Методы психологической помощи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:08, контрольная работа

Описание

Профессионально-этические нормы – это общие требования, предъявляемые к уровню профессиональной квалификации психолога, как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с клиентами и испытуемыми. наиболее общие принципы, обеспечивающие соблюдение профессиональной этики в практической психологии: 1. Ответственность. Психолог принимает на себя ответственность за организацию, ход и результат оказания психологической помощи.

Работа состоит из  1 файл

орг и содерж спец псих пом отредакт.doc

— 316.00 Кб (Скачать документ)

Практические действия с предметами для формирования полноценного образа предмета. Использование социальных способов действия с вещами, входящими в непосредственное окружение человека.

Примечания.

Ребенок расценивается как глубоко УО, но он обладает значительным потенциалом умственного развития.

 

8. Цели и задачи пс-мед-пед консилиума

Цель и задачи Психолого-медико-педагогического консилиума

• Целью ПМПк является определение и организация в рамках данного образовательного учреждения адекватных условий развития, обучения и воспитания в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными особенностями, диагностированными индивидуальными возможностями ребенка в зависимости от состояния соматического и нервно-психического здоровья.

• В задачи ПМПк образовательных учреждений входит:

— выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии детей;

— выявление актуальных и резервных возможностей ребенка;

— разработка рекомендаций учителю, воспитателю, родителям для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционно-развивающего сопровождения;

— отслеживание динамики развития и эффективности индивидуализированных коррекционно-развивающих программ;

— определение готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста, поступающих в школу, с целью вычленения «группы риска»;

— решение вопроса о создании в рамках данного образовательного учреждения условий, адекватных индивидуальным особенностям развития ребенка. При необходимости — перевод в специальный (коррекционно-развивающий, компенсирующий и т.п.) класс, выбор соответствующей формы обучения (индивидуальное, на дому; смешанное; экстернат; др.);

— при положительной динамике и компенсации отклонений в развитии — определение путей интеграции ребенка в классы, работающие по основным образовательным программам;

— профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий и психологически адекватной образовательной среды;

 

— подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, овладение школьными навыками, умениями и знаниями, перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, оценку ее эффективности;

— организация взаимодействия между педагогическим коллективом образовательного учреждения и специалистами, участвующими в работе психолого-медико-педагогического консилиума, при возникновении трудностей диагностики, конфликтных ситуаций, а также при отсутствии положительной динамики в процессе реализации рекомендаций ПМПк более высокого уровня.

• Рекомендуемый состав ПМПк: заместитель директора по учебно-воспитательной работе (председатель консилиума), прошедший спецподготовку; учитель (классный руководитель) или другой специалист, представляющий ребенка на ПМПк; учителя с большим опытом работы; учителя классов коррекционно-развивающего обучения; учитель-логопед (и/или учитель-дефектолог); педагог-психолог, врач (педиатр, невропатолог или детский психиатр); медсестра. При отсутствии специалистов они привлекаются к работе консилиума на договорной основе.

 

 

9. Подготовка спец псих к мед-пси-пед консил. Псих-пед представление на ребенка. Его структура и содерж.

Подготовка и проведение ПМПк

• ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые. • Периодичность ПМПк определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное обследование детей с отклонениями в развитии, но не реже одного раза в четверть проводятся плановые ПМПк, на которых осуществляется анализ состава, количества и динамики развития учащихся, нуждающихся в психолого-медико-педагогической диагностико-коррекционной помощи.

• Деятельность плановых консилиумов направлена на:

— анализ процесса выявления детей «группы риска», а также ее количественного и качественного состава (учащиеся классов коррекционно-развивающего (компенсирующего) обучения, дети с признаками школьной дезадаптации, неуспевающие и слабоуспевающие дети);

— определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся с трудностями адаптации в данных образовательных условиях;

— профессиональную квалификацию динамики развития ребенка в процессе реализации индивидуализированной коррекционно-развивающей программы, внесение необходимых изменений в эту программу.

