Лекции по "Деловой игре в психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 22:00, курс лекций

Описание

В последнее время деловые и имитационные игры находят все более широкое применение в самых разных областях: в основном в экономике и политике, а также в социологии, экологии, администрировании, образовании, городском планировании, истории. Имитационные игры используются для подготовки специалистов в соответствующих областях, а также для речения задач исследования, прогноза, апробирования намечаемых нововведений. Разрабатываются имитационные игры и как способ коммуникации между специалистами разных областей, как особый язык будущего

Работа состоит из  1 файл

играMicrosoft Word.doc

— 469.50 Кб (Скачать документ)

Что такое деловые игры.

 

В последнее время деловые и  имитационные игры находят все более  широкое применение в самых разных областях: в основном в экономике  и политике, а также в социологии, экологии, администрировании, образовании, городском планировании, истории. Имитационные игры используются для подготовки специалистов в соответствующих областях, а также для речения задач исследования, прогноза, апробирования намечаемых нововведений. Разрабатываются имитационные игры и как способ коммуникации между специалистами разных областей, как особый язык будущего.

 

При описании этого метода встречаются  разные термины. Обычно, если игра проводится экономистами, то она называется деловой  игрой ( business game ), реже - управленческой ( management game ) или операционной. В сфере политики, городского планирования, как правило, используется термин "имитационная игра" (simulation game ). Наиболее распространенным и общим, пожалуй, на Западе является термин "имитационная игра", или "игровая имитация", хотя единого мнения по вопросам терминологии среди специалистов нет. Использование термина "имитационная игра" связано с выделением существенных характеристик этого метода. С одной стороны, имитация понимается очень широко как замена непосредственного экспериментирования созданием и манипулированием с моделями, макетами, замещающими реальный объект изучения. В социальных науках широкое распространение получила машинная имитация, реализующая формальную модель той или иной исследуемой системы. С другой стороны, существуют собственно игровые методы, в которых участники принимают на себя определенные роли, вступают в непосредственное взаимодействие друг с другом, стремясь достигнуть своих ролевых целей. Предполагается, что "игровая имитация" или "имитационная игра" объединяет эти два подхода. Она основывается на конкретных ситуациях, взятых из реальной жизни, и представляет собой динамическую модель упрощенной действительности. Таким образом, в основе деловой игры лежит имитационная модель, однако реализуется данная модель благодаря действиям участников игры. Они берут на себя роли административных работников или политических деятелей и разыгрывают заданную хозяйственную, управленческую или политическую ситуацию в зависимости от содержания игры. Традиционно также' подчеркивание того факта, что деловые или имитационные игры являются "серьезными" играми для взрослых, а не развлечением, не отдыхом и т.п.

 

Следует специально отметить, что  деловую или имитационную игру необходимо отличать от других активных методов  обучения, с одной стороны, и от методов социально-психологического тренинга - с другой. Надо признать, что в этом вопросе существует большая путаница: термины употребляются небрежно и подчас такие разные методы как групповая дискуссия, ролевые игры (также сама по себе достаточно разнородная область) и деловые игры попадают в одну компанию и обозначаются общим понятием "деловая игра". Трудность заключается как в недостаточной теоретической рефлексии данных эмпирически сложившихся методов, так и в отсутствии тех теоретических критериев, на основе которых можно было бы проводить сравнение подобных практик и их классификацию. Существующие попытки классификации носят или сугубо эмпирический (перечисление разных методов как они исторически сложились в разных областях знания и практики ) или квазитеоретический характер.

 

Как уже отмечалось выше, отличительным  признаком собственно деловой или  имитационной игры является наличие  имитационной модели (ни в так называемых организационно-деятельностных, ни в  ролевых играх имитационные модели не строятся). Является ли данный признак достаточно формальным или конституирующим моментом метода? определяет ли наличие имитационной модели сущность игрового метода? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, что психологически "стоит" за понятием имитационной модели и какую роль она играет в организации деятельности человека в игре. Представляется, что с психологической точки зрения имитационная модель может быть рассмотрена как заданная в специфической материальной форме ориентировочная структура воспроизводимой деятельности. Действительно, создатель игры проделывает огромную работу по анализу норм, организующих ту или иную профессиональную деятельность. И только выявив скрытые механизмы, пружины, определяющие "законы" функционирования и развития той или иной деятельности, представив ту или иную подлежащую изучению область или проблему как самостоятельно функционирующую систему, разработчик может сконструировать деловую игру; часто для того чтобы создать имитационную модель, приюдитоя провести серьезнув исследовательскую работу. Организованная на основе таким образом выделенной имитационной модели игра и позволяет задать жесткую систему правил, учет которых приводит игрока к необходимости отражения игры как целого, т.е. к усвоению ориентировочной структуры воспроизводимой деятельности.

