Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:08, контрольная работа
Профессионально-этические нормы – это общие требования, предъявляемые к уровню профессиональной квалификации психолога, как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с клиентами и испытуемыми. наиболее общие принципы, обеспечивающие соблюдение профессиональной этики в практической психологии: 1. Ответственность. Психолог принимает на себя ответственность за организацию, ход и результат оказания психологической помощи.
Скажите ребенку : “Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй рядом нарисовать точно так же”. При этом покажите, где именно нужно рисовать.
Оценка результатов.
1 балл.Почти совершенное копирование образца.
2 балла.Количество и расположение точек соответствуют образцу. Допускается отклонение не более трех точек на половину ширины зазора между строкой или колонкой.
3 балла.Рисунок в целом соответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте более чем вдвое. Количество точек может быть не соблюдено, но их число допускается не больше 20 и не меньше 7. Возможен любой разворот. Даже на 180 градусов.
4 балла.Контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размеры образца и число точек не учитываются. Иные формы, например линии, не допускаются.
5 баллов.Каракули.
Анализ результатов. Подсчитайте баллы, набранные ребенком по трем тестам. Если малыш набрал от 3 до 6 баллов - он готов к поступлению в школу (Высокий уровень готовности).
7-9 баллов, причем эти баллы равномерно распределены между всеми заданиями, то, как правило, такие дети тоже созрели к учебе.
(Средний уровень готовности к школе). Д набравш 10-15 баллов скорее всего рано отправляться в школу (Нижняя граница среднего уровня готовности к школе – 10-11 баллов. 12-15 баллов – готовность ниже нормы.)
17. Цели и задачи, принципы психологич изуч Д с отклон в разв.
Возможность эффективной коррекции нарушений психического развития определяется их ранней диагностикой. Психодиагностика - область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Психодиагностика позволяет определить механизмы развития аномальных детей, необходимые условия специального обучения, степень отставания от нормы, уровень познавательной деятельности и др.
Современная психодиагностика в специальной психологии направлена на наиболее раннее выявление отклонений (в возрасте до года), на своевременное начало компенсаторного развития, эффективную социальную адаптацию и интеграцию детей в обществе. Психодиагностика занимается также разработкой и апробацией новых методик, определением требований к их инструкциям, выработкой правил поведения при обследовании, способов обработки и интерпретации полученных результатов. Задачи психодиагностики:
1-поиск причин возникновения конкретных психологических проблем у ребенка (этиологический диагноз);
2-определение наличия определенного психологического признака, позволяющего сравнить индивидуальные особенности испытуемого с нормой (симптоматический диагноз);
3-позволяет найти совокупность психологических симптомов, определить ведущий синдром и выявить тип отклонений в развитии (синдромологический диагноз);
4-дает возможность изучить механизмы развития психического отклонения (патогенетический диагноз);
5-психодиагностика также решает частные вопросы специальной психологии (определение готовности ребенка к обучению в школе, выяснение причин неуспеваемости, нарушений в эмоционально-личностной, поведенческой сферах, сложности в отношениях с родными и сверстниками, навязчивые страхи, переживания и т. д.)
На основе данных психодиагностики проводится психологическая консультация для уточнения имеющихся проблем, определения запроса к психологу, разработки общей тактики психологической работы с ребенком, оказание ему помощи со стороны родителей или учителей.
ЗАДАЧИ: 1.определение типа дезонтогенеза, 2.выявление структуры деф, его первичного и вторичного компонента, 3.опред адекватн образоват маршрута, 4.выявл индив-психол особен для дальнейш разраб кор-разв программы. Важно выявить не только наруш реб, но и его актуальные возм, потенциал.ЗБР- возможн реб, ктр он не в сост реализ в наст период самост, но использ с пом взр, которые благодаря этому сотруднич будут его собст достоянием в ближайш время. Принципы психол изуч Д с откл в психич разв 1. Гуманности –толерантное отнош. 2.Комплексного изуч – изуч пмсихологич и физиологич статуса реб разными специалистами ПМПК. 3.Всестороннего и целостного изуч реб-полное изуч всех сторон личности реб, его потенциала и возможн. 4. Изучения в динамике-изуч актуальн сост реб и его возможн 5.Качественно-количественный пр- реализуется при анализе рез исслед.
