Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:08, контрольная работа
Профессионально-этические нормы – это общие требования, предъявляемые к уровню профессиональной квалификации психолога, как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с клиентами и испытуемыми. наиболее общие принципы, обеспечивающие соблюдение профессиональной этики в практической психологии: 1. Ответственность. Психолог принимает на себя ответственность за организацию, ход и результат оказания психологической помощи.
4. Проф-этичес нормы практич псих
Профессионально-этические нормы – это общие требования, предъявляемые к уровню профессиональной квалификации психолога, как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с клиентами и испытуемыми. наиболее общие принципы, обеспечивающие соблюдение профессиональной этики в практической психологии: 1. Ответственность. Психолог принимает на себя ответственность за организацию, ход и результат оказания психологической помощи. Исходным пунктом его деятельности являются интересы клиента. Однако ответственность психотерапевта за решение проблемы клиента нельзя преувеличивать, – она имеет свои границы. Клиента следует убедить в том, что прогресс в его состоянии будет зависеть прежде всего от него, и этот сложный путь он должен пройти сам, опираясь на знания, опыт и поддержку психолога. Будучи специалистом в определенной области, психолог должен осуществлять квалифицированные действия на основе полученной профессиональной подготовки. . Работа психолога должна быть прекращена и в том случае, если клиента следует направить к другому специалисту, например, психиатру.Ответственность психолога проявляется и в том, что он не должен вызывать необоснованных надежд и ожиданий со стороны клиента. 2. Конфиденциальность. Важным принципом практической психологии является умение хранить в тайне все, что происходит во время сеанса. Профессиональный долг психолога не позволяет ему предоставлять информацию о клиенте какому-либо должностному лицу. Следует соблюдать этот принцип и в работе с родителями, даже если они явились инициаторами обращения ребенка за помощью. В то же время конфиденциальность имеет свои границы, и о них следует предупредить клиента в начале работы. Если клиент сообщил какую-либо информацию о возможной опасности для своей жизни, здоровья, благополучия или жизни других людей, то психолог примет меры для ее предотвращения. А это может потребовать вмешательства других лиц и разглашения информации. Например, психолог не может оставить без внимания сообщение о задуманном самоубийстве, преступлении или побеге ребенка из дому. 3. Эмпатия. Этот принцип связан с отношением к клиенту, которое должно заключаться в принятии клиента таким, каким он есть. Что бы ни говорил человек – все достойно доброжелательного внимания. Психолог принимает человека и его проблемы такими, какие они есть. Тогда клиент становится способным принять себя. Парадоксальность этой ситуации состоит в том, что только приняв себя, человек способен измениться. Психолог, естественно, имеет свои человеческие, гражданские и профессиональные ценности и идеалы. Но даже будучи убежденным в универсальной значимости своих ценностей, он не отвергает ценности клиента, даже если они «хуже» его собственных, Позиция психолога состоит не в оценке тяжести греха, не в оправдании клиента, не в даче советов, а в помощи личностному росту. 4. Принцип ненанесения ущерба – один из основных принципов деятельности практических психологов, предполагающий, что результаты, полученные в ходе взаимодействия с клиентом, ни в коем случае не должны причинить ему вред. Этот принцип имеет медицинское происхождение. Он призывает психолога к сдержанности и даже известному консерватизму во всем, что затрагивает здоровье, социальное положение и способность человека решать свои проблемы. Клиент может быть травмирован в процессе общения с психологом в результате получения ошеломляющей его информации о себе и своем поведении, с которой он не знает, что делать; он может укрепиться в мысли о невозможности найти нужную ему помощь; неправильные действия психолога могут сформировать зависимость и пассивность клиента. Вред может быть нанесен неосторожным поведением психолога с людьми, которые имеют власть над клиентом и могут употребить во зло все, что они узнали из общения с психологом. Психолог должен применять только апробированные методики, отвечающие современным научным стандартам.
5. Нормативно-правовая документация, регламентирующая д-ть практич псих образования.
И с т о р и я психологической службы образования в нашей стране непродолжительна. В 1988 г. вышло Постановление Государственного комитета С С С Р о введении ставки школьного психолога во все учебно-воспитательные учреждения страны, и с данного времени начинается собственно организация психологической службы образования. Как указывалось в решении коллегии Министерства образования РФ «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской Федерации» от 19.03.95 г., введение практической психологии в систему образования способствовало постановке,и решению задач перехода от унифицированного образования к вариативному образованию; от педагогики «знаний, умений и навыков» к педагогике развития. КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ с изменениями на 25 июня 2002 года. 1994«Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ». Приказ Министерства образования РФ от 22.10.99 г. № 636 (Вестник образования. - № 12. - 1999.) Должностная инструкция педагога-психолога (ОвД - № 2. – 2004.)
