Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 17:00, контрольная работа
В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.
Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер.
Введение………………………………………………………….…...3
Страхи нормально развивающихся детей и причины их возникновения…………………………………………………...5
Преодолние страха с помощью игровых упражнений………………………………………………………...11
Коррекция страхов у детей с помощью рисования…….……….13
Характеристика и интерпретация рисунков………………..…....20
Заключение……………………………………………………….…...28
Список литературы…………………………………………………...29
Приложение…………………………………………………………...30
В психологии существует
тенденция при анализе рисунков
чаще обращать внимание на патологические
характеристики, чем на различные аспекты здоровья. Определить
эмоциональное здоровье во всей его полноте
и индивидуальных проявлениях — задача
не простая. Поэтому психологи чаще уделяют
внимание тому, что нездорово, или суммируют
различные характеристики (чувства, поведенческие
затруднения), рассматривая их в широком
спектре нормы. В области психологического
тестирования такой подход доминирует.
Психологические интерпретации очень
часто базируются на том, что не так, на
неправильном в ущерб нормальному, здоровому,
правильному. И поэтому неудивительно,
что в большинстве руководств по интерпретации
рисунков содержится очень мало информации
о признаках здоровья в рисунках. И напротив,
проводится достаточно детальное описание
рисунков, отражающих патологическую
динамику. Однако специалист должен иметь
чёткое определение как психического
здоровья, так и патологии, чтобы хорошо
ориентироваться в материале и иметь ясную
картину для интерпретации рисунков. Хотя
теоретическая база в системе ценностных
ориентаций у психологов различных школ
может быть чрезвычайно различной, тем
не менее, существует ряд характеристик,
присущих "здоровым рисункам", которые
могут с лёгкостью учитываться специалистами,
"исповедующими" различные подходы.
Люди, отличающиеся психическим здоровьем,
– это люди, у которых жизнь хорошо организована.
Они:
1) способны идентифицировать,
воспринимать точно и
2) имеют позитивное отношение к самому себе;
3) не боятся выразить себя, свои мысли и эмоции;
4) точны и адекватны в своих восприятиях;
5)сами управляют своей
жизнью и могут внести
6)владеют психологическим "инструментарием"
для успешного решения конфликтов и жизненных
проблем.
Все эти психологические особенности
находят своё отражение в рисунках и представлены
следующими интегральными характеристиками.
I. Самоуважение. Если
в рисунках изображены фигуры
людей, то они имеют все
II. Чувство безопасности и уверенности в себе. Фигуры на рисунках касаются пола, почвы, они как бы "заземлены". Они располагаются в центральной части листа и не наползают на край бумаги. Линии рисунка чёткие и ясные. Фигуры очень часто находятся в движении, в реальном или потенциальном. Их ноги и руки свободны и могут легко перемещаться в пространстве.
III. Позитивные взаимоотношения.
Фигуры на рисунке
IV. Открытость. Фигуры
находятся в открытых позах
или открыты для контактов
с окружением, дома имеют окна
и двери, доступны для
V. Стабильность и организованность. Нарисованная картина закончена, все части рисунка интегрированы и взаимно дополняют друг друга. Все фигуры имеют необходимые элементы, соотносятся с другими фигурами так, что создаётся впечатление упорядоченности.
VI. Адекватная половая идентификация. Все фигуры на рисунках имеют половые различия. Первая фигура, которую рисует человек, того же самого пола, что и он сам. Женские и мужские фигуры имеют все необходимые детали. Все изображения нормальной величины и хорошо соотносятся с целостной картинкой.
Характеристика и интерпретация рисунков
При интерпретации детских
рисунков очень важно учитывать
возрастные особенности и возможности,
проявляющиеся на разных стадиях
развития. Двухлетний ребенок обычно рисует
каракули, если ему дают лист бумаги и
карандаш. Его движения хаотичны и случайны.
