Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 02:32, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Клиническая психология"
Развитие психики ребенка вовсе не гладкий процесс равномерного усложнения. Процесс формирования и развития психики совершается как бы поэтапно. Отечественные психологи при изучении вопроса о возрастной периодизации исходят из концепции Выгодского о том, что возрастная периодизация должна основываться на сущности самого процесса развития.
Развитие ребенка- есть присвоение им социально-исторического опыта, в ходе организованной взрослыми деятельности и общения. Ведущими является принцип деятельности и принцип общения. Эти принципы были выдвинуты Выгодским и Блонским. В дальнейшем получили развитие в исследованиях Леонтьева, Эльконина.
Период психического развития по Эльконину:
Психическая жизнь человека возникает и формируется в процессе онтогенеза. Мозг новорожденного подобен чистому листку бумаги, на который условия окружающей жизни пишут знания, опыт, и все то, что мы называем психической жизнью.
Потенциальная способность к развитию психики зависит от генетических факторов, которыми человек наделен от рождения. Потенциальная способность к развитию психики означает функционирование мозга, который способен собирать, хранить и перерабатывать информацию для осуществления психической деятельности.
Развитие ребенка нельзя представить себе как непрерывную равномерно- возрастающую кривую подъема. В динамике его роста и развития имеются отдельные угловатые пункты, или кризы (характерные психические особенности). В основе этой периодизации лежат не паспортные сведения, а образ жизни.
1) Младенческий период- самый беспомощный, фонд безусловных рефлексов беднее чем у животного, психики еще нет, но предпосылки очень большие, значительно больше, чем у животного. Бурное развитие психики начинается с первых дней постнатальной жизни. К моменту рождения у ребенка довольно хорошо развито обоняние, вкус, проприоцептивная чувствительность. Полноценная деятельность всего рецептивного аппарата начинается с конца 3 месяца жизни.
Новорожденный ребенок обладает лишь некоторыми безусловными рефлексами: пищевыми- акт сосания, оборонительными- мигание, ориентировочными- поворот глаз, головы на источник света. У ребенка этого возраста огромная потребность в новых раздражителях (сенсорная жажда), учится видеть и слышать (сенсорный голод), потребность в новых раздражителях (жизненно необходима) является основным условием нормального развития психики. Могучим стимулом созревания клеток КГМ.
В процессе взаимодействия с окружающим миром возникает и развивается ощущение и восприятие. Осознание ребенком своего тела и представление об окружающем его реальном мире, тесно связано между собой. У новорожденного доминируют интеро и проприоцептивные стимуляции. Исследование внешнего мира мотивировано тем, что доступно ребенку. Зрительный интерес к ручкам- смотрит, лижет, сосет до 5 месяцев. С 5 месяцев взгляд переносится на ноги- поднимает, играет. На 6 месяце связь между образом в зеркале и реальным образом. Но только к году он понимает, что образ в зеркале есть отражение самого себя.
Показателем нормального развития ребенка является состояние речевой функции. К концу первого года в словаре ребенка должно быть 1-2 слова. Если к концу первого года в активном словаре ребенка нет ни одного слова, это не страшно, но пассивный словарь должен быть не менее 10- 15 слов. Это очень важный показатель развития ребенка. Если в пассивном словаре нет ни одного слова- это показатель ЗПР.
Овладевает
речью ребенок путем
К 6 месяцам дефферинцируются речевые шумы (фонемы). Во второй половине года возникает слияние фонем в слоги, а в конце года соединение слогов в простейшие слова.
2) Преддошкольный ясельный период 1-3 лет. На 2 году жизни его словарный запас достигает 200- 400 слов. Устанавливается грамматический строй. Из коротких речевых цепей создаются сложные и последовательные. Создается материальная основа детского мышления. Ребенок овладевает предметными действиями (действия, соответствующие логике предмета). Дети осваивают мудрость человеческого опыта. Это возраст наивной функции (мир вещей) бумагу смять можно, железо нет.
Пространственная ориентировка
Словарный запас растет очень быстро. Вначале развивается ситуационная речь, т.е. речь, соответствующая ситуации. Затем переход ситуационной речи в контекстную (контекстная речь к 3 годам развита очень хорошо). Игра- важный показатель развития ребенка. Дети ясельного возраста манипулируют игрушками. Игры манипулятивные, любят играть но это «игры рядом». Коллективной игры нет, направленность в игре на вещи.
3) Дошкольный возраст- ведущая деятельность игра, но игра своеобразная. Это коллективные, ролевые, отражают реальную жизнь (играют в то, что видят).
Ролевые игры- огромная школа познания, в них усваивается логика уже не предметов, а логика человеческих отношений. Социальные отношения дети усваивают тоже в ролевых играх. В игре требования взрослых становятся потребностью ребенка. Осваивая ролевые игры у ребенка закладываются основы своей позиции, возможен элемент фантазирования.
