Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 18:58, дипломная работа
Дипломная работа предполагает разрешение следующей теоретической гипотезы: для исследования мышления и интеллекта используются стандартизированные и нестандартизированные методики, их выбор, зависит от целей обследования, поставленных задач и возраста обследуемых.
Введение
1. Диагностика мышления и интеллекта
1.1 Психодиагностические аспекты работы психолога и понятие психологического диагноза
1.2 Мышление: виды и операции
1.3 Методики для исследования операциональной стороны мышления
1.3.1 «Исключение лишнего» (предметный вариант)
1.3.2 «Исключение лишнего» (словесный вариант)
1.3.3 «Выделение существенных признаков»
1.3.4 Образование аналогий
1.3.5 Исследование быстроты мышления
1.3.6 Сравнение и определение понятий
1.3.7 Понимание переносного смысла пословиц и метафор
1.4 Диагностика интеллекта и умственного развития
2. Подходы к понятию интеллекта. Тесты интеллекта
2.1 Понятие интеллекта и интеллектуального развития
2.2 Становление психодиагностики. Первые тестовые исследования
2.2.1 Психология индивидуальных различий и психодиагностика
2.3. Структура интеллекта
2.3.1 Подходы зарубежных авторов
3. Невербальный интеллект. Методики исследования
3.1 Прогрессивные матрицы Равена
3.2 Методика «Матрица Равена» (школьный вариант)
3.3 Методика «Матрица Равена» (дошкольный вариант)
3.4 Оценка образного мышления (на основе методики исключения)
3.5 Тест «Нарисуй человека» как метод диагностики
интеллекта Методика Гудинаф-Харрис
Заключение
Литература
Общий показатель образного мышления Ао6щ по данной методике как сумма пяти серий рассчитывается по формуле
Ао6щ = ∑ Аj.
j=1
На основе индивидуальных данных по показателю образного мышления подсчитывается средняя арифметическая величина по группе в целом. Для получения групповых (возрастных) различий необходимо сопоставить рассчитанные показатели между собой. В случае необходимости для сопоставления данных, полученных при изучении образного мышления с другими характеристиками мышления, а также для интериндивидуального сопоставления можно осуществить перевод абсолютных значений об разного мышления в сопоставимые шкальные оценки.
При анализе результатов экспериментального исследования следует иметь в виду, что нормативных данных для этой методики нет и поэтому каждый отдельный результат может быть интерпретирован лишь в сравнении с другими. Необходимо заметить, что в результате сопоставления экспериментальных данных представляется возможным сделать вывод о наличии или отсутствии межгрупповых различий, о том, в какой мере отличаются данные, полученные на одном испытуемом, от среднегрупповых данных, о степени выраженности индивидуальных различий как одномодальных, так и разномодальных показателей (Рогов Е.И., 2004).
3.5 Тест «Нарисуй человека» как метод диагностики интеллекта
Методика Гудинаф-Харрис
Известные в начале века тесты, подобные тесту Бине, а зачастую просто с него скопированные, приобрели широкую популярность во многих странах. Практика их широкомасштабного использования, наряду с бытовавшими поначалу восторженными отзывами, позволила со временем вы явить и ряд существенных недостатков тестирования, о которых, в частности, шла речь в главе 1. Были предприняты попытки создания иных методик, использование которых позволило бы обойти ставшие очевидными ограничения. Одна из таких наиболее продуктивных попыток - со здание рисуночного теста.
Надо отметить, что продукты изобразительной деятельности рассматривались как диагностический материал до вольно давно. Еще в начале века задание нарисовать чело века использовалось многими специалистами - психологами и психиатрами - при обследовании детей. Однако в то время не существовало четкой системы анализа детских рисунков; каждый исследователь опирался на собственную систему признаков, обусловленную, в частности, его представлениями о природе интеллекта и других изучавшихся свойств. Ни о какой стандартизации обследования не было и речи.
С целью преодоления неизбежной при этом субъективности Ф. Гудинаф предприняла попытку создания стандартной шкалы признаков для оценки изображения, человека (Степанов С.С., 2005).
Гудинаф - яркая фигура в мировой психологии.
