Личность менеджера и его психологические особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:03, курсовая работа

Описание

Целью работы является выделение и описание личностных характеристик, влияющих на эффективность управленческой деятельности менеджеров, а также определение методов их диагностики.
Для достижения поставленной цели мною были поставлены следующие задачи:
- изучить личность менеджера;
- рассмотреть авторитет и требования к менеджеру;

Содержание

Введение 2
1.Теоретические аспекты личности менеджера 4
1.1.Личность менеджера 4
1.2.Требования к менеджеру 10
1.3.Авторитет менеджера 13
2. Эмпирическое исследование особенностей личностных черт менеджеров 15
2.1.Актуальность темы, организация исследования 15
2.2.Описание результатов эмпирического исследования 17
2.3.Анализ результатов эмпирического исследования 20
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Приложение 1 26
Приложение 2 30
Приложение 3 36
Приложение 4 37

Работа состоит из  1 файл

личность менеджера и его психологические особенности.doc

— 366.00 Кб (Скачать документ)

На втором аналитическом этапе мы проанализировали полученные результаты при помощи исчисления средних и стандартного отклонения по выборке и на основе анализа выделили и описали те личностные черты,  которые наиболее выражены в выборке профессионально успешных менеджеров.  На втором же этапе мы предоставили  испытуемым комментарии и  консультации по результатам их диагностики.   

2.2.Описание результатов эмпирического исследования

 

На первом этапе эмпирического  исследования мы провели диагностику по двум опросникам. Целью диагностики по первому опроснику «Шкала поведения на создание полезных социальных контактов» было  определение показателей по которым, в том числе, можно диагностировать успешных менеджеров и характеристика группы испытуемых,  основным критерием отбора которой явилась успешность профессиональной деятельности (Приложение 4).  По результатам исследования мы определили те черты личности,  которые присущи профессионально успешным менеджерам высшего звена. В таблице 1 представлены средние значения и стандартные отклонения по каждой из шкал для данной выборки.

Таблица 1. - Результаты диагностики «Шкала поведения на создание

полезных контактов»

 Шкалы опросника

Поддержание контактов

Общение

Вовлеченность в профессиональ-ную  активность

Участие в жизни церкви и общества

Рост кругозора

Среднее значение

19.296

18.481

20.604

17.611

16.373

Стандартное отклонение

4.312

4.445

6.643

7.906

7.653


 

Наиболее значимым параметром социально-полезных взаимодействий для  успешных менеджеров является «вовлеченность в профессиональную активность», далее следуют «поддержание контактов» и «общение» и на последних по значимости местах находятся «участие в жизни церкви и общества» и «рост кругозора». Полученные данные говорят о том, что для успешных менеджеров наиболее характерна ориентация на профессию, на профессиональное общение в ущерб участию в жизни общества в целом и росту кругозора в сочетании с личностным ростом.  Таким образом, в общении менеджеров присутствует, описанная MacCall жесткая ориентация на  профессию  с профессиональной активностью.

Далее мы провели основную диагностику с использованием опросника  по пятифакторной модели личности (Приложение 3). Результаты по  экспериментальной выборке менеджеров показаны в таблице 2. В таблице 3 представлены нормативные данные по опроснику, полученные Люсиным на выборке студентов.  Мы представили обе таблицы с целью максимально полного сравнения и характеристики профессионально значимых личностных черт менеджеров. По социальным параметрам две выборки отличны, во-первых, возрастным статусом испытуемых,  во-вторых, уровнем профессиональной активности, успешности и уровнем профессиональной самореализации. Следовательно, превышение значений  нормы   по тому или иному параметру опросника «Пятифакторная модель личности» может говорить о профессионально значимых личностных качествах. И, напротив, сохранение   значений в пределах нормы говорит об их минимальной значимости с точки зрения профессиональной успешности.

