Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 22:00, курс лекций
В последнее время деловые и имитационные игры находят все более широкое применение в самых разных областях: в основном в экономике и политике, а также в социологии, экологии, администрировании, образовании, городском планировании, истории. Имитационные игры используются для подготовки специалистов в соответствующих областях, а также для речения задач исследования, прогноза, апробирования намечаемых нововведений. Разрабатываются имитационные игры и как способ коммуникации между специалистами разных областей, как особый язык будущего
Выделим следующие ведущие программы:
1. Подпрограмма работы руководителей игры (включает деятельность координаторов (ведущих), работу игропрактиков в группах, на пленарных заседаниях и во время рекреационных пауз).
2. Подпрограмма оперативного
управления игрой (включает
3. Подпрограмма организации
коллективной
4. Подпрограмма релаксации
(включает в себя отбор
5. Подпрограмма решения
проблемы (она включает в себя
предварительный анализ
Выделение подпрограммы является достаточно условным. Понятно, что в рамках игры, являющейся многофункциональным коллективным действием одновременно осуществляется многоцелевая деятельность: идет поиск решения проблем, осуществляется интенсивное обучение, проводится коррекция психического состояния участников игры, ведется консультирование, осуществляется внедренческая деятельность, идет развитие творческих способностей участников, коррекция их установок и т.д.
Игра строится на широком проблемном поле, контуры которого приблизительно обозначены темой игры. Таким образом, ОДИ осуществляются в условиях очень высокой неопределенности, которая органически присуща этому типу игры. Задача игропрактиков - расширение и поддержание максимально богатой зоны неопределенности, в которой и происходит поиск путей раскрытия темы и решения встающих проблем). Существование зоны неопределенности с позиций концепции интегральной индивидуальности (В.С. Мерлин, 1986), является одной из важнейших объективных предпосылок осуществления творческого процесса, формирования индивидуального стиля деятельности.
Пониманию сущности ОДИ, как нам представляется, способствует рассмотрение некоторых ее аспектов с позиций рефлексивной психологии (И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, 1986, 1990). Творческое мышление осуществляется в пределах проблемно-конфликтной ситуации, существо которой в противоречии как объективно-содержательного, так и субъективно-смыслового характера. Активизация участников игры достигается путем их постановки перед необходимостью решения проблемы в ситуации, когда готовых решений нет. В этом случае преодоление интеллектуально-познавательных затруднений переживается человеком как личностная проблема. Это актуализирует потребность в самосовершенствовании, пересмотре и переоценке имеющегося опыта, активизирует процесс самомобилизации.
Возможность эффективного решения многоаспектных проблем появляется за счет погружения участников игры в особую игровую атмосферу и одновременно их втягивания в решение не учебной, а совершенно реальной (особо значимой) для них проблемы во всей ее сложности. Опыт показывает, что игра очень быстро перестает быть для ее участников просто 'игрой. Реальные жизненные столкновения становятся, благодаря специальной работе игротехников, столь интенсивными, что участники ведут себя так, будто игра является самой реальностью.
Таким образом, ОДИ обеспечивает интенсивное развитие каждого участника игрового действия, его обогащение новыми знаниями, умениями, навыками, технологиями. Игра предполагает также совершенствование процессов взаимодействия участников, расширение их коммуникативной компетентности.
Итак, ОДИ - это способ (технология) решения проблемы и одновременно, социальная технология. Определить место ОДИ в социальных процессах можно следующим образом:
- игра может служить
стартовым устройством для
- игра может служить вехой, ориентиром в ходе некоторого социального процесса, подводить его итоги, намечать перспективы;
- игра может задавать
упорядоченные серии других
сопровождающих реальную деятельность и нацеленных на комплексную детальную проработку сложной проблемы на разных этапах ее решения.
Отметим, что, кроме упомянутых уже концепций интегральной индивидуальности и рефлексивной психологии, ОДИ как педагогический феномен реализует интегративным образом концепции системного подхода как методологии анализа и решения проблем, концепцию взаимосвязи осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики, социально-психологического тренинга, деятельностного подхода как основы личностной перестройки играющих, детерминации развития человека внешними и внутренними факторами и др.
Для достижения игровых целей в ОДИ делают чередование организационных форм деятельности: коллективных, групповых и др.
Приведем характеристики основных форм деятельности:
Общеколлективная деятельность. Это пленарные заседания, большие рекреационные паузы.
Пленарные заседания, в
которых принимают участие все
играющие, преследуют такие цели: а)
обмен информацией между
Пленарное заседание проводится чаще всего методом дискуссии: одна из команд выступает в качестве докладчика, а все остальные в роли конструктивной оппозиции. Следует отметить, что пленарное заседание - наиболее энергоемкая и наименее продуктивная форма коллективной деятельности.
