Методы психологической помощи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:08, контрольная работа

Описание

Профессионально-этические нормы – это общие требования, предъявляемые к уровню профессиональной квалификации психолога, как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с клиентами и испытуемыми. наиболее общие принципы, обеспечивающие соблюдение профессиональной этики в практической психологии: 1. Ответственность. Психолог принимает на себя ответственность за организацию, ход и результат оказания психологической помощи.

Работа состоит из  1 файл

орг и содерж спец псих пом отредакт.doc

— 316.00 Кб (Скачать документ)

Скажите ребенку : “Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй рядом нарисовать точно так же”. При этом покажите, где именно нужно рисовать.

Оценка результатов.

1 балл.Почти совершенное копирование образца.

2 балла.Количество и расположение точек соответствуют образцу. Допускается отклонение не более трех точек на половину ширины зазора между строкой или колонкой.

3 балла.Рисунок в целом соответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте более чем вдвое. Количество точек может быть не соблюдено, но их число допускается не больше 20 и не меньше 7. Возможен любой разворот. Даже на 180 градусов.

4 балла.Контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размеры образца и число точек не учитываются. Иные формы, например линии, не допускаются.

5 баллов.Каракули.

Анализ результатов. Подсчитайте баллы, набранные ребенком по трем тестам. Если малыш набрал от 3 до 6 баллов - он готов к поступлению в школу (Высокий уровень готовности).

7-9 баллов, причем эти баллы равномерно распределены между всеми заданиями, то, как правило, такие дети тоже созрели к учебе.

(Средний уровень готовности к школе). Д набравш 10-15 баллов скорее всего рано отправляться в школу (Нижняя граница среднего уровня готовности к школе – 10-11 баллов. 12-15 баллов – готовность ниже нормы.)

 

 

17. Цели и задачи, принципы психологич изуч Д с отклон в разв.

Возможность эффективной коррекции нарушений психического развития определяется их ранней диагностикой. Психодиагностика - область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Психодиагностика позволяет определить механизмы развития аномальных детей, необходимые условия специального обучения, степень отставания от нормы, уровень познавательной деятельности и др.

Современная психодиагностика в специальной психологии направлена на наиболее раннее выявление отклонений (в возрасте до года), на своевременное начало компенсаторного развития, эффективную социальную адаптацию и интеграцию детей в обществе. Психодиагностика занимается также разработкой и апробацией новых методик, определением требований к их инструкциям, выработкой правил поведения при обследовании, способов обработки и интерпретации полученных результатов. Задачи психодиагностики:

1-поиск причин возникновения конкретных психологических проблем у ребенка (этиологический диагноз);

2-определение наличия определенного психологического признака, позволяющего сравнить индивидуальные особенности испытуемого с нормой (симптоматический диагноз);

3-позволяет найти совокупность психологических симптомов, определить ведущий синдром и выявить тип отклонений в развитии (синдромологический диагноз);

4-дает возможность изучить механизмы развития психического отклонения (патогенетический диагноз);

5-психодиагностика также решает частные вопросы специальной психологии (определение готовности ребенка к обучению в школе, выяснение причин неуспеваемости, нарушений в эмоционально-личностной, поведенческой сферах, сложности в отношениях с родными и сверстниками, навязчивые страхи, переживания и т. д.)

На основе данных психодиагностики проводится психологическая консультация для уточнения имеющихся проблем, определения запроса к психологу, разработки общей тактики психологической работы с ребенком, оказание ему помощи со стороны родителей или учителей.

ЗАДАЧИ: 1.определение типа дезонтогенеза, 2.выявление структуры деф, его первичного и вторичного компонента, 3.опред адекватн образоват маршрута, 4.выявл индив-психол особен для дальнейш разраб кор-разв программы. Важно выявить не только наруш реб, но и его актуальные возм, потенциал.ЗБР- возможн реб, ктр он не в сост реализ в наст период самост, но использ с пом взр, которые благодаря этому сотруднич будут его собст достоянием  в ближайш время. Принципы психол изуч Д с откл в психич разв 1. Гуманности –толерантное отнош. 2.Комплексного изуч – изуч пмсихологич и физиологич статуса реб разными специалистами ПМПК. 3.Всестороннего и целостного изуч реб-полное изуч всех сторон личности реб, его потенциала и возможн. 4. Изучения в динамике-изуч актуальн сост реб и его возможн 5.Качественно-количественный пр- реализуется при анализе рез исслед.

