Межличностная совместимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 12:43, курсовая работа

Описание

Основная цель работы – изучить характерные явления, возникающие во взаимоотношениях личности и коллектива и влияние их на работоспособность.
В соответствии с выдвинутой целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ подходов к изучению данной темы.
2. Подбор комплексов психодиагностических методик.
3. Анализ полученных результатов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.Теоретический обзор межличностной совместимости……………5
1.1.Теоретико-методологические подходы к изучению малых групп……...5
1.2. Малая группа………………………………………………………………..8
1.3. Межличностная совместимость…………………………………………..12
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование межличностных отношений социометрическим методом…………………………………………………….21
2.1. Организация и методы эмпирического исследования………………….21
2.2 Результаты исследования и их обсуждение……………………………...26
Заключение……………………………………………………………………...31
Литература………………………………………………………………..……33

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.docx

— 138.75 Кб (Скачать документ)

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА  1.Теоретический  обзор межличностной совместимости……………5

1.1.Теоретико-методологические подходы к изучению малых групп……...5

1.2. Малая группа………………………………………………………………..8

1.3. Межличностная совместимость…………………………………………..12

ГЛАВА  2. Эмпирическое исследование межличностных отношений социометрическим методом…………………………………………………….21

2.1. Организация и методы  эмпирического исследования………………….21

2.2 Результаты исследования  и их обсуждение……………………………...26

Заключение……………………………………………………………………...31

Литература………………………………………………………………..……33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

При становление личности индивид не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается.

Природа межличностных отношений  в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как  сугубо индивидуальные качества личности – ее эмоциональные и волевые  свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоение личностью нормы  и ценности общества. В системе  межличностных отношений человек  реализует себя, отдавая обществу воспринятое, усвоенное от общества. Именно активность личности, ее деяния являются важнейшим звеном в системе  межличностных отношений. Вступая  в межличностные отношения в  самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях (в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях), индивид проявляет себя как личность, и предоставляет возможность  оценить себя в системе отношений  с другими.

Влияние со стороны группы проявляется в форме эмоционального и морального настроения, самочувствия, которое доминирует в человеке во время длительного пребывания в  ней. Самочувствие в группе определяет ее социально-психологический климат. Социально-психологический климат – это качественная сторона межличностных  отношений, которая проявляется  в виде совокупности психологических  условий, которые способствуют или  тормозят продуктивную совместную деятельность и всестороннее развитие личности в  группе. В связи с этим возникает  необходимость в оптимизации  стиля межличностного взаимодействия.

Актуальность данной проблемы в том что в наше время возросло внимание к проблемам эффективности  организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между  ними отношений, использование воспитательных и психотерапевтических воздействий.

Основная цель работы – изучить характерные явления, возникающие во взаимоотношениях личности и коллектива и влияние их на работоспособность.

Объектом исследования являются межличностные отношения в малой группе.

Предметом исследования является влияние межличностных отношений на работоспособность в малой группе.

Гипотезой данного исследования явилось следующее – что в коллективе с высоким показателем сплоченности и присутствии в нем хорошей приятельской атмосферы, степень психологической совместимости конкретных людей, а так же качество психологической атмосферы группы в целом будет высокой. Все это ведет к увеличению уровня работоспособности в нем.

В соответствии с выдвинутой целью, объектом, предметом и гипотезой  исследования были сформулированы следующие задачи:

  1. Провести теоретический анализ подходов к изучению данной темы.
  2. Подбор комплексов психодиагностических методик.
  3. Анализ полученных результатов.

Методом исследования выступили:

- Теоретический анализ.

- Методика диагностики  межличностных и межгрупповых  отношений Дж. Морено(<<социометрия>>).

Структура и объем  работы. Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 21 источников. Исследование представлено на  36 страницах, в текст включены   2 таблицы,1 схема, 2 рисунка отражающих логику построения и результаты про ведения теоретической и практической части работы.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретический  обзор межличностной совместимости.

