Степень проявления тревожных наклонностей личности в автобиографическом рассказе подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:57, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявить и описать степень проявления тревожных наклонностей личности в автобиографическом рассказе у подростков.

Задачи:
Осуществить анализ психологической литературы по теме «проявление тревожности у подростков» и «детские воспоминания».
Провести диагностику личностной тревожности при помощи личностного опросника Спилбергера.
Использовать контент-анализ автобиографических рассказов о первых детских воспоминаниях для выявления степени личностной тревожности у подростков.
Оценить уровень и значимость корреляции между данными, полученными при использовании контент-анализа и результатами опросника.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В ПЕРВЫХ ДЕТСКИХ ВОСПОМИНАНИЯХПОДРОСТКОВ…………………………………………..6
1.1 Понятие тревожности как характеристики личности, ее проявление в подростковом возрасте………………………………….………………………...6
1.2Первыедетскиевоспоминания……………………………………………….13
1.3Понятие автобиографического нарратива…………………………….……17
1.4Датьописаниетакому методу исследования, как контент-анализ…………25
Выводы по первому разделу…………………………………………………....31
РАЗДЕЛ 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ТРЕВОЖНОСТИ В АВТОБИОГРАФИЧЕСКОМ НАРРАТИВЕ ПОДРОСТКОВ…………………………………………………………………..33
2.1. Описание испытуемых, методов исследования, характеристика ……….33
2.2.Анализ результатов и интерпретация эмпирического исследования…….38
Выводы по второму разделу…………...………………………………………..41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………42
СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ………………………………...44

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 104.00 Кб (Скачать документ)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

НациональнЫЙ  педагогическИЙ университет

иМЕНИ М. П. Драгоманова

Крымский гуманитарный факультет

Кафедра психологии и практической психологии

  СТЕПЕНЬ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНЫХ НАКЛОННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В АВТОБИОГРАФИЧЕСКОМ РАССКАЗЕ ПОДРОСТКА

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Общая психология»

Специальность 6.030102 Психология

Выполнила

                                                                                      Будаева Олеся Александровна

2 ПС

 

Научный руководитель:

 

доктор биол. наук, профессор

Павленко Владимир Борисович

Допущено к защите:                             Работа защищена:

Зав.Кафедрой_____________              «___»____________________                           «___»__________________                 с оценкой__________________

                                                                          

   

                                                                     

                                                   Артек 2011

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

РАЗДЕЛ 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В ПЕРВЫХ ДЕТСКИХ ВОСПОМИНАНИЯХПОДРОСТКОВ…………………………………………..6

1.1 Понятие тревожности как характеристики личности, ее проявление в подростковом возрасте………………………………….………………………...6

1.2Первыедетскиевоспоминания……………………………………………….13

1.3Понятие автобиографического нарратива…………………………….……17

1.4Датьописаниетакому методу исследования, как контент-анализ…………25

Выводы по первому разделу…………………………………………………....31

РАЗДЕЛ 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ТРЕВОЖНОСТИ  В АВТОБИОГРАФИЧЕСКОМ НАРРАТИВЕ ПОДРОСТКОВ…………………………………………………………………..33

2.1. Описание испытуемых, методов исследования, характеристика ……….33

2.2.Анализ результатов и интерпретация эмпирического исследования…….38

Выводы по второму разделу…………...………………………………………..41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………42

СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ………………………………...44

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Издавна человек интересовался  своими воспоминаниями и их влиянием на его дальнейшую жизнь. Многие ученые-психологи  изучали память, влияние воспоминаний на формирование  личности человека. И самое сильное влияние оказывают  детские воспоминания. Ранние детские  воспоминания человека характеризуются, как правило, одновременно  особой ясностью и очевидной незначительностью  содержания. Фрейд считал вопрос о  воспоминаниях детства очень  интересным и важным.

 Довольно хорошим источником  детских воспоминания является  автобиографический нарратив. На уровне индивида жизнь как единый и целостный феномен изображается и организовывается с помощью автобиографического нарратива. Подобный нарратив может представлять собой личный миф – своеобразную значимую систему автобиографических воспоминаний, которые являются аспектом саморепрезентации человека и представляющие собой интегрированную конструкцию историй жизненных переживаний. Личные мифы объясняют мир, направляют индивидуальное развитие, дают социальную направленность и отвечают на духовные запросы людей.

