Методы коррекции страха у детей: игровые и рисуночные

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 17:00, контрольная работа

Описание

В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.
Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер.

Содержание

Введение………………………………………………………….…...3
Страхи нормально развивающихся детей и причины их возникновения…………………………………………………...5
Преодолние страха с помощью игровых упражнений………………………………………………………...11
Коррекция страхов у детей с помощью рисования…….……….13
Характеристика и интерпретация рисунков………………..…....20
Заключение……………………………………………………….…...28
Список литературы…………………………………………………...29
Приложение…………………………………………………………...30

Работа состоит из  1 файл

КОРЕКЦ МУСТАФ.doc

— 222.50 Кб (Скачать документ)

Линия основания в рисунках. Прорисовки линии основания в рисунках типичны для людей, которые испытывают чувства нестабильности и пытаются достичь чувства безопасности посредством создания твёрдого фундамента. Толщина и интенсивность прорисовки линии основания соответствуют нарастающей тяжести расстройства. Чаще всего линия основания рисуется под деревьями и значительно реже встречается в тесте "Дом-Дерево-Человек".

Наблюдение за ходом рисования. Поведение испытуемого, его манера взаимодействовать с экспериментатором даёт очень ценную информацию. После того, как дана инструкция, люди часто могут испытывать неуверенность по поводу того, как выполнять задание, и пытаются справиться со своим беспокойством различными способами. Иногда следуют вопросы: "А что ещё должно быть на рисунке?" или "Нужно нарисовать дом, дерево и человека какого-то определённого типа?"

Иногда люди говорят, что они вообще не умеют рисовать. Такой тип реакции встречается у тех, кто сомневается в своих художественных способностях. В некоторых случаях следует подбодрить человека, однако при этом не следует выходить за рамки инструкции к заданию. Очень важно фиксировать все поведенческие реакции испытуемого. Люди, которые испытывают потребность в одобрении или трудности в выполнении неструктурированных заданий, часто задают много вопросов. Люди, которые чувствуют незащищённость и не уверены в своей компетентности, как правило, склонны извиняться за то, что их рисунок получился недостаточно хорошим. Обычно большинство людей выполняют рисунок в течение 5минут, но встречаются и такие случаи, когда рисунок выполняют за одну минуту или, напротив, требуется более десяти минут. Объяснения этому могут быть найдены при рассмотрении личностных особенностей испытуемых. Так, например, если рисунок выполняется менее, чем за одну минуту, это может быть связано с сопротивлением, со стремлением к защитным реакциям, слабым контролем внутренних импульсов. В случаях, когда рисунок выполняется очень долго, за этим скрывается ригидность, навязчивость, стремление к излишней детализации или выраженная сильная потребность в поддержке.

Очень важно наблюдать  и фиксировать последовательность изображений объектов на рисунке, особенно в тестах "Нарисуй семью". В зависимости от действия защитных психологических механизмов, ключевые фигуры, которые вызывают у испытуемого наибольшее беспокойство, могут изображаться либо первыми, либо последними. При изображении часто наибольшее внимание уделяется проблемной фигуре. Кроме того, имеют место и дополнительные знаки беспокойства, которые связаны с этой фигурой и проявляются в различных частях рисунка. 

Акцентирование деталей в рисунках. Определёнными знаками, которые указывают на повышенное внимание к определённому образу или его части, могут быть: подчёркивание, стирание, более сильный или слабый нажим, использование цвета или небрежная или необычная подача. Такого рода акцентирование внутри одного рисунка отражает наличие психологического конфликта или беспокойства, возможно, соматические проблемы или болезни, локализованные в определенной части тела. 

Значения цветов. Сознаём мы это или нет, цвета оказывают определённое воздействие на всю нашу жизнь. Цвет одежды, которую мы выбираем утром, не случаен — он нравится нам, и мы чувствуем его наиболее подходящим для себя в данный момент. Обычно мы интуитивно ищем тот цвет, в котором нуждаемся. Если утром мы чувствуем усталость, то она заставляет выбирать одежду тёплых и живых цветов: оранжевого, жёлтого, красного. Тонко чувствующие люди выбирают цвета наиболее точно. Обычно это женщины – мужчины теснее связаны с социальными рамками и подавляют в себе желание носить одежду того цвета, которого им хочется. 

Специалисты по маркетингу отлично знают, как влияют цвета  на клиентов. Например, в тех кафе, хозяева которых хотят, чтобы  клиенты поменьше задерживались  за едой и побыстрее освобождали  стол, дабы пошло побольше посетителей, всегда много таких ярких красок, как жёлтая и красная. В то же время мягкие цветовые тона и приглушенный свет можно встретить в ресторанах, где хозяева заинтересованы подольше удерживать клиентов и поэтому создают уютную обстановку, в которой можно спокойно насладиться едой. 

