Курс лекций по "Клинической психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 02:32, курс лекций

Описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Клиническая психология"

Работа состоит из  1 файл

Клиническая психология.doc

— 181.50 Кб (Скачать документ)

Клиническая психология.(лекции)

       1 тема «введение  в клиническую  психологию»

       Зарождение  научной клинической психологии датируется концом 19 века, когда американец Лайтнер Уитмер (1867- 1956), учившийся  в Лейпциге у Вундта, ввел понятие  клинической психологии, основав первую психологическую клинику и первый специальный клинико-психологический журнал. С 1917 года кл. психология как организация исследователей и практиков представлена Американской ассоциацией клинической психологии. В немецкоязычных странах уже с начала 20 века в психологии  существовало большое количество научных и практических направлений, которые можно отнести к сфере клинической психологии; но само понятие как таковое оформилось только в середине 20 века.

       Клиническая психология- есть частная  психологическая дисциплина, предмет которой- психические расстройства (нарушения) и психические аспекты соматических расстройств болезней. Сюда относятся следующие разделы: этиология анализ условий возникновения расстройств, классификация, диагностика, эпидемиология, интервенция (профилактика, психотерапия, реабилитация, охрана здоровья, оценка).

       Психологические дисциплины часто подразделяют на фундаментальные  и прикладные, при этом клиническая  психология рассматривается как  прикладная дисциплина. Однако научно- теоретическая дискуссия показала, что подразделение наук на фундаментальные и прикладные во многом произвольно. Точно также обстоит дело и с клинической психологией.

       Если  говорить о клинической психологии с точки зрения представителей теории науки, то здесь нет разногласий: клиническая психология- эмпирическая  наука, т.е. эмперико-научная дисциплина, в которой эксперименту придается особое  значение.

       Понятие расстройства и вида расстройства (расстройства психические и  соматические)

       В определении клинической психологии используются два понятия- расстройство и вид расстройств (психическое, соматическое), которые можно раскрыть следующим образом:

       Расстройство: мы говорим «психические расстройства» вместо «психические болезни»(МКБ-10). Понятие «болезнь»подразумевает отчасти, что существует некое единство, обладающее специфическим набором симптомов и характером течения, которые обусловлены соответствующими биологическими процессами. Это определение подходит к соматическим нарушениям. При психических же нарушениях подобные соответствия бывают спорны, поэтому представляется целесообразным применять более открытое понятие- психическое расстройство.

       Виды  расстройства (психическое, соматическое): клиническая психология занимается в первую очередь психическими расстройствами, однако сюда можно отнести и психические феномены при соматических заболеваниях, так как многие проблемы при психических и соматических расстройствах сопоставимы. При соматических заболеваниях психические феномены часто  нельзя не учитывать в рамках этиологии анализа условий возникновения (психические факторы при инфаркте миокарда), описаний (физические ощущения после ампутации) или вмешательств (например, более эффективное совладение с болезнью при нарушениях слуха).

       Разделяя  психическое и соматическое, мы тем самым подходим к вопросу об основных категориях понимания феномена человека- разных плоскостях рассмотрения. Чаще всего выделяют следующие плоскости: биологическую (соматическую), психическую, социальную и экологическую. Наличие таких понятий, как психофизиология, психосоматика и т.д. говорит о том, что разные плоскости пересекаются друг с другом. Используя понятия «психическое»и «соматическое», нельзя не коснуться проблемы души и тела, для решения которой в философии предлагаются различные онтологические и эпистемиологические подходы.

