Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 17:00, контрольная работа
В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.
Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер.
Введение………………………………………………………….…...3
Страхи нормально развивающихся детей и причины их возникновения…………………………………………………...5
Преодолние страха с помощью игровых упражнений………………………………………………………...11
Коррекция страхов у детей с помощью рисования…….……….13
Характеристика и интерпретация рисунков………………..…....20
Заключение……………………………………………………….…...28
Список литературы…………………………………………………...29
Приложение…………………………………………………………...30
Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями, но только в том случае, если в семье жизнерадостная атмосфера, если родители не говорят бесконечно о болезнях, о том, что кто-то умер и с ним (ребенком) тоже может что-то случиться. Если ребенок и так беспокойный, то тревоги подобного рода только усилят возрастной страх смерти.
Страх смерти - своего рода
нравственно-этическая
Страх смерти относительно чаще встречается у девочек, что связано с более выраженным у них, в сравнении с мальчиками, инстинктом самосохранения. Зато у мальчиков прослеживается более ощутимая связь страха смерти себя и в последующем - родителей со страхами чужих, незнакомых лиц, начиная с 8 месяцев жизни, то есть мальчик, боящийся других людей, будет более подвержен страху смерти, чем девочка, у которой нет такого резкого противопоставления.
Страх смерти тесно связан со страхами нападения, темноты, сказочных персонажей (более активно действующих в 3-5 лет), заболевания и смерти родителей (более старший возраст), жутких снов, животных, стихии, огня, пожара и войны. [5; 41]
Так же наблюдается боязнь ребенка опоздать - в гости, в детский сад и т. д. В основе страха опоздать, не успеть лежит неопределенное и тревожное ожидание какого-либо несчастья. Иногда подобный страх приобретает навязчивый, невротический оттенок, когда дети мучают родителей бесконечными вопросами-сомнениями вроде: "А мы не опоздаем?", "А мы успеем?", "А ты придешь?".
Непереносимость ожидания проявляется в том, что ребенок "эмоционально перегорает" до наступления какого-то определенного, заранее намеченного события, например, прихода гостей, посещения кино и т. д.
Чаще всего навязчивый страх опоздания присущ мальчикам с высоким уровнем интеллектуального развития, но с недостаточно выраженными эмоциональностью и непосредственностью. Их много опекают, контролируют, регламентируют каждый шаг не очень молодые и тревожно-мнительные родители. К тому же матери предпочли бы их видеть девочками, а к мальчишескому своеволию относятся с подчеркнутой принципиальностью, нетерпимостью и непримиримостью.
Навязчивый страх опоздать - это симптом болезненно заостренного и фатально неразрешимого внутреннего беспокойства, т. е. невротической тревоги, когда прошлое пугает, будущее тревожит, а настоящее волнует и озадачивает.
Невротической формой выражения страха смерти является навязчивый страх заражения. Обычно это внушенный взрослыми страх болезней, от которых, по их словам, можно умереть. Подобные опасения падают на благодатную почву повышенной возрастной чувствительности к страхам смерти и расцветают пышным цветом невротических страхов.[1; 81]
Ночные страхи.
Чаще всего кошмарные сны бывают у детей, ночной сон которых имеет те или иные отклонения. Без них кошмары тоже возможны, если ребенок впечатлительный, действуют травмирующим образом обстоятельства, обстановка или налицо какое-либо болезненное расстройство.
Плохо, обычно долго, засыпает каждый третий из детей от 1 года до 15 лет без различий по полу. В дошкольном возрасте затруднения в засыпании встречаются достоверно чаще, чем в школьном, что связано с более выраженными у дошкольников признаками невропатии и органического нарушения центральной нервной системы.
Хуже всего засыпают девочки и мальчики в пятилетнем возрасте. У девочек это совпадает с нарастанием кошмарных снов, то есть ночное беспокойство у девочек в большей степени отражается на засыпании, чем у мальчиков, или, что одно и то же, девочки более чувствительны в данном возрасте к тому, что снится им ночью. Беспокойно спит (разговаривает, просыпается, ворочается) также каждый третий ребенок, будь то девочка или мальчик.
Беспокойный, поверхностный сон более всего характерен для детей, родившихся раньше срока. Сон у них незрелый, прерывистый, да и день с ночью меняются местами. И здесь все может уладиться, если дома все спокойно и мать любящая, а не вечно недовольная появившимся "раньше времени" ребенком, да и сама нервная не в меру.