 

    1. .  Теоретико-методологические подходы к изучению малых групп

 

До 1930-х годов в социальной психологии группы практически не изучались, поскольку традиционно объектом изучения выступал индивид и его  социальное поведение. Психологи в  основном уделяли внимание личностному  восприятию, индивидуальным установкам, действиям, межличностным отношениям и т.д. Более того, по словам Н.И. Семечкина, - некоторые психологи утверждали, что групп как носителей особой психологии вообще не существует, что  группы – это некие фикции, созданные  воображением [17,212]. В частности, Флойд  Оллпорт утверждал, что группа представляет собой лишь набор разделяемых  людьми ценностей, мыслей привычек, т.е. всего того, что одновременно присутствует в головах нескольких людей.

Подобная точка зрения получила в истории зарубежной социальной психологии название персоналистского или чисто психологического подхода. Его придерживались также Н. Трилетт, У. Мак-Дугалл, М. Шериф, Л. Фестингер  и др.

Параллельно с персонализмом  сложилась в социальной психологии и другая социологическая традиция, идущая от Э. Дюркгейма, В. Парето, М. Вебера. Ее поддерживали Т. Ньюком, Ч. Кули, Т. Парсонс, Я. Морено и ряд других исследователей [13,11].

Сторонники этого подхода  утверждали, что все социальное поведение  не может быть адекватно объяснено  и понято, если изучать его лишь на уровне поведения индивидов. Они  настаивали на том, что группы представляют собой нечто большее, нежели случайное  соединение людей, разделяющих какие-то общие цели и ценности. Поэтому  группы и групповые процессы необходимо изучать сами по себе, поскольку  психологию групп невозможно понять на основе индивидуальной психологии.

Активное исследование групп  началось в 1930-х годах. Именно тогда  Курт Левин провел в США первые лабораторные исследования групповых  процессов («групповых динамик»). В  социальной психологии благодаря Левину появились такие понятия, как «тип лидерства», «групповая сплоченность», им же было сформулировано одно из первых определений группы.

В 1950-1960-х гг. происходили  интенсивное сближение вышеназванных  течений социальной психологии. Противоречия между ними постепенно преодолевались.

В работах отечественных  психологов отчетливо выделилась тенденция  рассматривать личность не только как  объект воздействия групповой общности, коллектива, но и как активно действующее  начало, влияющее на характер протекания внутригрупповых отношений и  процессов [11,.17]. Не фатальная зависимость  от коллектива, не подавление в коллективе индивидуальности и растворение  ее в общем, групповом, а сознательная, активная позиция личности в группе – эти положения были положенны  в основу изучения проблемы личности и коллектива, стали главным ориентиром в социально-психологических исследованиях  последующих десятилетий.

Важнейшие педагогические основы разработки проблемы детского коллектива созданы А. .С. Макаренко, В.А. Сухомлинским и др. В дальнейшем, социальная психология стала одной из ведущих отраслей отечественной психологической  науки. Многочисленные исследования проведены  такими исследователями, как Г. Андреева, А. Бодалев, К. Платонов, Л. Уманский, Е. Кузьмин, Б. Парыгин, Е. Шорохова,

М. Ярошевский, А. Петровский и др. В центре их исследований оставалась ведущей проблема – проблема личности и коллектива.

Центральная предпосылка, созданной  теории коллектива состояла в том, что  социально-психологические закономерности коллектива и личности в коллективе имеют принципиально, качественно  иной характер по сравнению с закономерностями групповой динамики, утверждаемыми  традициями социальной психологией  на Западе. Осознать эти различия, осмыслить  их теоретически, разработав систему  методических средств их выявления  и др. – все эти задачи решались в рамках особой теоретической конструкции, получившей название стратометрической концепции. Стратометрическая концепция - название (первоначально) предложил советский психолог Артур Владимирович Петровский (р1924).

В последующем  стала обозначаться как "концепция  деятельностного опосредствования межличностных отношений" - специальная  социально-психологическая концепция, рассматривающая межличностные  отношения в любой достаточно развитой группе как опосредствованные  содержанием и ценностями деятельности.