       Клиническая психология и смежные  дисциплины:

  Определение Собственное

 профессиональное 

наименование

Клиническая психология Частная психологическая дисциплина, которая  занимается психическими расстройствами и психическими аспектами соматических расстройств \ болезней. Сюда относятся, в частности, следующие темы: этиология/ анализ условий возникновения, классификация, диагностика, эпидемиология, интервенция (психопрофилактика, психотерапия, реабилитация, здравоохранение, оценка). Есть (для  психологов). В Австрии существует правовое обеспечение деятельности клинических психологов.
Поведенческая медицина Междисциплинарная научно- исследовательская прикладная область. В своем подходе к  проблемам здоровья и болезни  ориентируется на биопсихосоциальную модель. Осуществляемый в ее рамках синтез достижений науки о поведении и биомедицинских наук призван помочь успешному решению проблемы здоровья- болезни и использованию этих достижений в профилактике, интервенции и реабилитации. Нет
Медицинская психология Применение  знаний и методов психологии для  решения проблем медицины. На переднем плане здесь – ситуация пациента и взаимоотношения врач- пациент. В более широком смысле сюда относятся  предупреждение болезни и охрана здоровья.  Нет
Клиническая нейропсихология Частная психологическая дисциплина, которая  изучает влияние локальных поражений  головного мозга на эмоции и поведение. Есть (для  психологов)
Психология  здоровья Научный и педагогический вклад, психологии в профилактику и охрану здоровья, предотвращение и лечение болезней, выявление форм поведения, повышающих риск заболевания, постановку диагноза и выявление причин нарушения здоровья, реабилитацию, совершенствование системы здравоохранения. В стадии разработки (для психологов). В Австрии существует правовое обеспечение деятельности специалистов по психологии здоровья.
Общественное  здравоохранение Междисциплинарная область исследовательской и  практической деятельности, занимающаяся повышением общего уровня здоровья населения(предупреждение болезней, профилактика), продление жизни, улучшение самочувствия посредствам общественных мероприятий или посредством влияния на систему здравоохранения в целом. Речь идет о системном подходе, в расчете на все население. В стадии разработки (для психологов).
Психиатрия Частная медицинская дисциплина, которая  занимается психическими болезнями (отчасти  с акцентом на биологических аспектах). Сюда относятся: этиология\ анализ условий  возникновения, классификация, диагностика, эпидемиология, интервенция (профилактика, психотерапия, реабилитация, здравоохранение, оценка). Есть (только для медиков при обозначении  врачебной специальности)
 

       Медицинская психология – прикладная область психологической науки, изучающая проблемы медицины в психологическом аспекте  и методами психологии. Она изучает психику человека   с целью его лечения от болезни или ее профилактики.

       Основные  задачи мед. психологии:

      1. Изучение психологических факторов, влияющих на возникновение, развитие, лечение и профилактику болезни.
      2. Изучение влияния тех или иных болезней на психику человека.
  1. Изучение внутренней картины болезни, реакция на болезнь, отношение к болезни. Психология больного человека при различных болезнях.
  1. Изучение нарушения развития психики.
  2. Изучение психологии отношения больного человека с окружающей микросредой (врач- психолог- больной, больной- его семья).
  3. Изучение теории и практики психокоррекции и психотерапии.
  4. Проблема реабилитации, как разносторонний процесс воздействия на больного человека и окружающую микросреду, направленный на восстановление личностного и социального статуса пациента.
  5. Изучение психологических проблем, психогигиены и психопрофилактики- как важнейшие условия реализации здорового образа жизни и профилактики болезни.

       Ориентация  на столь широкий круг вопросов позволяет выделить предмет медицинской психологии. Предметом медицинской психологии является личность больного человека, точнее особенности психической деятельности человека в их значении для патогенетической и деффиринцированной диагностики  болезни, оптимизации лечения и предупреждение, сохранение и укрепление здоровья.

       Методы  мед. психологии- это способы, посредствам которых познается предмет науки. В мед. Психологии используется набор методик: клинические и лабораторные методы психологической диагностики.

       Основу  клинического метода составляет расспрос и наблюдение.

Расспрос  больного позволяет получить ценные сведения о его личности, собрать  психологический анамнез. Иногда приходится прибегать к расспросу родственников  и лиц, знающих больного (объективный анамнез) который дает

- уточнить  высказывания больного о себе, об отношении к болезни;

-оценить  присущие больному личностные  особенности, и то, как они изменились  за время болезни.

