Методики исследования мышления и интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 18:58, дипломная работа

Описание

Дипломная работа предполагает разрешение следующей теоретической гипотезы: для исследования мышления и интеллекта используются стандартизированные и нестандартизированные методики, их выбор, зависит от целей обследования, поставленных задач и возраста обследуемых.

Содержание

Введение
1. Диагностика мышления и интеллекта
1.1 Психодиагностические аспекты работы психолога и понятие психологического диагноза
1.2 Мышление: виды и операции
1.3 Методики для исследования операциональной стороны мышления
1.3.1 «Исключение лишнего» (предметный вариант)
1.3.2 «Исключение лишнего» (словесный вариант)
1.3.3 «Выделение существенных признаков»
1.3.4 Образование аналогий
1.3.5 Исследование быстроты мышления
1.3.6 Сравнение и определение понятий
1.3.7 Понимание переносного смысла пословиц и метафор
1.4 Диагностика интеллекта и умственного развития
2. Подходы к понятию интеллекта. Тесты интеллекта
2.1 Понятие интеллекта и интеллектуального развития
2.2 Становление психодиагностики. Первые тестовые исследования
2.2.1 Психология индивидуальных различий и психодиагностика
2.3. Структура интеллекта
2.3.1 Подходы зарубежных авторов
3. Невербальный интеллект. Методики исследования
3.1 Прогрессивные матрицы Равена
3.2 Методика «Матрица Равена» (школьный вариант)
3.3 Методика «Матрица Равена» (дошкольный вариант)
3.4 Оценка образного мышления (на основе методики исключения)
3.5 Тест «Нарисуй человека» как метод диагностики
интеллекта Методика Гудинаф-Харрис
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 243.85 Кб (Скачать документ)

Содержание

мышление интеллект тестовый исследование

Введение

1. Диагностика мышления  и интеллекта

1.1 Психодиагностические  аспекты работы психолога и  понятие психологического диагноза

1.2 Мышление: виды и операции

1.3 Методики для исследования  операциональной стороны мышления

1.3.1 «Исключение лишнего» (предметный вариант)

1.3.2 «Исключение лишнего» (словесный вариант)

1.3.3 «Выделение существенных  признаков»

1.3.4 Образование аналогий

1.3.5 Исследование быстроты  мышления

1.3.6 Сравнение и определение  понятий

1.3.7 Понимание переносного  смысла пословиц и метафор

1.4 Диагностика интеллекта  и умственного развития

2. Подходы к понятию  интеллекта. Тесты интеллекта

2.1 Понятие интеллекта  и интеллектуального развития

2.2 Становление психодиагностики. Первые тестовые исследования

2.2.1 Психология индивидуальных  различий и психодиагностика

2.3. Структура интеллекта

2.3.1 Подходы зарубежных  авторов

3. Невербальный интеллект.  Методики исследования

3.1 Прогрессивные матрицы  Равена

3.2 Методика «Матрица Равена»  (школьный вариант)

3.3 Методика «Матрица Равена»  (дошкольный вариант)

3.4 Оценка образного мышления (на основе методики исключения)

3.5 Тест «Нарисуй человека»  как метод диагностики

интеллекта Методика Гудинаф-Харрис

Заключение

Литература

 

 

 

Введение

 

« Обучать надо не мыслям, а мышлению»- эти слова известного философа Иммануила Канта, вполне актуальны для наших дней. С середины 20века в зарубежной педагогике разворачивается новое напраление «обучение мышлению» организатором которого становится американский психолог Джером Брунер. Идея развития мышления - становится одной из приоритетных и в нашей отечественной психологии.

С учётом актуальности этих идей и того, что диагностическая компетентность – это значимая компонента подготовленности профессионала психолога – нами была обозначена тема дипломного исследования:

Мышление. Подходы к диагностике мышления.

В дипломной работе обозначены: объект и предмет исследования.

Объект: процесс мышления.

Предмет: методики исследования мышления и интеллекта.

Дипломная работа предусматривает решение следующих теоретических задач:

Во-первых, изучение и анализ психологической литературы отечественных и зарубежных авторов по проблеме мышления и интеллекта, структурных компонентов интеллекта, в том числе теорий интеллекта. Это работы зарубежных авторов:

Штерна В.; Брунера Дж.; Пиаже Ж.; Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г; Анастази А.; Годфруа Ж.; и др.

Работы отечественных классиков психологии: Выготского Л.С., Эльконина Д.Б., Теплова Б.М., Ананьева Б.Г., Рубинштейна С.Л., Тихомирова О.К., Ломова Б.Ф., и др., а также работы современных исследователей по проблеме мышления и интеллекта: Брушлинского А.В., Лейтес Н.С., Холодной М.С., Гуревича П.С., Дружинина В.Н., Веккера Л.М., Либина А.В., Егоровой М.С., Чуприковой Н.И., Ратановой Т.А., Ушакова Д.В. и других.