Он может рисовать точки и чёрточки, заполняя
пустые места пространства, передвигаться
по листу. Трехлетний ребенок уже рисует
круги, петли, арки и линии. Пожалуй, это
самая ранняя попытка изобразить знакомые
ему объекты, но на листе это выражается
в неузнаваемых формах, и он их может назвать
— "мама", "папа". Четырёхлетний
ребенок способен организовать петли
и кружки в горизонтальной плоскости.
Он может также добавлять линии к кружочкам,
изображая ими руки или ноги человека.
Ребёнку четырёх лет доступна только ориентация
слева направо на листе. Пятилетний ребенок
комбинирует круги, арки, линии для создания
известных объектов. В этом возрасте большинство
детей уже могут рисовать перекрёсты,
т.е. пересекать горизонтальные линии
вертикальными.
К шести годам ребенок уже способен к интегрированному
рисунку и имеет отличный контроль над
движениями (для того чтобы достаточно
точно изобразить видимый мир). Он может
строить изображения в наклонной плоскости,
"выстраивать" вертикальные серии,
а также с успехом ставить точки, которые
не являются кругами. Как правило, лишь
к 7-8 годам ребенок начинает хорошо предвидеть
соотношения элементов для того, чтобы
отображать движение в рисунке. До этого
возраста рисунки, как правило, статичны,
и фигуры не имеют никакого отношения
друг к другу.
После 7 лет ребенок способен выполнять
хорошо интегрированную картинку. К этому
возрасту у него уже развита в достаточной
мере образная и моторная регуляция, что
позволяет ему перенести на бумагу образ,
который у него есть в воображении.
Существует ряд общих
положений, которые необходимо учитывать
в процессе интерпретации рисунков.
Безотносительно к содержанию рисунка,
чрезвычайно важными и информативными
являются такие показатели, как манера,
характер изображений, качество линий.
Все это имеет такое же значение, как и
содержание рисунков. При анализе рисунков
очень важно взглянуть на всю картинку
в целом и сделать выводы относительно
следующих характеристик.
Качество линий (нажим). Ровный, умеренный по силе нажим указывает
на гибкую и адаптивную личность, уравновешенность,
самообладание, склонность обдумывать
свои действия. Необычайно сильный нажим,
оставляющий следы на обратной стороне
листа, является знаком большого напряжения
и высокого энергетического уровня, проявления
напористости, воли, тенденции к преодолению
сопротивления.
(Дубляж линий, небрежность, неаккуратность
соединений, отрывки из находящих друг
на друга линий, зачернение частей рисунка,
"запачкивание", отклонение от вертикальной
оси, стереотипность линий и т.д.). Оценка
осуществляется так же, как при анализе
пиктограммы. То же — фрагментарность
линий и форм, незаконченность, оборванность
рисунка. Очень лёгкие, слабые, поверхностные,
отрывистые линии часто характерны для
человека нерешительного, робкого, беззащитного.
Это, скорее всего, указывает на то, что
человек испытывает дефицит доверия к
самому себе и самоуважения. В рисунках
детей лёгкий нажим может отражать сдержанность,
ограничения в личностных проявлениях
или низкий уровень энергетики.
Размер. Размер рисунка должен рассматриваться
в соответствии с размером листа бумаги.
Необычно большие рисунки, занимающие
практически весь лист, отражают либо
агрессивность, либо экспансивность, стремление
к самораспространению и грандиозные
тенденции, выплёскивающийся вовне потенциал.
Люди с чувством приниженности или неадекватности
могут также выполнять рисунки большого
размера в результате действия компенсаторного
механизма. Когда это имеет место, в рисунке
обычно можно обнаружить и другие признаки
наличия конфликта и беззащитности.
Маленькие рисунки отражают чувство приниженности,
робости, беззащитности и неэффективности.
Люди, которые рисуют маленькие фигурки,
обычно стесняются в проявлении своих
чувств и имеют тенденцию к сдержанности
при взаимодействии с людьми. Маленькие
фигурки могут также указывать на депрессивное
и зажатое поведение в результате стресса.
