Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 18:58, дипломная работа
Дипломная работа предполагает разрешение следующей теоретической гипотезы: для исследования мышления и интеллекта используются стандартизированные и нестандартизированные методики, их выбор, зависит от целей обследования, поставленных задач и возраста обследуемых.
Введение
1. Диагностика мышления и интеллекта
1.1 Психодиагностические аспекты работы психолога и понятие психологического диагноза
1.2 Мышление: виды и операции
1.3 Методики для исследования операциональной стороны мышления
1.3.1 «Исключение лишнего» (предметный вариант)
1.3.2 «Исключение лишнего» (словесный вариант)
1.3.3 «Выделение существенных признаков»
1.3.4 Образование аналогий
1.3.5 Исследование быстроты мышления
1.3.6 Сравнение и определение понятий
1.3.7 Понимание переносного смысла пословиц и метафор
1.4 Диагностика интеллекта и умственного развития
2. Подходы к понятию интеллекта. Тесты интеллекта
2.1 Понятие интеллекта и интеллектуального развития
2.2 Становление психодиагностики. Первые тестовые исследования
2.2.1 Психология индивидуальных различий и психодиагностика
2.3. Структура интеллекта
2.3.1 Подходы зарубежных авторов
3. Невербальный интеллект. Методики исследования
3.1 Прогрессивные матрицы Равена
3.2 Методика «Матрица Равена» (школьный вариант)
3.3 Методика «Матрица Равена» (дошкольный вариант)
3.4 Оценка образного мышления (на основе методики исключения)
3.5 Тест «Нарисуй человека» как метод диагностики
интеллекта Методика Гудинаф-Харрис
Заключение
Литература
Понятийное мышление — используя понятийное мышление, человек совершает мыслительные операции, оперируя знания ми, хранящимися в долговременной памяти в форме понятий, суждений, умозаключений. У него при этом нет необходимости пользоваться информацией, получаемой непосредственно, прямым соприкосновением с объектами материального мира, с по мощью органов чувств.
Мыслительные операции
Мыслительная деятельность осуществляется человеком по средством ряда мыслительных операций. Эти операции, с одной стороны, выполняют каждая свою функцию в процессе познания, с другой — тесно связаны друг с другом. К основным мыслительным операциям относятся:
1.3. Методики для исследования операциональной стороны мышления
1.3.1 «Исключение лишнего» (предметный вариант).
Цель: исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки.
Материал: набор карточек с изображением четырех предметов на каждой.
Инструкция: «Посмотрите на эти рисунки, здесь нарисовано четыре предмета, три из них между собой сходны, и их можно назвать одним названием, а четвертый предмет к ним не подходит. Скажите, какой из них лишний и как можно назвать остальные три, если их объединить в одну группу?»
Исследователь вместе с испытуемым решают и разбирают первое задание. Остальные испытуемый по мере возможности разбирает самостоятельно. Если он испытывает затруднения, исследователь задает ему наводящий вопрос. В протоколе записывают номер карточки, название предмета, который испытуемый исключил, слово или выражение, при помощи которого он обозначил остальные три, объяснения, все вопросы, которые ему были заданы, и его ответы. (РубинштейнС.Я.,2004.)
1.3.2 «Исключение лишнего» (словесный вариант).
Материал: бланк с напечатанными сериями из пяти слов (рис. ).
Инструкция: «Здесь в каждой строчке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить нужно найти и исключить (словесно или вычеркнуть).
Рис. Бланк для словесного варианта
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если испытуемый справляется с тремя-четырьмя заданиями и ошибается по мере их усложнения, или он верно решает задание, но не может объяснить свое решение, подобрать название группе предметов, то можно сделать вывод о его интеллектуальной недостаточности.
Если испытуемый объясняет причину объединение предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным критериям (т.е. придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщения по существенным признакам.
1.3.3 «Выделение существенных признаков»
Цель: исследование особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По характеру выявляемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления — конкретного или абстрактного (табл. 3).
Материал: бланк с напечатанными на нем рядами слов. Каждый ряд состоит из пяти слов в скобках и одного — перед скобками.
Инструкция: «В каждой строчке бланка вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее — пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два, которые находятся в наибольшей связи со словами перед скобками».
Интерпретация: наличие в большей
мере ошибочных суждений свидетельствует
о преобладании конкретно-ситуационного
стиля мышления над абстрактно-логическим.
Если испытуемый дает вначале ошибочные
ответы, но по том их исправляет, то это
можно интерпретировать как по спешность
и импульсивность(СерединаН.В.,
Оценка результатов осуществляется по форме, представленной в табл.