Пеленание такая же рутинная процедура, как и кормление. Однако некоторые дети явно успокаиваются, будучи туго запеленатыми, другие, наоборот, изо всех сил пытаются высвободиться, и только изрядно устав от обилия движений, успокаиваются и засыпают. Темперамент уже и здесь виден. [5; 71]
Дети с холерическим
темпераментом труднее
В целом 10 % мальчиков и 15 % девочек подвержены, со слов родителей, частым ночным страхам.
Гораздо более точные, но не абсолютные из-за вытеснения, амнезии ночного страха, данные выявляются при непосредственном, утреннем опросе детей о виденном ими ночью, в том числе и о кошмарных снах. В течение десяти дней подобным образом опрашивались 79 детей от 3 до 7 лет в детских садах. Оказалось, что за данное время 37 % детей (по крайней мере, каждый третий) видели кошмарный сон, 18 % (почти каждый пятый) видели его неоднократно, иногда сериалами, практически каждую ночь.
Вне зависимости от состояния нервной системы количество кошмарных снов в дошкольном возрасте, по данным опроса детей, достоверно возрастает от 3 до 7 лет, знаменуя возрастающее осознание проблем жизни и смерти, начала и конца своей жизни.[1; 79]
Неоднократно приходиться убеждаться в наличии взаимосвязи между страхом кошмарных снов и их фактическим наличием у детей. Более того, подобный страх безошибочно указывал на существование кошмарных снов, даже если ребенок и не мог вспомнить, в чем он конкретно заключался.
Несмотря на возможность отражения в ответе прошлого травмирующего опыта сновидений, в большинстве случаев ответ отражал актуальный, то есть последний опыт восприятия страшных снов.
В старшем дошкольном возрасте наиболее активно представлен страх смерти. Как раз данный страх и присутствует в ночных кошмарах детей, лишний раз подчеркивая лежащий в его основе и более выраженный у девочек инстинкт самосохранения.
Реальный страх. Это нормальная реакция на внешнюю опасность, проявление врожденного инстинкта самосохранения.
Невротический страх. Это форма «бесцельного страха», связанная с нарушениями психических функций, в частности, с неврозом.
Свободный страх. Это состояние «боязливого ожидания», которое может появиться в любой момент и не связано с определенной ситуацией или объектом.
Конкретный случай. Страхи могут быть вызваны конкретной ситуацией, произошедшей с ребенком (потерялся в магазине, покусала собака и т. д.). Боязнь повторения неприятного случая обычно легко поддается коррекции. Развитие фобии зависит и от характера ребенка – в зоне риска малыши с повышенной тревожностью, мнительностью, неуверенностью в себе.
Окружающая обстановка. В дошкольном возрасте различные страхи могут быть вызваны конфликтами в семье. Нередко дети чувствуют себя виноватыми в частых ссорах родителей. Еще одной причиной страха могут стать трудности общения со сверстниками. Если ребенку сложно в коллективе, его обижают, он может начать бояться посещения школы или садика. Распространение страхов и запугивание со стороны старших детей тоже способствует формированию боязливости.
Внушение со стороны. Страхи у детей дошкольного возраста могут быть вызваны предупреждениями об опасности со стороны взрослых. Родители, бабушки или воспитатели могут слишком эмоционально говорить ребенку о последствиях какого-либо действия или ситуации. Источником страхов становятся фразы «Не трогай – обожжешься!», «Не ходи – ты упадешь!» и т. п. Ребенок непроизвольно запоминает вторую часть предложения и чувствует тревогу. Реакция страха может закрепиться и распространиться на все похожие ситуации. Коррекция таких фобий необходима, так как внушенный в детстве страх может преследовать человека всю жизнь.
Собственная фантазия. Дети в дошкольном возрасте часто сами придумывают предмет страха. Почти каждый боялся в детстве темноты, в которой обычные предметы превращались в грозных монстров. Однако на собственные фантазии каждый ребенок реагирует по-разному. Кто-то легко забывает о них, а у кого-то могут развиться нервные расстройства.
Расстройства психики. Страхи у детей дошкольного возраста могут быть симптомом невроза – расстройства психики, которое требует обязательного лечения. Невроз может проявляться через страхи, не характерные для возраста ребенка, или очень сильные приступы боязни по различным поводам, в том числе входящим в понятие возрастной нормы.[4; 79]
2. Преодоления страхов с помощью игровых упражнений
Дети, переживая воображаемые опасности и изображая страх, заражаются не эмоцией страха, а эмоцией радости, радостное настроение проявляется на их лицах в улыбке, смехе. Мы включили психогимнастику в наши занятия в качестве закрепления «смелости», для того, чтобы уменьшить напряжение участников группы, сократить эмоциональную дистанцию между ними; для выработки умения выражать свои чувства и понимать чувства и мысли других. С помощью игры происходит также обучение приемам поведения в сложных жизненных ситуациях.
