Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 12:43, курсовая работа
Основная цель работы – изучить характерные явления, возникающие во взаимоотношениях личности и коллектива и влияние их на работоспособность.
В соответствии с выдвинутой целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ подходов к изучению данной темы.
2. Подбор комплексов психодиагностических методик.
3. Анализ полученных результатов.
Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.Теоретический обзор межличностной совместимости……………5
1.1.Теоретико-методологические подходы к изучению малых групп……...5
1.2. Малая группа………………………………………………………………..8
1.3. Межличностная совместимость…………………………………………..12
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование межличностных отношений социометрическим методом…………………………………………………….21
2.1. Организация и методы эмпирического исследования………………….21
2.2 Результаты исследования и их обсуждение……………………………...26
Заключение……………………………………………………………………...31
Литература………………………………………………………………..……33
По существующей классификации
малых групп группы различаются
по времени их существования (долговременные
и кратковременные), по степени тесноты
контакта между членами, по способу
вхождения индивида и т.п. Деление
малых групп на первичные и
вторичные впервые было предложено
Ч. Кули, который вначале дал просто
описательное определение первичной
группы, назвав такие группы, как
семья, группа друзей, группа ближайших
соседей. Позднее Кули предложил
определенный признак, который позволил
бы определить существенную характеристику
первичных групп-
Под первичной группой (точнее, группой, основанной на первичных отношениях), принято подразумевать малую группу, интегрированную на основе таких исходных (первичных) признаков, как родственно- семейная близость, симпатия, эмоциональная привязанность, доверительность. Вторичные группы возникают на основе вторичных социальных отношений. Трудности выявления и определения вторичной группы связаны с определением вторичных отношений (20.654с.)
Таким образом основной принцип
объединения людей в малую
группу –единство цели; основное средство
объединения – межличностное
взаимодействие. Взаимоотношения участников
малой группы имеют преимущественно
эмоциональный характер и подчиняются
закономерностям
1.3. Межличностная совместимость
При изучении совместимости, как считают Н.Н. Обозов и А.Н. Обозова [10. стр. 52] основной задачей является определение этого понятия. Это понятие общенаучное, оно употребляется в медицине, биологии, кибернетике, философии. Однако общего определения совместимости пока не существует. В психологических работах дается лишь описательное определение совместимости. Например: «Совместимость – это понятие о взаимном соответствии свойств участников группы. В него входят: взаимная симпатия, положительный характер эмоциональных установок, взаимовнушаемость, общность интересов и потребностей, сходство динамической направленности психофизиологических реакций при операторской деятельности и отсутствие в данной группе выраженных эгоцентрических устремлений».
Однако Н.Н. Обозов [11. стр.
65] предлагает различать понятия
«срабатываемость» и «
Неясность понятия совместимости
обусловила вторую трудность исследования
этого феномена: выбор критериев
или индикаторов совместимости.
В работах, посвященных исследованию
совместимости, мы обнаруживаем использование
самых различных критериев: высокую
эффективность групповой
По данным Н.Н. Обозова [9. стр. 67], важным обстоятельством, обусловливающим связи и отношения между людьми в условиях совместной деятельности, является однородность – разнородность группы (степень подобия – контраста вероятных участников взаимодействия по самым разным параметрам.
Первые уровень однородности – разнородности группы – это соотношение их индивидных (природных), личностных и социально-психологических параметров (темперамента, интеллекта, характера, мотивации, интересов, ценностных ориентаций, мировоззренческих позиций).
Второй уровень однородности – разнородности группы – это соотношение (сходство / различие) из мнений, оценок, отношений к себе, партнеру, другим людям, к предметному миру. Данный уровень подразделяется на два вида (этапа): первичный (или исходный) и вторичный (или результативный). Первичный подуровень однородности – это исходные данные (до начала взаимодействия членов группы) соотношения мнений, оценок и отношений к миру. Вторичный подуровень однородности – это соотношение (сходство / различие) мнений, оценок и отношений как следствие взаимодействия между членами группы.
