Методы коррекции страха у детей: игровые и рисуночные

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 17:00, контрольная работа

Описание

В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.
Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер.

Содержание

Введение………………………………………………………….…...3
Страхи нормально развивающихся детей и причины их возникновения…………………………………………………...5
Преодолние страха с помощью игровых упражнений………………………………………………………...11
Коррекция страхов у детей с помощью рисования…….……….13
Характеристика и интерпретация рисунков………………..…....20
Заключение……………………………………………………….…...28
Список литературы…………………………………………………...29
Приложение…………………………………………………………...30

Работа состоит из  1 файл

КОРЕКЦ МУСТАФ.doc

— 222.50 Кб (Скачать документ)

 

При помощи рисования  дети выражают свои эмоции. Рисунок  ребенка отражает его увлечения, интересы, особенности характера  и является своеобразным «зеркалом» его переживаний. Именно поэтому  метод коррекции страхов у  детей с помощью рисунка является наиболее эффективным. При графическом изображении объекта, вызывающего боязнь, уменьшается тревожность, связанная с ожиданием чего-то страшного. Нарисованный страх – это что-то уже случившееся, а значит, неопасное, поэтому ребенок не будет бояться своего рисунка. Страхи, которые удалось преодолеть в детстве, не будут тревожить взрослого. Коррекция фобий должна производиться в присутствии близких взрослых. Ребенок должен чувствовать поддержку со стороны родителей и знать, что ему помогут, если что-то произойдет.

Общие принципы подхода.

Продолжительность сеанса рисования должна составлять 20—30 минут. Ребенок может нарисовать несколько  своих страхов или только один – тот, который внушает самую  сильную боязнь. Очень важна атмосфера, в которой дети занимаются рисованием. Поддержка и одобрение со стороны мамы и папы помогут малышам чувствовать себя более уверенно и легче преодолеть различные фобии.

Этапы коррекции.

Настройте ребенка на рисование. Прежде чем приступить к изображению страхов, ребенок должен порисовать на нейтральные темы – «Любимые животные», «На улице», «Моя семья». Содержание последнего рисунка позволяет понять, какие отношения сложились у малыша с близкими. Если он нарисовал себя рядом с родителями ближе к центру листа, значит, ребенок не страдает от внутрисемейных конфликтов и причина боязни не в них. Если малыш изобразил себя в стороне от всей семьи или одного из родителей, значит, со взрослыми сложились напряженные отношения.

Перейдите к теме страхов. Темой основного рисунка может быть «Что-то, чего я боюсь» или «Страшный сон». Сначала нужно поговорить с ребенком, составить список самых сильных страхов («Боюсь Бабы-Яги, смерти, медведей, пауков, воды, врачей»). После этого малышу предлагает нарисовать страшные предметы или явления. Если ребенок не знает, как изобразить тот или иной страх, взрослый может в общих чертах подсказать ему. При этом нужно исключить рисование на тему смерти, поскольку она вызывает затруднения как в изображении, так и в понимании. Если ребенок не хочет рисовать страхи, скорее всего, он отрицает их, а значит, их будет сложно преодолеть.

Проанализируйте рисунки. Обратите внимание на цвета, которыми пользовался ребенок. Если на рисунке преобладают черные и серые тона, значит, малыш находится в подавленном состоянии. Сниженное настроение является реакцией психики на большое количество страхов, с которыми она не может справиться. Если на рисунке изображены конкретные пугающие явления и объекты, значит, малыш готов преодолеть свою боязнь.

Обсудите с ребенком нарисованное. В процессе беседы с малышом важно выразить свое одобрение. Подчеркните, что гордитесь ребенком, который сумел справиться со своей боязнью. Особенно хорошо, когда дети участвуют в коллективном обсуждении рисунков. В таком случае эффект подражания поможет каждому ребенку легче преодолеть свои страхи.

Представьте страхи в положительном свете. Покажите малышу его собственный рисунок и опишите его персонажей с юмором. Затем спросите, страшно ли ребенку. Если страха больше нет, обязательно похвалите малыша. Это поможет ему ощутить чувство собственного достоинства, поверить в свои силы. Вне зависимости от результата скажите ребенку, что он отлично справился с заданием. Даже если фобия сохраняется, она становится значительно слабее, так как малыш чувствует поддержку со стороны взрослых.

Закрепите результаты. Темой заключительного рисунка в процессе коррекции детских страхов может быть «Кем я хочу стать». Это помогает завершить занятие на позитивной ноте, справиться с проблемами, почувствовать себя самостоятельным и уверенным. Ребенок изображает свое будущее, в котором нет места страхам. Для закрепления успехов в конце занятия можно провести игру, например, «Кто расскажет лучшую сказку».