Во-вторых: анализ и изучение психодиагностической литературы, направленной на исследование интеллекта и мышления, а также, литературы представляющей исследовательский банк методик интеллекта и мышления. Это работы:

- Тихомирова О.К.; Дружинина В.Н.; Гуревич К.М. и Акимовой М.К.; Бурлачук Л.Ф. и Морозовой С.М.; Романовой Е.С.; Глуханюк И.С.; Анастази А.; Айзенк Дж.; Штерн В.; Мелхорн Г. и Мелхорн Х-Г и других.

Дипломная работа предполагает разрешение следующей теоретической гипотезы: для исследования мышления и интеллекта используются стандартизированные и нестандартизированные методики, их выбор, зависит от целей обследования, поставленных задач и возраста обследуемых.

Дипломная работа включает: введение, заключение, 3 главы, список литературы из 93 наименований.

Глава первая: Диагностика мышления и интеллекта

Глава вторая: Подходы к понятию интеллекта. Тесты интеллекта

Глава третья: Невербальный интеллект. Методики исследования.

 

 

1. Диагностика мышления и интеллекта

 

1.1 Психодиагностические аспекты работы психолога и понятие психологического диагноза

 

Одно из направлений деятельности псиолога — психодиагностика, на которую отводится пример но 50% в общей системе трудозатрат его деятельности.

Диагностическая работа не самоцель для психолога, она предназначена быть основой для установления психологического диагноза и разработки рекомендаций по оптимизации психического развития человека, а также его реабилитации.

Значительная часть психологов, раскрывая содержа тельную сторону нормы как оптимального состояния объекта психодиагностики, придерживается мнения, согласно которому оно трактуется в терминах приспособления или адаптации. Последнее требует исследование психической сферы. Ярче всего результаты психологического исследования выступают в самом психологическом диагнозе. Термин «психологический диагноз» появился в 1921 г. Его предложил выдающийся психиатр и психолог Роршах (Я. Rorschach), (1884—1922). Г. Роршах — автор одной из самых популярных психодиагностических проективных методик, известной под названием «Пятна Роршаха». По определению Роршаха, психологический диагноз — это распознавание любого отклонения от нормального функционирования или развития, а также определение состояния конкретного объекта.

Отечественный психолог Л. С. Выготский конкретизировал содержание этого понятия и выделил следующие уровни психологического диагноза:

— симптоматический, содержащий лишь констатацию отклонений и отдельных функций и состояний, но не объясняющий механизмов этих нарушений;

— этиологический, определяющий причины возникновения определенных особенностей психической деятельности;

— типологический, определяющий место и значение по лученных данных в целостной картине личности.

Эти три уровня психологического диагноза отражают в той или иной мере актуальное состояние человека.

Под психологическим диагнозом, вслед за Ануфриевым мы понимаем: «Психологический диагноз как результат деятельности практического психолога представляет собой соответствующее запросу логическое заключение о состоянии психологических переменных, обусловливающих определенные параметры деятельности или психического состояния обследуемого в понятиях современной психологической науки, позволяющее предсказать будущее состояние клиента в определенных условиях и сформулировать рекомендации по оказанию ему психологической помощи» (Ануфриевым А.Ф.,2006)

Психологический уровень определяется закономерностями познавательной, эмоциональной и волевой сфер человека, которые проявляются в его деятельности и поведении, а также характеристикой всех уровней функционирования психики: операционального, эмоционально-волевого и личностного.

Социально-психологический уровень определяется закономерностями явлений психики, обусловленными включением человека в различные социальные связи (социальные установки, позиции, процессы адаптации и социализации, коммуникативные способности, психологическая совместимость и т.п.), а также психологическими характеристиками реальной социальной среды (межличностные отношения, традиции, сплоченность, психологический климат и т.п.)

При проведении психодиагностической работы психолог, подбирая инструментарий диагностических технологий, должен соблюдать определенные этические нормы.

В современной практической психологии выделяют не сколько этапов диагностической работы.

