Кризис периода взрослости и особенности межличностных отношений в браке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:47, курсовая работа

Описание

Теория кризиса как самостоятельная дисциплина в психологии появилась сравнительно недавно. Значимые психологические исследования, посвященные теории кризисов, представлены работами Э. Линдерманна, Дж. Каплана, Дж. Якобсона (Цит. По: Пергаменщик Л. А.)

Кризис (от греч. krisis – решение, поворотный пункт) – это нарушение состояния равновесия системы, резкий, крутой перелом в чем-нибудь, тяжелое переходное состояние, острое затруднение в чем-либо.

Содержание

Глава 1

Обзор литературных источников о кризисе периода взрослости и особенностях межличностных отношений в браке

1. Кризис: понятие, классификации, стадии
Стадии развития и кризисы взрослого человека

1.2. Кризис середины жизни (средней взрослости)

1.2.1. Кризис средней взрослости как кризис индивидуальной жизни

1.2.2. Кризис социально-профессиональной самоактуализации

1.2.3. Кризис семейной системы

2. Семья. Основные понятия

2.1. Типы и типология семьи

2.2. Семейные кризисы

Глава 2

Эмпирическое исследование особенностей межличностного общения супругов в период кризиса середины жизни.
Методики исследования
Выборка испытуемых
Анализ полученных данных
Корреляции
Выводы

Работа состоит из  1 файл

Курсовик за 2009г обезличенный.doc

— 196.00 Кб (Скачать документ)

     Эмпирическое  исследование особенностей межличностного общения супругов в период кризиса середины жизни. 

    1. Методики  исследования:

     Для проведения исследования были использованы следующие методики:

  1. Анкета со сведениями об образовании, трудовой деятельности, семье (семейное положение, наличие детей, особенности проживания, семейное положение родителей)
  2. Методика «Особенности общения в семье» (Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М.)
  3. Методика «Временные децентрации» (Головаха Е. И., Кроник А. А.)
  4. Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И Вассермана
  5. Методика «Смысложизненные ориентации» (СЖО)  Леонтьева  
  6. Методика «Цветовые метафоры» (Соломин И. Л.)
  7. Опросник «Смысл жизни»  
 
    1. Выборка испытуемых

     В исследовании приняли участие 19 человек  в возрасте от 35 до 45 лет. Из них 6 мужчин и 13 женщин. 
 

  
  1. Анализ  полученных данных
    1. Корреляции

     Женщины более довольны своим образованием.

     Семейные  люди более удовлетворены своим  социальным статусом, положением в обществе (коэффициент корреляции Пирсона 0.458, значимость на уровне 0.049), здоровьем (коэффициент корреляции Пирсона равна 0.459, значимость на уровне 0.048). Итоговый индекс социальной фрустрированности у семейных людей также более низкий по сравнению с разведенными (коэффициент корреляции Пирсона 0.485, значимость на уровне 0.035).

     Психотерапевтичность общения положительно коррелирует со всеми шкалами по методике «Особенности общения в семье».

     Значимые  корреляции на уровне 0,01:

     Доверительность общения – коэффициент корреляции Пирсона 0.658, значимость на уровне 0.002.

     Взаимопонимание – коэффициент корреляции Пирсона 0.697, значимость на уровне 0.001.

     Сходство  во взглядах – коэффициент корреляции Пирсона 0.708, значимость на уровне 0.001.

     Наличие общих символов – коэффициент корреляции Пирсона 0.757, значимость на уровне 0.000.

     Легкость  общения – коэффициент корреляции Пирсона 0.799, значимость на уровне 0.000.

     Чем более психотерапевтично общение  супругов, тем меньше фрустрированность  в сфере удовлетворенности отношениями  с супругом (коэффициент корреляции Пирсона -0.521, значимость на уровне 0.022) и семейной жизнью (коэффициент корреляции Пирсона -0.495, значимость на уровне 0.031).