• Внеплановые консилиумы собираются по запросам специалистов (в первую очередь — учителей), непосредственно работающих с ребенком. Поводом для проведения внепланового ПМПк является выявление или возникновение новых обстоятельств, отрицательно влияющих на развитие ребенка в данных образовательных условиях.

• ПМПк имеет право затребовать следующие документы:

— свидетельство о рождении ребенка;

— подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей: педиатра, невропатолога, сурдолога, офтальмолога, ортопеда (в зависимости от имеющихся отклонений в развитии ребенка). При необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке медсестра ПМПк направляет запрос соответствующим медицинским специалистам;

— педагогическое представление (характеристику);

— письменные работы по русскому (родному языку), математике, рисунки и другие результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.

 

• Результаты обследования ребенка протоколируются, отражаются в заключении, которое составляется коллегиально и является основанием для реализации соответствующих рекомендаций по обучению, воспитанию, лечению, при необходимости — по профориентации и трудоустройству, а также социальной и трудовой адаптации. Все сведения вносятся в журнал регистрации консилиумов и Карту развития ребенка.

 

 

10. Цели и задачи ПМПК. Структвра. Специалисты. Принципы работы ПМПК. ПМПК—диагностико-коррекционное учреждение,д-ть которого направлена на решение проблем,связанных со своевременным выявлением, воспитанием, обучением Д с отклонениями в разв. В них обследуются дети с рождения до 18 лет.До 14 лет реб присутствует на обследовании с родителями,опекунами.Постоянные сотрудники:врач(невропатолог,педиатр),дефектологи(олигофренопедагог,логопед),психолог,соц работник.В качестве консультантов на условиях почасовой оплаты к работе в ПМПК привлекаются:специалисты-медики(офтальмолог,отоларинголог,ортопед,психиатр ),сурдопедагог,тифлопедагог. Возглавляет и руководит ПМПК заведующий с дефектологическим образованием не ниже 13 разряда по ETC и стажем практич работы с аномальными детьми.ПМПК работают по утвержденному графику, в случ необходимости выезжают для обследования детей по месту жительства.Задачи ПМПК: 1профилактич.задача-разработка и осущ.ппсих-мед-пед программ помощи населению с целью предупреждения возникновения отклонений в физ.,психич разв д., 2своевременное выявление и комплексное обслед-е д раннего дошк и шк возраста,имеющих нарушения в физ,эмоц,интеллект-м разв с целью оказания им коррекц помощи, 3Обследов д старш дошк возр с целью выявления их готовности к обучению, 4разработка индивид.рекомендаций по организации спец обуч реб, 5уточнение предыдущих рекомендаций ПМПК в связи с изменением псих-пед статуса реб, 6оказание консультативной помощи родит,опекунам,педагогам,врачам,проведение коррекц-х занятий с д. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ: свидетельство о рождении, мед карта, пед-я хар-ка, психологич хар-ка, письменные раб,рисунки реб.Когда родит с д или подростки приходят по собств инициативе,от них не треб никаких документов и о результатах никуда не сообщают.В ПМПК ведется документация: журнал учета д,прошедших обследование; протоколы,фиксирующие ход обследования; выписки из протокола с заключением и рекомендациями.Все это в личном деле реб передается в спец.учреждение

Состав ПМПК :В штат муниципальных (городских и районных) ПМПК рекомендуется вводить, как минимум, 8 ставок: 5 из них - для следующих специалистов, работающих на постоянной основе: педагог-психолог (со специализацией по клинической (медицинской) или специальной психологии); учитель-олигофренопедагог, учитель-логопед; социальный педагог; воспитатель (специалист со средним, педагогическим образованием); 3 ставки — для врачей, работающих на условиях совместительства или почасовой оплаты (врач-офтальмолог, врач-отоларинголог, врач-ортопед, врач-генетик, врач-эндокринолог, а также — нейрофизиолог).