  1. Изучение социального заказа, запросов специалистов образовательных, медицинских и социальных учреждений.
  2. Формулирование психологической проблемы.
  3. Выдвижение гипотез о возможных причинах определяемого дефекта.
  4. Выбор методов диагностики.
  5. Применение отобранных методов.
  6. Формулирование психологического диагноза.
  7. Разработка рекомендаций, психологических программ коррекции, профилактики и т.п.
  8. Контроль за их осуществлением. (Орлова Е.А.Колесник Н.Т.2011)

 

1.2 Мышление: виды и операции

 

Мышление – познавательный психический процесс, позволяющий индивиду понимать окружающий мир, самого себя, понимать связи между событиями, явлениями и выстраивать на этой основе свое поведение. Мышление играет важную роль в попытках человека адаптироваться к реальной жизни. Результатом мышления выступает мысль, идея, понятие.

Познавательная психическая деятельность человека сложна и многообразна. Познание начинается с того, что анализаторы доставляют нам разнообразные ощущения; комплекс отдельных ощущений складывается в целом в восприятие; внимание служит фильтром, отбирающим для нас наиболее важные сигналы; полученная таким образом первичная информация поступает в хранилища долговременной и кратковременной памяти, а затем наступает очередь мышления. Одной из основных задач мышления выступает выявление связей, принятие решения и прогнозирование. В результате мышления возникает новое знание, которое не может быть получено из непосредственного опыта. Таким образом, мышление тесно связано с остальными психическими процессами: оно опирается на память, пользуясь ее продуктами для выполнения своих функций; оно не может быть продуктивным без внимания и творческим без воображения. Оно немыслимо вне языка, его символического строя, позволяющего мышлению реализовать одну из своих функций познания реальности с помощью символических средств.

Основные отличия мышления от других высших психических процессов состоят, в частности, в том, что:

  • оно порождает результат, которого либо в действительности, либо у самого субъекта до этого не существовало;
  • оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации;
  • мышление выходит за пределы чувственного познания;
  • оно выявляет связи между предметами и явлениями, которые не даны человеку непосредственно;
  • оно присутствует во всех высших психических процессах, и уровень развития каждого из них определяется степенью включенности в него мышления.

На протяжении ХХ века многие выдающиеся психологи обращались к теме психологического исследования мышления, каждый в избранной им теоретической модели. Среди них – Вундт, Джеймс, Дьюи, Уотсон, Пиаже, Вертгеймер, Выготский, Гальперин и др.

Существуют различные взгляды на природу и механизмы функционирования этого психического процесса. (Марцинковская Т.Д., 2007).

Виды мышления

Согласно классификации, принятой в деятельностной психологии, мышление подразделяется на практическое и понятийное. Практическое — представлено наглядно-действенным и наглядно-образным, а теоретическое — образным и понятийным. Критерием выделения этих видов мышления является логика развития мышления в процессе онтогенеза и филогенеза. Эта логика заключается в постепенном освобождении развивающегося процесса мышления от реального оперирования элемента ми предметного мира.

Практическое мышление

Наглядно-действенное мышление. Простейший вид мышления, проявляющийся раньше всех других видов у ребенка и на ходящий свое место в структуре мыслительной деятельности взрослого человека. Этот вид мышления представляет собой решение стоящей перед человеком задачи в практическом плане, «методом проб и ошибок». Именно с помощью этого вида мышления, маленький ребенок впервые в своей жизни собирает деревянную пирамидку: он берет колечко и пытается попасть его отверстием на стержень игрушки. Обязательным условием успешности решения этой задачи является опора на реальные предметы (кольца и стержень пирамидки) и возможность действовать — оперировать с этими предметами.

Наглядно-образное мышление. Превалирует у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Это их новый этап на пути развития. Теперь ребенок, складывающий пирамидку, может, опираясь на реально лежащие перед его взором кольца и стержень, проделать предварительную мысленную сборку пирамидки с помощью образов этих предметов. Он может довольно точно мысленно представить себе лучшую траекторию, по которой нужно переместить кольцо к стержню, а по том безошибочно проделать эту операцию с реальными кольца ми и стержнем. Существенной для этого вида мышления выступает неизбежность периодически опираться на реальный предмет, так как его образ, используемый при решении задач в наглядно-образном плане, хранится лишь в оперативной и кратковременной памяти, но не в долговременной (Маклаков А.Г., 2001).

Теоретическое мышление

Дальнейшее совершенствование мышления приводит к тому, что при решении задач человек полностью переходит от оперирования предметами и от опоры на них к мысленному оперированию актуальными для данного случая элементами: образами или понятиями.

Образное мышление — это один из самых высоких (наряду с понятийным) уровней развития мышления. Он представляет собой мысленное оперирование образами, извлекаемыми из долговременной памяти, или образами, созданными воссоздающим или творческим воображением. Образно мыслящий человек, манипулирует образами без какой бы то ни было опоры на реальные предметы. Это происходит до тех самых пор, пока он не найдет решения стоящей перед ним задачи.

Информация о работе Методики исследования мышления и интеллекта