В настоящее время рисуночные проективные  методики получают всё большую популярность среди психологов, педагогов и  других специалистов. Они являются ценным инструментом для понимания  и оценки характеристик личности, индивидуальности. В рисунках человек выражает свои чувства, делится с другими своими впечатлениями и реакциями на окружающий мир, активно и спонтанно структурирует бессознательный материал.  
Интерпретация рисунков с позиций того, как в них через символы проявляется внутреннее, скрытое, психическое, позволяет получить много информации об эмоциональных, мыслительных, поведенческих особенностях автора рисунка. Однако использование рисуночных методик — дело непростое.

Для того, чтобы научиться  понимать значение рисунков, необходима глубокая теоретическая подготовка по основам интерпретации проективных графических тестов. Необходимо также глубокое понимание сферы бессознательного и особенно механизмов проекции: в рисунках человек проецирует свои бессознательные чувства, конфликты, реакции. Проекция особенно ярко проявляется, когда человек испытывает чувство угрозы или беззащитности. Анализ рисунков — один из способов прояснения этих бессознательных чувств. 

Интерпретация рисунков позволяет  получить важную информацию для определения областей конфликта, возможностей и затруднений в решении этого конфликта. Для этого необходимо обращать внимание на характер исполнения рисунков и их содержание. Стиль и манера подачи изображения могут значительно варьироваться у разных людей и даже у одного и того же человека в разных рисунках. Манера изображения часто связана с тем, как человек подходит к своей жизненной ситуации, что позволяет выяснить не только личностные особенности рисующего, но и его отношение к различным аспектам жизни. 

Известно, что за осознаваемой частью конфликтной ситуации часто скрывается и бессознательная динамика, которая влияет на развитие конфликта. Часто случается, что когда неосознаваемое содержание осознаётся, вводится в сознание, то конфликт решается сам собою. В этом смысле рисуночные методы могут использоваться не только как средства диагностики, но и как средства коррекции. 

К интерпретации рисуночных тестов необходимо подходить с осторожностью. Так, например, когда анализ рисунка  указывает на какую-то важную личностную проблему человека, то для более достоверной диагностики необходимо получить и дополнительную информацию посредством интервью и других стандартных психологических методик, а также с помощью наблюдения. Наиболее значимые личностные характеристики проявляются во всех данных, полученных с помощью разных методов.

 Преимущества и ограничения проективных рисуночных тестов.

Существует большое  количество противоречивых взглядов на использование проективных рисуночных тестов. Несмотря на это, практики продолжают использовать рисуночные тесты для оценки личностных проблем. Рисуночные задания дают возможность человеку выразить их в полной мере при минимальном влиянии со стороны экспериментатора. Рисунки просты в исполнении и не заставляют человека чувствовать угрозу при исполнении этого задания. Кроме того, они часто помогают "растопить лёд" во взаимоотношениях и способствуют установлению контакта между испытуемым и экспериментатором. Для испытуемого не всегда вполне понятно, каким образом эти рисунки могут быть использованы и какая информация может быть получена с их помощью. Очень сложно фальсифицировать рисунок и сознательно направить его в какое-то определённое русло, бессознательный материал проявляется в обход защитных механизмов. Для людей, которые испытывают трудности в вербальном выражении своих чувств и мыслей, такого рода экспрессивная техника является чрезвычайно ценной.  
Многие практики используют рисуночные тесты в процессе психотерапии как метод, способствующий самовыражению, самопониманию и личностному росту. Для оценки личностных характеристик, рисуночные методы могут прекрасно применяться в сочетании с рядом других стандартизованных тестов

Подход к интерпретации проективных  графических методик

Так как рисунки —  продукт уникального творческого самовыражения личности, было бы весьма неправильным интерпретировать их, придерживаясь жёстких догматических критериев. Когда это делается, то всё богатство уникальной информации теряется и утрачивается глубина проникновения в личность. 

Однако для психологов-практиков всё-таки необходимо определённое руководство по интерпретации рисунков, необходима и специальная подготовка и обмен опытом с теми, кто имеет практику работы срисунками. Необходимо хорошо ознакомиться с руководством по интерпретации проективных графических методик, чтобы использовать стандартные интерпретации как трамплин, от которого можно оттолкнуться для понимания конкретных рисунков. Первым и основным правилом для практиков является умелое нахождение противоречащих деталей в рисунке и понимание значения, заложенного в рисунке "послания", зашифрованного в символах. 

