Кризис периода взрослости и особенности межличностных отношений в браке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:47, курсовая работа

Описание

Теория кризиса как самостоятельная дисциплина в психологии появилась сравнительно недавно. Значимые психологические исследования, посвященные теории кризисов, представлены работами Э. Линдерманна, Дж. Каплана, Дж. Якобсона (Цит. По: Пергаменщик Л. А.)

Кризис (от греч. krisis – решение, поворотный пункт) – это нарушение состояния равновесия системы, резкий, крутой перелом в чем-нибудь, тяжелое переходное состояние, острое затруднение в чем-либо.

Содержание

Глава 1

Обзор литературных источников о кризисе периода взрослости и особенностях межличностных отношений в браке

1. Кризис: понятие, классификации, стадии
Стадии развития и кризисы взрослого человека

1.2. Кризис середины жизни (средней взрослости)

1.2.1. Кризис средней взрослости как кризис индивидуальной жизни

1.2.2. Кризис социально-профессиональной самоактуализации

1.2.3. Кризис семейной системы

2. Семья. Основные понятия

2.1. Типы и типология семьи

2.2. Семейные кризисы

Глава 2

Эмпирическое исследование особенностей межличностного общения супругов в период кризиса середины жизни.
Методики исследования
Выборка испытуемых
Анализ полученных данных
Корреляции
Выводы

Работа состоит из  1 файл

Курсовик за 2009г обезличенный.doc

— 196.00 Кб (Скачать документ)

      Однако, П. Пармели, изучившая 110 пар со стажем  брака от  3  до 14 лет, пришла  к противоположным выводам:  с удовлетворенностью  браком позитивно связана не  фемининность  обоих  супругов,  а  маскулинность  жены (Антонюк Е.В., 1992, С. 64-65).

      Пармели объясняет свои данные тем, что мужчины предпочитают более независимых жен, разделяющих их интересы и увлечения.

      С другой стороны, Майерс (1997,  С. 243-244) приводит похожие данные, но в контексте скорее гендерных   различий  полов – речь  идет   о  людях средних лет  и более преклонного возраста вообще. Тот факт,  что  мужчины  и женщины со временем становятся более андрогинными, способными  и на напор  и на заботу, Майерс объясняет: а) гормональными изменениями и б)  избавлением от ранневозрастных  ролей  (актуальных  в  период  ухаживания  и  заботы о малышах), что  позволяет им в большей  степени  выражать   свои  подавленные ранее потребности.

      Отсюда, если считать  интерпретации  Майерса  и  Пармели  адекватными, получается,  что в начальный период   брака  маскулинные  женщины подавляют свои  потребности  фемининного характера   во   имя  соответствия  интересам мужа.

      Другим, но уже  теоретическим  построением,  объясняющим  феномен  удовлетворенности браком, является модель  стабильности  брака  В.А.  Сысенко,  который  считает,  что функции  и  цели  брака  удовлетворяют  различные   потребности   людей,   а стабильность этого брака   обеспечивают  две   системы  факторов.  Первая – система  социально-экономических факторов, определяющая  устойчивость  брака (жилищные условия,  материальная  обеспеченность, бюджет  времени  и  т.д.). Вторая – система социально-психологических факторов, отражающая степень  удовлетворенности браком. Этот  феномен   Сысенко   условно  называет  удовлетворением   эмоционально-психологических потребностей, к  которым относит следующие:

      1) в доверительно-дружеском   общении; 

      2) в близких людях,  в брачном партнере; 

      3) быть  любимым;

      4) в психологической    поддержке;

      5) во взаимопомощи,  поддержке  и  сотрудничестве;

      6) сексуальную   потребность (Сысенко В.А., 1998).

      Освещая проблему  супружеского  общения, нельзя не вспомнить про супружеский конфликт, который является  не причиной  снижения  удовлетворенности  отношениями,  а  скорее, сопровождающим фактором. Причиной же  различными  теоретиками  и  практиками называются факторы от реализации родительских  паттернов  взаимодействия  до компенсации своей заниженной  самооценки  (Сатир  В.,  1999;  Алешина  Ю.Е., 1999; Пэйдж С., 1995 и многие другие).