 

11.Примерное содерж психологич обслед реб на ПМПК

Психологическая диагностика

Особенности аффективно-личностной сферы:

1.  Контакт

2.  Интерес

3.  Аффективный компонент продуктивности

4.  Активность

5.  Критика

Особенности работоспособности:

6.  Динамика продуктивности

7.  Истощаемость

8.  Переключаемость

9.  Внимание

Общая характеристика деятельности:

10.  Ориентировочная деятельность

11.  Понимание обращенной речи

12.  Вербализация

13. Целенаправленность

Частные показатели интеллектуально-мнестической деятельности:

Непосредственная память (кратковременная)

Опосредованная память (долговременная)

Простое кодирование

Качество опосредованного запоминания

Доступность опосредования

Динамика обучения (обучающий эксперимент)

Качество переноса (обучающий эксперимент)

Конструктивный праксис

Логические построения

Простые обобщения

Усложненные обобщения

Анализ обобщения

Анализ несообразностей

По каждому из перечисленных параметров начисляются соответственно баллы, которые затем суммируются по группам показателей.

 

 

13. метод диагн готовн реб к шк

3 теста, которые наиболее часто использ шк психол для проверки степени психич готов Д к шк. Тест №1. Рисование мужской фигуры.

Совр исслед доказали связь изо деят детей и общего уровня их психич разв. Суще следующая закономернь: с возрастом реба, его рис обогащ новыми деталями. Попросите ребенка нарис мужчину так, как он сможет.На вопросы отвечайте: “Рисуй как сможешь, у тебя все получится”. Оценка результатов.

1 балл.Нарис фигура имеет голову, туловище, конечности. Голова не больше туловища и соединена с ним шеей. На голове есть волосы (возможно, закрыты головным убором). Есть уши, глаза, нос, рот. На руках – кисти с пятью пальцами. Ноги внизу “отогнуты”. Фигура имеет мужскую одежду и нарисована как единое целое, а не составлена из отдельных частей. На рисунке видно, что ноги и руки “растут” из туловища, а не прикреплены к нему. При таком способе рисования, называемом “синтетическим” (контурным), фигуру можно обвести одним контуром, не отрывая карандаша от бумаги. Более примитивный “аналитический” способ предполагает изображение отдельно каждой из составляющих частей фигуры. Например, сначала рисуется туловище, а затем к нему крепятся руки и ноги.

2 балла.Выполнение всех требований на 1 балл, кроме синтетического способа рисования. Три отсутствующие детали (шея, волосы, один палец руки) можно не считать, если фигура нарисована синтетическим способом.

3 балла.Фигура имеет голову, туловище, конечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями (объемные). Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев, ступней.

4 балла.Примитивный рисунок с головой и туловищем. Конечности (достаточно одной пары) нарисованы только одной линией.

5 баллов.Отсутствует четкое изображение туловища (“головоножка”) или обеих пар конечностей. Каракули.

Следующ 2 задания характериз реб со стороны общего психич уровня, разв тонкой моторики рук, координа зр и движений, умения выполн раб по заданному образцу; выявляют степень развития силы воли.Тест № 2. Подражание письменным буквам.Реб предлаг на чистом листе бумаги скопировать фразу, написанную письменными буквами: “Он ел суп”Скажите ребенку: “Ты еще не умеешь писать, но попробуй, может быть, у тебя получится точно так же”. Если ребенок знает письменные буквы, предложите ему скопировать фразу, составленную из английских слов.

Оценка результатов.

1 балл.Образец скопирован хорошо и разборчиво. Копия превышает размер образца не более чем в два раза. Первая буква по высоте явно соответствует прописной (заглавной) букве. Буквы четко связаны в три слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной линии не белее чем на 30 градусов.

2 балла.Образец скопирован разборчиво. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитываются.

3 балла.Явная разбивка надписи на три части. Разборчиво написаны хотя бы четыре буквы.

4 балла.С образцом совпадают хотя бы две буквы. Воспроизведенная копия создает строку.

5 баллов. Каракули.

Тест №3. Срисовывание группы точек.

Информация о работе Методы психологической помощи