В 4- 5 лет манипуляции предметами минимальны. Главное осмысливание- отношение людей. Если манипуляция с предметами продолжает иметь место- значит на лицо ЗПР.
Речь в дошкольном возрасте получает свое дальнейшее развитие. Впервые возникает внутренняя речь (про себя)., слова, сосуществующие с образами, внешняя речь- речь обращенная к собеседнику.
Внешняя речь возникает раньше. Внутренняя в дошкольном возрасте. На пути развития внутренней речи иногда наблюдается этап эгоцентрической речи (сам с собой разговаривает0. Эгоцентрическая речь- это этап формирования речи внутренней.
4) Младший школьный возраст- с поступлением в школу меняется роль и позиция ребенка, ценности жизни и формы деятельности. Авторитет очень выражен в отношении учителя. Оценка окружения и самооценка играют огромное значение в формировании личности. . плохая оценка- источник формирования патологической личности. Дети с легкой церебральной недостаточностью (их очень много) учатся с большими трудностями, у них плохо формируются навыки, а ведь первые 4 года требуют от ребенка не столько ума, сколько навыков. Такие дети плохо приобретают навыки, учителя недовольны ими и стараются избавиться от них. Невнимательность или неловкость таких детей не значит, что такой ученик не хочет- он просто не может. Эти дети нуждаются в поддержке, подбадривании, своевременном отдыхе. Постоянные упреки раздражают, ослабляют уверенность в себе и воле к учебе. Дети начинают озорничать. Возможности улучшить развитие таких детей еще не использованы. Нужна хорошая методика обучения и воспитания.
Источником дурных качеств личности является повышенная самооценка. Она является источником аффективных переживаний. В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие мышления конкретного, а затем абстрактного.
Психология личности
Является центральной во всех сферах человеческой деятельности.
Личность- конкретный человек, взятый в системе его устойчивых, социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки, и имеют существенное значение для него самого и окружающих.
В психологии сложилось свое представление о проблеме исследования человека. Оно было обоснованно Ананьевым, который выделил4 уровня человеческой организации представлявшие наибольший интерес для научного исследования. К их числу отнесены: индивид; субъект деятельности; личность; индивидуальность.
Индивид- понятие характеризует человека как носителя определенных биологических свойств. Появляется на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особые социальные качества, он становится личностью. Это происходит потому, что человек включаясь в систему общественных связей выступает в качестве субъекта- носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.
Индивидуальность- особенности развития всех 3 уровней- индивида, субъекта, личности- характеризует неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяет его индивидуальность. Т.о. понятие личность характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенностей его развития как социального существа. Это происходит потому, что человек включаясь в систему общественных связей выступает в качестве субъекта, носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.
Структура личности:
1)Способности- индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.
2) Темперамент- динамическая характеристика психических процессов человека.
3) Характер- содержит качества, определяющие отношение человека к другим людям.
4) Мотивация- совокупность побуждений к деятельности.
5) Социальные установки- убеждения людей.
Темперамент- биологически обусловленная структура личности, интенсивность и устойчивость эмоций, эмоциональная впечатлительность, темп и энергичность действий и ряд других динамических характеристик определяется темпераментом. Проблемы темперамента относятся к разряду спорных и до конца не решенных проблем современной психологической науки.
Темперамент- биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными.
Темперамент имеет 2 компонента: активность и эмоциональность.
Активность поведения характеризуется степенью стремительности, быстроты или медлительностью и инертностью.
Эмоциональность характеризует протекание эмоциональных процессов, определяя знак (=; -)и модальность (радость, горе, страх, гнев).
Из древних времен выделяют 4 типа: 1 Холерический; 2 Сангвинистический; 3 Флегматический; 4Меланхолический.
Они разделяются по динамике и интенсивности эмоциональных состояний. Лишь немногие являются чистыми представителями этих типов. У большинства имеет место сочетание черт. Больше способные одинаково часто встречаются при любом темпераменте.
Характер- (от греческого печать, чеканка) совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и форм поведения. Главная особенность характера состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей действительности, к людям.
Характерными можно считать устойчивые и существенные проявления. Характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течении всей жизни. Образ жизни, конкретные жизненные обстоятельства и общественные условия играют важную роль в формировании характера. Характер – одно из основных проявлений личности.
Способности- индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного выполнения одной или нескольких деятельностей.
Употребляется понятие давно, но трактуется неоднозначно:
1)
Способность совокупных
2) Способность- высокий уровень развития общих и специальных ЗУН, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности (18- 19в);
3) Способности- то, что не сводится к ЗУН, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
Направленность личности и мотивационная деятельность:
Совокупность
устойчивых мотивов, ориентирующих
деятельность личности относительно не
зависит от наличной ситуации. Направленность
личности всегда социально
обусловлена.