Межличностная совместимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 12:43, курсовая работа

Описание

Основная цель работы – изучить характерные явления, возникающие во взаимоотношениях личности и коллектива и влияние их на работоспособность.
В соответствии с выдвинутой целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ подходов к изучению данной темы.
2. Подбор комплексов психодиагностических методик.
3. Анализ полученных результатов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.Теоретический обзор межличностной совместимости……………5
1.1.Теоретико-методологические подходы к изучению малых групп……...5
1.2. Малая группа………………………………………………………………..8
1.3. Межличностная совместимость…………………………………………..12
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование межличностных отношений социометрическим методом…………………………………………………….21
2.1. Организация и методы эмпирического исследования………………….21
2.2 Результаты исследования и их обсуждение……………………………...26
Заключение……………………………………………………………………...31
Литература………………………………………………………………..……33

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.docx

— 138.75 Кб (Скачать документ)

 

2.2 .  Результаты  исследования и их обсуждение

Социометрический бланк.

  1. Необходимо выбрать из списка только четырех человек на каждый вопрос. Необходимо поставить напротив каждого из вопросов номер выбранного, вами человека. И проставить +3 кого выбрали в первую очередь, +2 во вторую очередь , +1 в третью. -1кого не выбрали бы.

 

I. Если бы Ваш коллектив  разделили на два:

1)      Кого бы вы хотели пригласить на встречу Нового года? 

2)      Кого из сотрудников Вы бы пригласили в гости?

Шифровка участников анкетирования:

Ф.И

Возраст

Должность

1

К.М.

40л.

Продавец

2

С.А.

26л.

Продавец

3

И.А.

28л.

Продавец

4

Л.Е.

48л.

Продавец

5

П.Ю.

58л.

Продавец

6

А.Т.

22г.

Продавец

7

М.М.

49л.

Продавец

8

П.В.

45л.

Продавец

9

Е.А.

36л.

Продавец

10

Д.Е.

42г.

Продавец

11

Т.А.

25л.

Продавец

12

А.С.

33г.

Продавец


 

Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап математической обработки.

Социоматрица (таблица №2):

Вначале следует построить  простейшую социоматрицу. Результаты выборов разносятся по матрице с  помощью условных обозначений. Таблицы  результатов заносятся из заполненных  бланков в столбцы и графы  таблицы. По вертикали записываются за номерами фамилии всех членов группы, которая изучается; по горизонтали  – только их номер.

На соответствующих пересечениях +, обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый.

Анализ социоматрицы по каждому  критерию дает достаточно наглядную  картину взаимоотношений в группе. Основное достоинство социоматрицы-возможность  представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов. Установить порядок влияний в группе.

 

                                                                                                 Таблица №2 

 

Ф.И

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 

1

К.М.

     

1

   

1

 

2

       

2

С.А.

       

2

1

       

1

   

3

И.А.

2

     

1

 

1

           

4

Л.Е.

1

 

2

         

1

       

5

П.Ю.

 

2

     

1

 

1

         

6

А.Т.

 

1

               

2

1

 

7

М.М.

1

 

2

         

1

       

8

П.В

1

   

2

         

1

     

9

Е.А

2

         

1

   

1

     

10

Д.Е.

 

1

         

1

   

2

   

11

Т.А.

 

1

     

1

     

2

     

12

А.С.

 

2

1

   

1

           

сумма

 

Количество

выборов

7

7

5

3

3

4

3

2

4

4

5

1

48

 

Количество взаимных выборов

2

3

 

1

1

3

1

1

2

2

3

1

18


 

 

 

Социограмма - графическое  изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Она позволяет произвести сравнительный анализ структуры  взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости, с помощью  специальных знаков. Она дает наглядное  представление о внутригрупповой  дифференциации членов группы за их статусом (популярностью). При анализе данных анкетирования, на основе социоматрицы мы построили социограмму , состоящую  из трех кругов, которая дает возможность  наглядно представить социометрию  в виде схемы - <<мишени>>.

Каждая окружность в социограмме  имеет свое значение.

  1. Внутренний круг – это так называемая << зона звезд>>, в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов ;
  2. Второй круг – зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве выше среднего показателя ;
  3. Третий круг-зона принимаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя ;
  4. Четвертый круг- зона изолированных – это те , которые не получили ни одного очка (0 выборов).