А если вы хотите умерить свой аппетит — надевайте, садясь за стол, фиолетовые очки. Блюда в фиолетовом цвете выглядят весьма неаппетитно. Бирюзовый цвет — это нечто такое, что соединяет внешние и внутренние стороны нашей жизни. Терапевтический эффект при применении этого цвета нередко проявляется в том, что возникает ощущение расслабления и "благоденствия". Простейший опыт поможет понять, как на вас действуют разные цвета. Надо повесить на окно разноцветные прозрачные полоски и смотреть сквозь каждую из них по несколько минут. Вскоре вы поймёте, какой именно цвет вам особенно приятен, а какой неприятен в эту минуту. Обычно только один цвет оказывается безусловно радующим и целебным. 

Цвет в рисунках. Иногда рисуночные тесты выполняются простым карандашом, при этом не используются ни цветные мелки, ни цветные карандаши, ни фломастеры. Тем не менее, многие исследователи предпочитают использование цвета. Интерпретация цветовых решений особенно важна при расшифровке спонтанных рисунков. Следует помнить, что точная интерпретация цветового решения не может быть сделана, если у испытуемого нет в наличии всего набора цветных карандашей. Цвета могут символизировать определённые чувства, настроения и отношения человека.

Они также могут отражать спектр различных реакций или  областей конфликтов. Но нужно быть очень осторожным при интерпретации конкретных образов, так как цвета очень многозначны. Более того, в обществе существует определённое соглашение по поводу определённых цветов. Конвенциональное использование цветов менее информативно, чем спонтанное. Использование красного цвета при изображении кирпича, печки, амбара даёт меньше информации, чем использование, например, красного цвета при изображении ствола дерева. Понимание важности выбора цвета и его психологического значения даёт много дополнительной информации.

Однако, одной лишь опоры  на цветовое решение при интерпретации  явно недостаточно. При определении  психологического значения цвета можно  использовать следующие положения. 

Цвета делятся на основные: красный, синий и жёлтый, – и дополнительные: зелёный, оранжевый, фиолетовый. 

Красный — цвет жизни, солнца, огня, цвет сердца, лёгких, мускулов. Он вызывает противоположные чувства: любовь и ненависть, радость и гнев. Он делает человека разговорчивым, возбуждает и усиливает эмоции — все революционные флаги непременно красного цвета. Он делает ленивых более активными. Не случайно возле определённых заведений вывешивают красный фонарь, флегматичные дети при красном цвете лучше учатся. Этот цвет имеет большое витальное, жизненное значение. "Горение", чувство опасности, выраженный гнев, неистовые реакции, сильное эмоциональное отреагирование, чрезмерная чувствительность, потребность в тепле и аффектации — всё это присуще красному цвету. Некоторые психологи рекомендуют при первом романтическом свидании никогда не выбирать за ужином бифштекс с кровью, иначе зарождающееся чувство может угаснуть.

Этот ужин должен начинаться кушаньями мягких, пастельных тонов, как, например, зелёный салат. И уже  потом можно перейти к блюдам более ярких цветов и закончить десертом — вазочкой клубники со взбитыми сливками. Красный цвет — наиболее бросающийся в глаза. Считается, что он стимулирует кровообращение. Ещё недавно, если ребёнок заболевал рожистым воспалением, то для стимулирования кровотока было принято закутывать детей в красную ткань. Оранжевый цвет олицетворяет радость и счастье, связан с экстраверсией, аффективным выплёскиванием, эмоциональным отреагированием. Иногда оранжевый указывает на наличие беспокоящей неизвестной ситуации, связанной с "борьбой жизни и смерти", наличие амбивалентных импульсов. Он благотворно влияет на человека, который страдает от депрессии или склонен к излишнему пессимизму. У людей, которые просыпаются уже усталыми и недовольными и слова не вымолвят, пока не выпьют чашку кофе, совершенно меняется настроение, стоит им хотя бы несколько минут после пробуждения посмотреть на мир сквозь оранжевое стекло. 

Жёлтый цвет может выражать бодрость, веселье, беспокойство, тенденции к интеллектуализированию, несдерживаемую экспансивность, символизирует полуденное солнце и оказывает стимулирующее действие. В большей степени он воспринимается левым полушарием мозга, "интеллектуальной" половиной, и может оказывать положительное влияние на учебу и приобретение профессиональных навыков. Жёлтый цвет меняет настроение чем-то недовольных людей. 

Зелёный цвет – самый распространенный цвет в нашей европейской природе. Он действуетуспокаивающе, и поэтому прогулка среди зелени часто бывает необычайно целебна. Зелёный – цвет здорового Эго, роста, новизны жизни, умиротворённости, чувства безопасности. Он указывает на наличие желания настоять на своём, самоутверждение, желание доминировать. 