     Также интересно отметить, что психотерапевтичность общения отрицательно коррелирует  с ориентацией на прошлое (коэффициент  корреляции Пирсона -0.469, значимость на уровне 0.043) и положительно – с ориентацией на будущее (коэффициент корреляции Пирсона 0.573, значимость на уровне 0.010). 

     Все это показывает насколько важна  психотерапевтичность общения для  супругов, переживающих середину жизни.

     Чем больше ориентация на прошлое, тем больше фрустрированность в сфере семейной жизни в целом (коэффициент корреляции Пирсона 0.476, значимость на уровне 0.040), что может говорить о ригидности семейной системы у людей живущих прошлым, нежелании менять отношения. 

     Корреляция между удовлетворенностью семейной жизнью в целом и отношениями с родителями (коэффициент корреляции Пирсона 0.713, значимость на уровне 0.001) лишь подтверждает, что в своих семейных отношениях дети ориентируются на отношения со своими родителями. Легкость и доверительность общения отрицательно коррелируют с уровнем фрустрированности отношениями с родителями (коэффициент корреляции Пирсона -0.614 и -0.492, значимость на уровне 0.005 и 0.032 соответственно).

     В этот период важна социальная поддержка, что подтверждается значимыми корреляциями коэффициента фрустрированности по шкале «удовлетворенность отношениями с друзьями и ближайшими знакомыми» с такими шкалами как «итоговый индекс социальной фрустрированности» (коэффициент корреляции Пирсона 0.464, значимость на уровне 0.045), «цели в жизни» (коэффициент корреляции Пирсона -0.625, значимость на уровне 0.004), «процесс жизни» (коэффициент корреляции Пирсона -0.473, значимость на уровне 0.41), результативность жизни (коэффициент корреляции Пирсона -0.590, значимость на уровне 0.008), локус контроля – Я (коэффициент корреляции Пирсона -0.486, значимость на уровне 0.035), локус контроля – жизнь (коэффициент корреляции Пирсона -0.560, значимость на уровне 0.013), общая осмысленность жизни (коэффициент корреляции Пирсона – 0.674, значимость на уровне 0.002).

       
 
 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы: 

Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие  для студентов ВУЗов. 4-е изд. М.: Академический проект, 2003.

Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. Пособие. СПб, Речь, 2005

--- Божович Л.  И. Этапы формирования личности  в онтогенезе // Проблемы формирования  личности: Избр. психол. труды / Под  ред. Д. И. Фельдштейна. –  М.; Воронеж, 1995.

Василенко В. Е., Манукян В. Р. Возрастные кризисы  жизненного цикла: Учебное пособие. – СПб, 2006.

-@ Вебер Г.  Кризисы любви: Системная психотерапия  Берта Хеллингера. — М.: Изд-во  Института Психотерапии, 2002.

--- Возрастные  и индивидуальные особенности  младших подростков / Под ред.  Д. Б. Эльконина и Т. В.  Драгуновой. – М.; 1967.

--- Выготский  Л. С. Проблема возраста // Собрание  сочинений: В 6 т. – М., 1984.

Головей Л. А., Манукян  В. Р. Психобиографическое изучение кризисов взрослого  периода развития // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, социология, педагогика. Серия 6. Выпуск 4. № 30. 2003г.

Грановская Р. М. Элементы практической психологии. 5-е изд., испр. и доп. – СПб.: Речь, 2003.

Зеер Э. Ф. Психология профессий. ???

Карабанова О. А. Психология семейных отношений и  основы семейного консультирования: Учеб. пособие / О. А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2007.

Кон И. С. От самоопределения  к самореализации // В поисках  себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.

Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: брачно – семейные отношения. – СПб.: Изд-во С.–Петерб. ун-та, 2000

Коростылева Л. А. Самореализация как развитие личности в период взрослости. // Теоретические  и прикладные вопросы психологии (параметры личности). Выпуск 2, часть 2. Под общей редакцией проф. Крылова  А. А., Санкт-Петебрург, 1996.

