Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:08, контрольная работа
Профессионально-этические нормы – это общие требования, предъявляемые к уровню профессиональной квалификации психолога, как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с клиентами и испытуемыми. наиболее общие принципы, обеспечивающие соблюдение профессиональной этики в практической психологии: 1. Ответственность. Психолог принимает на себя ответственность за организацию, ход и результат оказания психологической помощи.
Форма заключения специалистов
Штамп ПМПК
Заключение специалиста (указать специальность, ФИО)Психолого-медико-
Заключение :
Рекомендации:
МП(печать учреждения, в состав которого входит ПМПК)
Специалист ПМПК:
Окончательное оформление документации по результатам ребенка на ПМПК:
Коллегиальное обсуждение результатов обследования ребенка
Результаты обследования ребенка Осуждаются в форме краткого совещания всех специалистов ПМПК. Родители (законные представители) и ребенок при этом не присутствуют. Каждый специалист докладывает свое заключение а ребенка, предлагает рекомендации, высказывает мнение о прогнозе развития ребенка. Представленные заключения согласовываются, составляется Коллегиальное заключение ПМПК, систематизируются рекомендации.
Содержание коллегиального заключения
Коллегиальное заключение состоит из двух частей: собственно заключения и рекомендаций.
1. В заключении отражаются следующие параметры:
— Индивидуальная структура развития (особенности отклонений и резервных возможностей развития» о учетом ведущего и зависимых от него (вторичных и т.д.) отклонений в развитии).
—Динамика развития.
— Степень или стадия отклонений в развитии.
— Возрастные особенности развития.
—Темп развития.
— Интересы.
— Способности.
— "Социальная ситуация развития".
— Социально-правовая защищенность ребенка.
2. Первые два пункта рекомендаций едины для всех коллегиальных заключений: а) характеристика рекомендуемых образовательных условий (тип, вид образовательного учреждения и т.д. — идентично информации, указываемой в Справке для управления образованием); б) срок контроля состояния и развития ребенка в рекомендованных ему условиях. Например: "контроль динамика развития ребенка — до начала четвертой четверти текущего учебного года". Остальные рекомендации исходят от конкретных специалистов и уточняют особенности сопровождения ребенка соответствующими специалистами или родителями (законные представителями).
Форма коллегиального заключения
Штамп ПМПКПсихолого-медико-
Дано(ФИО ребенка, дата рождения)
В том, что он (она) был(а) обследован(а)(дата обследования на ПМПК)
Заключение :Рекомендации:МП(печать учреждения, в состав которого входит ПМПК)
Заведующий ПМПК
Специалисты ПМПК
Регистрация результатов обследования ребенка специалистамиПМПК в Журнале учета детей, прошедших обследование на ПМПК.
психол коррекция- определенная форма психологопедагогической деятельности по исправлению таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствуют норме или возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза. Существуют 2 основные формы отставания в развитии: отставания, связанные с органическими нарушениями нервной системы и требующие специальной клиникопсихологической или медицинской помощи и внимания, и временное отставание в психическом развитии, неадекватное поведение, связанные с неблагоприятными внешними и внутренними условиями развития практически здоровых детей. Требования к программам определяются основными принципами психолого-педагогической коррекции: единство коррекции и развития, единство возрастного и индивидуального развития, единство диагностики и коррекции развития, деятельностный принцип осуществления коррекции, подход к каждому ребенку как к одаренному. Единство коррекции и развития определило название программ как коррекционно-развивающих. Коррекционно-развивающая программа разрабатывается и осуществляется в совместной деятельности детского (школьного) психолога и педагога (воспитателя, учителя). Поэтому специфика конкретных задач и формы проведения коррекционной работы зависят от типа детского учреждения.
23. методы сбора информ и мет воздейств (бес, проект мет) Типы вопросов
КОМПЛЕКСНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ПМПК
Содержание работы по комплектованию включает в себя медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое обследования детей.
