Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 02:32, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Клиническая психология"
Клиническая психология.(лекции)
1 тема «введение в клиническую психологию»
Зарождение научной клинической психологии датируется концом 19 века, когда американец Лайтнер Уитмер (1867- 1956), учившийся в Лейпциге у Вундта, ввел понятие клинической психологии, основав первую психологическую клинику и первый специальный клинико-психологический журнал. С 1917 года кл. психология как организация исследователей и практиков представлена Американской ассоциацией клинической психологии. В немецкоязычных странах уже с начала 20 века в психологии существовало большое количество научных и практических направлений, которые можно отнести к сфере клинической психологии; но само понятие как таковое оформилось только в середине 20 века.
Клиническая психология- есть частная психологическая дисциплина, предмет которой- психические расстройства (нарушения) и психические аспекты соматических расстройств болезней. Сюда относятся следующие разделы: этиология анализ условий возникновения расстройств, классификация, диагностика, эпидемиология, интервенция (профилактика, психотерапия, реабилитация, охрана здоровья, оценка).
Психологические дисциплины часто подразделяют на фундаментальные и прикладные, при этом клиническая психология рассматривается как прикладная дисциплина. Однако научно- теоретическая дискуссия показала, что подразделение наук на фундаментальные и прикладные во многом произвольно. Точно также обстоит дело и с клинической психологией.
Если говорить о клинической психологии с точки зрения представителей теории науки, то здесь нет разногласий: клиническая психология- эмпирическая наука, т.е. эмперико-научная дисциплина, в которой эксперименту придается особое значение.
Понятие расстройства и вида расстройства (расстройства психические и соматические)
В определении клинической психологии используются два понятия- расстройство и вид расстройств (психическое, соматическое), которые можно раскрыть следующим образом:
Расстройство: мы говорим «психические расстройства» вместо «психические болезни»(МКБ-10). Понятие «болезнь»подразумевает отчасти, что существует некое единство, обладающее специфическим набором симптомов и характером течения, которые обусловлены соответствующими биологическими процессами. Это определение подходит к соматическим нарушениям. При психических же нарушениях подобные соответствия бывают спорны, поэтому представляется целесообразным применять более открытое понятие- психическое расстройство.
Виды расстройства (психическое, соматическое): клиническая психология занимается в первую очередь психическими расстройствами, однако сюда можно отнести и психические феномены при соматических заболеваниях, так как многие проблемы при психических и соматических расстройствах сопоставимы. При соматических заболеваниях психические феномены часто нельзя не учитывать в рамках этиологии анализа условий возникновения (психические факторы при инфаркте миокарда), описаний (физические ощущения после ампутации) или вмешательств (например, более эффективное совладение с болезнью при нарушениях слуха).
Разделяя психическое и соматическое, мы тем самым подходим к вопросу об основных категориях понимания феномена человека- разных плоскостях рассмотрения. Чаще всего выделяют следующие плоскости: биологическую (соматическую), психическую, социальную и экологическую. Наличие таких понятий, как психофизиология, психосоматика и т.д. говорит о том, что разные плоскости пересекаются друг с другом. Используя понятия «психическое»и «соматическое», нельзя не коснуться проблемы души и тела, для решения которой в философии предлагаются различные онтологические и эпистемиологические подходы.
Клиническая психология и смежные дисциплины:
Определение | Собственное
профессиональное наименование | |
Клиническая психология | Частная психологическая дисциплина, которая занимается психическими расстройствами и психическими аспектами соматических расстройств \ болезней. Сюда относятся, в частности, следующие темы: этиология/ анализ условий возникновения, классификация, диагностика, эпидемиология, интервенция (психопрофилактика, психотерапия, реабилитация, здравоохранение, оценка). | Есть (для психологов). В Австрии существует правовое обеспечение деятельности клинических психологов. |
Поведенческая медицина | Междисциплинарная научно- исследовательская прикладная область. В своем подходе к проблемам здоровья и болезни ориентируется на биопсихосоциальную модель. Осуществляемый в ее рамках синтез достижений науки о поведении и биомедицинских наук призван помочь успешному решению проблемы здоровья- болезни и использованию этих достижений в профилактике, интервенции и реабилитации. | Нет |
Медицинская психология | Применение знаний и методов психологии для решения проблем медицины. На переднем плане здесь – ситуация пациента и взаимоотношения врач- пациент. В более широком смысле сюда относятся предупреждение болезни и охрана здоровья. | Нет |
Клиническая нейропсихология | Частная
психологическая дисциплина, которая
изучает влияние локальных |
Есть (для психологов) |
Психология здоровья | Научный и педагогический вклад, психологии в профилактику и охрану здоровья, предотвращение и лечение болезней, выявление форм поведения, повышающих риск заболевания, постановку диагноза и выявление причин нарушения здоровья, реабилитацию, совершенствование системы здравоохранения. | В стадии разработки (для психологов). В Австрии существует правовое обеспечение деятельности специалистов по психологии здоровья. |
Общественное здравоохранение | Междисциплинарная область исследовательской и практической деятельности, занимающаяся повышением общего уровня здоровья населения(предупреждение болезней, профилактика), продление жизни, улучшение самочувствия посредствам общественных мероприятий или посредством влияния на систему здравоохранения в целом. Речь идет о системном подходе, в расчете на все население. | В стадии разработки (для психологов). |
Психиатрия | Частная медицинская дисциплина, которая занимается психическими болезнями (отчасти с акцентом на биологических аспектах). Сюда относятся: этиология\ анализ условий возникновения, классификация, диагностика, эпидемиология, интервенция (профилактика, психотерапия, реабилитация, здравоохранение, оценка). | Есть (только для медиков при обозначении врачебной специальности) |
Медицинская психология – прикладная область психологической науки, изучающая проблемы медицины в психологическом аспекте и методами психологии. Она изучает психику человека с целью его лечения от болезни или ее профилактики.
