Методики исследования мышления и интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 18:58, дипломная работа

Описание

Дипломная работа предполагает разрешение следующей теоретической гипотезы: для исследования мышления и интеллекта используются стандартизированные и нестандартизированные методики, их выбор, зависит от целей обследования, поставленных задач и возраста обследуемых.

Содержание

Введение
1. Диагностика мышления и интеллекта
1.1 Психодиагностические аспекты работы психолога и понятие психологического диагноза
1.2 Мышление: виды и операции
1.3 Методики для исследования операциональной стороны мышления
1.3.1 «Исключение лишнего» (предметный вариант)
1.3.2 «Исключение лишнего» (словесный вариант)
1.3.3 «Выделение существенных признаков»
1.3.4 Образование аналогий
1.3.5 Исследование быстроты мышления
1.3.6 Сравнение и определение понятий
1.3.7 Понимание переносного смысла пословиц и метафор
1.4 Диагностика интеллекта и умственного развития
2. Подходы к понятию интеллекта. Тесты интеллекта
2.1 Понятие интеллекта и интеллектуального развития
2.2 Становление психодиагностики. Первые тестовые исследования
2.2.1 Психология индивидуальных различий и психодиагностика
2.3. Структура интеллекта
2.3.1 Подходы зарубежных авторов
3. Невербальный интеллект. Методики исследования
3.1 Прогрессивные матрицы Равена
3.2 Методика «Матрица Равена» (школьный вариант)
3.3 Методика «Матрица Равена» (дошкольный вариант)
3.4 Оценка образного мышления (на основе методики исключения)
3.5 Тест «Нарисуй человека» как метод диагностики
интеллекта Методика Гудинаф-Харрис
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 243.85 Кб (Скачать документ)

- Айзенк интерпретировал генеральный фактор G как скорость переработки информации центральной нервной системы (умственный темп).

- Составляющие интеллекта представлены разнообразными структурами: у Гилфорда интеллект представлен как кубическая модель; у Бине и Векслера: интеллект – это одноуровневая модель с двумя блоками показателей вербального и невербального характера.

- Модель интеллекта, по Гилфорду, включает 120 различных интеллектуальных процессов - частных способностей. Они и свою очередь сводятся к 15 факторам: 5 операций, 4 вида содержания и 6 типов продуктов мыслительной деятельности.

- К наиболее известным в современной психологии относят модель иерархической структуры интеллекта, американского исследователя Раймонда Кэттела. Им выделено 2 вида интеллекта:

- Один, названный кристаллизованным интеллектом, связан с теми знаниями и навыками, что приобретаются человеком – «кристаллизованы» в процессе обучения. Второй, широкий фактор – флюидный интеллект – меньше связанный с обучением и больше – со способностью адаптироваться к незнакомым ситуациям.

- По Терстоуну – интеллект не однороден и включает в себя семь следующих первичных факторов: понимание слов, беглость речи, легкость оперирования игровым материалом, пространственная ориентация, ассоциативная память, скорость восприятия, индуктивное мышление. Он считал, что интеллект следует представлять не просто в виде одного показателя IQ, а в виде профиля оценок по первичным факторам.

- В тесте структуры интеллекта Амтхауэра интеллект рассматривается как подструктура в целостной структуре личности. Им выделены четыре ведущих фактора интеллекта: вербальный, счетно-арифметический, пространственный и мнемонический

- Началом становления тестов интеллекта считаются работы Альфреда Бине, направленные на исследование умственной полноценности детей - во Франции, в начале ХХ века.

- Полученные с помощью тестов интеллекта результаты выражаются количественно в виде коэффициента интеллекта (IQ).

- IQ или любой другой показатель следует всегда приводить вместе с названием теста, в котором они получены. Тестовые показатели нельзя интерпретировать в отрыве от конкретного теста.

- IQ не является постоянной величиной и изменяется под воздействием окружающей среды. IQ является отражением как предшествующих, так и последующих достижений в обучении.

- В мировой практике психодиагностики обозначены следующие известные методики исследования интеллекта: тест структуры интеллекта Амтхауэра, тест интеллекта Векслера, тест прогрессивных матриц Равена, тест Стэндфорд-Бине-Симона.

- Вербальные тесты интеллекта дают показатели словесного (понятийного) логического мышления, в то время как с помощью невербальных тестов оценивается наглядно- образное и наглядно- действенное логическое мышления.

- Тест Д. Векслера и тест Дж. Равена, используется также для диагностики умственного развития учащихся младших классов и дошкольников.

- Первая форма шкал Дэвида Векслера, известная как шкала интеллекта Векслера – Беллевью включала две шкалы: вербальную и невербальную (шкалу действия). Предусматривалось вычисление IQ для каждой шкалы в отдельности и суммарного IQ. Тест предусматривал возможность установления психиатрического диагноза, связанного с умственной отсталостью.

- В настоящее время имеются три формы шкал Векслера, предназначенные для разных возрастов. В шкалу для взрослых(WAIS), вошло 11 субтестов, детский вариант теста Векслера включает 12 субтестов.