Групповая деятельность (работа в микрогруппах (МГ)). Это основная форма работы в ОДИ. Микрогруппы имеют постоянный состав (оптимально 7-12 человек). МГ комплектуются в зависимости от целей игры, на основе самоопределения, по формальным признакам или случайным образом. Отнюдь необязательно (даже нежелательно), чтобы это была уже сыгранная команда. Наличие устойчивых межличностных доигровых отношений снижает творческий потенциал команды. Человек, вынужденный тесно сотрудничать с незнакомыми людьми и в нестандартной обстановке, уже одним этим обстоятельством освобождается от многих стереотипов, актуализирует свой творческий потенциал.
В группе усилиями руководителя-игротехника создается особая атмосфера психологического комфорта, раскрепощенной творческой деятельности, защищенности личного достоинства каждого ее члена. В МГ принимаются специальные законы внутригруппового взаимодействия.
МГ - это основная форма групповой работы в ходе ОДИ, и в этом качестве выступает главным носителем творческого процесса, является тем реактором, в котором генерируются идеи и проекты, т.е. выполняют роль опорного элемента в конструкции игры.
Временные группы смешанного состава ("коктель"-группы - КГ). Комплектуются на определенных этапах игры по принципу делегирования в каждую КГ представителя от каждой группы. Таким образом вместо МГ образуется "коктель"-группа - группа смешанного состава.
Цель их создания - обогащение поля общения, интенсификация информационного обмена "всех со всеми", что способствует взаимному обогащению разрабатываемых в МГ проектов, стимулирует творческие процессы.
Дубль-группы (ДГ). Это соединение МГ парами для взаимного оппонирования с целью улучшения качества разработок или совместного завершения их на основе слияния наиболее удачных и проработанных вариантов.
Подгруппы (ПГ). Получаются путем деления МГ на несколько локальных групп по тем или иным признакам с целью поиска альтернативных вариантов решения проблемы, взаимного оппонирования и др.
Группа экспертов (ГЭ). Образуется из делегируемых МГ лучших аналитиков для отслеживания конструктивных идей в ходе дискуссии, оценки действий команд и выступающих "спикеров" (лидеров МГ), экспертизы предлагаемых проектов, а также составления итогового текста и его редактирования.
Принцип построения ОДИ - это принцип высокого уровня организационного обеспечения игры. Здесь имеется в виду:
во-первых, тщательная предварительная подготовка - создание хорошо продуманного оргпроекта, подбор профессиональной команды игропрактиков;
во-вторых, необходимое материальное обеспечение: подготовка аудиторий, технических средств, реквизита, решение вопросов питания и пр.;
в-третьих, четкая работа ведущих, обеспечивающих, кроме прочего, синхронизацию действий команд и отдельных игроков;
и последнее - высокая игровая дисциплина, которую добровольно соблюдают участники.
Сравнение организационных и деловых игр.
Широко распространенные
в настоящее время деловые
игры оказываются неудовлетворительн
Вместе с тем следует отметить, что современные деловые игры, несмотря на недостатки, все-таки дают обучающий эффект благодаря присутствию почти во всех играх момента дискуссии, обсуждения и анализа участниками своих действий между собой и с координатором игры. Именно в этом моменте они действительно рефлексивно и исследовательски относятся к собственной деятельности и ее соорганизации. То, насколько организованна будет эта сторона игрового процесса, и определит меру эффективности формирования рефлексивно-мыслительного и исследовательского отношения к действительной профессиональной деятельности. Психологически это означает, что участники начинают отходить от узкопредметных вопросов и направляют свою активность на анализ и соорганизацию коллективной современной деятельности в конкретных условиях игры, т.е. осуществляют собственно игровую деятельность. Они переносят внимание с продуктов и результатов мыслительных действий на процессы, способы и логику. Однако нигде в литературе, посвященной деловым и имитационным играм, применяемым в обучении, не подчеркивается эта сторона игрового процесса и метода и названный процедуры не становятся предметом специальной организации.
Существенные отличия ОДИ от игр других типов.
Во-первых, это относительно менее жесткий сценарий (в отличие от четкого алгоритма в большинстве деловых игр);
во-вторых, разнообразный подбор состава участников игры в зависимости от специфики решаемой проблемы;
в-третьих, ориентация игры на поиск решения проблем, требующих новых нетривиальных подходов (в отличие от деловых игр, где участники отрабатывают действия в стандартных ситуациях и стремятся к достижению некоторого устанавливаемого знатоками-экспертами эталона);
и наконец, ОДИ преследует цель разработки и внедрения новых методов осуществления коллективной творческой деятельности, в частности, организаторской.
ОДИ обладают гораздо большей неопределенностью, чем деловые игры, как в процедуре проведения, содержании обсуждения, так и в предсказуемости получаемых результатов. Если деловые игры формируют тип мышления (педагогического, управленческого), ориентированный на анализ и сопровождение деятельности, то ОДИ направляют мышление на анализ и прогнозирование развития социокультурных, педагогических и других процессов.