Основные задачи мед. психологии:
Ориентация на столь широкий круг вопросов позволяет выделить предмет медицинской психологии. Предметом медицинской психологии является личность больного человека, точнее особенности психической деятельности человека в их значении для патогенетической и деффиринцированной диагностики болезни, оптимизации лечения и предупреждение, сохранение и укрепление здоровья.
Методы мед. психологии- это способы, посредствам которых познается предмет науки. В мед. Психологии используется набор методик: клинические и лабораторные методы психологической диагностики.
Основу клинического метода составляет расспрос и наблюдение.
Расспрос
больного позволяет получить ценные
сведения о его личности, собрать
психологический анамнез. Иногда приходится
прибегать к расспросу
- уточнить высказывания больного о себе, об отношении к болезни;
-оценить присущие больному личностные особенности, и то, как они изменились за время болезни.
Психологический анамнез отличается от медицинского тем, что его задачей является – получить от больного сведения для оценки его личности, как сложившейся системе отношений к самому себе, окружающим, и в особенности в отношении к болезни и оценке того, на сколько болезнь изменила всю эту систему.
Медицинский анамнез в субъективных жалобах больного призван объективные проявления болезни.
Психологический анамнез данных о течении болезни и жизненном пути призван выявить какое отражение болезни в субъективном мире больного, как сказывается на его поведение, на всей системе личностных отношений.
Внешне медицинский и психологический анамнез- как методы исследования весьма сходны расспрос может идти по одному плану, но их цели использования полученных данных совершенно отличны.
Психологический анамнез делится на анамнез жизни и болезни (вита, морби)
Психологический анамнез болезни- часть его состоит из выслушивания жалоб больного и расспроса о влиянии болезни на различные отношения больного. Жалобы больного важны не столько тем, на что больной жалуется, сколько тем, в какой мере и какими словами эти жалобы предъявляются. Уже по тому, как высказываются жалобы можно получить первое впечатление о б особенностях личности больного. Беседы с больным и наблюдение за его поведением, изучение истории жизни человека т.к. личность формируется в процессе жизни- это биографический (анамнестический) метод. Он относится к аналитическим методам, изучающим закономерности жизненного пути, позволяет получить целостное представление о личности и о ее развитии.
При изучении больного человека необходимо учиться разговаривать с больным, собрать анамнез с его слов, а так же пользоваться анамнезом со слов родственников и сослуживцев больного.
Экспериментальные психологические методы исследования предполагают использование проективных методик и опросчиков.
Проективные методики- совокупность методик, направленных на исследование личности разработаны в рамках проективно-диагностического подхода. Понятие проекций для этих методик было использовано Франклом 1939ги закрепилось, является общепринятым в психологической диагностике.
Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных, неоднозначных (структурированных) стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать. Стимулы проективных методик приобретают смысл не столько в силу их объективного содержания, сколько в связи с личностным значением, передаваемым обследуемым. Отсюда характерно для проективных методик отсутствие оценки ответов реакций, как правильных или ошибочных, ограничение в их выборе.
Первое
описание процесса проекции в ситуации
со стимулами, допускающими их различную
интерпретацию принадлежит
Различают следующие группы проективных методик:
1. конститутивные- структурирование, оформление стимулов, предание им смысла (тест Роршеха)
2. конструктивные- создание из оформленных деталей осмысленного целого (тест мира),
3. интерпретативный- истолкование какого –либо события (тематический апперцепционный тест ТАТ),
4. катартические- осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях (психодраммы),
5. экспрессивный- рисование на свободную или заданную тему (дом- дерево- человек),
6. импрессивный- предпочтение одних стимулов, как наиболее желательных другим (тест Люшера),
7. аддетивные- предложения, рассказы, истории (незаконченные предложения, вербальный проективный тест).
Критики проективных методик указывают, что они недостаточно стандартизированы, почти целиком отданы на откуп опыту и знаниям экспериментатора, вследствие чего полученные результаты скорее проясняют личность самого психолога, а не обследуемого. Особо подчеркивалось неподатливость проективных методик традиционным способам определения валидности и надежности.
Проективные
методики помогают исследователям проникнуть
в труднообъективирующие