Голубой и синий привносят ощущение мира и бесконечности, тишины, расслабляют человека, указывают на дистанцированностъ, отражают хорошо контролируемые эмоции, стремление к выходу из ситуации. Эти холодные цвета влияют на эндокринную систему, реакции на стресс, релаксацию, сексуальность, а также на систему защиты организма от аллергии и инфекций. Чересчур активные дети лучше учатся при синем цвете. 

Фиолетовый, сиреневый, лиловый цвета отражают внутреннюю, эмоциональную привязанность человека. Можно наблюдать идентификацию испытуемого с фигурой, нарисованной этим цветом. Значениями фиолетового являются также стремление к духовному контакту, единению, он действует на подсознание и помогает человеку познавать себя, усиливая эффект от медитации. Если надеть фиолетовые очки и отправиться в какое-нибудь многолюдное место, можете не сомневаться — никто даже не приблизится к вам. Сочетание жёлтого и фиолетового цвета рекомендуется применять в коллаже, который можно повесить над столом, где готовят уроки, – это повысит восприятие учебной информации. 

Коричневый цвет указывает на потребность в безопасности, контакт с витальным, природным, на стремление к преодолению деструктивных сил, чтобы вернуться к здоровому состоянию. 

Белый цвет — цвет пассивности, пустоты, деперсонализации или потери контакта с реальностью. 

Серый цвет отражает невключённость, подавленность, отверженность, эмоциональную отгороженность. 

Черный цвет выражает депрессивное состояние, подавленность, заторможенность и заблокированность, чувство неадекватности, самообесценивания, символизирует неизвестность. Если черный используется для проверки тени, то это может являться проекцией тёмных мыслей или страхов. 

Заключение

 
В современных цивилизациях существует всё более возрастающее число  объектов, событий, условий, ситуации, которые пугают или потенциально могут быть пугающими. Вероятно, именно этим можно объяснить тот факт, что страх является предметом научного исследования, познаний, чаще, чем какая-либо другая эмоция.

Страх – это эмоция, которая может возникнуть в любом  возрастном периоде. Очень большая  часть страхов младших школьников лежит в области учебной деятельности. Здоровые психически и физически дети с радостью и нетерпением ждут начала школьной жизни. Они быстро осваиваются в ней, не вызывая ни - каких невротических реакций на изменение своей жизни. Вместе с тем, есть дети, которые страдают настоящей школьной фобией.

Целью данной работы являлась классификация страхов у детей  младшего школьного возраста и описание способов их распознания. Сделаем выводы по исследованию, проведенному в данной работе. 
 
  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Андрусенко В.Н. Социальный страх / В.Н. Андрусенко. – Свердловск.: Издательский центр «Академия», 1991. – 456 с.
  2. Баркан А.И. Практическая психология для родителей / А.И. Баркан. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1999. – 270 с.
  3. Щербатых Ю. Психология страха / Ю. Щербатых. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2002. – 340 с.

 

1. Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей./ А. И. Захаров.  – Спб.: Изд-во СОЮЗ, 2000.- 448с.

 

2. Хухлаева, О. В. Коррекция нарушений психического здоровья дошкольников и младших школьников./ О. В. Хухлаева. – М.: Изд-во центрАкадемия,2003. - 176с. 
 
3. Изард, К. «Эмоции человека»./ Изард К. - М.: «Наука», 1980. 
 
4. Электронный журнал «Психологическая наука и образование»

www.psyedu.ru  / ISSN: 2074-5885  /  E-mail: psyedu@mgppu.ru 2012, №1

 
 
5. Макарова, Е.Г. «Преодолеть страх или искусство - терапия»/ Макарова Е. Г. – М.: «Школа-Пресс», 2002 .

 

6. Абрамян, Л. А. О возможностях игры для развития и коррекции социальных эмоций // Игра и самостоятельная деятельность в системе воспитания. – Таллинн: Прима, 1984

 

7. Захаров, А. И. Как преодолеть страхи у детей. М.: Педагогика, 1986.

Орлова, Л. В. Психологические механизмы генезиса и коррекции страхов (на материале старшего дошкольного возраста)./ Орлова Л. В.- Автореф., дисс. … канд. наук. М.: Просвещение, 2009.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Художественные упражнения.

1. Нарисуй свой страх. Ребенку предлагают нарисовать свой страх на листе А4. Когда рисунок готов, спросите: «Что мы теперь сделаем с этим страхом?»

2. Придумываем сказку. Сочините вместе с детьми сказку о волшебном сундуке, 8 котором лежит то, что побеждает все страхи. Что это Может быть? Попросите детей нарисовать это.

Информация о работе Методы коррекции страха у детей: игровые и рисуночные