Флоренс Лаура Гудинаф родилась в 1886 г. в небольшом американском городке Хонсдейл. Получив среднее педагогическое образование, она несколько лет учительствовала в сельских школах штата Пенсильвания. В 1919 - 1921 гг. она вела преподавательскую и исследовательскую работу в школе для умственно отсталых детей в г. Вайнленд, штат Нью-Джерси. Эти занятия положили начало ее научным исследованиям умственного развития и аномального детства. В 1921 г. Гудинаф окончила Колумбийский университет. Получив степень доктора философии (1924), возглавила Консультативную детскую клинику в Миннеаполисе. В 1925 г. она поступила на работу в организованный при Миннесотском университете Институт здоровья ребенка.
В работе «Измерение интеллекта с помощью рисунка» (1926) Гудинаф впервые в истории психодиагностики практически обосновала гипотезу о том, что выполнение ребенком рисунка отражает степень овладения им ключевыми понятиями и таким образом свидетельствует об уровне раз вития интеллекта. Созданный ею тест «Нарисуй человека» отличался от существовавших ранее тестов интеллекта. Он позволял довольно точно оценить уровень умственного развития, причем в достаточной степени независимо от уровня усвоенных знаний и умений, в том числе и навыков рисования.
Широкомасштабные исследования с-помощью метода тестов привели Гудинаф к переоценке основополагающего в американской текстологии принципа неизменности коэффициента интеллекта. Она наглядно продемонстрировала, что ряд социальных факторов (например, благоприятные условия дошкольного воспитания) могут значительно повысить этот показатель, т.е. умственная одаренность не является врожденным и стабильным свойством. Не ограничиваясь анализом тестов, Гудинаф в работе «Экспериментальные исследования ребенка» (1931) подвергла всестороннему рассмотрению различные исследовательские методики детской психологии, продемонстрировала их сильные и слабые стороны.
Специальное исследование было посвящено ею проблеме аффективного поведения. На основе наблюдений за проявлениями гнева и раздражения у детей Гудинаф разработала рекомендации по формированию навыков игровой деятельности, общения, лидерства.
В книге «Исключительные дети» (1956) Гудинаф обобщила опыт изучения детей, страдающих дефектами развития. Руководство «Психология развития» (1934) явилось одним из первых фундаментальных трудов в этой области, заложивших основы изучения жизненного пути человека на его основных этапах.
Наибольшую известность Ф. Гудинаф принес тест «На рисуй человека». Первоначальная стандартизация этой методики была осуществлена в 1926 г. С тех пор вплоть до 1963 г. тест использовался без существенных изменений и приобрел за это время широкую популярность. (По данным А. Анастази, в настоящее время в мировой психодиагностической практике тест «Нарисуй человека» по частоте использования является вторым после известного метода чернильных пятен Г. Роршаха.) С целью обновления тестовых норм ученик Ф. Гудинаф Д. Харрис провел новую стандартизацию метода, результаты которой опубликовал в 1963 г. С этого времени тест «Нарисуй человека» известен как тест Гуди наф-Харриса (Гриншпун И.В., 1998).
Как и в первоначальном тесте Гудинаф, так и в обновленном варианте основное внимание уделяется точности и детальности рисунка, а не художественным изобразительным средствам. Именно детальность изображения вы ступает основным показателем уровня умственного развития ребенка. В основе такого подхода лежит гипотеза о том, что в рисунке знакомого предмета обнаруживаются те его отличительные, существенные черты, которые ребенок выделил в нем как в представителе соответствующего класса предметов. Рисунок рассматривается как выраженное в графической форме понятие (представление) ребенка о предмете. Наблюдения по мере взросления ребенка усложнение выполненных им изображений расценивается в качестве показателя развития понятийного мышления.
Следует отметить, что данная гипотеза, лежащая в основе теста, не опирается на какие-либо строгие теоретические построения. Она выражает эмпирически наблюдаемую зависимость между особенностями детского рисунка и общим умственным развитием ребенка.
В результате многочисленных исследований было установлено, что для детей дошкольного возраста данные те ста Гудинаф-Харриса высоко коррелируют с данными арифметических тестов, а также с некоторыми задания ми, выявляющими уровень развития операционального интеллекта.
Данная методика широко используется в качестве компонента комплексного обследования ребенка. Важно под черкнуть, что несмотря на неоднократно подтвержденную высокую надежность теста, большинство специалистов считают, что самостоятельной диагностической ценности тест почти не имеет. Ограничиваться одним данным тестом при обследовании ребенка недопустимо; тест может выступать лишь как часть обследования, предпочтительно - начальная часть. Рисуночным тестом пользуются для того, чтобы получить первое представление об уровне развития ребенка.
