Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:03, курсовая работа
Целью работы является выделение и описание личностных характеристик, влияющих на эффективность управленческой деятельности менеджеров, а также определение методов их диагностики.
Для достижения поставленной цели мною были поставлены следующие задачи:
- изучить личность менеджера;
- рассмотреть авторитет и требования к менеджеру;
Введение 2
1.Теоретические аспекты личности менеджера 4
1.1.Личность менеджера 4
1.2.Требования к менеджеру 10
1.3.Авторитет менеджера 13
2. Эмпирическое исследование особенностей личностных черт менеджеров 15
2.1.Актуальность темы, организация исследования 15
2.2.Описание результатов эмпирического исследования 17
2.3.Анализ результатов эмпирического исследования 20
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Приложение 1 26
Приложение 2 30
Приложение 3 36
Приложение 4 37
Содержание
Актуальность темы исследования. Одна из самых популярных и высокооплачиваемых профессий этого века - менеджер. Причем неважно, какой специализации. Это может быть и заведующий детским садом, и менеджер по рекламе, и управляющий персоналом. Исходя из этого, наука управления приобретает всё большую популярность. Но некоторые скажут: «Зачем этому учится? Лидерство закладывается природой!» Но на самом деле это не совсем так.
В древнем мире лидерами были самые старые, чуть позже - рожденные в богатых семьях, голубых кровей, а теперь - те, кто хочет, может и умеет управлять, двигать прогресс и бизнес вперед. Именно для таких людей современного мира создаются школы бизнеса, где их обучат не просто управлять, а качественно управлять.
Профессиональный менеджер, как и профессионал в любой другой области, понимает определенные принципы, выполняет определенные задачи и поддерживает определенные планки стандартов. Совокупность этих элементов и делает менеджера профессионалом. Как любой профессионал, менеджер должен обладать рядом психологических характеристик и личностных черт, соответствующих его деятельности. Лишь при условии присутствия у него определенных личностных черт, качеств, способствующих успешности его социальных взаимодействий, менеджер может соответствовать стандартам профессиональной деятельности.
В общем, менеджмент определяется,
как искусство выполнять задачи
бизнеса посредством
Помимо функций, в социальной психологии и психологии управления представлены многочисленные исследования особенностей личностных черт менеджеров.
Предметом исследования будет являться роль и влияние личности менеджера на деятельность предприятия.
Объект исследования личность менеджера.
Целью работы является выделение и описание личностных характеристик, влияющих на эффективность управленческой деятельности менеджеров, а также определение методов их диагностики.
Для достижения поставленной цели мною были поставлены следующие задачи:
- изучить личность менеджера;
- рассмотреть авторитет и требования к менеджеру;
- провести эмпирическое
исследование особенностей
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Менеджер – это
специалист высокого класса, призванный
руководить людьми, управлять делами
организации или его
- к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;
- к руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);
- к руководителю по отношению к подчиненным;
- к администратору любого уровня управления, организующего работу, руководствуясь современными методами и др1.
В теории и практике менеджмента понятие «менеджер» имеет собирательное значение. В организации (компании, акционерном обществе, фирме, предприятии и т. п.) действуют три категории менеджеров: первого уровня, среднего уровня и высшие менеджеры. К первой группе относятся: бригадиры, мастера, руководители участков, лабораторий, т. е. начальники подразделений, непосредственно руководящие рабочими группами или отдельными специалистами. К менеджерам среднего звена относятся руководители цехов и других крупных подразделений, директора производства, коммерции. Высшие менеджеры – это председатель правления, члены Совета директоров, президент компании и вице-президенты. Они несут ответственность за координацию деятельности фирмы в целом и за руководство основной деятельностью различных подразделений компании.
Кроме менеджеров вертикальных
уровней (линейных менеджеров) существуют
менеджеры горизонтального
Какими личностными качествами должен обладать современный менеджер?
Сравнивая личности менеджера западного типа и нашего руководителя конца 90-х годов, С. Ф. Макаров в своей книге «Менеджер за работой» (М., 1989), дает им такую характеристику. Хозяйственный руководитель: внутренне несвободен, безынициативен, боится риска; обладает иррациональным сознанием и двойным мышлением; недемократичен, не склонен к диалогу или дискуссии, не сориентирован на личность подчиненного; плохо обучаем, не гибок, слабо информирован, замкнут; не умеет работать в условиях рыночной экономики.
Менеджер: внутренне свободен, инициативен, способен к риску, рационален и критичен; логичен и лишен двойного сознания; постоянно культивирует диалог, дискуссии, сориентирован на личность; открыт для информации, динамичен; сориентирован на экономическую свободу и конкуренцию в рыночных условиях.
Ядром психологической структуры личности менеджера являются организаторские способности.
Рис.1. - Структура модели личности специалиста
Известный психолог JI. И. Уманский в структуре организаторских способностей выделяет основные свойства личности:
1) организаторское чутье
(в качестве составных частей
этого свойства
2) способность специалиста
оказывать эмоционально-
3) склонность к организаторской деятельности;
4) способность видеть перспективу.
К интеллектуальным качествам
менеджера также относятся
Интеллектуально сложная и трудоемкая работа менеджера с людьми требует проявления таких волевых черт характера, как сдержанность, самообладание, решительность, настойчивость, упорство, умение доводить до конца начатое дело, способность к риску, смелость и мужество.
