нарушение состояния равновесия системы, резкий, крутой перелом в чем-нибудь, тяжелое переходное состояние, острое затруднение в чем-либо.

Содержание

Глава 1

Обзор литературных источников о кризисе периода взрослости и особенностях межличностных отношений в браке

1. Кризис: понятие, классификации, стадии
Стадии развития и кризисы взрослого человека

1.2. Кризис середины жизни (средней взрослости)

1.2.1. Кризис средней взрослости как кризис индивидуальной жизни

1.2.2. Кризис социально-профессиональной самоактуализации

1.2.3. Кризис семейной системы

2. Семья. Основные понятия

2.1. Типы и типология семьи

2.2. Семейные кризисы

Глава 2

Эмпирическое исследование особенностей межличностного общения супругов в период кризиса середины жизни.
Методики исследования
Выборка испытуемых
Анализ полученных данных
Корреляции
Выводы

Работа состоит из  1 файл

Курсовик за 2009г обезличенный.doc

— 196.00 Кб (Скачать документ)

     1.2. Кризис середины жизни (средней взрослости) 

     В. Р. Манукян в своей статье «К вопросу  о кризисе середины жизни» (2008) пишет: «Кризис средней взрослости, или  кризис середины жизни – центральный  кризис жизненного цикла человека». Необходимо отметить очень малую изученность этой стадии жизни как со стороны генетиков, физиологов и медиков, так и со стороны психологов, педагогов и акмеологов. Пионером изучения этого возрастного отрезка жизни в нашей стране был Б. Г. Ананьев.

     В этот  период человек сталкивается с биологическими, психологическими и социокультурными признаками того, что половина жизни уже прошла.  Сталкивается с изменениями в семейных ролях и в профессиональном статусе, с растущим осознанием собственной смертности. По различным данным кризис середины жизни наступает в возрасте от 35 до 45 лет. Тем не менее, вопрос о нормативности кризиса средней взрослости все еще остается дискуссионным. Как зарубежные, так и отечественные авторы отмечают, что он не обязателен для всех индивидов.

     Можно выделить как минимум три направления, в рамках которых исследуется и описывается кризис середины жизни. Во-первых, он рассматривается как нормативный кризис индивидуальной жизни (К. Юнг, Э. Эриксон, Д. Левинсон, Р. Гаулд, Б. Ливехуд, Г. Шихи, В. Слободчиков, Б. Братусь и др.). Во-вторых, в рамках семейной психологии выделяют нормативный кризис семейной системы, совпадающий с кризисом середины жизни ее членов (Г. Крайг, А. Черников, И. Добряков). В-третьих, в психологии профессионального развития описывается нормативный кризис профессиональной самоактуализации человека, приходящийся на середину жизни (Э. Зеер, Э. Сыманюк, Г. Крайг).  

     1.2.1. Кризис средней взрослости как кризис индивидуальной жизни. 

     К. Юнг одним из первых обратил внимание на переход середины жизни. Он считал, что в середине жизни человек должен перейти от «экстенсивной к интенсивной позиции», т.е. перейти от стремления к завоеванию жизненного пространства к концентрации на своей «самости». Он отмечает, что весьма частые невротические расстройства во взрослые годы имеют одну общую черту – стремление пронести психологию юношеской фазы «через порог так называемых лет осмотрительности». К. Юнг объясняет такое состояние тем, что люди начинают цепляться за ориентиры и ценности первой половины своей жизни. По его наблюдениям, человек после 40 лет начинает ощущать, что цели и стремления, когда-то казавшиеся вечными и непреходящими, вдруг потеряли для него свое значение, поэтому довольно часто в этом возрасте человек впадает в депрессию, чувствует себя вялым, инертным и неполноценным, как будто потеряно что-то очень важное.