Медицинское обследование включает офтальмологическое, отоларингологическое, соматическое, неврологическое и психиатрическое исследования ребенка. При необходимости проводятся параклинические обследования (РЭГ, ЭхоЭГ, ЭЭГ, аудиография и другие лабораторные исследования). Проводится сбор анамнеза. Все эти исследования ведутся врачами. Ни дефектолог, ни психолог не вправе ими заниматься, но им важно знать, как влияют на развитие детей те или иные неблагоприятные факторы, каковы особенности их психики. Данные из истории развития ребенка по материалам врачебных заключений помогут выбрать стратегию психолого-педагогического обследования.
В ходе психолого-педагогического обследования психолог выявляет особенности психического развития ребенка (время сензитивных периодов развития речи, движений и т. п.); выясняет, когда начали формироваться навыки опрятности, самообслуживания, общения с детьми; определяет состояние моторики, характер игры и др. Обязательно изучает не только отдельные психические процессы, но и личность в целом.
Если дети еще не учатся в школе, то необходимо определить их готовность к школьному обучению – установить уровень умственного развития, эмоционально-волевой и социальной зрелости. К школе ребенок должен овладеть определенным объемом знаний и представлений об окружающем мире, а также умственными операциями и навыками речевого общения, проявлять познавательную активность, у него должен быть сформирован ряд патофизических и психических функций: моторика, произвольное внимание, осмысленная память, пространственное восприятие. Очень важны способность к регуляции поведения и к самоконтролю, а также наличие психологических качеств, необходимых для адаптации в детском коллективе.
Если дети уже учатся в школе, следует установить характер и причины имеющихся у них трудностей в учении, вскрыть структуру дефекта. Поскольку на успешность обучения в значительной мере влияет обучаемость, нужно обратить на нее особое внимание. Показателями обучаемости являются способность к обобщенной мыслительной деятельности, гибкость мыслительных процессов, темп усвоения учебного материала и др., а также то, как ребенок использует помощь (это один из главных показателей). Учитываются характер и мера этой помощи, возможность переноса показанного способа деятельности на аналогичное задание.
Психологическое обследование проводит психолог. Он анализирует причины наблюдаемых явлений, дает прогноз и рекомендации по коррекции психических функций, мотивационно-волевой и эмоционально-личностной сфер. В заключении он указывает комплексный психологический диагноз. При необходимости проводится нейропсихологическое обследование.
Педагогическое обследование, включающее выявление общей осведомленности, сформированность учебных навыков, знаний по письму, чтению, математике и т. д., проводит дефектолог (олигофренопедагог). В своем заключении он не только отражает установленный актуальный уровень развития ребенка, но и подробно указывает необходимые приемы работы с ним. Его рекомендации полезны и педагогам, и родителям.
Логопедическое обследование проводит логопед. Выявляя особенности развития речи, он вскрывает характер и причины имеющихся дефектов. В содержание логопедического изучения входит обследование артикуляционного аппарата, импрессивной (фонетический слух, понимание слов, простых предложений, логико-грамматических конструкций) и экспрессивной (повторной, номинативной, самостоятельной) речи. Исследуется письменная речь детей, а также их речевая память. Логопеду необходимо выявить структуру речевого дефекта и его уровень, что помогает разграничить детей с первичными речевыми нарушениями (и как следствие – с задержкой умственного развития) и детей, у которых недоразвитие речи вызвано умственной отсталостью.
Показатели для заключения
При психолого-педагогическом обследовании детей, особенно в условиях ПМПК, необходимо обратить внимание на ряд показателей, которые проявляются в ходе работы с ребенком и должны обязательно учитываться при составлении окончательного заключения о его состоянии. В их числе:
1. Эмоциональная реакция ребенка на сам факт обследования. Волнение – естественная реакция на новую обстановку и незнакомых людей. Однако должна настораживать и чрезмерная веселость, фамильярность в обращении с членами консультации, неадекватность поведения.
2. Понимание инструкции и цели задания. Выслушивает ли ребенок инструкцию до конца, делает ли попытки понять ее прежде, чем приступить к работе? Какого типа инструкция понятна детям: устная или устная с наглядным показом?
