Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:08, контрольная работа
Профессионально-этические нормы – это общие требования, предъявляемые к уровню профессиональной квалификации психолога, как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с клиентами и испытуемыми. наиболее общие принципы, обеспечивающие соблюдение профессиональной этики в практической психологии: 1. Ответственность. Психолог принимает на себя ответственность за организацию, ход и результат оказания психологической помощи.
Возможные нарушения в мотивационно-личностной сфере, связанные с возникновением и закреплением чувства неполноценности (неумелости), агрессивно-конкурентной установкой в общении, разрушением познавательной мотивации, ориентацией не на реальный мир, а на мир фантазий
Проблемы, связанные с возможным регрессом
Возможен регресс на предшествующую стадию возрастного развития, фиксация на семье или других значимых взрослых (демонстрация сверхзависимого поведения).
Снижение способности к произвольному контролю поведения и психических процессов. Школьная дезадаптация
Основные направления деятельности педагога-психолога
Профилактика отклонений
Работа с ребенком
Диагностика эмоционального состояния первоклассников (вообще – всех параметров социально-педагогического статуса).
Групповая и индивидуальная работа, направленная на развитие навыков конструктивного общения, опыта сотрудничества.
Формирование чувства уверенности в себе, адекватной самооценки в предметной деятельности, в особенности учебной.
Формирование навыков саморегуляции, снятие страхов и эмоционального напряжения.
Работа с социально-педагогической ситуацией
Помощь учителю в создании условий обучения, соответствующих интеллектуальным и эмоционально-волевым возможностям детей. Ориентация на создание ситуации успеха в предметной и учебной деятельности. Ориентация учебного процесса не на передачу знаний, а на закрепление навыков, необходимых для успешного учения.
Просвещение педагогов и родителей по вопросам возрастных особенностей их детей, развитие установок на гуманистическое педагогическое взаимодействие
Коррекция случаев регресса
Работа с ребенком
Преимущественно – работа, предполагающая возврат к игре и проживание в коллективной или индивидуальной игре эмоциональных проблем
Работа с социально-педагогической ситуацией
Создание щадящего учебного режима, постоянная эмоциональная поддержка ребенка, соблюдение режима дня и отдыха вне школы.
Семейное консультирование.
В отдельных случаях – обсуждение вопроса о целесообразности обучения ребенка в текущем учебном году
Развитие возрастных возможностей
Работа с ребенком
Групповые (преимущественно) формы работы по развитию творческих способностей ребенка, образного и логического мышления, воображения. Формирование новой позиции в общении, развитие способности к децентрации, эмпатии
Работа с социально-педагогической ситуацией
Создание учебной ситуации, способствующей удовлетворению познавательных потребностей детей, развитию логического и образного мышления
Использование личностно-развивающих технологий, групповых форм учебной деятельности
6.Общие и специфич закономерности психического разв норм развивающихся Д и Д, имеющих отклонения в разв
Знание общих закономерностей и специфических особенностей психического развития ребенка в условиях того или иного дефекта является одним из вопросов, на которых строится коррекционно-воспитательная работа для каждой категории аномальных детей.
Фундаментальные исследования ведущих отечественных специалистов (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, М.С. Певзнер, Ж.И. Шиф и др.), посвященные развитию восприятия, памяти, мышления, речи аномальных детей различных категорий, позволили сделать заключение о том, что психическое развитие детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта подчиняется тем же основным закономерностям, что и развитие нормальных детей.
Выделяют следующие закономерности, общие для развития нормального и аномального ребенка:
1. Темп психического развития отличается неравномерностью, в разные периоды проходит ускоренно или замедленно.
2. Созревание психических функций происходит поэтапно, в каждом последующем возрастном периоде наступает их качественное преобразование и совершенствование.
3. Психическое развитие ребенка зависит от его обучения и воспитания и от общения со взрослыми.
4. Формирование и развитие психики происходит в различных видах деятельности.
Ведущими видами деятельности для детей раннего возраста с нарушениями в развитии и без отклонений являются действия с предметами и игра.
Изучение различных отклонений в развитии детей выявило, что для всех групп детей, имеющих нарушения, в той или иной мере характерны общие черты, одновременно отличающие их от нормально развивающихся сверстников.
Одна из первых закономерностей была выведена Л.С. Выготским, который сформулировал положение о том, что наличие первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, влечет за собой появление вторичных нарушений, возникающих в ходе последующего аномального развития.
Как доказано Т.А. Власовой, у аномальных детей наблюдается недостаточное развитие психических процессов – различные по характеру и глубине нарушения умственного развития, недостатки двигательной сферы, своеобразие речевого развития, что приводит к нарушению познания окружающего мира, изменению способов коммуникации и нарушению средств общения, трудностям социальной адаптации и обеднению социального опыта.
Выявлена зависимость количественного и качественного своеобразия вторичных нарушений от степени и качества первичного дефекта: чем тяжелее первичный дефект, тем более ярким будут проявления вторичных нарушений, а также наличие зависимости между степенью выраженности возникающих нарушений и временем воздействия на организм ребенка патогенного фактора. Чем раньше возникает первичный фактор, тем менее благоприятной будет картина последующего развития.