     Британские  ученые считают, что основной причиной кризиса среднего возраста являются высокие амбиции. Современное общество настойчиво заявляет, что человек  просто обязан быть успешным. И даже преуспевающие люди стремятся быть еще богаче, красивее, умнее и счастливее.… Эта безудержная гонка не позволяет почувствовать удовлетворение от достигнутого. Отсутствие внутреннего спокойствия приводит к лихорадочным попыткам что-то изменить. Иногда эти попытки оканчиваются полным крахом. Такое случается даже с людьми, добившимися немалого социального успеха, так как достижения, вознаграждаемые обществом, приобретаются ценой урезания личности. Сама психика побуждает человека обращаться внутрь себя и задумываться о смысле собственной жизни. К этому подталкивает бессознательное, область, где подавленные и не пережитые аспекты личности находились, росли, и откуда они теперь требуют, чтобы их выслушали. Если для человека в первой половине жизни актуальной является задача психологического взросления, то во второй половине жизни важно достичь целостности, интегрировать заключенные в нем противоположности, научиться сдерживать и управлять напряжением, порождаемым внутренним конфликтом – это процесс индивидуации в теории К. Юнга. Индивидуация предполагает не только достижение определенной степени психического равновесия, но также и отделение себя от обычного конформизма по отношению к целям и ценностям массовой культуры. Это значит, что человек должен найти свою собственную дорогу.

     Д. Шарп пишет, что «самым заметным и  потенциально ценным симптомом в  среднем возрасте является внутренний конфликт».

      Рыбалко Е. Ф. при описании периода от 30 до 50 лет отмечает, что большое внимание уделяется социально-психологическим особенностям развития. В соответствии с этим указанный период он называет этапом коррекции и делит на 4 периода: нормативный кризисный период – 33 – 40 лет; кризис середины жизни – 40 – 45 лет или 37 – 43 года; стабильный период – 43 – 50 лет.

     По  данным психотерапевтов и сексологов – это время завершения критического периода в семейной жизни, который, как известно, может закончиться стабилизацией отношений или их существенными изменениями вплоть до развода. Переходный возраст своим началом совпадает с серединой критического периода в жизни семьи.

     В 35 лет заканчивается официальный  возраст молодости. Некоторые люди пытаются вернуть ушедшую молодость  путем возврата к уже пройденным экспериментально-бытовым формам бытия, сбросив груз ранее принятых обязанностей. Кроме того, переходный возраст взрослых совпадает с началом подросткового возраста их старших детей.

     Наиболее  подробно кризисы, с которыми сталкивается взрослый человек, описала американская журналистка Гейл Шихи. В своей  первой книге, вышедшей в 1976 году, она выделила 4 основных кризиса.

I. Возраст – 16 лет. Задача – вырывание корней. Очень тяжелый кризис, особенно потому, что происходит в столь нежном возрасте, но и совершенно необходимый, поскольку в его решении закладываются основы близких отношений с другими людьми.

II. Возраст – 23 года. Задача – план на всю жизнь. План рисуется в максималистском духе. Кроме того, в этом возрасте молодые люди часто обзаводятся семьей.

III. Возраст – 30 лет. Задача – коррекция. Приходит понимание, что многое из задуманного не исполнится никогда. Необходимо откорректировать план семилетней давности с высоты накопленного опыта.

IV. Возраст – 37 лет. Задача – осознание середины жизни. Человек впервые осознает, что половина жизни уже прожита. Такое осознание приводит к глубокой перестройке всей его внешней, а главное – внутренней, духовной жизни. В основном это выражается в том, что человек начинает придавать меньше значения внешним ценностям (достатку, карьере, регалиям и т.п.), а больше начинает думать о духовном в жизни, о том, чтобы передать накопленный опыт, о борьбе за охрану окружающей среды. К тому же такой поворот происходит в условиях сильных изменений, происходящих в организме человека. Именно на период с 35 до 39 лет приходится пик смертности среди великих людей (Рафаэль, Моцарт, Пушкин, Шопен).

     Все это делает кризис середины жизни  самым тяжелым из всех четырех.  

     1.2.2. Кризис социально-профессиональной самоактуализации 

      Кризисные явления в период средней взрослости наблюдаются также и в профессиональной сфере.

     Э. Ф. Зеер в книге «Психология профессий» выделяет следующие кризисы профессионального  развития личности:

     - кризис учебно-профессиональной  ориентации (14 – 15 или 16 – 17 лет);

     - кризис профессионального выбора (16 – 18 лет);

     - кризис профессиональных экспектаций (18 – 20 лет);

     - кризис профессионального роста  (23 – 25 лет);

     - кризис профессиональной карьеры  (30 – 33 года);

     - кризис социально-профессиональной  самоактуализации (40 – 42 года);

     - кризис утраты профессиональной  деятельности (55 – 60 лет);

     - кризис социально-профессиональной  адекватности (65 – 70 лет).