Первый уровень однородности
– разнородности членов группы участвует
в регуляции совместной деятельности
и межличностных отношений
Иначе обстоит дело с однородностью – разнородностью второго уровня. Исходное, первоначальное соотношение мнений, оценок и отношений в группе характеризует степень единства взглядов ее членов и выражает сходств / различие интересов, ценностных ориентаций и личностных установок. На этом этапе партнеры не только осознают сходство / различие в своих мнениях, оценках и отношениях, но начинают понимать его значимость для совместной деятельности.
Вторичный подуровень однородности,
будучи следствием взаимодействия мнений,
оценок и отношений членов группы,
регулируется такими психологическими
механизмами, как подражание, конформность,
внушение. Степень позитивной изменчивости
мнений, оценок и отношений –
это один из основных показателей
сплоченности группы. Благодаря изменчивости
преобразуется вторичный
в негрупповые (физические и социальные);
внутригрупповые (нормы, межличностные отношения);
в неличностные (однородность – разнородность по индивидуально-психологическим параметрам);
внутриличностные (социально-психологические особенности членов группы – их мнения, оценки и отношения).
Р.Л. Кричевский и Е.М. Дубовская [7. стр. 193] считают, что межличностная совместимость складывается между членами группы главным образом в «пространстве» диадного взаимодействия. По их мнению, межличностная совместимость предполагает наличие момента обоюдного удовлетворения членами диады потребностей и поведенческих проявлений друг друга.
А.Л. Свенцицкий [16. стр. 203] определяет
межличностную совместимость
В.А. Розанова [15. стр. 209] выделяет
два основных вида психологической
совместимости: психофизиологическую
и социально-психологическую. В первом
случае подразумевается определенное
сходство психофизиологических характеристик
людей и на этой основе согласованность
их эмоциональных и поведенческих
реакций, синхронизация темпа совместной
деятельности. Во втором случае имеется
в виду эффект оптимального сочетания
типов поведения людей в
М. Шоу [19. стр. 194] выделил два типа межличностной совместимости:
потребностная совместимость
– предполагается, что в одних
случаях в ее основе лежит сходство
в потребностных
поведенческая совместимость – предполагается, что определенные личностные свойства партнеров по взаимодействию детерминируют типичные поведенческие модели, способные продуцировать либо совместимость, либо несовместимость между ними.
Конечно, эта классификация
в значительной мере условна, поскольку
о совместимости или
Изучение межличностной совместимости спортсменов в игровой деятельности, выполненное И.Б. Антоновой и Р.Л. Кричевским, позволило выделить четыре плана (измерения) совместимости:
совместимость, основывающуюся на сыгранности, сработанности партнеров – обусловлена длительным, иногда многолетним из взаимодействием;
операционально-ролевую
совместимость – в ее основе лежит
хорошее понимание партнерами замыслов
и действий друг друга в различных
игровых эпизодах безотносительно
к продолжительности
совместимость в личностных чертах – основывается на взаимном соответствии личностных черт партнеров;
совместимость в игровом
общении – проявляется в
Итак, исследования показывают,
что психологическая
Если в совместимости
проявляется гармонизация межличностных
отношений, то иной, полярной формой из
выражения может служить
Н.В. Гришина [3. стр. 112] выделяет четыре подхода исследования проблематики межличностного конфликта:
мотивационный;
когнитивный;
деятельностный;
организационный.
В основе мотивационного подхода
лежит идея противоборства несовместимых
намерений, целей, направляющих поведение
участников межличностного взаимодействия.
Своим оформлением
В рамках когнитивного подхода
речь обычно идет о так называемом
когнитивном конфликте, обусловленном
структурой задачи, когнитивными структурами
противостоящих сторон, степенью согласованности
используемых ими стратегий. По мнению
Ю.Г. Запрудского [4. стр. 120], подобные конфликты
являются необходимым элементом
развертывания коллективной творческой
деятельности и важными условиями
выработки коллективного
В рамках деятельностного
подхода Ю.М. Плотинский [14. стр. 109] на
основании своих исследований выделил
два типа конфликтов: предметно-деловые
и личностно-прагматические. В группах
более высокого уровня развития личностно-прагматические
интересы реже выступают причиной межличностных
конфликтов. В высокоразвитых и эффективных
группах, где доминируют деловые
противоречия, конфликт не ведет к
разрыву межличностных