Никакое руководство, никакой набор  правил не может содержать полного  описания той уникальной комбинации характеристик, которую может обнаружить экспериментатор в рисунке, поэтому  он должен полагаться на своё личное искусство при определении скрытого значения рисунка. Ответственность остаётся за тестирующим. Поэтому он должен постоянно развивать своё искусство прочтения рисунков, для этого ему необходимо всё время расширять поле диагностируемого материала.

Овладение различными способами понимания  человека через искусство, литературу, изучение психологических теорий, самопознание в значительной мере способствуют формированию этого нужного умения "читать" рисунки людей. Ключ к пониманию  рисунков для психолога состоит в том, чтобы оставаться открытым к любым возможностям интерпретации, при этом широта взаимодействия с различными человеческими мирами позволит легче отыскать правильные пути интерпретации. 

Когда используются все  возможности интерпретации, то неуловимая информация в рисунке открывается, и истинная его природа может  быть понята. Когда используются жёсткие  формализованные процедуры, то, как  правило, наиболее значимая информация, полный замысел и уникальное значение рисунка утрачивается. Для овладения искусством интерпретации необходимо:  
1) изучать стандартное руководство по интерпретации проективных рисунков; 
2) использовать все возможности для понимания того, что скрыто внутри рисунка; 
3) быть открытым, смотреть в лицо всем противоречиям в процессе оценки рисунка; 
4) объединить всю информацию, известную о человеке, чтобы её кристаллизовать в понимании конкретного рисунка.  
В дополнение к вышесказанному при интерпретации рисунков рекомендуется руководствоваться следующими положениями.

1. Когда рисунок готов,  очень важно взглянуть на него  целиком, прежде чем фокусировать  внимание на специфических деталях.  Наиболее ценным является взгляд  в целом на ту информацию, которую  передаёт этот рисунок. Это интуитивный процесс. Необходимо "войти" в рисунок и обнаружить, какое впечатление он производит. Первое впечатление от рисунка очень часто помогает нам понять, как человек чувствует себя в своём мире, насколько он чувствителен к внешним воздействиям, как он справляется с эмоциями и что он чувствует в отношения самого себя. Очень важно на этом этапе отследить глобальное впечатление от рисунка, понять, какие реакции он вызывает, не делая при этом ни малейшей попытки анализа, интеграции или логического понимания увиденного. 

2. После этой интуитивной  импрессивной стадии, собирающей  впечатления, следует по-новому  взглянуть на рисунок и проанализировать  все специфические детали рационально,  с точки зрения логики, опираясь  при этом на основные положения  руководства по интерпретации. Некоторые специалисты превращают этот процесс в рутинный, систематический с использованием регистрационного бланка, в который они механически заносят все детали. Другие начинают с того, что фиксируют все детали, которые привлекают их внимание и, отталкиваясь от них, строят свой дальнейший анализ. Детали, которые привлекли внимание, как правило, являются очень значимыми. Они могут быть совершенно различными. Например, необычное изображение какой-то фигуры, противоречивое изображение, большое количество стираний или перечеркиваний, необычное расположение фигуры на рисунке и пр. Очень часто то, что привлекает внимание специалиста, содержит скрытое послание. И тот, и другой подходы к оценке рисунка правомерны, и их выбор определяется личным предпочтением специалиста. 

3. Заключительный шаг  в интерпретации рисунка связан  с интеграцией информации, полученной  на первом и втором этапах. На этом этапе анализируется  весь полученный материал, и он  соотносится с результатами стандартных  тестов и с информацией о человеке. То, что верно, правдиво, истинно, обычно повторяется при различных формах обследований, и поэтому для специалиста очень важно получение любой дополнительной информация о пациенте. Иными словами, рисунки могут быть полностью поняты лишь в контексте информации о жизни человека, в контексте всех тестовых данных. Всё это должно учитываться в процессе составления финального заключения о значении рисунка. 

В зависимости от теоретических  воззрений психолога интерпретация  конкретного рисунка может быть весьма разнообразной. Например, психоаналитик может увидеть в рисунке отражение конфликтов из раннего детства; специалист по семейной психотерапии увидит в этом же рисунке актуальные чувства в отношении членов семьи. При этом обе интерпретации могут быть совершенно справедливыми, но отражать различные аспекты жизни человека, и обе могут быть весьма полезными для понимания бессознательной динамики, действующей в жизни этого человека. Некоторые рисуночные тесты (задания) в большей степени отвечают теоретическим воззрениям, чем другие, и поэтому выбор задания всегда остаётся за специалистом.  
Кинетический рисунок семьи или тест "Дом-Дерево-Человек" могут быть идеальными для определения чувств по отношению к членам семьи, тогда как тест "Нарисуй человека" больше подходит для определения скрытых сексуальных тенденций и чувств в отношении самого себя.

Информация о работе Методы коррекции страха у детей: игровые и рисуночные