 

Таблица 2. - Результаты диагностики по опроснику «Пятифакторная модель личности»

 

 Шкалы опросника

Нейротизм

Экстраверсия

Открытость опыту

Дружелюбие

Добросовест-ность

Среднее значение

29.166

49.500

42.066

44.566

47.833

Стандартное отклонение

8.416

7.309

7.272

7.004

7.227


 

Таблица 3.- Нормативные данные по опроснику «Пятифакторная модель личности»

(Д. Люсин 219 чел-  выборка студентов и др.)

 

 Шкалы опросника

Нейротизм

Экстраверсия

Открытость опыту

Дружелюбие

Добросовест-ность

Среднее значение

21,21461

28,0274

25,85845

28,87215

28,65753

Стандартное отклонение

6,821079

6,204406

5,594317

5,819305

6,604598


 

Проанализировав обе  таблицы, мы пришли к выводу, что  в группе менеджеров присутствует превышение значений нормы по каждому из параметров пятифакторной модели личности.  Следовательно, речь во-первых, идет об ином уровне развития личностных черт, что может быть обусловлено как профессиональным, так и возрастным статусом испытуемых. Далее, в зависимости от степени превышения значениями определенных  черт показателей нормы, мы  определили пропорциональную представленность данных  черт  в структуре личности профессионально успешных менеджеров.

В порядке убывания личностные качества, характеризующие успешных менеджеров расположены следующим  образом: экстраверсия, добросовестность, открытость опыту, дружелюбие и нейротизм. Причем, показатели нейротизма лишь ненамного превышают показатели нормы (на 7.952 балла).  То есть, говорить о значимом превышении, характеризующем профессионально значимое качество нельзя.  При анализе данного опросника мы не выделили возрастных подгрупп и подгрупп по параметру опыта работы, в связи с тем, что средние данные по каждому из пяти параметров у них значимо не различаются. Итак, основными  личностными чертами,  менеджеров, влияющими на успешность их профессиональной деятельности являются  экстраверсия,  добросовестность и открытость опыту. Большое значение имеет,  также,   дружелюбие.

Стоит отметить, также, превышение значениями стандартных отклонений в группе менеджеров значений стандартных  отклонений для группы студентов, определяющих нормативные показатели в  исследовании.   Высокие показатели стандартных отклонений характеризуют больший разброс значений по группе, что говорит о большей степени индивидуализации  и меньшей степени типизации личностных черт для успешных  менеджеров вне зависимости от опыта работы и возрастного статуса.  Таким образом, высокую степень индивидуальности также можно отнести к характерным личностным чертам менеджеров.

 

2.3.Анализ результатов эмпирического исследования

 

Целью эмпирического  исследования  являлось  описание личностных характеристик испытуемых менеджеров высшего звена, влияющих на эффективность их управленческой деятельности.  В результате проделанной работы мы получили возможность составить определенный психологический портрет успешного менеджера.

 В начале описания необходимо отметить, что данный портрет характерен для выборки в целом вне зависимости от возраста и опыта работы испытуемых. Таким образом, он обусловлен требованиями профессии «менеджер». Вторая ремарка, которая необходима в данном случае, это акцент на гендерные особенности. Итак, речь идет о профессионально обусловленном психологическом портрете успешного менеджера. 

Первое, что можно отметить, это жесткая ориентация на   профессиональное общение  и профессиональную активность. Требования к профессии  менеджера и особенно менеджера высшего звена  предполагают зачастую ненормированный рабочий день и максимум времени и усилий, посвящаемых профессии.  Именно максимум времени и усилий, посвящаемых профессиональной деятельности становятся залогом профессиональной самореализации, успешности.  Это ситуация, когда работа становится стилем жизни, а иные взаимодействия, в том числе участие в жизни церкви и общества в целом, уходят на второй план. Личностный и интеллектуальный рост осуществляется в большей части в рамках профессии. Рост кругозора в иных областях не столь значим. Социально полезные контакты устанавливаются и сохраняются в большей части в рамках профессиональной деятельности.

В ситуации, когда профессия  становится стилем жизни, а сама жизнь  зачастую посвящена работе,  преимущественно развиваются те личностные черты, которые профессиональной же деятельности и способствуют.