Общей закономерностью для всех аномальных детей являются затруднения во взаимодействии с окружающей средой и, прежде всего, с людьми.
По мнению В.И. Лубовского, наиболее общим в характеристике речевого общения аномальных детей является изменение у них способности к приему и переработке информации. Изменение способов коммуникации аномальных детей проявляется прежде всего в том, что у всех них нарушено речевое общение, а у многих коммуникация осуществляется при активизации невербальных (мимических, жестовых) средств. Больше страдает усвоение той информации, которая обрабатывается пораженным анализатором.
В.И. Лубовский делает вывод о том, что у аномальных детей всех категорий нарушено хранение и использование информации: нестойкость запоминания, привнесения и искажения запоминаемого материала и т.д.
Следствием перечисленных особенностей является тенденция к замедлению темпов развития мышления, в частности процессов обобщения и отвлечения. Нарушение познания окружающего мира у аномальных детей во многом связано с замедлением формирования понятий. Однако в развитии аномальных детей имеются и положительные закономерности. Наличие компенсаторных возможностей психики аномального ребенка, связанных со способностью нервной системы к перестройке функциональной деятельности при поражениях, и является такой положительной закономерностью. Многочисленные отклонения в развитии аномальных детей при благоприятных условиях обучения и воспитания корригируются, исчезая совсем или приобретая иное качественное выражение. Эта важнейшая закономерность аномального развития обосновывает необходимость своевременно организованной помощи аномальным детям.
15. Задачи. Формы. Методы организации просветительской работы в спец.кор. образоват учреждениях
Задачей просветительского блока коррекционной работы с семьёй является ознакомление с основными закономерностями развития ребёнка, с индивидуальными психологическими особенностями, с фактами и причинами, обусловившими нарушение онтогенеза; информирование по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;
Информационно-просветительская работа предусматривает:
-различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, посвященные сохранению и укреплению психического здоровья школьников, печатные материалы- разработка памяток-рекомендаций для родителей), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
-проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Освещение вопросов поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья на родительские собраниях, конференциях
Создание страницы в сети Интернет, посвященной вопросам поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья. Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
Проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий на институциональном и муниципальном уровнях
Проведение совместно с социальными партнерами акций в поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья
Создание банка нормативно-правовых документов и методических материалов по вопросам поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья
34. Методы организации и проведения психокоррекц раб с семьей, имеющей реб с отклонениями в разв
Коррекционная работа с детьми и их родителями осуществляется в виде психологического сопровождения семей, воспитывающих детей (подростков, молодых лиц) с отклонениями в развитии. Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, живут под грузом многочисленных проблем. Основополагающими принципами коррекционной работы с детьми и их родителями являются следующие.
Принцип единства диагностики и коррекции развития.
Принцип гуманистической направленности психологической помощи..
Принцип интегративного использования психолого-педагогических и психотерапевтических методов и приемов.
Принцип гармонизации внутрисемейной атмосферы.
Принцип оказания личностно - ориентированной помощи.
Принцип формирования положительного отношения к ребенку с отклонениями в развитии.
Принцип оптимизации воспитательных приемов, используемых родителями во взаимоотношениях с ребенком с отклонениями в развитии.
Принцип единства воспитательного воздействия семьи, образовательных учреждений и специалистов психолого-педагогической службы.
В психокоррекционной работе с семьями выделяется 2 направления: психолого-педагогическое и психокоррекционное. Осуществляя психолого-педагогическую коррекцию, психолог организует занятия с больным ребенком и его родителем (чаще матерью). цели:
1.создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с отклонениями в развитии в семье;
2.переструктурирование иерархии жизненных ценностей родителей ребенка с тклонениями в развитии, оптимизация их самосознания;
3.гармонизация психологического климата в семье;
4.коррекция межличностных взаимоотношений в семье (детско-родительских, супружеских, родительско-детских, сиблинговых);
5.формирование психолого-педагогических знаний и умений, повышение воспитательской ко
Формы работы:
1) демонстрация родителю (матери) больного ребенка приемов работы с ним;
2) конспектирование родителем (матерью) занятий, проводимых психологом;
3) выполнение домашних заданий со своим ребенком;
4) чтение родителем (матерью) специальной литературы, рекомендованной психологом;
5) реализация родителем (матерью) творческих замыслов в работе с ребенком.
6) Психокоррекциямпетентности родителей (лиц, их замещающих).
Психокоррекционное направление реализуется и виде индивидуальной и групповой психокоррекции. В качестве основы психокоррекционного подхода используется личностно ориентированная патогенетическая психотерапия (В. Н. Мясищев), а также некоторые приемы и методы семейной системной когнитивно-поведенческой психотерапии (Э. Г. Эйдемиллер). Психокоррекционный процесс в личностно ориентированном подходе направлен на изменения в трех плоскостях измерений: когнитивной (познавательной), эмоциональной и поведенческой.