 

18. Этапы психодиагностич работы

Выделяют следующие этапы диагностико-коррекционной работы:

1.Изучение практического запроса

2.Формулировка психологической проблемы

3.Выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений

4.Выбор методов исследования

5.Использование метода

6.Формулировка психологического диагноза, который должен содержать и прогноз дальнейшего развития ребенка

7.Разработка рекомендаций программы психокоррекционной и развивающей работы с учащимися

8.Осуществление этой программы

9.Контроль за ее выполнением

 

 

  20. Содержание психологич заключения и его связь с коррекц и психопрофилактич работой.

Структура и содержание заключений специалистов.

1. Структура и содержание заключения каждого специалиста должны соответствовать профессиональным требованиям к диагностике и разработке рекомендаций, диагностической гипотезе, общему плану обследования ребенка на ПМПК и плану индивидуального обследования ребенка конкретным специалистом, отвечать на запрос инициатора обращения в ПМПК.

2. Заключения врачей ПМПК имеют форму диагноза в соответствии со специальностью врача, инструкциями по отбору детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения разных видов и современными требованиями Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (десятого пересмотра).

а. До принятия новых инструкций врачам ПМПК можно рекомендовать формулировать диагноз в соответствии с устаревшими, но пока законными, инструкциями, а в скобках делать запись в соответствии с МКБ-10.

б. Заключение врача-педиатра ПМПК содержит диагностические данные об общем физическом состоянии и динамических изменениях в этой сфере.

Обязательно вносятся сведения о состоянии зрения, слуха и моторики  (общая моторика, тонкая моторика рук, доминантная рука).

в. Заключение   врача-психиатра ПМПК содержит диагностические данные о психическом состоянии и динамике психического развития ребенка.

Рекомендуемая форма

(на примере психологического обследования)

+  Схема психологич заключ по обследованию: 1.Вводная часть (пол, возр, причины обращения, анамнез,объективные поведенческие характеристики). 2.Осн.часть (понимание обращ речи, инструкции,харка звукопроизношения. Пространственно временные представления, счетные операции, память, невербальный интеллект, зрительное воспр, установле причи-следственных связей. Целенаправл и харка внимания)

 

 

План/протокол психологического обследования

ребенка ___________________________________________________________________-

(Ф.И., возраст ребенка)

дата __________________________ специалист __________________________________

(ФИО педагога психолога)

Диагностическая гипотеза и план обследования             

Протокол обследования

Дифференциация умственной отсталости и нарушений активности и внимания             

Методики:             

Особенности выполнения:

1. Исследование мыслительных операций.             

1. «4-ый лишний»

2. Метафоры:

3. Последовательные картинки (Радлов)

2. Исследование произвольного внимания и регуляторной функции речи             

1. Нейропсихологические пробы на выполнение программ действий в ответ на условные сигналы:И т.д.

г. Неврологическое обследование врач-педиатр и врач психиатр могут проводить, взаимно дополняя друг друга. По договоренности, диагностические неврологические сведения вносятся в одно из медицинских заключений.

д. При необходимости врачи ПМПК запрашивают недостающую информацию о ребенке или направляют его для дополнительных обследований к другим врачам ПМПК, детской поликлиники (по месту жительства ребенка), других учреждений системы здравоохранения, с которыми ПМПК взаимодействует.

е. При наличии показаний, врачи ПМПК рекомендуют наблюдение ребенка, проведение профилактических И лечебных мероприятий соответствующими врачами поликлиники (по месту жительства ребенка) и/или врачами образовательного учреждения.

3. Заключение психолога состоит из двух частей — обязательной и дополнительной. В обязательную часть входят следующие сведения:

а. Особенности развития мышления ребенка (структура и динамика мыслительных операций). Организация интеллектуальной деятельности.

