Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 02:32, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Клиническая психология"
Опросники- обширная группа психодиагностических методик, задания которых представлены в виде вопросов, утверждений. Они предназначены для получения объективных или субъективных данных со слов обследуемых. Относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов и могут быть подразделены на опросники личностные состояния и настроения, анкеты.
Психометрия- область психологии, связанная с теорией и практикой измерения психических явлений. Понятие психометрии введено в 1734 году Х.Вольфом, впервые указавший на возможности измерения психологии. Одним из первых в психологии было измерение времени реакций. Первоначально под психометрией понималось изменение временных характеристик психических процессов. По мере развития психологического эксперимента, к психометрии начинают относится все то, связано с количественным объединением психических явлений.
Функции медицинской психологии
Идеи и методы медицинской психологии используются в диагностике, профилактике и лечении болезней, в практике трудовой, военной, судебно-психиатрической экспертизы. Идеи и методы медицинской психологии нацелены на совершенствование лечебного и диагностического процесса в различных областях медицины т.е. на эффективность лечебной деятельности. Наиболее разработанными являются такие разделы медицинской психологии:
-патопсихология, возникшая на стыке психологии и психиатрии;
-
нейропсихология,
Патопсихология изучает закономерности нарушения психической деятельности, болезненные состояния психической деятельности пользуясь своими психологическими методами в своих понятиях. Так же она изучает закономерности распада психических процессов, нарушенного протекания их и связанных с ними изменений психических свойств личности при разных видах патологии мозга. В психиатрической клинике патопсихологическое исследование ставит следующие задачи:
1.
Получение данных, необходимых для
диагностики, данные носят
2.
Многократно проводимые
3.
Психологические исследования
Нейропсихология- изучение мозговых механизмов психической деятельности человека с привлечением новых психологических методов для топической диагностики локальных поражений мозга. Нейропсихология имеет существенное значение важных проблем, связанных с анализом мозговых механизмов психической деятельности и строение самих психических процессов. Невропатолог обладает относительно ограниченными возможностями исследования больного: исследование чувствительности, рефлекторной сферы, тонуса и движений, позволяет ему описать ряд очень четких и надежных симптомов. Однако зоны больших полушарий составляют лишь сравнительно небольшую часть головного мозга, едва ли не 2\3 мозговой коры определяют организацию сложных форм психической деятельности. Их поражение ведет не к нарушению чувствительности и движений, тонуса или рефлекторной сферы, а к дезорганизации сознательной деятельности человека, принимающие различные формы в зависимости от локализации и размера патологического очага.
Психотерапия- часть медицинской теории и практики. Особенностью психотерапии, в отличии в отличии от всех других форм медицинской практики, воздействующий на организм или тело больного является то, что психотерапия оказывает влияние на психику больного, а через психику и на тело, организм, телесные страдания.
Важным разделом медицинской психологии является комплекс проблем, относящийся к исследованию природы методов лечения и предупреждения психосоматических заболеваний, значимость которых в структуре заболеваемости населения постоянно возрастает (язвенная болезнь, гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, язвенный колит, коронарная болезнь, ХНЗЛ, сахxарный диабет).
1111111111111111111111111
2 тема «Психика, психические процессы. Ощущения, восприятия, представления. Расстройства ощущений, восприятий, представлений»
Психика- сложная при жизни сформированная отражательная деятельность мозга, необходимая для цели познания окружающего мира и самого себя, и взаимодействия с ним для удовлетворения жизненных потребностей. Это значит что не мозг рождает психическое, и не просто внешние объекты природной и социальной окружающей среды вызывают тот или иной феномен, а внешнее воздействие взаимодействия с мозгом порождают процесс деятельности, отражение- итоговым выражением являются образы, идеи, чувства.
Вот почему психическое понимается как суть единства деятельности мозга и воздействия многообразия внешней среды.
Рассмотрим более детально значение и действия 2х основных факторов психического развития:
1. Природный биологический фактор- наследственность, что наследует ребенок. Прежде всего по наследству он получает человеческие особенности строения нервной системы, головного мозга, органов чувств, органов движения, физические признаки, общие всем людям, среди которых важнейшее значение имеет прямоугольная походка, рука- орган познания и воздействия на окружающий мир, особое строение рече- двигательного аппарата.
Дети
наследуют биологические
Задатком, определяющим развитие важнейшей человеческой способностью- речевого общения (а через него и своеобразного отражения мира) является АФО механизм формирования 2 сигнальной системы, обеспечивающей особые взаимодействия человеческого организма с окружающей средой, его сознательную целенаправленную деятельность, волевое поведение.