Обращение к принципу деятельностного  опосредования межличностных отношений, было идеей глубинной многоуровневой (стратометрической) структуры коллектива. Являясь развернутой системой утверждений  и доказательств, она позволяет  предсказывать неизбежность возникновения  одних психологических феноменов  и закономерное отсутствие других в  группах разного уровня развития. Таким образом, психологу в практической деятельности следует ориентироваться  не на выводы вытекающие из теории малых  групп, а на учёт социально-психологических особенностей группы .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 .  Малая группа

Существует следующая  формулировка малой группы -немногочисленная по составу группа, члены которой  объединены общей социальной деятельностью и находятъся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Наиболее заметные признаки малой группы это ее численность, непосредственные контакты ее членов и их влияние друг на друга, наличие  совместных ориентиров: интересов, целей, задач жизнедеятельности.

К эмоционально-волевым состояниям малой группы относят сплоченность, направленность, микроклимат или  психологический климат, лояльность, креативность-способность к творчеству и инновациям, конкурентоспособность.

Признаки и состояния  малой группы – это те ее характеристики, которые можно наблюдать и (или) диагностировать с помощью наблюдения и социально- психологических(социологических) инструментов : тестов, анкет ,опросников. В группе, как и в личности, индивида постоянно проходят какие-то процессы. Психические процессы динамически  развивающиеся, гибкие, непрерывные  явления в психике человека. Процесс-это  всегда движение, которое может осуществляться в сторону прогресса и регресса, но в любом случае он сопровождается видимыми или невидимыми изменениями. Поскольку группа состоит из индивидов,  психологические изменения не могут  не проявляться и в ней. Цель и  сопутствующие ценности привносит  в коллектив прежде всего деятельность, ради которой он создан.(5.стр.253)

Роль малых групп в  жизни простого человека , да и всего  общества трудно переоценить. В малых  группах обязательно прямое взаимодействие, хорошее знакомство партнеров друг с другом.(20. 654 с.)

Чаще всего малая группа в своей постоянной деятельности не ориентируется на конечную групповую  цель. В малой группе особое значение приобретает такое средство контроля и осуществляя совместной деятельности, как групповое мнение. Личностные контакты позволяют всем членам группы участвовать в выработке группового мнения и контроле членов группы по отношению к этому мнению.

Изучение малой группы в настоящее время широко распространено. Помимо удобства работы с ними из-за их небольшого размера такие группы представляют интерес как элементарные частицы социальной структуры в  которых зарождаются социальные процессы, прослеживаются механизмы  сплоченности возникновения лидерства, ролевых взаимоотношений.(18 -344с.)

Группа выступает своеобразным субъектом деятельности, поскольку  является функциональной единицей общественной жизни. Однако в отличие от личности как субъекта деятельности она несет  в себе структуру внутренних межличностных  формальных и неформальных отношений, которые непосредственно связаны  с внешними отношениями группы. Внешние  отношения влияют на внутренние отношения  группы.(2 .135 стр.)

Психология и поведения  человека существенно зависят от окружающей его социальной среды. Эта  среда представляет собой сложно устроенное современное общество, в  котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более  или менее устойчивые общности, называемыми  социальными группами.  Малая  группа характеризуется собой небольшим  количеством людей от 2-3 до 20-30 человек, выделяемых по следующим основным, общим для них признакам:

непосредственное взаимодействие друг с другом;

наличие общего дела (цели, деятельности и т.п.);

личное знание друг друга,

существование установившихся личных и деловых взаимоотношений  между членами группы;

наличие внутренней организованности группы, например присутствие лидера, распределение ролей и т.д.

Малая группа является непосредственным проводником влияния общества, больших  и средних социальных групп на индивида. Она представляет собой  элементарную ячейку общества человек  проводит в ней большую часть своей жизни.

Характеризуется малая группа психологической и поведенческой  общностью, которая выделяет и обособляет данную группу, делает ее относительно автономным социально-психологическим  образованием. Эта общность обнаруживается в разных вещах от чисто внешних  до глубоких внутренних (например члены  одной семьи). Мера психологической  общности определяет сплоченность малой  группы одну из основных характеристик  уровня ее социально-психологического развития.(1 Социальная психология И.Р. Алтунина).

Информация о работе Межличностная совместимость