Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 12:43, курсовая работа
Основная цель работы – изучить характерные явления, возникающие во взаимоотношениях личности и коллектива и влияние их на работоспособность.
В соответствии с выдвинутой целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ подходов к изучению данной темы.
2. Подбор комплексов психодиагностических методик.
3. Анализ полученных результатов.
Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.Теоретический обзор межличностной совместимости……………5
1.1.Теоретико-методологические подходы к изучению малых групп……...5
1.2. Малая группа………………………………………………………………..8
1.3. Межличностная совместимость…………………………………………..12
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование межличностных отношений социометрическим методом…………………………………………………….21
2.1. Организация и методы эмпирического исследования………………….21
2.2 Результаты исследования и их обсуждение……………………………...26
Заключение……………………………………………………………………...31
Литература………………………………………………………………..……33
Р.Л. Кричевский и Е.М. Дубовская
приводят ряд моделей организационного
конфликта, предложенных Л. Понди [12. стр.
206]. Разработанные им теоретические
конструкты («конфликт переговоров»,
«бюрократический конфликт», «системный
конфликт») приложим к описанию конфликтов,
отражающих соперничество сторон за
обладание дефицитными
О.Н. Громова приводит схему организационного конфликта, разработанную Б. Кабанофф: «Конфликт есть результат неконкурентных, или несовместимых, отношений потенциального влияния, развертывающихся между членами группы или диады». То есть конфликт возникает в том случае, если имеет место рассогласование между возможностями субъекта и теми конкретными условиями, в которых он действует.
В основу модели организационного
подхода, предложенной Н.В. Гришиной, и
вытекающей из нее типологии конфликтов
положен анализ взаимосвязей, устанавливающихся
между людьми, включенными в процесс
получения единого
функциональные – обусловлены
особенностями выполняемой
социальные – обусловлены принадлежностью людей как к первичному коллективу, так и к социальной организации в целом;
психологические – обусловленные потребностью людей в общении.
Нарушение эффективности их функционирования ведет к возникновению разнообразных производственных конфликтов.
Из краткого обсуждения представленных
выше материалов о психологии межличностного
конфликта применительно к
Общение в трудовом коллективе – это сложный процесс, протекающий от установления контактов до развития взаимодействия и складывания взаимоотношений. Главная функция общения – это организация совместной деятельности людей, которая предполагает выработку единой стратегии взаимодействия, что возможно только на основе согласования их позиций. Другая функция общения – это познание людьми друг друга, а также формирование и развитие межличностных отношений.(6 Ковалев А.Г.)
Таким образом феномен
межличностной совместимости
Глава 2. Эмпирическое исследование межличностных отношений социометрическим методом.
В результате наших исследований
мы применяли следующий
1 <<Cоциометрия>> Дж. Морено
Применение данного метода при изучении отношений в группах является актуальным для современной социологии и социальной психологии.
Термин «социометрия», означающий измерение взаимоотношений в группе, предложил известный американский психиатр и социальный психолог Якоб Леви Морено (1890-1974) в 1934 г.
Внедрение этого метода в исследования советских психологов связано с именами Е.С.Кузьмина , Я.Л.Коломинского, В.А.Ядова, И.П.Волкова и др.
Я.Л. Морено изучал процессы
внутри малых групп, которые отражают
неформальную микроструктуру общества.
Согласно его теории психологическое
благополучие человека определяется ее
местом в структуре межличностных
отношений. Отношения определяются
эмоциональной обстановкой, взаимными
симпатиями и антипатиями между
членами группы. Для выяснения
этих связей и был разработан метод
социометрии. Социометрическая методика
представляет собой процедуру количественного
и качественного анализа социальных и
эмоциональных связей между членами трудовой,
учебной или любой другой группы – как
постоянной, так и временной. С ее помощью
можно измерить уровень сплоченности
(или, наоборот, разобщенности) в группе,
выявить социометрический статус каждого
члена данной группы, обнаружить внутригрупповые
подсистемы.
Социометрия измеряет авторитет формального
и неформального лидеров для перегруппировки
людей в командах так, чтобы снизить напряженность
в коллективе.
Социометрический подход по своим целям не принимает ничьей стороны, он нейтрален, он открыт для всех типов социальной структуры" (21стр. 256-257). Социометрический метод измерит социальную напряженность в конкретной ситуации по индивидуальной норме данной группе "здесь и сейчас" (это и есть "metrum мера" в слове "социометрия") и спрогнозирует изменения в ней не по близости к декларируемым идеалам, а по конкретно направленным выборам и их критериям, а также по сплоченностям и их направленности.
Процедура должна носить открытый и явный характер. Члены коллектива должны стать в какой-то мере участниками проекта. Степень участия является минимальной, когда члены группы согласны только отвечать на вопросы относительно друг друга" (4, стр.69).
