Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 12:43, курсовая работа
Основная цель работы – изучить характерные явления, возникающие во взаимоотношениях личности и коллектива и влияние их на работоспособность.
В соответствии с выдвинутой целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ подходов к изучению данной темы.
2. Подбор комплексов психодиагностических методик.
3. Анализ полученных результатов.
Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.Теоретический обзор межличностной совместимости……………5
1.1.Теоретико-методологические подходы к изучению малых групп……...5
1.2. Малая группа………………………………………………………………..8
1.3. Межличностная совместимость…………………………………………..12
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование межличностных отношений социометрическим методом…………………………………………………….21
2.1. Организация и методы эмпирического исследования………………….21
2.2 Результаты исследования и их обсуждение……………………………...26
Заключение……………………………………………………………………...31
Литература………………………………………………………………..……33
2.2 . Результаты исследования и их обсуждение
Социометрический бланк.
I. Если бы Ваш коллектив разделили на два:
1) Кого бы вы хотели пригласить на встречу Нового года?
2) Кого из сотрудников Вы бы пригласили в гости?
Шифровка участников анкетирования:
№ |
Ф.И |
Возраст |
Должность | |||
1 |
К.М. |
40л. |
Продавец | |||
2 |
С.А. |
26л. |
Продавец | |||
3 |
И.А. |
28л. |
Продавец | |||
4 |
Л.Е. |
48л. |
Продавец | |||
5 |
П.Ю. |
58л. |
Продавец | |||
6 |
А.Т. |
22г. |
Продавец | |||
7 |
М.М. |
49л. |
Продавец | |||
8 |
П.В. |
45л. |
Продавец | |||
9 |
Е.А. |
36л. |
Продавец | |||
10 |
Д.Е. |
42г. |
Продавец | |||
11 |
Т.А. |
25л. |
Продавец | |||
12 |
А.С. |
33г. |
Продавец |
Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап математической обработки.
Социоматрица (таблица №2):
Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. Таблицы результатов заносятся из заполненных бланков в столбцы и графы таблицы. По вертикали записываются за номерами фамилии всех членов группы, которая изучается; по горизонтали – только их номер.
На соответствующих
Анализ социоматрицы по каждому
критерию дает достаточно наглядную
картину взаимоотношений в
№ |
Ф.И |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
1 |
К.М. |
1 |
1 |
2 |
||||||||||
2 |
С.А. |
2 |
1 |
1 |
||||||||||
3 |
И.А. |
2 |
1 |
1 |
||||||||||
4 |
Л.Е. |
1 |
2 |
1 |
||||||||||
5 |
П.Ю. |
2 |
1 |
1 |
||||||||||
6 |
А.Т. |
1 |
2 |
1 |
||||||||||
7 |
М.М. |
1 |
2 |
1 |
||||||||||
8 |
П.В |
1 |
2 |
1 |
||||||||||
9 |
Е.А |
2 |
1 |
1 |
||||||||||
10 |
Д.Е. |
1 |
1 |
2 |
||||||||||
11 |
Т.А. |
1 |
1 |
2 |
||||||||||
12 |
А.С. |
2 |
1 |
1 |
сумма | |||||||||
Количество выборов |
7 |
7 |
5 |
3 |
3 |
4 |
3 |
2 |
4 |
4 |
5 |
1 |
48 | |
Количество взаимных выборов |
2 |
3 |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
18 |
Социограмма - графическое
изображение реакции испытуемых
друг на друга при ответах на социометрический
критерий. Она позволяет произвести
сравнительный анализ структуры
взаимоотношений в группе в пространстве
на некоторой плоскости, с помощью
специальных знаков. Она дает наглядное
представление о
Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.
Социограмма наглядно представляет
наличие группировок в
8
11
1000
3
9
111111
2
4
12
7
5
6
Не взаимный выбор (12 выборов)
Взаимный выбор (10 выборов)
Индексы социометрического статуса.
Социометрический статус – это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т.е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры не равномерно и для сравнительных целей может измерено числом – индексом социометрического статуса.
