Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:57, курсовая работа
Цель исследования: выявить и описать степень проявления тревожных наклонностей личности в автобиографическом рассказе у подростков.
Задачи:
Осуществить анализ психологической литературы по теме «проявление тревожности у подростков» и «детские воспоминания».
Провести диагностику личностной тревожности при помощи личностного опросника Спилбергера.
Использовать контент-анализ автобиографических рассказов о первых детских воспоминаниях для выявления степени личностной тревожности у подростков.
Оценить уровень и значимость корреляции между данными, полученными при использовании контент-анализа и результатами опросника.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В ПЕРВЫХ ДЕТСКИХ ВОСПОМИНАНИЯХПОДРОСТКОВ…………………………………………..6
1.1 Понятие тревожности как характеристики личности, ее проявление в подростковом возрасте………………………………….………………………...6
1.2Первыедетскиевоспоминания……………………………………………….13
1.3Понятие автобиографического нарратива…………………………….……17
1.4Датьописаниетакому методу исследования, как контент-анализ…………25
Выводы по первому разделу…………………………………………………....31
РАЗДЕЛ 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ТРЕВОЖНОСТИ В АВТОБИОГРАФИЧЕСКОМ НАРРАТИВЕ ПОДРОСТКОВ…………………………………………………………………..33
2.1. Описание испытуемых, методов исследования, характеристика ……….33
2.2.Анализ результатов и интерпретация эмпирического исследования…….38
Выводы по второму разделу…………...………………………………………..41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………42
СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ………………………………...44
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
НациональнЫЙ педагогическИЙ университет
иМЕНИ М. П. Драгоманова
Крымский гуманитарный факультет
Кафедра психологии и практической психологии
СТЕПЕНЬ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНЫХ НАКЛОННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В АВТОБИОГРАФИЧЕСКОМ РАССКАЗЕ ПОДРОСТКА
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Общая психология»
Специальность 6.030102 Психология
2 ПС
Научный руководитель:
доктор биол. наук, профессор
Павленко Владимир Борисович
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
РАЗДЕЛ 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ
В ПЕРВЫХ ДЕТСКИХ ВОСПОМИНАНИЯХПОДРОСТКОВ…………………
1.1 Понятие тревожности как
характеристики личности, ее проявление
в подростковом возрасте………………………………….……………………
1.2Первыедетскиевоспоминания……
1.3Понятие автобиографического нарратива…………………………….……17
1.4Датьописаниетакому методу исследования, как контент-анализ…………25
Выводы по первому разделу…………………………………………………....
РАЗДЕЛ 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРОЯВЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ТРЕВОЖНОСТИ
В АВТОБИОГРАФИЧЕСКОМ НАРРАТИВЕ ПОДРОСТКОВ……………………………………………………
2.1. Описание испытуемых, методов исследования, характеристика ……….33
2.2.Анализ результатов и интерпретация эмпирического исследования…….38
Выводы по второму разделу…………...……………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………
СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ……
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Издавна человек интересовался
своими воспоминаниями и их влиянием
на его дальнейшую жизнь. Многие ученые-психологи
изучали память, влияние воспоминаний
на формирование личности человека.
И самое сильное влияние
Довольно хорошим источником детских воспоминания является автобиографический нарратив. На уровне индивида жизнь как единый и целостный феномен изображается и организовывается с помощью автобиографического нарратива. Подобный нарратив может представлять собой личный миф – своеобразную значимую систему автобиографических воспоминаний, которые являются аспектом саморепрезентации человека и представляющие собой интегрированную конструкцию историй жизненных переживаний. Личные мифы объясняют мир, направляют индивидуальное развитие, дают социальную направленность и отвечают на духовные запросы людей.
А. Адлер предполагал, что детские воспоминания и переживания, которые хранятся в нашем сознании - объединяются последовательной темой, проходящей через них. И человек пользуется этой темой для поддержания убеждений своего стиля жизни.
Очень часто незначительные детские воспоминания несут во взрослую жизнь переживания и тревогу. И тема возникновения тревожности и переживаний весьма актуальна у современных психологов, так же как и у классиков психологии.
Тревожность - переживание
эмоционального дискомфорта, связанное
с ожиданием неблагополучия, с
предчувствием грозящей опасности.