3. Характер деятельности. Следует обратить внимание на наличие и стойкость интереса к заданию, целенаправленность деятельности ребенка, умение доводить дело до конца, рациональность и адекватность способов действий, на сосредоточенность в процессе работы, а также учитывать общую работоспособность. Для успешной деятельности ребенка очень важно наличие таких показателей, как способность к самоконтролю, саморегуляции. Один из главных показателей – способность использовать помощь. Чем сильнее она выражена, тем выше обучаемость ребенка. Важно учесть меру и характер оказываемой помощи. Показателем обучаемости служит перенос показанного ребенку способа деятельности на аналогичное задание.
4. Реакция на результат работы. Правильная оценка своей деятельности, адекватная эмоциональная реакция (радость при успехе, огорчение при неудаче) свидетельствуют о понимании ребенком ситуации.
3. МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Изучение документов и продуктов деятельности детей
Обследование детей в ПМПК обычно начинается с изучения сопроводительных документов (медицинской карты, характеристики) и продуктов деятельности (тетрадей, рисунков и т. п.).
Врач-невропатолог знакомит членов комиссии с имеющейся медицинской документацией: анамнезом, заключениями отоларинголога, офтальмолога, педиатра, лабораторными данными и др.; обращает внимание на имеющееся у ребенка снижение слуха или зрения и т. п. В этих случаях необходимо заранее подобрать соответствующий для обследования материал.
Дефектолог (олигофренопедагог), познакомившись с педагогической документацией, сообщает членам комиссии о существенных особенностях, которые следует учитывать как при налаживании контакта, так и в процессе обследования. Например, если в характеристике указаны трудности в усвоении учебной программы, то целесообразно организовать обследование на заданиях игрового характера, начиная с легкого и интересного для ребенка. Изучение характеристики позволяет выявить те качества и свойства психической деятельности, которые в большей мере указывают на состояние ребенка и требуют уточнения.
Если ребенок учится в школе, необходимо внимательно проанализировать его тетради. Внешний вид тетради указывает на такие качества, как аккуратность, понимание школьных требований, интерес к самому процессу учения. Характер выполнения письменных работ может свидетельствовать об имеющихся у ребенка трудностях; это, в свою очередь, вызовет вопросы об их причинах. Так, несоблюдение строчек при письме может быть связано и с нарушением моторики, и с трудностями пространственной ориентировки, и просто с непониманием требований. Ошибки при письме (перестановка, пропуск букв, недописывание слов, смешение глухих и звонких согласных и т. д.) также имеют разные причины. Важно проследить, как ребенок преодолевал эти трудности, какая помощь и в какой мере оказывалась ему учителем. Сравнивая первую и последнюю по времени заполнения тетради, можно установить динамику развития ребенка. Интересные сведения о ребенке можно получить и из его рисунков. Иногда именно рисунок становится первым сигналом о том или ином психическом неблагополучии.
Только после тщательного изучения всех материалов документации начинают непосредственное обследование ребенка.
Следует помнить, что положения общей психологии об индивидуально-типологическом, личностно-деятельностном, системно-структурном подходах, качественно-количественной оценке работы ребенка обязательны и в олигофренопсихологии при изучении детей с различными отклонениями в развитии.
Выбор и последовательность применения тех или иных методов зависят от возраста и индивидуальных особенностей обследуемого. В одних случаях специалист (психолог, олигофренопедагог, логопед) использует метод беседы, включая в нее отдельные экспериментальные методики, в других – наблюдение за деятельностью ребенка в процессе игры. В обследование важно включить элементы обучения, варианты помощи, задания аналогичного характера, в которых проявляется способность ребенка к переносу показанных приемов деятельности. Необходимо чередовать задания на исследование разных форм мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического).
Начинать обследование целесообразнее с заданий средней трудности, но в ряде случаев и с заведомо легких, чтобы успешное выполнение сразу же создало у ребенка положительное отношение к последующей работе, сняло волнение, беспокойство. Это особенно важно учитывать, когда ребенок не контактен. В процессе обследования следует обеспечить эмоциональный комфорт, мотивировать, поощрять ребенка и в то же время предлагать задания в непривычной форме, чтобы исключить подготовленность, «натасканность» в семье. Обследование перегружать нельзя. Следует выявлять дефекты, негативно влияющие на развитие познавательной деятельности и личности.