А. Адлер предполагал, что  детские воспоминания и переживания, которые хранятся в нашем сознании - объединяются последовательной темой, проходящей через них. И человек  пользуется этой темой для поддержания  убеждений своего стиля жизни.

Очень часто незначительные детские воспоминания несут во взрослую жизнь переживания и тревогу. И тема возникновения тревожности  и переживаний весьма актуальна  у современных психологов, так  же как и у классиков психологии.

Тревожность - переживание  эмоционального дискомфорта, связанное  с ожиданием неблагополучия, с  предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное  состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. В отечественной психологической литературе это различение зафиксировано соответственно в понятиях "тревога" и "тревожность". Последний термин, кроме того, используется и для обозначения явления в целом[2].

  Тревожность очень часто изучают  с помощью контент-анализа. Контент-анализ – способ обработки текстовых массивов, который приобрел особую популярность в информационную эпоху, хотя история метода берет свое начало еще с 18 века

Научная и практическая актуальность проблемы тревожности занимает особое место в современном научном знании. Ей посвящено значительное количество исследований, причем не только в психологии, но и в медицине, физиологии, философии, социологии. В последнее десятилетие интерес отечественных психологов к изучению тревожности существенно усилился в связи резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, тревогу и тревожность. Вместе с тем, необходимо отметить, что и в настоящее время в нашей стране тревожность исследуется преимущественно в узких рамках конкретных, прикладных проблем (школьная, экзаменационная, соревновательная тревожность, тревожность операторов, летчиков-испытателей, спортсменов, при психотерапии и др.). Тревожность рассматривается как показатель «преневротического состояния», ее роль чрезвычайно высока и в нарушениях поведения, таких, например, как делинквентность и аддиктивное поведение подростков. Значения профилактики тревожности, ее преодоление важно при подготовке детей и взрослых к трудным   ситуациям (экзамены, соревнования и др.),    при овладении новой деятельностью.

Цель исследования: выявить и описать степень проявления тревожных наклонностей личности  в автобиографическом рассказе у подростков.

 

Задачи:

  1. Осуществить анализ психологической литературы по теме «проявление тревожности у подростков» и «детские воспоминания».
  2. Провести диагностику личностной тревожности при помощи личностного опросника Спилбергера.
  3. Использовать контент-анализ автобиографических рассказов о первых детских воспоминаниях  для выявления степени  личностной тревожности у подростков.
  4. Оценить уровень и значимость корреляции между данными, полученными при использовании контент-анализа и результатами опросника.
  5. Определить насколько первые воспоминания человека влияют на проявление тревожности в автобиографическом рассказе.

 

Объект исследования:

 тревожность, как черта личности человека.

Предмет исследования:

проявление тревожности  в первых детских воспоминаниях  человека.

Гипотеза:

 тревожность, как черта личности предопределяет характер и содержание детских воспоминаний.

Теоретическое значение: исследование заключается в том, что освещены представления о понятии «тревожность», освещены исследования в области проявления личностных характеристик в автобиографических рассказах.

В настоящей работе нами были использованы следующие методы:

- Метод контент-анализа;

- Методика диагностики тревожности Ч.Д.Спилбергера.

Экспериментальная база исследования: работа проводилась с учащимися 11-го класса Красноперекопского УВК «школа-УПК» №1. Всего в исследовании приняли участие 20 учеников, возраст 15-16 лет. Все испытуемые имеют сходное семейное, социальное и материальное положение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В ПЕРВЫХ ДЕТСКИХ ВОСПОМИНАНИЯХ ПОДРОСТКОВ

 

 

1.1 Понятие тревожности как характеристики личности, ее  проявление в подростковом возрасте

 

Актуальность исследования видов тревожности у детей  подросткового возраста обусловлена  тем, что количество подростков, обладающих значительной степенью тревожности, которая  в дальнейшем может перерасти  в патологический страх, невроз и  прочие тяжёлые эмоциональные расстройства, достаточно высоко.

Понятие тревоги было введено  в психологию 3. Фрейдом, разделявшим  конкретный страх и неопределенный, безотчетный страх - тревогу, носящую  глубинный, иррациональный, внутренний характер [1].

Долгое время считалось, что тревога и тревожность - синонимы, современная психология разводит эти  понятия.