      Тем не  менее,  следует  выделить  стабилизирующую  функцию  конфликта (которая помогает перейти от  разногласий к выработке общих взглядов)  и сигнальную, оповещающую о кризисе, о переходе семьи на новый  этап  развития (Резников В.Е., 1991, С. 25; Литвинова Л.Г., 1994).

     Семья представляет собой открытую систему, члены которой взаимодействуют  друг с другом и с окружающими  системами (школа, производство, наука, религия, государство и др.). Вследствие действия «обратных связей» с  внешними биологическими и социальными системами семья является постоянно развивающейся системой. Внешние силы могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на семью. В свою очередь последняя аналогичным образом воздействует на другие системы. Таким образом, семейная система стремится, с одной стороны, к сохранению сложившихся связей, с другой – к развитию и переходу на более высокий уровень функционирования.

     Семейная система имеет такие признаки:

  1. система как целое больше, чем сумма ее частей;
  2. что-либо, затрагивающее систему в целом, влияет на каждый элемент внутри системы;
  3. расстройство или изменение в состоянии одной части системы отражается в изменении других частей и системы в целом.
 
      1. Типы  и типология семьи.
 

     Выделяют  два основных типа семей: нормально функционирующие и дисфункциональные.

      Нормально функционирующая  семья – та семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет все свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена.

      Дисфункциональная (дисгармоничная) семья – это семья, в которой выполнение функций оказывается нарушенным, в силу чего в супружеской, родительской, материально-бытовой и других сферах жизнедеятельности не достигаются цели родственников и общества в целом. Такая семья не обеспечивает личностного роста каждого из своих членов и блокирует их потребность в самоактуализации.

     Поскольку развитие каждого члена семьи  и развитие семьи в целом являются в достаточной степени независимыми процессами, осуществляемыми в соответствии с присущими им закономерностями, их собственной природой, и взаимосвязаны с окружающим миром, возникают естественные противоречия между семьей и личностью. Методы, с помощью которых семья и сам человек разрешают имеющиеся противоречия, определяющим образом влияют на жизнедеятельность семьи и ее членов.

     Критериями  типологии семьи являются: ее состав; стаж супружеской жизни; количество детей; место и тип проживания; особенности распределения ролей, главенства и характер взаимодействия; профессиональная занятость и карьера супругов; социальная однородность; ценностная направленность семьи; особые условия семейной жизни; характер сексуальных отношений.

     В зависимости от состава семьи выделяют нуклеарную (ядерную), расширенную, неполную и функционально неполную семьи.

      Различают семьи по способам реагирования на стрессовые, конфликтные ситуации и  нормативные кризисы (связанные  с определенными этапами семейного  функционирования). В основу данной типологизации положен феномен  психологического здоровья семьи – интегральный показатель ее функционирования, который отражает качественную сторону социально-психологических процессов семьи, показатель социальной активности ее членов во внутрисемейных отношениях, в социальной среде и профессиональной сфере, а также состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех ее членов. Этот показатель характеризует два основных типа семей:

      Благополучные семьи. Их проблемы, как правило, связаны с изменяющимися условиями жизнедеятельности в социуме:

     1) с чрезмерным стремлением защитить  друг друга, помочь другим членам  семьи («снисходительная, потворствующая  гиперпротекция» и «чрезмерная  опека»);

     2) с неадекватностью соотнесения  собственных представлений о семье и тех социальных требований, которые предъявляются к ней на данном этапе социального развития (трудности восприятия противоречий современного социума).

      Неблагополучные семьи. Психологические проблемы возникают из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи под воздействием сверхсильных внутрисемейных и общесоциальных жизненных факторов.

      В.А. Сысенко выделяет 3 типа неблагополучных семей:

     - Конфликтные

     - Кризисные

     - Проблемные

     Важнейшими  характеристиками семьи являются ее функции, структура и динамика (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., 1999).

     Функция – это жизнедеятельность семьи, связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов.

     Выделяют  следующие функции:

     - воспитательная;

     - хозяйственно – бытовая;

     - эмоциональная;

     - функция духовного (культурного)  общения;

     - сексуально – эротическая.