 

Если представлять себе игру как  такуто реальность и социальное пространство, в котором не испытывается "сопротивление" материала при реализации замыеда  и в котором поэтому все  возможно, то знакомство с деловили играми должно сильно поколебать такое убеждение. В отличие от распространенной точки зрения о том, что игра представляет собой царство неограниченной свободы, представленная выше структура, механизм деловой игры показывают, что она воспроизводит особую ситуацию не столько всевозможности, сколько столкновения о жестко детерминированной жизненной реальностью (пожалуй, эта ситуация даже "жестче", чем реальная жизнь, ведь в так называемой реальной жизви часто можно уйти от решения той или иной проблемы, реально или психологически, можно прибегнуть к обману, игру же обмануть нельзя, нельзя отсрочить решение той или иной задачи).

 

Если сравнять такта образом  очертенвую ситуацию деловой игры с  той ситуацией, с которой человек  сталкивается в ролевой игре, то можно увидеть кардинальные отличия, обусловленные отсутствием имитационной модели в последней, а значит, не предполагающей внешней материализованной (в виде системы игровых правил) экспликации ориентировочной структуры и организации деятельности. В ролевой игре человек сталкизается о неопределенной ситуацией, когда при отсутствии естественного стихийного "органазыа", в котором существует реальны деятельность, необходимо эту доягельность воспроизводить. Дня того, чтобы реиить подобную задачу, агравщйй-исполнителъ той или иной роли должен привнести в "пустую" ситуацию содержание реальной деятельности. Такое привнесение,конечно, возможно только на основе глубокого знания воспроизводимой деятельности, социальных ролей, разыгрываемой проблемы и умения осознать, отрефлексировать данную деятельность и ту ситуацию, в которой она осуэдествляется. По существу, участнику предлагается проделать работу по реконструкции cacioMs огиенгиров, на которые он опирается а ходе реальной деян-ельностя. Зти УСЛОЕКЯ повторяют ту задачу, которую разаот актер, пытаясь выпольнить на сцене (т.е. без естественного оправдания) то или иное действие. К не случайно в ходо ролеинх игр часто всгречаюгся похожие на описанные К.С.Сгангслайскиы грудкосги и феномены: действие, которое кау.е"ся гакям легких и прости?^ п реальной жизни, невозможно выполнить на сцене. Причина понягна: чем действие "легче", т.е. более автоыагизироаанно аыполняетсл. тем меньше мы осознаем процесс его выполнения и те ориенгири. нэ которые опираемся при его реализации. Понятны и другие отмечаемые в литературе факты: ролевая игра не эффективна, просто "не идет", парерожд-зегоя в дискуссию, если участники не знакомы непосредственное воспроизводимой деятельностью. Так, при организацки переговорянх кгр студенгы не могут наладить естественные переговоры, а начина-;? как бы излагать теоретический материал по проблеме, превращая "переговорн* в теоретическую дискуссию.

 

Вышеизложенное позволяет объяснить  еще один любопытный факт: будто  бы случайное различие в областях применения деловых и ролевых игр. Его объясняют тем, что деловые игры предложены экономистами и военными, поэтому основная область приложения метода - экономика и политика, военное дело, а ролевые игры предложены социальными психологами, поэтому основная область их применения - это тренинг коммуникативных навыков. Хотелось бы подчеркнуть неслучайность эгого явления. Попробуйте организовать деловую игру, имитирующую собственно процессы общения! Это очень непросто прежде всего потому, что в психологии отсутствуют теоретические представления о процессах общения, достаточные для описания полной ориенгировочной основы данной деятельности, которые могли бы быть положены в основу имитационной модели, С другой стороны, именво та или иная экономическая, управленческая и ряд других деятельностей и конкретных развитых предметных обласгей знания легче поддаптся рефлексии и моделированию, и в действительности в конструкцию деловых игр закладываются те реальные ?лодельные представления (часто математические модели) об экономических и социальных процессах, которые существуют в современной 'науке.

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕЛОВЫХ ИГР 

 

Рассматривая вопрос о целях  конструирования и применения деловых  игр, следует выделить три основных направления: 1) исследования в области  экономики, управления и т.д.; 2) обуч&ние, подготовка и переподготовка руководящих кадров; 3) профотбор, аттестация кадров.

 

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ В ПСИХОЛОГИИ

 

Конкрегные психологические рабогы в обласги имигациоиных игр ведутся  в нескольких направлениях. Прежде всего имигационная игра выступила как мегод исследования психологических законоыерносгей. Другой круг рабог связан с подходом к деловой игре вак объекгу исследования. И, наконец, в рамках психологической градиции разсабагываюгся имигационные игры ддя решения практических задач психогерапии и диагносгики.

 

Деловая игра как мегод исследования в психологии

 

1. Для психологического исследования  оказывается крайне важна> тот  факт, что в деловых или имитационных  играх воспроизводится некая  экономическая или политическая ситуация и деятельность человека в ней в ее существенных компонентах. Игра (определенный класс деловых игр) воспроизводит взятые из действительности ситуации, что позволяет исследовать человека в условиях, максимально приближенных к жизненным.