     Таким образом в интересующий нас период времени люди часто сталкиваются с кризисом социально – профессиональной самоактуализации. Этот кризис обусловливается  тем, что у человека появляется и  нарастает неудовлетворенность возможностями реализовать себя в сложившейся профессиональной ситуации, недовольство собой, своим социально-профессиональным статусом. Происходит коррекция «Я-концепции». Часто к этому времени уже бывают выражены профессиональные деформации.

     Способы преодоления кризиса могут быть как позитивные, так и негативные. В одних случаях это будет  переход на инновационный уровень  выполнения деятельности (творчество, изобретательство, новаторство), в других – сверхнормативная социально-профессиональная деятельность. Это может быть переход на новую должность или работу, или смена профессиональной позиции, сексуальные увлечения, создание новой семьи. 

     1.2.3. Кризис семейной системы. 

     Особого внимания заслуживает кризис семейной системы.

     Рассмотрим более подробно стадию развития семьи, когда родители достигают среднего возраста, а дети, как правило, становятся подростками.

     В этот период супруги часто сталкиваются с переменами в собственной жизни, что нередко вызывает переоценку и супружеских отношений. Психологическое пространство семейных отношений начинает испытывать на себе более или менее опосредованное влияние чужих людей – друзей и учителей детей, сослуживцев жены и мужа и др. Это делает его не только более широким, но и менее защищенным.

     Семья в это время также уязвима в отношении риска развода, поскольку именно на эту стадию приходится кризис «середины жизни», нередко вызывающий желание «начать жизнь с чистого листа». Развод в этом смысле представляет собой, на первый взгляд, самое легкое решение расстаться с прошлым и начать жизнь заново.

     Как уже указывалось, эта стадия часто  совпадает с периодом личностного  кризиса середины жизни одного или  обоих супругов. К этому времени  дети подросли, отношения между супругами  стали привычными, рутинными, потеряли остроту. Бессознательный страх того, что оставшаяся половина жизни будет сплошь состоять из выполнения семейных и служебных обязанностей, которые уже порядком надоели, заставляет предпринимать попытки каких-то изменений. Человек нередко пытается выйти за рамки своего жизненного сценария, поменяв работу, семью, место и даже страну проживания.  Попытка предотвратить разрыв с помощью беременности и родов, которые иногда предпринимаются одним из супругов (чаще женщиной) или (реже) с обоюдного согласия, к успеху почти никогда не приводит.

     Психологи давно заметили удивительный факт –  семейная жизнь многими людьми, особенно женщинами, воспринимается чрезмерно  серьезно – как долг, как обязанность, как правило или правила.

     Основная  психологическая характеристика семьи на данной стадии жизненного цикла – совпадение или значительное пересечение кризисных возрастных стадий каждого поколения семейной системы.

     Старшее поколение прародителей сталкивается с необходимостью прекращения активной производственной и социальной деятельности и перестройки образа жизни в связи с возникновением проблем утраты физических сил и возможностей.

     Среднее поколение супругов – родителей  вступает в кризис середины жизни, требующий  переосмысления жизненного пути и подведения итогов.

     Наконец, младшее поколение – подростки  – заявляет свои права на признание  их нового статуса – статуса взрослого, что с необходимостью приводит к  перестройке системы родительско–детских  отношений.

     Пересечение трех возрастных кризисов – пожилого возраста, середины жизни и подросткового, – переживаемых тремя поколениями расширенной семьи, каждый из которых характеризуется своими уникальными задачами развития, создает особую уязвимость семейной системы на данной стадии жизненного цикла. Именно на этой стадии констатируется максимальная тревожность членов семьи, переживание чувства утраты безопасности, незащищенность.

     Цель  – развитие семейной системы с  учетом растущей независимости детей  и включение заботы о старшем  поколении (прародителях).

     Задачи:

     - пересмотр системы детско-родительских  отношений в направлении признания  права подростков на взрослость  и предоставление им необходимой  и возможной степени независимости  и самостоятельности;

     - забота о старшем поколении  семьи (прародителях);

     - изменение «весовой категории» поколений, принятие поколением супругов полной меры ответственности за благополучие расширенной семьи и изменение характера отношений между старшей и средней генерацией: признание старшим поколением роли лидера за средним поколением;

     - решение задач возрастного развития, перефокусирование личности на преодоление кризиса середины жизни, успешное разрешение задач личностного развития и самоактуализации, профессионального и карьерного роста.

Информация о работе Кризис периода взрослости и особенности межличностных отношений в браке