Косякова О. О. Возрастные кризисы. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

Лидерс А. Г. Психологическое  обследование семьи: учебное пособие-практикум  для студентов факультета психологии высших учебных заведений / А. Г. Лидерс. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

Манукян В. Р. К  вопросу о кризисе середины жизни. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, социология, педагогика. Серия 12. Выпуск 4. Декабрь 2008г.

Нейпир О., Витакер  К. Семья в кризисе: Опыт терапии  одной семьи, преобразивший всю ее жизнь / Перевод с английского – М.: «Когито-Центр», 2005.

Обухова Л. Ф. Эпигенетическая  теория развития личности Эрика Эриксона.: Статья
Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник. –  М., Российское педагогическое агентство, 1996.

Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента  Т. Ф. Психология семейных кризисов. –  СПб.: Речь, 2007.

Осухова Н. Г. Психологическая  помощь в трудных и экстремальных  ситуациях: Учебное пособие для  студентов высших учебных заведений  – М.:Издательский центр «Академия», 2005.   

Психология возрастных кризисов: Хрестоматия - / Сост. К. В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 2000.

Психология развития: Учеб. для студентов высших психологических  учебных заведений / Т. Д. Марцинковская, Т. М. Марютина, Т. Г. Стефаненко и др.; Под ред. Т. Д. Марцинковской. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Психология семейных отношений и основы семейного  консультирования: учеб. пособие / Карабанова О. А. – М.: Гардарики, 2007.

Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

@ Психология  человека от рождения до смерти. / Реан А. А. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.

Психология зрелости. Хрестоматия.  Редактор-составитель  Д. Я. Райгородский. Учебное пособие  по возрастной психологии. Для факультетов: психологии, педагогики и социальной работы – Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М, 2003. 

- Румянцева Т.  В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2006.

Рыбалко Е. Ф. Динамика основных характеристик человека в  различные периоды его зрелости. // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. Пособие. 2-е изд., испр. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.

@ Сатир Вирджиния.  Почему семейная терапия? 

Сатир Вирджиния. Психотерапия семьи. – «Ювента», СПб, 1999.

Семейная психотерапия / Составители Эйдемиллер Э. Г., Александрова Н. В., Юстицкис В. – Спб: Питер, 2000.

Системная семейная психотерапия / Под ред. Э. Г. Эйдемиллера. – СПб.: Питер, 2002.

Социально-психологическая  и консультативная работа с семьей: Хрестоматия / Сост. Л. Б. Шнейдер: В 2 ч. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – Ч. II

- Сысенко В.  А. Устойчивость брака: Проблемы, факторы, условия. – М.: Финансы и статистика, 1981

Учебное пособие  по психологии семейных отношений. Для  факультетов: психологических, медицинских  и социальной работы. /  Редактор-составитель  Райгородский Д. Я. – Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М, 2004.

Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999.

Филимоненко Ю. И. Жизненный путь: самореализация личности с опорой на подсознание.

Хабарова  ____________ // Сборник статей по материалам лучших дипломных работ 2006г. 

Хеллингер Б. Порядки  любви: Разрешение семейно-системных  конфликтов и противоречий. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2003.

Шарп Д. Кризис среднего возраста: Записки о выживании / Перевод с английского В. Мершавки. – М.: Независимая фирма «Класс», 2007. Часть 1 и часть 2.

Шихи Гейл. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста: Пер. с англ. – СПб.: ООО «Каскад», 2005.

Шнейдер Л. Б. Семейная психология: Учебное пособие для  вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005.

Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольский И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и  психологов. – СПб.: Речь, 2005

LifeLinу и другие новые методы психологии жизненного пути. / Сост.и общ.ред. А. А. Кроника; послесл. Е. И. Головахи. – М.: Издательская группа «Прогресс» – «Культура», 1993.

Информация о работе Кризис периода взрослости и особенности межличностных отношений в браке