18. Этапы психодиагностич работы
Выделяют следующие этапы диагностико-коррекционной работы:
1.Изучение практического запроса
2.Формулировка психологической проблемы
3.Выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений
4.Выбор методов исследования
5.Использование метода
6.Формулировка психологического диагноза, который должен содержать и прогноз дальнейшего развития ребенка
7.Разработка рекомендаций программы психокоррекционной и развивающей работы с учащимися
8.Осуществление этой программы
9.Контроль за ее выполнением
20. Содержание психологич заключения и его связь с коррекц и психопрофилактич работой.
Структура и содержание заключений специалистов.
1. Структура и содержание заключения каждого специалиста должны соответствовать профессиональным требованиям к диагностике и разработке рекомендаций, диагностической гипотезе, общему плану обследования ребенка на ПМПК и плану индивидуального обследования ребенка конкретным специалистом, отвечать на запрос инициатора обращения в ПМПК.
2. Заключения врачей ПМПК имеют форму диагноза в соответствии со специальностью врача, инструкциями по отбору детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения разных видов и современными требованиями Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (десятого пересмотра).
а. До принятия новых инструкций врачам ПМПК можно рекомендовать формулировать диагноз в соответствии с устаревшими, но пока законными, инструкциями, а в скобках делать запись в соответствии с МКБ-10.
б. Заключение врача-педиатра ПМПК содержит диагностические данные об общем физическом состоянии и динамических изменениях в этой сфере.
Обязательно вносятся сведения о состоянии зрения, слуха и моторики (общая моторика, тонкая моторика рук, доминантная рука).
в. Заключение врача-психиатра ПМПК содержит диагностические данные о психическом состоянии и динамике психического развития ребенка.
Рекомендуемая форма
(на примере психологического обследования)
+ Схема психологич заключ по обследованию: 1.Вводная часть (пол, возр, причины обращения, анамнез,объективные поведенческие характеристики). 2.Осн.часть (понимание обращ речи, инструкции,харка звукопроизношения. Пространственно временные представления, счетные операции, память, невербальный интеллект, зрительное воспр, установле причи-следственных связей. Целенаправл и харка внимания)
План/протокол психологического обследования
ребенка ______________________________
(Ф.И., возраст ребенка)
дата __________________________ специалист ______________________________
(ФИО педагога психолога)
Диагностическая гипотеза и план обследования
Протокол обследования
Дифференциация умственной отсталости и нарушений активности и внимания
Методики:
Особенности выполнения:
1. Исследование мыслительных операций.
1. «4-ый лишний»
2. Метафоры:
3. Последовательные картинки (Радлов)
2. Исследование произвольного внимания и регуляторной функции речи
1. Нейропсихологические пробы на выполнение программ действий в ответ на условные сигналы:И т.д.
г. Неврологическое обследование врач-педиатр и врач психиатр могут проводить, взаимно дополняя друг друга. По договоренности, диагностические неврологические сведения вносятся в одно из медицинских заключений.
д. При необходимости врачи ПМПК запрашивают недостающую информацию о ребенке или направляют его для дополнительных обследований к другим врачам ПМПК, детской поликлиники (по месту жительства ребенка), других учреждений системы здравоохранения, с которыми ПМПК взаимодействует.
е. При наличии показаний, врачи ПМПК рекомендуют наблюдение ребенка, проведение профилактических И лечебных мероприятий соответствующими врачами поликлиники (по месту жительства ребенка) и/или врачами образовательного учреждения.
3. Заключение психолога состоит из двух частей — обязательной и дополнительной. В обязательную часть входят следующие сведения:
а. Особенности развития мышления ребенка (структура и динамика мыслительных операций). Организация интеллектуальной деятельности.