Таблица. Шкала для оценки стиля мышления
п/п |
Бланк |
Ответ |
1 |
Сад (растения, садовник, собака, забор, земля) |
Растения, земля |
2 |
Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода) |
Берег, вода |
3 |
Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед) |
Здания, улица |
4 |
Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены) |
Крыша, стены |
5 |
Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево) |
Углы, сторона |
6 |
Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага) |
Делимое, делитель |
7 |
Кольцо (диаметр, алмаз, проба, окружность, золото) |
Диаметр, окружность |
8 |
Чтение (глаза, книга, текст, очки, слово) |
Глаза, текст |
9 |
Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор) |
Бумага, редактор |
10 |
Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила) |
Игроки, правила |
11 |
Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты) |
Сражение, солдаты |
12 |
Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст) |
Бумага, текст |
13 |
Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия) |
Голос, мелодия |
14 |
Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение) |
Колебание почвы, шум |
15 |
Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели) |
Книги, читатели |
16 |
Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк). |
Почва, дерево |
17 |
Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион) |
Состязания, победа |
18 |
Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные) |
Врач, больные |
19 |
Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба) |
Чувства, человек |
20 |
Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек) |
Родина, человек. |
Таблица
п/п |
Ответ |
1 |
Растения, земля |
2 |
Берег, вода |
3 |
Здания, улица |
4 |
Крыша, стены |
5 |
Углы, сторона |
6 |
Делимое, делитель |
7 |
Диаметр, окружность |
8 |
Глаза, текст |
9 |
Бумага, редактор |
10 |
Игроки, правила |
11 |
Сражение, солдаты |
12 |
Бумага, текст |
13 |
Голос, мелодия |
14 |
Колебание почвы, шум |
15 |
Книги, читатели |
16 |
Почва, дерево |
17 |
Состязания, победа |
18 |
Врач, больные |
19 |
Чувства, человек |
20 |
Родина, человек. |
Таблица
Оценка в баллах |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Количество правильных ответов |
20 |
- |
19 |
18 |
16- 17 |
14- 15 |
12- 13 |
10-11 |
9 |
1.3.4 Образование аналогий
В методике простые аналогии представлены пары слов (образцы) между которыми существуют определённые смысловые отношения испытуемому следует выделить пару слов по аналогии. Лицам со средним и высшим образованием можно предложить методику « сложные аналогии»
1.3.5 Исследование быстроты мышления
Методика позволяет определить темп выполнения ориентировочных и операциональных компонентов мышления. Может использовать как индивидуально, так и в группе. (Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. 2000)
Ход выполнения задания
Испытуемым предъявляется бланк со словами, в которых пропущены буквы. По сигналу психолога в течение 3 мин они выписывают недостающие буквы. Каждый прочерк означает одну пропущенную букву. Слова должны быть существительными, нарицательными, в единственном числе.
Образец бланка
Д-ЛОП-Л-А З-О-ОК С-Я-О-ТЬ
К-ШАО-Р-Ч К-Н-А К-С-А-НИК
С-ДАК-Р-ОН С-Е-ЛО У-И-Е-Ь
В-ЗАЗ-Р-О К-Ы-А А-Е-Ь-ИН
Н-ГАВ-С-ОК Т-А-А С-А-Ц-Я
М-НАС-Г-ОБ К-У-КА Ч-Р-И-А
Д-ЛЯВ-Т-А С-А-КА К-П-С-А
К-НОП-Д-АК С-У-А Т-У-О-ТЬ
Б-ДАП-Р-А С-А-А С-Е-О-А
Ч-ДОБ-Л-ОН П-Е-А К-Н-О-А
Обработка результатов подчитать количество правильно составленных слов в течение 3 мин.
Менее 20 слов- низкая быстрота мышления и подвижность н.п.
21-30 слов- средняя мышления и подвижность н.п.
31слова и более- высокая быстрота мышления и подвижность н.п.
1.3.6 Сравнение и определение понятий
Для определения понятий нужно проанализировать множество признаков предмета или явления и выделить наиболее точное определение, то, в котором отмечается родовое и видовое различие. При сравнении предметов испытуемый использует анализ и синтез для разделения существенных признаков на общие для нескольких объектов и на различающие их. В качестве стимульного материала используют однородные понятия (танк-трактор, человек-животное) и разнородные (телега – ложка, ботинок – карандаш). Последние используются для диагностики искажения процессов обобщения.
1.3.7 Понимание переносного смысла пословиц и метафор
Можно просто предлагать испытуемому распространенные пословицы и метафоры для объяснения их переносного смысла. Есть вариант этой методики, когда для данной пословицы нужно найти соответствующую ей по значению фразу или другую пословицу. Этот вариант помогает тем испытуемым, которые понимают значение переносного смысла, но затрудняются вербализовать понимаемое. Еще одна модификация: серию табличек, на которых написаны пословицы или метафоры, соотнести по смыслу с фразами, которых по количеству гораздо больше пословиц. Последняя модификация чаще используется для выявления
1.4 Диагностика интеллекта и умственного развития
Информация о работе Методики исследования мышления и интеллекта