 Генеральной  функциональной  обязанностью  менеджера является  руководство, и руководство   людьми в том числе. А оно  предполагает высокий уровень коммуникабельности, ориентацию на окружающих, умение понимать людей, работать в команде, доброжелательность по отношению к окружающим.  Огромное значение имеют, также, стрессоустойчивость и эмоциональная устойчивость (или психологическая неуязвимость).

Анализируя опросник «Пятифакторная модель личности», мы отметили преобладание значений именно по тем  чертам, которые  позволяют менеджеру  успешно справляться со своими обязанностями. Это высокий уровень экстраверсии, предполагающий ориентацию на окружающих, учет их мнений в принятии решений, искренний интерес к их личности. Экстраверты хорошо работают в команде, они великолепные коммуникаторы. Далее, это высокая добросовестность и открытость опыту, предполагающая возможность эффективного обучения и развития. Но поскольку общение осуществляется преимущественно в профессиональном ключе, то речь идет об эффективности приобретения именно профессионального опыта.

Еще один значимый показатель, это низкий уровень нейротизма, предполагающий высокую  устойчивость нервной системы к внешним воздействиям. Именно этот показатель определяет такие важнейшие качества успешного менеджера как стрессоустойчивость,  эмоциональная устойчивость  и уверенность, что позволяет ему обрабатывать огромный поток информации, успешно  общаться со многими людьми.

Итак, психологический  портрет успешного менеджера высшего звена представлен сочетанием следующих качеств: высокой экстраверсии, добросовестности, доброжелательности, высокой открытости профессиональному опыту в сочетании с низким нейротизмом, определяющем стрессо- и эмоциональную устойчивость и ориентацией в общении на профессиональные взаимодействия. Подобное сочетание личностных качеств позволяет максимально эффективно исполнять функции руководства и достигать высокой степени профессиональной успешности и самореализации.

 

Заключение

 

В процессе углубленного изучения данной темы можно сделать  следующие выводы:

Современный менеджер выступает  в системе общественного производства как управляющий — дипломат —  лидер — воспитатель — организатор — инноватор — человек. Основные требования к личности: компетентность, владение навыками делового общения и ораторской практики, педагогические, консультативные и психологические умения.

Проведенное исследование особенностей личностных черт менеджеров, влияющих на уровень их профессиональной успешности является актуальным. В ходе исследования мы достигли своей цели – выделили и описали профессионально значимые черты менеджеров высшего звена. По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

-в психологической литературе широко представлены разнообразные исследования профессионально значимых особенностей и черт личности менеджеров;

-в качестве базы исследования мы определили тридцать успешных менеджеров высшего звена, что позволило описать особенности личностных черт, влияющих на профессиональную успешность;

-«психологический портрет» успешного менеджера высшего звена  представлен сочетанием следующих качеств: высокой экстраверсии, добросовестности, доброжелательности, высокой открытости профессиональному опыту в сочетании с низким нейротизмом, определяющем стрессо- и эмоциональную устойчивость и ориентацией в общении на профессиональные взаимодействия.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, подтвердилась лишь частично. Действительно, у менеджеров в числе профессионально значимых личностных качеств, присутствует высокий уровень экстраверсии. Уровень   нейротизма ниже, чем уровень выраженности всех иных личностных черт, представленных в опроснике, что не соответствует традиционным гендерным ожиданиям, но позволяет менеджерам быть стрессо- и эмоционально устойчивыми, что определяет во многом профессиональную успешность.

В общем,  сочетание  личностных черт успешных менеджеров максимально соответствует требованиям профессии и обуславливает высокий профессиональный рост и  профессиональную самореализацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.Васькин А.А. Оценка менеджеров: Учебно-практическое пособие. – М.: Спутник+, 2009 . – 102с

2.Веснин В.Р. Менеджмент для всех. – М.: Юристъ, 2007. – 202с.

3.Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. – М.: Триада, Лтд, 2006.- 156с.

Информация о работе Личность менеджера и его психологические особенности