 

2. Деловые игры задействуют личность участников. Наличие личностной вовлеченности участников в разыгрываемые ситуации, выраженность и глубина переживаний в ходе имитаций являются ярким эмпирическим фактом. Практически в каждой работе, посвященной методу деловой или имитационной игры, отмечается присущая им эмоциональная насыщенность, эмоциональная напряденность, указывается на повышение мотивации обучения, возбуждение интереса к изучаемому предмету.

 

3. Воспроизводимая деятельность  осуществляется в условиях огносигельной неопределенности в отношении того решения, которое должно быть пряняго. В разных играх эта неопределенность задается по-разному. В случае "жесткой" имитации предполагается выбор из имею^яхея альт арна ГИБ решения. В "свободных" имитациях, более полно приближенных к условиям реальной действительности к воспроизводящих ее более целостно, участники сами формулируют проблемы и не ограничены в своих решениях и действиях. В одних случаях участникам четко задается игровая цель и способ выигрыша в данной игре, в других-ситуации, возникающие в игре, предоставляют игрокам большую свободу; они могут сами поставить перед собой цель и использовать для ее достижения те средства, которые 'ли продоставляюг правила игры. Каков характер неопределенности игровых ситуаций, предстоит решать в каждом конкретном случае специально.

 

4.Деловые игры представляют  собой искусственные ситуации  со специально разработанными  правилами, в которых играющего  постоянно ставят в неожиданные  положения, "загружают" решением  конфликтов, проблем и т.п. Следствия условности игровых ситуаций является ненаказуемость поведения участников со стороны социальных институтов, отсутствие санкций и последствий от игровых действий в реальной жизни. Психологическим следствием данных и ряда других особенностей игрн является то, что она позволяет снять или уменьшить сознательный конгроль личности за своим поведением.

 

5. Сравнивая имитационную игру  с другими методами исследования  личности, следует отметить, что  деловые игры обладают рядом  преимуществ как по сравнению с лабораторными методами, так и с исследованием личности в естественных условиях.

 

Имитационная игра предоставляет  возможность наблюдать актуальные проявления личности, ее сиюминутную  жизнь, а не ограничиваться результатами ретроспе-ктивного характера.

 

Игровые ситуации 'воспринимаются участниками  не как особые экспериментальные  ситуации, а как продолжение их обычной жизни, яак реальные жизненные  ситуации.

 

Можно выделить следующие приемы и  подходы к использованию деловой  игры в психологическом исследовании.

 

1. Игра выступает как модель  реальных ситуаций и событий,  исход которых известен; в имитациях  принимают участие разные группы  испытуемых, подобранные на основе  предварительно выявленных психологических  качеств к черт; исследуется роль  тех илп иных психологических переменннх в формировании реального решения.

 

2. Игра используется как модель  возможных в будущем ситуаций, событий; в имитациях принимают  участие психологически разные  группы испытуемых; группы подбираются  на основе данных тестирования; исследуется роль личностных факторов в формировании конкретных решений, прогнозируется возможный исход модалируомых событий в действительности.

 

3. Логика самого мегода нагалкиваег  исследовагелей на гадой подход, когда изучение личносги осущесгвляегся в ходе ее направленного изменения, воздействия на нее в ходе имитационной игры.

 

4. Ряд исследований посвящен  валидизации метода имитационной  игры, сравнению результатов данного  метода с другими методами  и с поведением в реальной  жизни. 

 

В других работах, наоборот, именно игровая имитация выступает как аналог реального поведения и, таким образом, позволяет проверить валидность других "вербальных" тестов.

 

5. В последние годы появились  работы, посвященные деловым и  имитационным играм в советской  психология. Деловые игры в них выступают прежде всего как метод исследования целостной деятельности. Предметом анализа является моделируемая сложно-организованная и многоуровневая деятельность человека.

 

СТРУКТУРА ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

 

Поскольку в литературе нет единства по вопросам о сущности ДИ и методике ее конструирования, то нет и общепринятого представления о структуре игры, хотя многие структурные элементы являются общими при разных подходах. Как правило, авторы исходят из своего эмпирического опыта и здравого смысла, конструируя игру или заимствуя ее структурные компоненты у других авторов.

 

Основой разработки деловой игры является создание имитационной и игровой  моделей, которые должны органически  накладываться друг на друга, что  и определяет структуру ДИ (см. рис. 2). Рассмотрим каждый элемент этой структуры.

 

Имитационная модель отражает выбранный  фрагмент реальной действительности, который можно назвать прототипом модели или объектом имитации, задавая  предметный контекст профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе.

 

Игровая модель является фактически способом описания работы участников о имитационной моделью, что задает социальный контекст профессиональной деятельности специалистов.

 

Педагогические цели

 

дидактические

 

- закрепление системы знаний в области конструирования ДИ;

Информация о работе Лекции по "Деловой игре в психологии"