Тревога это переживание  эмоционального дискомфорта, связанное  с ожиданием неблагополучия, предчувствием  грозящей опасности. В отличие от страха(который представляет реакцию на конкретную, реальную опасность), тревога- переживание неопределенной, диффузной, безобъективной угрозы.

Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся  в склонности человека к частым и  интенсивным переживаниям состояния  тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Тревожность  рассматривается как личностное образование или как свойство темперамента, обусловленное слабостью  нервных процессов.

 Тревожность очень  широко распространенный психологический  феномен нашего времени. Она  является частым симптомом неврозов  и функционального психоза, а  также входит в синдромологию  других заболеваний или является  пусковым механизмом расстройства  эмоциональной сферы личности. Значение  тревоги как социально - обусловленного  фактора было отмечено на одном  из первых, ежегодных симпозиумов,  проводящихся Американской ассоциацией  психологов и психопатологов [7].

 Тревожность является  субъективным проявлением неблагополучия  личности, ее дезадаптации, переживанием  эмоционального дискомфорта, предчувствием  грядущей опасности. 

Таким образом, тревожность  – это черта личности, готовность или предрасположенность к страху. Это состояние целесообразного  подготовленного повышения внимания сенсорного и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответствующую реакцию на страх.

Так как, страх – самая  главная составляющая тревожности, она имеет свои особенности. Функционально  страх служит предупреждением о  предстоящей опасности, позволяет  сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания. В случае, когда он достигает силы аффекта, он способен навязать стереотипы поведения – бегство, оцепенения, защитную агрессию. Но если источник опасности  не определен или неопознан, в  этом случае, возникающее состояние называется тревогой. Тревога – это эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагоприятного развития событий.

Л. И. Божович определила тревогу, как осознаваемую, имевшую  место в прошлом опыте, интенсивную  болезнь или предвиденье болезни.

В отличие от Л. И. Божович, Н. Д. Левитов определяет тревогу, как  психическое состояние, которое  вызывается возможными неприятностями, изменениями в привычной для человека обстановке,  связанное с задержкой приятного и выражается в опасениях, волнениях, нарушениях покоя и т.п. [7].  В работах В.С. Мерлина тревожность рассматривается как одно из свойств темперамента. Автор понимает тревожность как склонность человека переживать самые различные ситуации, как чем-то ему угрожающие и испытывать при этом неопределённый страх и беспокойство, направленное на какой-либо предмет и явление [11].

Тревожность неоднородна. Она бывает адекватной и неадекватной. Критерием подлинной тревожности выступает ее неадекватность реальной успешности, реальному положению индивида в той или иной области. Только в таком случае она может рассматриваться как проявление общеличностной тревожности, «зафиксировавшейся» на определенной сфере.

Тревожность можно подразделять также на устойчивую в какой-либо сфере (ее принято обозначать как  специфическую, частную, парциальную) и общую, генерализованную тревожность, свободно меняющую объекты в зависимости  от изменения их значимости для человека.

Помимо разных видов, выделяют разные формы тревожности. Форма  тревожности — особое сочетание  характера переживания, осознания, вербального и невербального  его выражения в характеристиках  поведения, общения и деятельности. Форма тревожности проявляется  в стихийно складывающихся способах ее преодоления и компенсации, а  также в отношении человека к  этому переживанию.

Выделяют две основных формы тревожности:

  • открытая — сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги;
  • скрытая — в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже в отрицании его, либо косвенным путем — через специфические способы поведения[3] .

 

К «открытым» формам тревожности  относятся:

1. Острая, нерегулируемая  или слабо регулируемая тревожность  — сильная, осознаваемая, проявляемая  внешне через симптомы тревоги,  самостоятельно справиться с  которой индивид не может. 

2. Регулируемая и компенсируемая  тревожность, при которой школьники  самостоятельно вырабатывают достаточно  эффективные способы, позволяющие  справляться с ней. По характеристикам  используемых для этих целей  способов внутри этой формы  можно выделить две субформы: снижение уровня тревожности и использование ее для стимуляции собственной деятельности, повышения активности. Регулируемая и компенсируемая тревожность встречается преимущественно в двух возрастах — младшем школьном и раннем юношеском, то есть в стабильных периодах. Важной характеристикой обеих форм является то, что тревожность оценивается детьми как неприятное, тяжелое переживание, от которого они хотели бы избавиться.

Информация о работе Степень проявления тревожных наклонностей личности в автобиографическом рассказе подростка