Социометрический статус мы вычисляем по формуле:
С=B/N-1, где B-количество полученных выборов
N-количество членов в группе
Индексы социометрического статуса:
C1=5/12-1=0,454
C2=5/12-1=0,054
C3=3/12-1=0,272
C4=2/12-1=0,181
C5=2/12-1=0,181
C6=4/12-1=0,363
C7=3/12-1=0,272
C8=2/12-1=0,181
C9=3/12-1=0,272
C10=3/12-1=0,272
C11=3/12-1=0,272
C12=1/12-1=0,090
Выводы:
Анализируя данные таблицы №2, и сопоставляя их с полученными результатами, можно сделать следующие выводы. Самый высокий индекс социометрического статуса у респондентов под номерами 1 и 2 – это лидеры. Онb попали в <<зону звезд>>, т.к. набрали наибольшее количество выборов (7 и более выборов). Они являются как формальными, так и неформальными лидерами. В зону предпочитаемых попали респонденты под номером
Группа 1 |
№ п/п |
испытуемые |
статус |
Группа 2 |
№ п/п |
испытуемые |
статус |
срабатываемые |
1 |
1 |
38 |
несрабатываемые |
1 |
2 |
0 |
2 |
3 |
105 |
2 |
4 |
33 | ||
3 |
5 |
44 |
3 |
5 |
33 | ||
4 |
10 |
44 |
4 |
6 |
22 | ||
5 |
15 |
88 |
5 |
7 |
22 | ||
6 |
18 |
55 |
6 |
8 |
33 | ||
7 |
9 |
16 | |||||
8 |
11 |
22 | |||||
9 |
12 |
0 | |||||
10 |
13 |
33 | |||||
11 |
14 |
0 | |||||
12 |
16 |
16 | |||||
13 |
17 |
33 | |||||
14 |
19 |
33 |
Из диаграммы, приведенной на (рисунке №2)видно, что в данном коллективе на группу в которую входят сотрудники обладающие высоким статусом приходиться 6 человек, что составляет 31.57 % от состава всего коллектива, а на группу «несрабатываемых» приходится – 13 человек, что составляет 68,42% всего состава.
Рисунок 2
При анализе данных анкетирования, на основе социоматрицы мы построили социограмму, состоящую из трех кругов, которая дает возможность наглядно представить социометрию в виде схемы -<<мишени>>.
Социограмма имеет несколько вариантов. Она представляет собой совокупность концентрических окружностей, внутри которых размещаются номера фамилий членов исследованной группы и соединяются между собой стрелками, указывающими направленность и характер выборов. Причем индивиды с высоким социометрическим статусом располагаются во внутреннем круге; лица, получившие число выборов, близкое к среднестатистическому — в следующем кольце кнаружи и т. д. Второй вариант: социограмма представляет собой произвольное по форме плоскостное изображение, на котором выделены группировки индивидов, взаимно выбравших друг друга, и связи между ними; расстояния, на котором располагаются друг от друга эти группировки, соответствуют характеру выборов между их членами. Третий вариант—индивидуальная социограмма. В этом случае произвольно или целенаправленно выбранный член группы изображается в системе всех его связей, выявленных по ходу исследования.
Социограмма наглядно представляет
наличие группировок в
Индекс групповой сплоченности.
Выведение <<индекса групповой сплоченности>>:
Сгр.= сумма взаимных выборов: общее число возможных выборов в группе=39:114=0,34
Это низкий показатель групповой сплоченности, т.к. показатель хорошей групповой сплоченности лежит в диапазоне 0,6-0,7
Заключение
Исследования малых групп затрагивают самые различные стороны деятельности человека. Малые группы это микросреда в которой проходит значительная часть жизни человека. Как правило, для изучения структуры взаимоотношений в малых группах используются социометрические методики. В настоящее время такие методики в нашей стране получили довольно широкое распространение.
Основной принцип объединения
людей в малую группу –единство
цели; основное средство объединения
– межличностное