Различают тревожность как
Тревожность очень часто изучают с помощью контент-анализа. Контент-анализ – способ обработки текстовых массивов, который приобрел особую популярность в информационную эпоху, хотя история метода берет свое начало еще с 18 века
Научная и практическая актуальность проблемы тревожности занимает особое место в современном научном знании. Ей посвящено значительное количество исследований, причем не только в психологии, но и в медицине, физиологии, философии, социологии. В последнее десятилетие интерес отечественных психологов к изучению тревожности существенно усилился в связи резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, тревогу и тревожность. Вместе с тем, необходимо отметить, что и в настоящее время в нашей стране тревожность исследуется преимущественно в узких рамках конкретных, прикладных проблем (школьная, экзаменационная, соревновательная тревожность, тревожность операторов, летчиков-испытателей, спортсменов, при психотерапии и др.). Тревожность рассматривается как показатель «преневротического состояния», ее роль чрезвычайно высока и в нарушениях поведения, таких, например, как делинквентность и аддиктивное поведение подростков. Значения профилактики тревожности, ее преодоление важно при подготовке детей и взрослых к трудным ситуациям (экзамены, соревнования и др.), при овладении новой деятельностью.
Цель исследования: выявить и описать степень проявления тревожных наклонностей личности в автобиографическом рассказе у подростков.
Задачи:
Объект исследования:
тревожность, как черта личности человека.
Предмет исследования:
проявление тревожности в первых детских воспоминаниях человека.
Гипотеза:
тревожность, как черта личности предопределяет характер и содержание детских воспоминаний.
Теоретическое значение: исследование заключается в том, что освещены представления о понятии «тревожность», освещены исследования в области проявления личностных характеристик в автобиографических рассказах.
В настоящей работе нами были использованы следующие методы:
- Метод контент-анализа;
- Методика диагностики тревожности Ч.Д.Спилбергера.
Экспериментальная база исследования: работа проводилась с учащимися 11-го класса Красноперекопского УВК «школа-УПК» №1. Всего в исследовании приняли участие 20 учеников, возраст 15-16 лет. Все испытуемые имеют сходное семейное, социальное и материальное положение.
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В ПЕРВЫХ ДЕТСКИХ ВОСПОМИНАНИЯХ ПОДРОСТКОВ
1.1 Понятие тревожности как характеристики личности, ее проявление в подростковом возрасте
Актуальность исследования
видов тревожности у детей
подросткового возраста обусловлена
тем, что количество подростков, обладающих
значительной степенью тревожности, которая
в дальнейшем может перерасти
в патологический страх, невроз и
прочие тяжёлые эмоциональные
Понятие тревоги было введено в психологию 3. Фрейдом, разделявшим конкретный страх и неопределенный, безотчетный страх - тревогу, носящую глубинный, иррациональный, внутренний характер [1].
Долгое время считалось, что тревога и тревожность - синонимы, современная психология разводит эти понятия.
Тревога это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. В отличие от страха(который представляет реакцию на конкретную, реальную опасность), тревога- переживание неопределенной, диффузной, безобъективной угрозы.
Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Тревожность рассматривается как личностное образование или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.
Тревожность очень
широко распространенный
Тревожность является
субъективным проявлением
Таким образом, тревожность
– это черта личности, готовность
или предрасположенность к
Так как, страх – самая главная составляющая тревожности, она имеет свои особенности. Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания. В случае, когда он достигает силы аффекта, он способен навязать стереотипы поведения – бегство, оцепенения, защитную агрессию. Но если источник опасности не определен или неопознан, в этом случае, возникающее состояние называется тревогой. Тревога – это эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагоприятного развития событий.
Л. И. Божович определила
тревогу, как осознаваемую, имевшую
место в прошлом опыте, интенсивную
болезнь или предвиденье
В отличие от Л. И. Божович, Н. Д. Левитов определяет тревогу, как психическое состояние, которое вызывается возможными неприятностями, изменениями в привычной для человека обстановке, связанное с задержкой приятного и выражается в опасениях, волнениях, нарушениях покоя и т.п. [7]. В работах В.С. Мерлина тревожность рассматривается как одно из свойств темперамента. Автор понимает тревожность как склонность человека переживать самые различные ситуации, как чем-то ему угрожающие и испытывать при этом неопределённый страх и беспокойство, направленное на какой-либо предмет и явление [11].
Тревожность неоднородна. Она бывает адекватной и неадекватной. Критерием подлинной тревожности выступает ее неадекватность реальной успешности, реальному положению индивида в той или иной области. Только в таком случае она может рассматриваться как проявление общеличностной тревожности, «зафиксировавшейся» на определенной сфере.
Тревожность можно подразделять также на устойчивую в какой-либо сфере (ее принято обозначать как специфическую, частную, парциальную) и общую, генерализованную тревожность, свободно меняющую объекты в зависимости от изменения их значимости для человека.
Помимо разных видов, выделяют
разные формы тревожности. Форма
тревожности — особое сочетание
характера переживания, осознания,
вербального и невербального
его выражения в
Выделяют две основных формы тревожности:
К «открытым» формам тревожности относятся:
1. Острая, нерегулируемая
или слабо регулируемая
2. Регулируемая и компенсируемая
тревожность, при которой