       Психологический анамнез отличается от медицинского тем, что его задачей является – получить от больного сведения для оценки его личности, как сложившейся системе отношений к самому себе, окружающим, и в особенности в отношении к болезни и оценке того, на сколько болезнь изменила всю эту систему.

       Медицинский анамнез в субъективных жалобах больного призван объективные проявления болезни.

       Психологический анамнез данных о течении болезни  и жизненном пути призван выявить  какое отражение болезни в  субъективном мире больного, как сказывается  на его поведение, на всей системе личностных отношений.

       Внешне  медицинский и психологический  анамнез- как методы исследования весьма сходны расспрос может идти по одному плану, но их цели использования полученных данных совершенно отличны.

       Психологический анамнез делится на анамнез жизни и болезни (вита, морби)

       Психологический анамнез болезни- часть его состоит из выслушивания жалоб больного и расспроса о влиянии болезни на различные отношения больного. Жалобы больного важны не столько тем, на что больной жалуется, сколько тем, в какой мере и какими словами эти жалобы предъявляются. Уже по тому, как высказываются жалобы можно получить первое впечатление о б особенностях личности больного. Беседы с больным и наблюдение за его поведением, изучение истории жизни человека т.к. личность формируется в процессе жизни- это биографический (анамнестический) метод. Он относится к аналитическим методам, изучающим закономерности жизненного пути, позволяет получить целостное представление о личности и о ее развитии.

       При изучении больного человека необходимо учиться разговаривать с больным, собрать анамнез с его слов, а так же пользоваться анамнезом со слов родственников и сослуживцев больного.

       Экспериментальные психологические  методы исследования предполагают использование проективных методик и опросчиков.

       Проективные методики- совокупность методик, направленных на исследование личности разработаны в рамках проективно-диагностического подхода. Понятие проекций для этих методик было использовано Франклом 1939ги закрепилось, является общепринятым в психологической диагностике.

       Наиболее  существенным признаком проективных  методик является использование  в них неопределенных, неоднозначных (структурированных) стимулов, которые  испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать. Стимулы проективных методик приобретают смысл не столько в силу их объективного содержания, сколько в связи с личностным значением, передаваемым обследуемым. Отсюда характерно для проективных методик отсутствие оценки ответов реакций, как правильных или ошибочных, ограничение в их выборе.

       Первое  описание процесса проекции в ситуации со стимулами, допускающими их различную  интерпретацию принадлежит Мюррею. Положение Мюррея, в которых проекция рассматривается как естественная тенденция людей, действует под влиянием своих потребностей, интересов всей психической организации, является наиболее ранним приложением понятия проекции в психологическом исследовании. По его мнению, защитные механизмы в процессе проекции могут проявляться, а могут и не проявляться.

       Различают следующие группы проективных методик:

       1. конститутивные- структурирование, оформление стимулов, предание им смысла (тест Роршеха)

       2. конструктивные- создание из оформленных деталей осмысленного целого (тест мира),

       3. интерпретативный- истолкование какого –либо события (тематический апперцепционный тест ТАТ),

       4. катартические- осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях (психодраммы),

       5. экспрессивный- рисование на свободную или заданную тему (дом- дерево- человек),

       6. импрессивный- предпочтение одних стимулов, как наиболее желательных другим (тест Люшера),

       7. аддетивные- предложения, рассказы, истории (незаконченные предложения, вербальный проективный тест).

       Критики проективных методик указывают, что они недостаточно стандартизированы, почти целиком отданы на откуп опыту и знаниям экспериментатора, вследствие чего полученные результаты скорее проясняют личность самого психолога, а не обследуемого. Особо подчеркивалось неподатливость проективных методик традиционным способам определения валидности и надежности.

       Проективные методики помогают исследователям проникнуть в труднообъективирующие ускользающие при использовании традиционных психодиагностических методов особенности  личности.

Информация о работе Курс лекций по "Клинической психологии"