6. Общие и специфич закономерности разв норм разв Д и Д, имеющих отклонения в разв.
Общее и своеобразное в развитии нормального и аномального ребенка
1) Развитие нормального и аномального ребенка подчиняются общим психофизиологическим законам. Это определяет большое значение для развития аномального ребенка, его потенциальных возможностей, которые используются для коррекции и реабилитации. Кроме того, данная закономерность применяется в современных условиях для интеграции аномального ребенка в общее образовательное пространство, для совместного обучения и воспитания в коллективе с нормальными детьми. Это уменьшает возможность вторичных психологических нарушений.
2) Развитие нормальных детей, кроме общих особенностей, характерных для всех, может иметь и своеобразные свойства индивидуальности. Они заключаются в возникновении, в частности, явления "одаренности", которое проявляется в наличии особых способностей, более высоких по уровню развития, чем у среднестатистических детей.
3) Своеобразное аномальное развитие заключается в возникновении на фоне часто биологической недостаточности определенных функций вторичных психо-эмоциональных изменений, отличающих ребенка от обычных детей. Они могут быть представлены в виде положительного своеобразия, вследствие компенсаторного усиления конкретных ВПФ; так и в виде отрицательного своеобразия, вследствие нарушения других ВПФ и личностных отклонений. Так, недостаточность рационального мышления вызывает усиление образно-художественного мышления, возможно, до степени одаренности или, наоборот, недостаточность логического мышления вторично ухудшает функции соответствующего типа восприятия и памяти. Положительное своеобразие аномальных детей часто сближает их по уровню психологического развития с одаренными детьми.
7. Храка разл видов дизонтогенеза. Структура деф. Понятие коррекц и компенсац.
ВИДЫ ДИЗОНТОГЕНЕЗА
1. Психическое недоразвитие
Клинический вариант – олигофрения в степени дебильности.
Структура дефекта:
Д1 – диффузное органическое поражение коры больших полушарий головного мозга на ранних этапах онтогенеза.
Д2 – недоразвитие ВПФ (высших форм мышления, памяти, внимания, специфическое нарушение речи, моторики, эмоционально-волевой сферы, социального опыта и социальной адаптации).
Д3 – недоразвитие познавательной деятельности (дефицит любознательности, замедленное, затрудненное усвоение нового, плохая обучаемость).
Компенсация дефекта.
В основном сохранно конкретное мышление, способны ориентироваться в конкретной ситуации, ориентированы на взрослого, эмоционально-волевая сфера более сохранна, охотно включаются в познавательную деятельность.
Коррекция дефекта.
Коррекция в учреждениях 8 вида. Возможно включение в коллектив нормальных сверстников. Коррекция осуществляется в процессе обучения общеобразовательным дисциплинам, профессионально-трудовой подготовки, разностороннего воспитательного воздействия на учащегося. Работа направлена на обогащение эмоциональных и личностных контактов со взрослыми и сверстниками, удовлетворение потребности в доброжелательном внимании со стороны окружающих; потребности в исследовании предметного мира; стимулирование психомоторного развития. Также осуществляется лечебно-оздоровительная работа по укреплению и исправлению общего физического состояния. Характерно раннее время поражения мозговых систем и тотальное их недоразвитие, связанное с генетическими пороками или органическим поражением незрелого мозга.
Примечания.
75% всех УО - легкая степень. Способны к развитию, но оно осуществляется замедленно, атипично.
2. Задержанное психическое развитие.
Клинический вариант – ЗПР церебрально-органического генеза.
Структура дефекта.
Д1 – минимальное органическое повреждение или функциональная недостаточность центральной нервной системы.
Д2 – нарушение познавательной деятельности (мозаичного характера) в сочетании с эмоционально-личностной незрелостью.
Компенсация дефекта.
Компенсация под воздействием временных, лечебных и педагогических факторов.
Коррекция дефекта.
Комплексное лечебно-психолого-
Примечания.
Наиболее тяжелая форма ЗПР. Обучаемы, способны принимать помощь, переносить усвоенный навык в новые условия. Нарушения обратимы. Благоприятный прогноз.