По современным представлениям особенности характеризующие потомков передаются им от родителей через половые клетки. Слияние мужских и женских клеток при оплодотворении приводит к образованию одной клетки зиготы из которой и развивается человеческий зародыш. Именно в этих 2 клетках и зиготе хранится генетическая информация о том, с какими физиологическими данными и психическими предпосылками (задатками) появится новый человек.
Материальной основой наследственности является ДНК, именно она служит источником и передатчиком генетической информации в клетке. Гены устойчивы, но неизменной структуры. Они способны претерпевать изменения под влиянием внутренних причин и внешних воздействий (интоксикация, облучение).
Изменениями в генах можно объяснить некоторые аномалии в развитии организма человека и предрасположения к отдельным заболеваниям (многопалость, заячья губа, дальтонизм, несвертываемость крови). Не все , с чем рождается ребенок является наследственным. Отдельные врожденные особенности ребенка, отдельные признаки объясняются условиями внутриутробного развития младенца, состоянием здоровья матери. Психические травмы, лекарственные средства, родовые травмы- могут вызвать изменения в строении и развитии анализаторов, а в ряде случаев затормозить ЦНС, что скажется на психическом развитии.
Биологический фактор имеет большое значение- определяет рождение ребенка с присущими ему человеческими особенностями строения и деятельности различных органов и систем, возможностями стать человеком. Однако природные особенности не предопределяют сами по себе развитие психики ребенка. Биологические особенности составляют лишь природную основу психики.
Сущность человека и его психики отражает его социально значимые качества. Родиться человеком еще не достаточно. Человек как личность формируется под определенным влиянием социальной среды. Под ее же воздействием претерпевает определенные изменения и его биологические особенности.
Условиями психического развития ребенка являются:
- человеческий образ жизни;
- жизнь в обществе людей.
Человеческая система отношений: только в общении с людьми ребенок осваивает опыт человеческого поведения, обращения с предметами труда и быта, овладевает речью. Старшие поколения передают младшим накопленный опыт. Развитие ребенка осуществляется под влиянием как непосредственного окружения или микросреды (семья, родственники), так и главным образом под влиянием социальной среды (макросреды),под воздействием различных СМИ, окружающих ребенка обстоятельств жизни.
Большую роль играют человеческие формы деятельности: игра, обучение, труд, деятельность, воспитание.
Основными
формами организации
Обучение
и воспитание- как главнейшие формы
активного развития детей строятся
как наслоения факторов, задатков,
достигнутых уровней
В зависимости от того, как оценивается роль обучения в психическом развитии ребенка психологи разделились на 2 лагеря.
Психологи Женевского направления (Пиаже)- ограничивают роль обучения, считая, что знакомство ребенка с вещами и познание их происходит само собой, а обучение только приспосабливает к тому развитию которое происходит самостоятельно.
Психологи другого направления (отечественные ученые) придают обучению значение основного фактора ведущего за собой развитие. Они подчеркивают, что предметы и способы их употребления не могут быть открыты ребенком без участия взрослых. Взрослые передают ребенку знания о предметах, о зафиксированных в обществе способах их использования, т.е.обучают ребенка.
Обучение- специально организованная деятельность по передаче ребенку социально исторического опыта накопленного человечеством: знания о приемах и способах их употребления, системы научных понятий, способов деятельности, нравственных правил и отношений между людьми.
Большой вклад в разработку о взаимосвязи обучения и развития внес Л.С. Выгодский, подчеркнувший ведущую роль обучения и воспитания в развитии личности, как решающей причиной движущей силой развития. Принципиально важно положение Выгодского о том, что обучение должно забегать вперед развития и подтягивать ее за собой, а не плестись в хвосте развития. Интересной и значимой для практики управления являются идеи Выгодского о 2 выводах о развитии детей. Уровень интеллектуального развития характеризует особенности психических функций ребенка, сложившиеся на сегодняшний день. Зона ближайшего развития- требует ориентировки на реализацию у ребенка возможностей завтрашнего дня. То, что ребенок оказывается в состоянии сделать с помощью взрослого, указывает на зону ближайшего развития.
Положение Выгодского о 2 уровнях развития исключительно важно. Он подчеркнул то, что обучение и воспитание с одной стороны не могут предъявлять к ребенку таких требований, которые ему не доступны, не соответствуют уровню его интеллектуального развития и возможностям завтрашнего дня . Зная, что ребенок может сегодня выполнить с помощью взрослого, а завтра самостоятельно, учитель может целенаправленно управлять развитием детей в соответствии с целями общества. Это положение Выгодского нашло широкое отражение и дальнейшего развития в педагогической психологии (Даывдов, Гальперин, Менчинская, Люблинская, Замков, Эльконин).
Обучение и воспитание разумно организованное и специально направленное на развитие детей обеспечивает высокие показатели в формировании умственных способностей и нравственных качеств личности.
Термином
постнатальный онтогенез