Расположение рисунка на листе. Если рисунок занимает центральное положение
вертикально расположенного листа, это
указывает на нормальную, чувствующую
себя безопасно и вполне благополучную
личность, особенно, если при этом на листе
изображено ещё несколько фигур и они
хорошо сбалансированы и пропорциональны
друг другу. Правая сторона (соответствующая
доминантной правой руке) – пространство
спереди и вверху связаны с будущим периодом
и действенностью, с тенденцией к интеллектуализированию,
иногда к сильному сдерживанию чувств,
а также с тенденцией на то, что человек
в своём поведении в основном руководствуется
принципом реальности, что он искренне
исповедует принцип "здесь и сейчас",
что у рисующего высокая самооценка сположительно
окрашенными эмоциями, энергией, активностью,
конкретностью действия (чем ближе к верхнему
правому углу — тем выше). Пространство,
расположенное сзади и слева от субъекта,
связано с прошлым периодом и бездеятельностью
(отсутствием активной связи между мыслью
— представлением, планированием и его
осуществлением). Если рисунок расположен
в левой части листа, то это указывает
на возможное импульсивное поведение
или стремление к немедленному, эмоциональному
удовлетворению потребности. Это также
может указывать на фиксированность на
прошлом или переживание окончания определённого
жизненного этапа. Левая сторона и низ
связаны с отрицательно окрашенными и
депрессивными эмоциями, с неуверенностью.
Расположение в верхней части листа указывает
на высокий уровень стремлений и активную
фантазийную жизнь, на чрезвычайный оптимизм,
который часто не оправдан. В этих рисунках расположение в верхней части листа отражает
высокий уровень достижений и высокий
уровень энергии.
Расположение рисунка в нижней части листа
указывает на чувство незащищённости,
низкий уровень самооценки, неуверенность
в себе, нерешительность, незаинтересованность
в своём положении в социуме и в признании,
возможны депрессивные тенденции, отсутствие
стремления к самоутверждению. Использование
нижнего угла может указывать на потребность
в поддержке, связанную с чувством беззащитности
и дефицитом самоуважения.
Упорядоченность рисунков. Люди с хорошей психологической организацией обычно рисуют целостные картины, в которых отдельные части пропорциональны и взаимосвязаны. Люди, находящиеся в депрессивном состоянии, или люди с низким интеллектуальным уровнем часто изображают несвязанные фигуры или фигуры, связи между которыми минимальны. Люди, страдающие серьёзными психическими расстройствами, (например, шизофренией), могут изображать на своих рисунках объекты в беспорядочной "базарной" манере, при которой фигуры расположены непривычно, нестандартно, необычно. В некоторых случаях, упорядочивая рисунки, люди чертят клеточки и нумеруют элементы, особенно если их просят нарисовать несколько рисунков на одном листе, например в тестах "Пиктограмма" и "Нарисуй семью". Подобные способы упорядоченности материала демонстрируют люди, которые испытывают затруднения в отношении контроля и управления собственной жизнью, они склонны излишне ориентироваться на авторитеты и полагаться на внешнее руководство. Без внешней регламентации, внешних ограничений они чувствуют беспокойство и невозможность реализации своего потенциала. Если один из элементов рисунка "закапсулирован", это выражает желание испытуемого как бы удалить конфликтную часть из своей жизни путём установления "стены" вокруг проблемы таким образом, чтобы предотвратить дальнейшее столкновение с ней.
Симметрия в рисунке. Излишняя симметрия в рисунках создаёт ощущение застоя, ригидности и очень часто указывает на подавление спонтанных импульсов и эмоций, на излишнее интеллектуализирование, а иногда на наличие навязчивостей (обсессивно-компульсивную симптоматику). Люди, которые рисуют подобные картинки, часто характеризуются как эмоционально холодные, дистанцированные, испытывающие большое внутреннее напряжение и стремящиеся выглядеть образцовыми. Выраженная асимметрия указывает на то, что человек испытывает чувство незащищённости, чувство дисбаланса, обладает слабым контролем и его поведение может характеризоваться гиперактивностью и чрезмерной спонтанностью.