 

Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллктиве  и взаимоотношения между ними (симпатия, контакты). Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся  выбирать друг друга. Наиболее часто  в социометрических измерениях встречаются  положительные группировки из 2-3 членов,  реже из 4 и более членов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

8





11



1000



3




9


111111




2



4



 

 

 

12


7



5



6



 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     Схема - <<мишень>> №1

 

                                                                     Социометрия.


Не взаимный выбор (12 выборов)

 


Взаимный выбор (10 выборов)

 

 

 

 

 

 

Индексы социометрического  статуса.

Социометрический статус – это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т.е. определенным образом  соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов  групповой структуры не равномерно и для сравнительных целей  может измерено числом – индексом социометрического статуса.

Социометрический статус мы вычисляем по формуле:

С=B/N-1, где B-количество полученных выборов

                       N-количество членов в группе

Индексы социометрического  статуса:

C1=5/12-1=0,454

C2=5/12-1=0,054

C3=3/12-1=0,272

C4=2/12-1=0,181

C5=2/12-1=0,181

C6=4/12-1=0,363

C7=3/12-1=0,272

C8=2/12-1=0,181

C9=3/12-1=0,272

C10=3/12-1=0,272

C11=3/12-1=0,272

C12=1/12-1=0,090

Выводы:

Анализируя данные таблицы  №2, и сопоставляя их с полученными  результатами, можно сделать следующие  выводы. Самый высокий индекс социометрического  статуса у респондентов под номерами 1 и 2 – это лидеры. Онb попали в <<зону звезд>>, т.к. набрали наибольшее количество выборов (7 и более выборов). Они являются как формальными, так и неформальными лидерами. В зону предпочитаемых попали респонденты под номером

 

Группа 1

№ п/п

испытуемые

статус

Группа 2

№ п/п

испытуемые

статус

срабатываемые

1

1

38

несрабатываемые

1

2

0

 

2

3

105

 

2

4

33

 

3

5

44

 

3

5

33

 

4

10

44

 

4

6

22

 

5

15

88

 

5

7

22

 

6

18

55

 

6

8

33

         

7

9

16

         

8

11

22

         

9

12

0

         

10

13

33

         

11

14

0

         

12

16

16

         

13

17

33

         

14

19

33


 

Из диаграммы, приведенной  на (рисунке №2)видно, что в данном коллективе на группу в которую входят сотрудники обладающие высоким статусом приходиться 6 человек, что составляет 31.57 % от состава всего коллектива, а на группу «несрабатываемых» приходится – 13 человек, что составляет 68,42% всего  состава.

 

Рисунок 2

 

При анализе данных анкетирования, на основе социоматрицы мы построили  социограмму, состоящую из трех кругов, которая дает возможность наглядно представить социометрию в виде схемы -<<мишени>>.

Социограмма имеет несколько  вариантов. Она представляет собой  совокупность концентрических окружностей, внутри которых размещаются номера фамилий членов исследованной группы и соединяются между собой  стрелками, указывающими направленность и характер выборов. Причем индивиды с высоким социометрическим статусом располагаются во внутреннем круге; лица, получившие число выборов, близкое  к среднестатистическому — в  следующем кольце кнаружи и т. д. Второй вариант: социограмма представляет собой произвольное по форме плоскостное  изображение, на котором выделены группировки  индивидов, взаимно выбравших друг друга, и связи между ними; расстояния, на котором располагаются друг от друга эти группировки, соответствуют  характеру выборов между их членами. Третий вариант—индивидуальная социограмма. В этом случае произвольно или  целенаправленно выбранный член группы изображается в системе всех его связей, выявленных по ходу исследования.

 

Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними  (симпатии, контакты).

Индекс групповой сплоченности.

Выведение <<индекса групповой  сплоченности>>:

Сгр.= сумма взаимных выборов: общее число возможных выборов  в группе=39:114=0,34

Это низкий показатель групповой  сплоченности, т.к. показатель хорошей  групповой сплоченности лежит в  диапазоне 0,6-0,7

Заключение

Исследования малых групп  затрагивают самые различные  стороны деятельности человека. Малые  группы это микросреда в которой  проходит  значительная часть жизни  человека. Как правило, для изучения структуры взаимоотношений в  малых группах используются социометрические методики. В настоящее время такие  методики в нашей стране получили довольно широкое распространение.

Основной принцип объединения  людей в малую группу –единство  цели; основное средство объединения  – межличностное взаимодействие. Взаимоотношения участников малой  группы имеют преимущественно эмоциональный  характер и подчиняются закономерностям  психологической совместимости

Информация о работе Межличностная совместимость