- Одним из самых существенных недостатков теста Векслера является неотчетливость его содержательного наполнения, поэтому по результатам тестирования трудно строить коррекционно-развивающую работу с испытуемыми.

- Невербальные тесты интеллекта состоят из заданий, в которых стимульный материал представлен либо в наглядной форме (в виде графических изображений, рисунков, чертежей), либо в предметной форме (кубки, части объектов и пр.). В этих тестах знание языка требуется только для понимания инструкций, которые намеренно, делаются простыми и по возможности короткими.

- Методика теста Равена предназначена для исследования невербального интеллекта. Авторами первой редакции теста были Л.Пенроуз и Дж. Равен. Окончательный вариант теста был представлен Дж. Равеном и с тех пор данный тест прогрессивных матриц именуется тестом Равена.

- Во многие известные тесты интеллекта включены субтесты невербальной направленности, но прицельную направленность на исследование невербального интеллекта – имеет тест прогрессивных матриц Равена.

- Для выполнения заданий теста Равена от обследуемого требуется умение концентрировать внимание, умение мысленно оперировать образами в пространстве, хорошо развитая перцепция и логическое мышление.

- Результаты тестирования с помощью теста Равена высоко коррелируют с результатами по тестам Векслера и Стэнфорд – Бине; доказана высокая надежность показателей данного теста.

- Гудинаф, первый исследователь, предпринявший попытку создания стандартной шкалы признаков для оценки изображения человека в практике тестирования интеллектуального развития ребенка.

- Для диагностики умственного развития используются в отечественной психодиагностики тесты:

школьный тест умственного развития (ШТУР);

специальный тест умственного развития (АСТУР).

- ШТУР и АСТУР разработаны отечественными исследователями и имеют высокую надежность