б. Анализ «социальной ситуации развития»:
i. Оценка возрастных этапов развития с точки зрения 1) критических периодов и 2) основных психологических новообразований.
ii. Анализ актуального уровня социальной адаптации личности (в семье, во дворе, в образовательном учреждении г т.д.). Социально-бытовая ориентировка, навыки культурного поведения.
iii. Оценка "зоны ближайшего развития" и прогноза развития с позиции адаптивных характеристик личности.
iv. Адаптивность в условиях приемам яка на ПМПК и психологического обследования, в частности.
с. Структура личности ребенка. Особенности мотивации (селективность, направленность, устойчивость, целеполагание, притязания). Самооценка и способность личности к рефлексии критичность, адекватность). Целостность (конгруэнтность) личности.
В дополнительную часть в каждом конкретном случае вносятся психологические сведения, важные именно для того ребенка. Их выявление планируется психологом исходя из:
а. первичного запроса на обследование ребенка на ПМПК;
б. беседы с родителями в процессе сбора анамнеза (как правило, врачом);
в. коллегиально согласованной диагностической гипотезы;
г. психологического обследования параметров развития, входящих в обязательную часть.
Общая схема дополнительных психологических исследований включает следующие параметры:
а. умственная работоспособность;
б. структура деятельности (основные параметры произвольной регуляции деятельности: целенаправленность, планирование, программирование, контроль);
в. характеристика основных психических функций: восприятие, внимание, память, движения и действия (мышление см. в обязательной части);
г. пространственные синтезы (наглядные, символические);
д. речь (преимущественно — регуляторная, коммуникативная функции речи, связь речи и мышления);
е. эмоциональная сфера (ситуационные и личностные эмоциональные реакции; настроение; чувства)
4. Заключение олигофренопедагога содержит следующие сведения:
а. Уровень сформированности и качественные характеристики житейских и научных знании, умений и навыков ребенка относительно его образовательного уровня.
б. Сопоставление образовательного уровня с психологической структурой развития (по данным психологического обследования).
в. Сопоставление образовательного уровня с клинической структурой отклонений в развитии (по данным клинического обследования).
г. Диагностика «зоны ближайшего развития» в рамках проблем обучения и воспитания ребенка в условиях образовательного учреждения или семьи.
5. Заключение логопеда содержит сведения о состоянии:
а. устной речи
б. письменной речи;
в. речевых нарушений (в устной и письменной речи):
i фонетических;
ii. фонематических;
iii. лексико-грамматических
г. Используются традиционные формы речевых карт
6. Заключение социального педагога содержит следующие сведения:
а. динамика семьи (браки/разводы; форма брака (законный, гражданский); смерть кого-то из членов семьи; последовательность рождения детей и т.п.)
б. структура семьи (полная/неполная; мать-одиночка; приемный ребенок; отчим/мачеха и т.п.);
в. состав семьи на момент обследования, сведения о членах семьи, возможно, других лицах, проживающих вместе с ребенком;
г. соответствие места жительства и прописки (регистрации) — в частности, при наличии статуса беженцев и др.;
д. бытовые условия жизни ребенка (питание, одежда, наличие индивидуального места для сна, наличие условий для учебных или игровых занятий и т.п.);
е. социальный, профессиональный статус, образовательный уровень родителей, других лиц, непосредственно общающихся с ребенком;
ж. обеспеченность социально-правовой защищенности ребенка в семье.
7. Заключения специалистов ПМПК могут предоставляться или направляться по запросу специалистам аналогичного профиля в рамках учреждений, взаимодействующих с ПМПК по поводу данного ребенка (согласно списку, прилагаемому к приказу).
8. Следует учитывать, что все специалисты ПМПК, взаимно дополняя друг друга, используют коллегиальные формы работы и системный подход к анализу первичной информации и документации, собственных профессионально полученных сведений, сведений, полученных другими специалистами.