3. Искаженное развитие.
Клинический вариант – РДА.
Структура дефекта.
Д1 – недостаточность общего и психического тонуса (низкая психическая активность с тяжелой пресыщаемостью); повышенная сенсорная и эмоциональная чувствительность к световым, слуховым, тактильным, температурным раздражениям; но особенно к человеку.
Д2 – малая переносимость контактов со средой, людьми – самоизоляция.
Д3 – истинно невротические образования, вызванные чувством собственной неполноценности
Компенсация дефекта.
Аутостимуляторные действия – гиперкомпенсаторная активность для восполнения недостатка положительных раздражителей извне в виде: двигательных (раскачивание, прыжки, пробежки), речевых (повторение отдельных звуков, слов, фраз), поведенческих, интеллектуальных, слуховых и зрительных стереотипов.
Коррекция дефекта.
Психологическая коррекция направлена на преодоление негативизма и установление контакта с аутичным ребенком, преодоление у него сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, беспокойства, страхов, а также отрицательных аффективных форм поведения: влечений, агрессии. Ориентация на сохранные резервы аффективной сферы с целью достижения общего расслабления, снятия патологического напряжения, с одновременным увеличением произвольной активности. Для этого используют различные приемы аутотренинга и оперантной регуляции поведения. Вся коррекционная работа проводится поэтапно, при этом первостепенной задачей является установление эмоционального контакта с ребенком, развитие его эмоционального взаимодействия с внешним миром. Контакт должен устанавливаться и поддерживаться в рамках интереса и активности самого ребенка; важно, чтобы ребенок почувствовал, что с партнером ему лучше и интереснее, чем одному.
Лечебно-педагогическая работа имеет комплексный характер и включает медикаментозную, психологическую и педагогическую коррекцию. Особо важное значение имеют специальные игротерапевтические занятия.
Нужно организовать целенаправленное поведение – четкий распорядок дня, формирование стереотипного поведения в определенных ситуациях.
4. Дисгармоничное развитие.
Клинический вариант – шизофрения.
Структура дефекта.
Д1 – относительное недоразвитие правого полушария при несколько опережающем развитии левого.
Д2 – расстройства психомоторики; эмоционально-волевой сферы (аутизм, эмоциональное уплощение, неадекватность поведения).
Компенсация дефекта.
В качестве механизма компенсации появляются своеобразные увлечения (рисование карт, схем; разведение насекомых и т.д.). Также компенсация осуществляется за счет сохранных познавательных процессов.
Коррекция дефекта.
Нуждается в активных методах лечения, которые дифференцируются в зависимости от особенностей ведущего психопатологического синдрома, клинической формы течения, стадии заболевания и возраста. Ведущее место в активном лечении занимает терапия психотропными средствами. В лечебно-педагогической работе большое внимание уделяется музыкальной, игровой терапии (психодрамы), рисованию.
5. Поврежденное развитие.
Клинический вариант – эпилептическая деменция.
Структура дефекта.
Д1 – нейрозаболевания головного мозга (менингит, энцефалит).
Д2 – распад сформировавшихся психических функций (снижение памяти, неравномерная умственная работоспособность, замедленность и инертность психических процессов).
Д3 – психические нарушения (повышенная возбудимость, склонность к аффективным разрядкам, агрессивное поведение, патология влечения), припадки.
Компенсация дефекта.
Лечение основного заболевания позволяет добиться частичной компенсации интеллектуального дефекта.
Коррекция дефекта.
Педагогическая работа дифференцируется в зависимости от состояния интеллекта ребенка, характера и частоты припадков.
Большое значение в педагогической работе имеет образность и наглядность материала. В процессе систематических педагогических занятий очень постепенно тренируют возможность переключаемости ребенка с одного занятия на другое.
Примечания.
Деменция - от латинского - безумие. Возникает после 3 лет. Интеллектуальный дефект необратим. УО сочетается с текущим заболеванием нервной системы – эпилепсией (прогрессирующее нарушение интеллекта).
6. Дефицитарное развитие.
Клинический вариант – слепо-глухо-немота.
Структура дефекта.
Д1 – слепо-глухота.
Д2 – отсутствие речи, недоразвитие как отдельных функций, так и общей, ЗПР.
Д3 – огромная депривация.
Компенсация дефекта.
Осязание, кинестетическое восприятие, компенсаторное развитие обоняния.
Коррекция дефекта.