В силу того что большинство дошкольников и младших школьников любят рисовать, данный тест может помочь установить контакт с ребенком и завязать сотрудничество, необходимое для проведения обследования с помощью более сложных диагностических методик. Тест весьма целесообразно применять во всех случаях, когда у детей наблюдается речевая заторможенность, или при обследовании детей с нарушениями слуха (Степанов С.С., 2005).
Инструкция и процедура проведения теста
Ребенку выдается лист белой бумаги стандартного фор мата и один простой карандаш. Годится и обычная писчая бумага, но предпочтительно - плотная, специально предназначенная для рисования. Карандаш - лучше твердо-мягкий, марки ТМ,
Ребенка просят «как можно лучше» нарисовать человека («мужчину», «дяденьку»). По ходу рисования комментарии не допускаются. Если ребенок выполняет рисунок человека не в полный рост, ему предлагают сделать но вый рисунок.
По завершении рисования проводится дополнительная беседа с ребенком, в которой уточняются непонятные дета ли и особенности изображения.
Тестирование - предпочтительно индивидуальное. Для дошкольников - исключительно индивидуальное.
Оценка результатов. Шкала признаков для оценки рисунка содержит 73 пункта. За выполнение каждого пункта начисляется один балл, за несоответствие критерию - 0 баллов. В итоге подсчитывается суммарная оценка.
Заключение
Анализ изученной литературы предполагает следующие выводы дипломного исследования.
- Мышление – познавательный психический процесс, позволяющий индивиду понимать окружающий мир, самого себя, понимать связи между событиями, явлениями и выстраивать на этой основе свое поведение.
- В онтогенетическом плане принято различать три вида мышления: наглядно-образное, наглядно-действенное и понятийное мышление. Мыслительные операции.
Выделяют следующие основные мыслительные операции:
- В отечественной психодиагностике, диагностика мышления, строится на основе стандартизированных и нестандартизированных методик.
- Стандартизированные методики – это методики соответствующие всем психометрическим стандартам и прошедшие проверку на валидность, надёжность, репрезентативность
- К нестандартизированным методикам относятся эксперементально- психологические методики, разработанные в отечественной патопсихологии.
-К широко используемым эксперементально- психологическим методикам относятся следующие методики : классификация- словесный и предметный вариант, «исключение четвёртого лишнего» - словесный и предметный вариант, образование аналогий( простые и сложные), пиктограммы, сравнение и определение понятий, понимание переносного смысла пословиц и метафор и др.
- К наиболее известным эксперементально- психологическим методикам направленным на диагностику наглядно- образного мышления относятся методики – классификации и исключения четвертого лишнего, предметный вариант.
- Интеллект, по мнению исследователей– это описательный конструкт, введенный психологами для обозначения способности человека эффективно и рационально функционировать в определенной культуре
-Выделяют следующие основные компоненты интеллекта:
- Традиционно интеллект исследуется
в рамках двух основных направлений –
тестологического и экспериментально-
- Тестологический подход заключается в том, что под интеллектом понимается то, что измеряют тесты интеллекта, а именно совокупность познавательных процессов.
- Экспериментально-
-Под интеллектом как объектом измерения в психодиагностике понимается структура познавательных процессов человека, возникающая на основе наследственно закрепленных задатков и формирующихся во взаимодействии с ними.
- Интеллект, ни есть единая и однообразная способность, он складывается из нескольких функций. Данным термином обычно обозначается комплекс способностей, необходимых для выживания и достижения успеха в определенной культуре (А. Анастази).
-Вопрос о существовании интеллекта как целостной психологической реальности остается дискуссионным и в настоящее время. Исследователями проделана сложная работа, по выявлению сути и структуры интеллекта и достигнуты в этом, значительные успехи.
- Структурный подход к исследованию интеллекта представлен исследованиями зарубежных и отечественных авторов.
- Вопрос о структуре интеллекта, его одно- или много- факторности, является принципиально важным для измерения интеллекта
- Двухфакторная теория интеллекта Спирмена выделяет генеральный фактор интеллекта G и фактор S, показатель специфических способностей. Фактор G им интерпретировался как показатель умственной энергии. Теория Спирмена способствовала созданию таких тестов, как «Прогрессивные матрицы» Равена, тест «Домино» и др.
Информация о работе Методики исследования мышления и интеллекта