     Реализуя  свои функции, семья, с одной стороны, удовлетворяет важнейшие естественные, биологические потребности человека (прежде всего, в самосохранении и  продолжении рода). С другой стороны, позволяет человеку достигать определенных целей в общении, в личностном и духовном росте. При этом с развитием семьи ее цели закономерно меняются: одни утрачивают свою значимость, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями.

     Наиболее  важной особенностью семейных функций  является их комплексность, основанная на взаимодействии родственников (Навайтис Г., 1995).

     Структура семьи – это состав ее членов, а также совокупность их взаимоотношений. Анализ данного феномена позволяет понять, как семья реализует свои функции.

      Структуру семьи можно представить как  топографию – квазипространственный  срез семейной жизни (Холмогорова А. Б., 2002). Основными характеристиками, которые позволяют ее описать, являются понятия «связь» и «иерархия».

      Связь – это психологическое расстояние между членами семьи. Очень близкое (симбиоз) или, напротив, очень далекое (разобщенность) расстояние может привести к семейной дисфункции.

      Иерархия характеризует отношения доминантности – подчиненности в семье. Она может быть низкой, умеренной и высокой.

      Семья не статичное образование, с течением времени она развивается. Развитие семьи отражается в фазах ее жизненного цикла.

     Жизненный цикл семьи или  ее динамика – это изменение ее структуры и функций в зависимости от этапов жизнедеятельности.

     Исследования  жизненного цикла семьи показывает, что приспособление к переходным периодам развития нередко переносится болезненно, дестабилизирует жизнь семьи в трех поколениях и выступает как причина ее дисфункции.

     Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добряков и И. М. Никольская выделяют стадии жизненного цикла семьи, исходя из отношений между супругами и из того, каким образом они пытаются разрешить возникающие конфликты. Руководствуясь этим, он выделяет шесть стадий развития супружеского холона:

     1) стадия добрачных отношений;

     2) стадия конфронтации;

     3) стадия компромиссов;

     4) стадия зрелого супружеского  холона;

     5) стадия кризиса середины жизни  (экспериментирование с независимостью);

     6) стадия «ренессанса» супружеских отношений.

     Закономерность  чередования стадий прослеживается в большинстве семей, однако сроки  смены одной стадии другой весьма вариативны. Это связано как с  личностными особенностями членов семьи, так и с влиянием факторов внешней среды.

     Переломным  моментом в развитии науки о семье было возникновение представления о ней, как о системе (Jackson D., 1965) и введение в семейную психологию терминов «семейная система», «семейные подсистемы», «информация», «обратная связь».

      Семья как система выполняет свои функции с помощью определенных механизмов:

      - структуры семейных ролей;

      - семейных подсистем;

      - внешних и внутренних границ  между ними.

     Э. Тийт выделяет 3 внутренних фактора стабильности семьи. Первый фактор связан непосредственно с личностью каждого из супругов, особенностями прародительской семьи и полученным воспитанием в семье. Второй – предыстория брака и обстоятельства, сопутствующие вступлению в брак. Третий фактор связан с выполнением функций семьи, с отношениями, складывающимися внутри семьи.

     Особое место в брачно-семейных отношениях занимает любовь. Э. Фромм отмечает, что способностью любить наделены немногие. Человек, слишком низко оценивающий себя, не может принять любовь другого, по его мнению, более значимого человека. Он начинает искать в том человеке или недостатки, или притворство.

     Американскими психотерапевтами была разработана  диагностическая схема «Трехосевая классификация проблемных семей» (Tseng V., McDermott J., 1979).

     Первая  ось – нарушение развития семьи. Это совокупность трудностей, возникающих на различных этапах развития любой семьи (первичная дисфункция); трудности установления взаимоприемлемых отношений между супругами; проблемы, возникающие с появлением ребенка, с трудными этапами в его развитии; уход из семьи выросших детей или смерть близких; семейные кризисы, связанные с оставлением семьи одним из супругов, с повторным браком; неустойчивость семьи в связи с частыми отъездами одного из его членов.

Информация о работе Кризис периода взрослости и особенности межличностных отношений в браке