Стирание нарисованного. Стирание в рисунках связано с неуверенностью, нерешительностью и беспокойством. Как правило, эти люди не удовлетворены собой и испытывают огромное беспокойство. В случае, если стираний в рисунке слишком много, можно предположить также наличие обсессивно-компульсивных черт личности. Затертые места в рисунке указывают на то, что привлекает внимание испытуемого, за этим может скрываться область, которая является значимой или конфликтной. Стирание в рисунках не такое уж редкое явление и может встречаться в рисунках хорошо адаптированных людей, но им может быть свойственно некоторое беспокойство. В тех случаях, когда люди стирают некоторые линии с целью улучшить рисунок, это может указывать на гибкость человека, его стремление к порядку, а также на его потребность в достижении. Как правило, в рисунках детей, у больных шизофренией и больных с органическими поражениями мозга стирания встречаются довольно редко.
Детали рисунка. Недостаток деталей в рисунке может указывать как на психосоматические проблемы, так и на депрессивное состояние, тенденции ухода от действительности. Чрезмерная детализация может быть связана с ригидностью, чувством беспокойства и обсессивно-компульсивными тенденциями (навязчивостью). Очень эмоциональные и творческие люди также прорисовывают большое количество деталей. Люди испытывающие психотическое состояние, склонны создавать хаос, беспорядочность при изображении деталей в рисунке.
Прозрачность в рисунке. Когда человеческое тело изображается прозрачным с просвечивающимися внутренними органами, за этим обычно скрывается соматическое расстройство, шизофрения или маниакальное состояние. Если прозрачной рисуется одежда человека, возможно, имеют место вуайеристические или эксгибиционистские тенденции у взрослых людей, а также проблемы сексуальной идентичности, что можно конкретизировать по деталям рисунка. В отличие от рисунков взрослых людей, в детских рисунках объекты часто изображаются прозрачными.
Изображение и пропуск деталей в рисунке. Когда в рисунке много искажений или он определяет собой хаос, нагромождение деталей, то это отражает нарушение представления человека о реальности, что может быть связано с психотическими расстройствами. Отсутствие существенных деталей изображений может встречаться как в хаотичных, так и в хорошо интегрированных рисунках. В последнем случае отсутствующие существенные детали могут указывать на область конфликта и быть следствием вытеснения как защитного механизма психики.
Экспозиция рисунка. Рисунок, представленный как бы в проекции "взгляд снизу", отражает чувство отвержения, несчастливости, приниженности. Тенденции к уходу от реальности, желание оградить свои контакты с людьми, устанавливать лишь один интерперсональный контакт (контакт с одним человеком) характерны для такого типа людей. Рисунки, представленные как "взгляд сверху", отражают чувства превосходства, возможно, возникающие при компенсации скрытых чувств неадекватности или внутренних конфликтов. Очень удалённые дистанцированные рисунки отражают чувства недоступности и устремление к "уходу" из ситуации. Это может иметь место, когда какая-то определённая ситуация не может быть эффективно разрешена или когда человек отрицает определённую область своей жизни. Рисунки, представленные в близкой проекции, отражают чувства теплоты в контактах и психологической доступности.
Тени в рисунках. Заштриховки, тени в рисунках обозначают беспокойство. Часто именно заштрихованная область рисунка указывает на определенный аспект в жизни человека, который несёт с собой конфликт и тревогу. Когда заштрихован весь рисунок, беспокойство может быть "свободно плавающим", то есть не связанным с какой-либо конкретной областью. В определённой степени затенения встречаются в рисунках адаптированных людей. Некоторые авторы указывают на то, что полное отсутствие затенения может также указывать на расстройство характера.
Информация о работе Методы коррекции страха у детей: игровые и рисуночные