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Айзенк М. Психология для начинающих. СПб., – 2004., 384 с.
  2. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание - от древности и до наших дней. М., 1995, 608 с.
  3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. Издательство «Наука», М., 1977. – 380 с.
  4. Анастази А. Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2001. – 668 с.
  5. Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз - М., 2006
  6. Аткинсон Р. Л. и др. Введение в психологию. Под общ. ред. В. П. Зинченко, А. И. Назарова и др. – СПб., 2003, с. 672
  7. Блейхер В.М. Курк И.В. Боков С.Н. Практическая патопсихология. Руководство для врачей и медицинских психологов. 1996. – 448 с.
  8. Бардинер Г. Почему психолог похож на Кота? Тонкости психологической помощи детям. М, 2005. 112 с.
  9. Бурлачук Л.Ф., МорозовС.М. Словарь- справочник по психодиагностике. – СПб, 2001 – 528с.
  10. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977-411с.
  11. Брушлинский А.. В. Субъект: мышление, учение, воображение., Воронеж,1996, 393 с.
  12. Бурлачук Л.Ф. Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике: - СПб. 2001. – 528 с.
  13. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М., 2000-658с.
  14. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М., 2003. – 160 с.
  15. Верч Дж. Голос разума. Социокультурный подход к опосредованному действию. М., 1996-176с.
  16. Вертгеймер М. Продуктивное мышление . М., 1987-335с.
  17. Выготский Л С. Педагогическая психология. М. 1991-480с.
  18. Выготский Л.С. СС., в 6-ти т. Т. 4. Детская психология.- М., 1984 .– 432с.
  19. Гамезо М. В., Герасимова В.С., Орлова Л. М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М., 1998. – 256с.
  20. Годфруа Ж. Что такое психология. - В 2-х т. Т. 1. – М., 2004.-496с.
  21. Годфруа Ж. Что такое психология.- В 2-х т. Т. 2. – М., 2004.-376с.
  22. Государев В. А. Клиническая психология. М, 2007.144 с.
  23. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике.- М., 2003, 192 с.
  24. Детская практическая психология. Под ред. Т.Д. Марцинковской.-М., 2007.
  25. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб. – 2007. – 368 с.
  26. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. – М., 1997. – 328 с.
  27. Зейгарник Б.В. Патопсихология.- М., 1986, 268 с.
  28. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: очерки российской психологии. М., 1994., 304с.
  29. Иванец И.И. Ингерлейб М.Б. Трудный ребенок: если он не такой как все., Ростов на-Дону ,2004-320с.
  30. Изотова Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении.-М.,2009.
  31. Истратова О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет /О.Н. Истратова Ростов н/Д. 2008. – 317с.
  32. Истратова О.Н. Психодиагностика: Коллекция лучших тестов./О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. Ростов н/Д. 2009 – 375с.
  33. Кашапов М.М. Психология педагогического мышления., СПб, 2000-463с.
  34. Когнитивная психология. под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова .- М., 2002-480с.
  35. Костюк Г.С. Избранные психологические труды. М.,1988-304с.
  36. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1977-260с.
  37. Кузнецова В.В. Психология взаимопонимания. Неправда, лож, обман. СПб, 2008,278с.
  38. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика М., 2004. – 232 с.
  39. Либина А.В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации. М.. 2008-400с.
  40. Лоскутов В.В. Влияние деструктивных факторов на функциональную структуру интеллекта // Вестник Санкт-Петербургского университета, Выпуск 4, декабрь, 1997. стр. 96-104.
  41. Лукацкий М.Д., Остренкова М. Е., Психология. М., 2007-416с.
  42. Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб. 2001. 592 с.
  43. Марцинковская Т.Д. История психологии. М., 2007, 544с.
  44. Медицинская психология. Новейший справочник практического психолога. М., 2006-575с.
  45. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. М., 2002-592с.
  46. Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются. Общество и способности человека. Пер. с нем. М., 1989. – 160 с.
  47. Нагавкина Л.С. Татарникова Л.Г. Валеологические основы педагогической деятельности. СПб-2205-272с.
  48. Найссер У. Познание и реальность. М., 1981-229с.
  49. Надлер Дж., Хибино Ш., Фаррел Дж. Мышление полного спектр., Мн.,2001-464с.
  50. Настольная книга практического психолога/Сост. С.Т. Погохова, С.Л.Соловьева.- М., Спб.,2008 – 671с.
  51. Никандров В.В. Психология. М., 2008-912с.
  52. Общая психология. Тесты: в 3т. Т.2. Субъект деятельности. /под ред. В.В. Петухова., М., 2004, 607с.
  53. Общая психодиагностика. Под ред. А.А. Бодалева. В.В. Столина. Издательство Московского университета., 1987. – 303 с.
  54. Общая психология. / Под ред. Тугушева Р.Х. и Гарбера Е.И. М., 2006. – 560 с.
  55. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. – 360 с.
  56. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования.,- М., 2001, 448 с.
  57. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. М., 2004-192с.
  58. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991-287с.
  59. Орлова Е.А.,Н.Т. Нолесник Клиническая психология/Е.А., Н.Т. Колесник/ отв. ред. Г.И.. –М., 2011-363с.
  60. Основы психодиагностики /Под ред. А.Г. Шмелева.-Р-на-Д., 2005.
  61. Островская И.В. Психология. М., 2008-400с.
  62. Панов В.И., Сараева Н.М., Суханова А.А. Влияние экологически неблагоприятной ситуации на интеллектуальное развитие детей. М., 2007. – 216 с.
  63. Плигин А.А. Познавательные стратегии школьников. М.. 2007-528с.
  64. Психология / В.М. Аллахвердов, С.И. Богданова «и др), Отв. Ред. А.А. Крылов. – М., 2009. – 752 с.
  65. Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы / Под ред. Г.У. Солдатовой, - М., 2001. – 279 с.
  66. Психология: биографический библиографический словарь. / Пер. с англ. – СПб, 1999. – 832 с.
  67. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича, СПб – 2005. – 625 с.
  68. Психология мышления. Под ред.Ю. Б. Гиппенрейтер, В. А. Спиридонова, М. В. Фаликман, В.В. Петухов, М., 2008-672с.
  69. Поддьяков. Мышление дошкольника. М.. 1977-272с.
  70. Психология XXI века. / Под ред. В.Н. Дружинина. М., 2003. – 863 с.
  71. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 2001. – 440 с.
  72. Психодиагностика / Л.Ф. Бурлачук. – СПб: 2003. – 352 с.
  73. Психология / Под общ. ред. В.Н. Дружинина СПб. 2000. – 672 с.
  74. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. / Под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. 2005. – 560 с.
  75. Практикум по психодиагностики развития. /Под общ. ред. М.А.Дыгуна.-Минск, 2010.
  76. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. – М., 2004. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.
  77. Романова Е.С. Психодиагностика, СПб, 2009. – 400 с.
  78. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2т. Т.II – М., 1989. – 328 с.
  79. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (практическое руководство). – М., 2004. – 224 с.
  80. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике, М., 2004, 224 с.
  81. Руденко А.М. Психология для медицинских специалистов/А.М. Руденко, С.И. Самины. Ростов н/Д.,2009-634с.
  82. Саймон Б. Английская школа и интеллектуальные тесты. Под ред. Н.К. Гончарова и А.Р. Лурия. М., 1958. – 252 с.
  83. Середина Н.В. Шкуренко Д. А. Основы медицинской психологии: общая, клиническая, патопсихология. Ростов на- Дону, 2003-512с
  84. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология. М., 2002-864с.
  85. Словарь психолога – практика. / Сост. С.Ю. Головин., Мн., - 2005. – 976 с.
  86. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М., 2005. – 88 с.
  87. Тарас А.Е. Системная концепция личности // Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. М., 2002. – 896 с.
  88. Тихомиров О.К. Психология мышления., Издательство Московского университета, 1984. – 270 с.
  89. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994. – 315 с.
  90. Штерн В. Умственная одаренность. Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. СПб. – 1997. – 128 с.
  91. Фрейс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология М., 1966, 427с.
  92. Хон Р. Л. Педагогическая психология: принципы обучения. М., 2005, 736с.
  93. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. – 560 с..

 

Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Методики исследования мышления и интеллекта