б. Анализ «социальной ситуации развития»:

i. Оценка возрастных этапов развития с точки зрения 1) критических периодов и 2) основных психологических новообразований.

 

ii. Анализ актуального уровня социальной адаптации личности (в семье, во дворе, в образовательном учреждении г т.д.). Социально-бытовая ориентировка, навыки культурного поведения.

iii. Оценка "зоны ближайшего развития" и прогноза развития с позиции адаптивных характеристик личности.

iv. Адаптивность в условиях приемам яка на ПМПК и психологического обследования, в частности.

с. Структура личности ребенка. Особенности мотивации (селективность, направленность, устойчивость, целеполагание, притязания). Самооценка и способность личности к рефлексии критичность, адекватность). Целостность (конгруэнтность) личности.

В дополнительную часть в каждом конкретном случае вносятся психологические сведения, важные именно для того ребенка. Их выявление планируется психологом исходя из:

а. первичного запроса на обследование ребенка на ПМПК;

б. беседы с родителями в процессе сбора анамнеза (как правило, врачом);

в. коллегиально согласованной диагностической гипотезы;

г. психологического обследования параметров развития, входящих в обязательную часть.

Общая схема дополнительных психологических исследований включает следующие параметры:

а.         умственная работоспособность;

б.         структура деятельности (основные параметры произвольной регуляции деятельности: целенаправленность, планирование, программирование, контроль);

в.         характеристика основных психических функций: восприятие, внимание, память, движения и действия (мышление см. в обязательной части);

г.         пространственные синтезы (наглядные, символические);

д.         речь (преимущественно — регуляторная, коммуникативная функции речи, связь речи и мышления);

е.         эмоциональная сфера (ситуационные и личностные эмоциональные реакции; настроение; чувства)

4. Заключение олигофренопедагога содержит следующие сведения:

а.  Уровень сформированности и  качественные характеристики житейских и научных знании, умений и навыков ребенка относительно его образовательного уровня.

б. Сопоставление образовательного уровня с психологической структурой развития (по данным психологического обследования).

в. Сопоставление образовательного уровня с клинической структурой отклонений в развитии (по данным клинического обследования).

г. Диагностика «зоны ближайшего развития» в рамках проблем обучения и воспитания ребенка в условиях образовательного учреждения или семьи.

5. Заключение логопеда содержит сведения о состоянии:

а. устной речи

б. письменной речи;

в. речевых нарушений (в устной и письменной речи):

i фонетических;

ii. фонематических;

iii. лексико-грамматических

г.         Используются традиционные формы речевых карт

6. Заключение социального педагога содержит следующие сведения:

а. динамика семьи (браки/разводы; форма брака (законный, гражданский); смерть кого-то из членов семьи; последовательность рождения детей и т.п.)

б. структура семьи (полная/неполная; мать-одиночка; приемный ребенок; отчим/мачеха и т.п.);

в. состав семьи на момент обследования, сведения о членах семьи, возможно, других лицах, проживающих вместе с ребенком;

г. соответствие места жительства и прописки (регистрации) — в частности, при наличии статуса беженцев и др.;

д. бытовые условия жизни ребенка (питание, одежда, наличие индивидуального места для сна, наличие условий для учебных или игровых занятий и т.п.);

е. социальный, профессиональный статус, образовательный уровень родителей, других лиц, непосредственно общающихся с ребенком;

ж. обеспеченность социально-правовой защищенности ребенка в семье.

7. Заключения специалистов ПМПК могут предоставляться или направляться по запросу специалистам аналогичного профиля в рамках учреждений, взаимодействующих с ПМПК по поводу данного ребенка (согласно списку, прилагаемому к приказу).

8. Следует учитывать, что все специалисты ПМПК, взаимно дополняя друг друга, используют коллегиальные формы работы и системный подход к анализу первичной информации и документации, собственных профессионально полученных сведений, сведений, полученных другими специалистами.

Информация о работе Методы психологической помощи