Психологическая характеристика руководителя (менеджера), составленная по результатам зарубежных исследований, приводится в книге Е. В. Ксенчука и М. К. Кияновой. По их мнению, хороший руководитель: уверен в своих силах, целеустремлен, хладнокровен; умеет обращаться с людьми; поощряет участие членов группы в обсуждении проблем; способен отказаться от своей точки зрения, если докажут, что она не оптимальна; самокритичен, проявляет выдержанность при победах или поражениях; способен удерживать высокий уровень усилий, энергичен; компетентен во всех вопросах управления; умеет ясно, точно и лаконично выразить мысли словами; способен вызвать к себе расположение; способен видеть изменения, происходящие как внутри организации, так и вне ее; готов к инновациям, использовать их в интересах организации; способен нести ответственность за порученные задания; умеет продуктивно использовать свое мнение.
В японском менеджменте к личным достоинствам менеджера относят: творческую активность, решительность, способность взять на себя ответственность, инициативность, энергичное поощрение инициативы подчиненных, всемерное поощрение дискуссий среди менеджеров, предприимчивость. Рычагами морального стимулирования персонала на японских предприятиях являются фундаментальные черты японского национального характера. Это прежде всего: а) общеэтнические черты – трудолюбие, сильно развитое эстетическое чувство, любовь к природе, приверженность к традициям, склонность к заимствованиям, этноцентризм, практицизм; б) черты группового поведения – дисциплинированность, преданность авторитету, чувство долга; в) обыденно-житейские черты – вежливость, аккуратность, самообладание, бережливость, любознательность. В японском менеджменте при определении уровня способностей менеджера оценивают основные способности: 1) принимать решения; 2) планировать; 3) вести беседу; 4) организовать людей; 5) осуществлять контроль за деятельностью подчиненных; 6) умение их воспитывать.Американский менеджмент создал двенадцать заповедей хорошего менеджера2. Назовем некоторые:
- менеджер не должен быть погонщиком. Погонщик: погоняет, полагается на свою власть, заставляет своих подчиненных работать и жить в мире слухов, догадок и толков. Менеджер: ведет за собой, полагается на содействие и помощь тех, кого он ведет, держит подчиненных в курсе дела, привлекает к решению различных проблем.
- менеджер должен верить в свое дело, быть смелым, целеустремленным, решительным и уметь эти качества показать своим подчиненным;
- знать науку об организации и управлении;
- научиться ценить время подчиненных.
Опрос выдающихся менеджеров США, Европы, Японии показал, что они в качестве важнейших факторов успеха в деятельности менеджера выделяют:
- Желание и интерес человека заниматься деятельностью менеджера.
- Умение работать с людьми, умение общаться, взаимодействовать, убеждать, влиять на людей (коммуникативные качества).
- Гибкость, нестандартность, оригинальность мышления, способность находить нетривиальные решения.
- Оптимальное сочетание рискованности и ответственности в характере.
- Способность предвидеть будущее развитие событий, последствия решений, интуиция.
- Высокая профессиональная компетентность и специальная управленческая подготовка.
Дальнейшее изучение личностных психологических качеств, обусловливающих эффективность руководства, позволило выделить необходимые качества и черты личности менеджера:
- Доминантность – умение влиять на подчиненных.
- Уверенность в себе.
- Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость (умение руководителя контролировать свои эмоциональные проявления, саморегулировать эмоциональное состояние, осуществлять самоуправление и оптимальную эмоциональную разрядку).
- Креативность, способность к творческому решению задач, высокий практический интеллект.
- Стремление к достижению цели и предприимчивость, способность пойти на риск (разумный, а не авантюрный, готовность брать на себя ответственность в решении проблем).
- Ответственность и надежность в выполнении заданий, честность, верность данному обещанию и гарантиям.
- Независимость, самостоятельность в принятии решений.
- Гибкость поведения в изменяющихся ситуациях.
- Уметь критиковать и воспринимать критику.
- Уметь наказывать и прощать.
- Быть приветливым и тактичным.
- Обладать чувством юмора. Юмор обычно связан с хорошим настроением, а хорошее настроение способствует повышению производительности труда.
- Уметь говорить и слушать.
- Уметь молчать.
- Знать своих подчиненных.
Классификация различных типов менеджеров дана в работе И. Ансоффа. Он выделяет лидера, администратора, планировщика и предпринимателя. Отмечаются такие характерные черты лидера, умение общаться с людьми, способность распознать потенциал каждого работника и заинтересовать в полном его использовании. Лидер должен уметь вдохновлять людей на максимальную самоотдачу. Администратор – быть предельно объективным и полагаться на факты и логику, обладать способностью определять место сбоя и принять корректирующие меры. В задачу менеджера-планировщика входит оптимизация будущей деятельности фирмы путем концентрации основных ресурсов и ориентация фирмы на достижение поставленных целей. Он должен иметь аналитический склад ума, методичность в работе и ориентацию на будущее. Предприниматель стремится изменить динамику развития фирмы, ищет новые направления деятельности и возможности расширения. Он действует как экспериментатор и стремится к нестандартным решениям. В американском менеджменте более широко используется ситуационный подход к руководству, который основывается на тезисе, что в каждом конкретном случае успешное руководство имеет свои особенности и требует особой комбинации руководителей, подчиненных и конкретной ситуации руководства. Чтобы руководство стало успешным, руководитель, подчиненные и ситуация должны соответствовать друг другу.
Информация о работе Личность менеджера и его психологические особенности