Метод социометрии является оптимальным для изучения малых групп, их структур, внутригрупповых связей, выявлении конфликтов в группах и между группами. Он обладает рядом преимуществ по сравнению с другими методами анализа. Во – первых, метод довольно прост в технической реализации. Подготовка форм (опросных листов) не вызывает затруднений, даже у не подготовленного человека. Во – вторых, длительность проведения исследовательской процедуры не велика. Опросные листы могут заполняться заочно, а обработку данных занимает всего несколько часов. В третьих, социометрия позволяет оперировать количественными данными. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков таким образом получить ценную информацию о состоянии группы.
Социометрическое исследование зависит также в зависит в значительной мере от личности экспериментатора, от его умения войти в контакт с членами группы, объяснить им смысл и важность предстоящих измерений. Вначале необходимо потратить определенное время на знакомство с группой. Этот период называется социометрической разминкой.
Опрашиваемым мы предлагали
выбрать строго фиксированное число
из всех участников группы – в данном
исследовании. Величина ограничения
числа социометрических выборов
получила название <<социометрического
ограничения>> или <<лимита выборов>>.
С психологической точки зрения
социометрическое ограничение заставляет
испытуемых более внимательно относиться
к своим ответам, выбирать для
ответа только тех членов группы, которые
действительно соответствуют
Мы проводили социометрическую процедуру в параметрической форме. То есть с ограничением количества выборов. Как видно ( таблица №1)
Таблица № 1
Величины ограничения социометрических выборов:
Число членов групп |
Социометрическое ограничение d |
Вероятность случайного выбора P(A) |
5-7 |
1 |
0,20-0,14 |
8-11 |
2 |
0,25-0,18 |
12-16 |
3 |
0,25-0,19 |
17-21 |
4 |
0,23-0,19 |
Для чистоты социометрического
исследования необходимым является
выполнение следующих правил:
· формулировка вопроса должна быть понятна
всем членам группы;
· четко очерченные границы группы;
· наличие опыта совместной деятельности;
· критерии должны быть существенны для
данной группы;
· опрос проводится посторонним для данного
коллектива лицом;
· выбор члены группы должны производить
самостоятельно
Социометрическая техника не требует больших временных затрат – всего 15-30 минут, при этом она позволяет установить популярность – непопулярность членов группы, вскрыть неформальную структуру группы, оценить поведение людей в коллективной работе.
Вначале нужно построить простейшую социоматрицу. Результаты выборов разносятся по матрице помощью условных обозначений. Таблицы результатов заносятся из заполненных бланков в столбцы и графы таблицы. По вертикали записываются за номерами фамилии всех членов группы, которая изучается, по горизонтали – только их номер.
При анализе данных анкетирования, на основе социоматрицы мы построили социограмму, состоящую из четырех кругов, которая дает возможность наглядно представить социометрию в виде схемы -<<мишени>>(схема№1).
Социограмма - графическое
изображение реакции испытуемых
друг на друга при ответах на социометрический
критерий. Она позволяет произвести
сравнительный анализ структуры
взаимоотношений в группе в пространстве
на некоторой плоскости, с помощью
специальных знаков. Она дает наглядное
представление о
Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.
Следующий шаг: высчитываем
социометрический статус – это свойство
личности как элемента социометрической
структуры занимать определенную пространственную
позицию (локус) в ней, т.е. определенным
образом соотноситься с другими
элементами. Такое свойство развито
у элементов групповой
В соответствии с количеством полученных выборов определяется социометрический статус срабатываемости каждого сотрудника в группе при помощи следующей формулы:
C = (К/ n-1 )
где: С – статус в группе, относительно степени срабатываемости с данной личностью;
К – количество полученных выборов от сотрудников;
N – количество респондентов в тестируемой группе
Затем высчитываем индекс групповой сплоченности по формуле: BB=100*X/(1/2N(N-1)), где X – число положительных взаимных выборов
N – число членов группы.
Выделяют три основных направления в исследовании малых групп:
социометрическое;
социологическое;
школа «групповой динамики». Американский психолог Д. Морено, рассматривая
совокупность эмоциональных
предпочтений членов группы, разработал
теорию социометрии. Социометрическая
структура группы — совокупность
соподчиненных позиций членов группы
в системе межличностных
Самыми высокостатусными
являются социометрические звезды —
члены группы, имеющие максимальное
количество положительных выборов
при небольшом количестве отрицательных
выборов. Далее идут высокостатусные,
среднестатусные и
На более низкой ступени межгрупповых отношений находятся изолированные — субъекты, у которых отсутствуют любые выборы, как положительные, так и отрицательные. Далее идут отверженные — такие члены группы, которые имеют большое количество отрицательных выборов и малое количество предпочтений. На последней ступени социальных предпочтений пренебрегаемые, или изгои — члены группы, не имеющие ни одного положительного выбора при наличии отрицательных.
Высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные члены группы составляют обычно ее большинство.
К. Левин доказал, что негативное отношение к человеку в группе является более благоприятным социальным фактором, чем отсутствие всякого отношения.
Необходимо знать, является
ли выбор субъекта взаимным. Взаимность
эмоциональных предпочтений членов
группы выступает важной качественной
характеристикой самой группы. Чем
больше взаимных выборов имеет член
группы, тем более стабильным и
благоприятным является его положение
в системе межличностных