Итак, нами использовались игровые коррекционные упражнения, разыгрывание историй на темы детских страхов. Этот метод наиболее подходят детям дошкольного возраста с учетом особенностей ведущей в данном возрасте деятельности. Проигрывание ребенком определенной ситуации представляет собой групповой процесс общения и познания себя среди других. Игра позволяет ребенку снять эмоциональное и двигательное напряжение, разрешить мучающие его ситуации и найти свой выход из конфликтов. Именно игровая коррекция удовлетворяет потребность ребенка в физической активности, в игре дети расходуют энергию, преодолевают трудности и освобождаются от фрустрации. У многих ребят при проигрывании волшебных историй вместо страха наблюдалась явная заинтересованность, поэтому применение игровой терапии может быть показано при коррекции страхов сказочных персонажей.
Функции игровой коррекции.
Нами использовался цикл игровых занятий, моделью которого послужила система коррекционной работы, предложенная А.И. Захаровым. Форма занятий – директивная игровая коррекция, в которой взрослый выступает в роли организатора и руководителя. Как правило, коррекция данного типа базируется на теории социального научения, а ее основной задачей является обучение ребенка адекватному социальному поведению путем подражания эталону (герою, другим детям, взрослому). Данный метод хорошо подходит для детей, которым «трудно усидеть» на одном месте. Игровая коррекция удовлетворяет потребность ребенка в физической активности, в игре дети расходуют энергию, готовятся к обязанностям во взрослой жизни, преодолевают трудности и освобождаются от фрустраций. Они удовлетворяют свою потребность в состязательности, реагируют на агрессию в социально приемлемой форме и научаются взаимодействовать с другими людьми. Игра помогает детям раскрепостить воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки. Когда дети играют, они выражают собственную индивидуальность и актуализируют свои внутренние ресурсы.
Контрсуггестивные особенности игровой коррекции.
В игровой коррекции наблюдается активная или мобилизующая игра, предполагающая ощущение прилива сил, легкости, повышение двигательной активности, т.е. здесь представлено внешнее возбуждение с последующим внутренним возбуждением. В игровой коррекции контрсуггестия предполагает отождествление (идентификацию) во внешнем плане, в игре с более сильным и смелым персонажем, принятие на себя его роли. Объединиться с сильным – значит найти себе защитника, что, по мнению М.Е. Сандомирского [4], предполагает отождествление ребенка с одним из родителей. Эта роль, если она разыгрывается часто, может усвоиться настолько, что становится неотъемлемой частью собственного «Я» ребенка.
Рассмотрим процесс взаимодействия родителя, ребенка и психолога в игровой работе по преодолению внушенных страхов.
Групповые игровые упражнения.
Во взаимодействии при игровой работе по коррекции внушенных страхов используется организуемая психологом игра с группой детей. Психолог в разыгрывании определенной ситуации, связанной с данным страхом, распределяет роли, отводя главную роль «боящему» ребенку, таким образом, призывая его к мобилизации и внешнему выражению своих переживаний. Поведение в игровой коррекции во многом определяется и контролируется результатом, следующим за ним (внимание, одобрение взрослого). Игровая коррекция директивна, так как образец поведения диктуется ведущим ребенком или психологом, поэтому ребенок, исполняющий роль, сконцентрирован на образе (взрослый рассказывает, как нужно сыграть, показать тот или иной образ). Метод игровой коррекции напоминает, в некотором смысле, модель научения и воспроизведения (А.Бандура), состоящую из четырех ступеней: внимание, сохранение, моторное воспроизведение, мотивационные процессы. В психотерапевтическом смысле игра позволяет прожить в воображаемой реальности волнующую и пугающую ситуацию, а так же отреагировать на них, эмоционально очиститься. Подобное возможно, как в спонтанной игре (предметной, ролевой или смешанной), когда ребенок бессознательно будет проигрывать беспокоящие его вещи, события, а так же в организованной игре на какую-то конкретную тему.
Таким образом, контрсуггестивные качества игровой коррекции позволяют ребенку прожить в воображаемой реальности волнующую и пугающую ситуацию, отреагировать свои переживания, эмоционально очиститься; способствуют преодолению внушенного страха на физическом уровне, обеспечивают активную двигательную составляющую, переходящую в отреагирование (катарсис).
Информация о работе Методы коррекции страха у детей: игровые и рисуночные