Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:59, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть молчание как коммуникативную категорию
Задачи курсовой работы:
1) Рассмотреть исследовательские подходы к изучению феномена молчания
2)Рассмотреть молчание в структуре невербальной коммуникации и определить виды, функции и формы молчания
3)Выявить коммуникативную направленность молчания и ее степень согласования с эмоциональным состоянием коммуникантов
4)Определить место стратегии в системе составляющих компонентов речевой деятельности и выявить стратегические ресурсы молчания.
Введение…молчание как коммуникация………………………3
Глава 1. Молчание в структуре невербальной коммуникации………………6
§1.Основные исследовательские подходы к изучению феномена молчания.6
§2. Молчание в системе невербального воплощения смысла: понятие, формы и функции……………………………………………………………………….13
Глава 2. Стратегические ресурсы молчания………………………………….20
§1. Молчание говорящего/слушающего в коммуникативных актах, в которых содержание невербального компонента согласуется с характером выражаемой эмоциональной реакции………………………………………...20 §2. Молчание как стратегия речи……………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………...37
Список литературы……………………………………………………………..44
В целом, можно говорить о том, что в социологии коммуникации наблюдается явное противоречие между пониманием значимости внутриличностного уровня коммуникации и степенью его изученности. В изучении внутриличностной коммуникации существует также своего рода дисциплинарная неравномерность: доминирует психологический и социологический подход, коммуникативному анализу данного явления не уделяется должного внимания. Многие специалисты считали и, возможно, продолжают считать, что внутриличностная коммуникация относится к сфере мышления – психического процесса, широко исследуемого в работах по общей психологии. Однако, известно, что общая психология исследует мышление как психический процесс, протекающий внутри отдельного, изолированного индивида. Теория коммуникации не склона рассматривать внутреннюю динамику процессов сопровождающих социальное воздействие, а наоборот позволяет сопоставить интраперсональную коммуникацию с межличностной, что позволит рассмотреть интрапсихические процессы сквозь призму социальной коммуникации, и возможно позволит вскрыть те особенности их функционирования, которые прежде были скрыты от исследователей. Социокоммуникативный подход может также помочь по-иному взглянуть и на само мышление, по-новому осветить его особенности, социальное происхождение и детерминацию.
§2. Молчание в системе невербального воплощения смысла: понятие, формы и функции
Предмет нашего исследования не лингвистическая, на первый взгляд, категория: «молчание». В традиционном языкознании этой категории нет: наука о языке имеет дело с материальными, реально существующими явлениями языка и речи, такими, как слово, высказывание, текст. Молчание - одна из форм человеческой коммуникации, интерпретируемая нами как своеобразная речевая реальность, имеющая свою цель, план выражения и план содержания, правда, план выражения молчания - отсутствие звуковой стороны сообщения.
Молчание в процессах человеческого общения является намеренным коммуникативным актом, имеющим нулевой план выражения, но тем не менее несущим значение. Это молчание назовем значимым. Незначимое молчание не фиксируется ни в языке, ни в текстах. Если молчание специально характеризуется (отмечается) в текстах, то оно обозначает ненормативное положение дел. О фактах молчания в большинстве случаев говорят как об отдельных эпизодах коммуникации, имея в виду ситуации, когда в принципе возможно эксплицированное в слове речевое действие. Здесь свойственно упомянуть речеповеденческие акты — это действия любого типа, имеющие коммуникативный смысл. Это может быть чисто речевое действие, это может быть речевое действие, соединенное с неречевым действием, наконец, это может быть полностью неречевое действие, поступок или даже “бездействие”, в том числе и речевое — молчание, приобретающее тот или иной коммуникативный смысл, будучи включенным в сферу коммуникации [6, с. 215].
В продолжение темы, намеченной Н.Д.Арутюновой:
по нашему мнению, можно было бы провести
более резкую границу между двумя видами
молчания: “полным молчанием” и “временным
молчанием”, или, другими словами, между
(собственно) молчанием и паузой. В определенном
смысле временное молчание, промедление
с репликой ближе к речи, чем полное молчание.
Это своего рода переходная зона между
речью и молчанием. Собственно паузы представляют
собой неотъемлемую принадлежность речи,
которая состоит из звуков и промежутков
между ними различной длительности, однако
пауза может приобрести новое качество
и быть не только частью какого-то речевого
действия, но и стать самостоятельным
речеповеденческим актом, когда ее продолжительность
превосходит какую-то нормативную. Молчание-пауза
имеет собственные дифференциальные признаки
— это продолжительность паузы. В русском
языке различие паузы и молчания ярко
отражается в двух различных группах глаголов,
описывающих событие молчания (одна из
которых, впрочем, состоит только из одного
слова): помолчал — описывает
паузу в речи, промолчал, смолчал
и т.п. — молчание как
нулевое высказывание, имеющее свою значимость,
смысл молчание как нулевой иллокутивный
акт, приобретающий тот или иной коммуникативный
смысл в зависимости от того, какой “материальный”
иллокутивный акт, предполагавшийся в
данном пункте дискурса, не состоялся [1, с. 98].
Следует учесть, что различные коммуникативные ситуации предполагают использование неодинаковых мотивов движения мысли и речи к молчанию. Мотив является первой инстанцией в порождении молчания: процесс его восприятия основывается на интерпретации собеседником мотива. В формировании мотива большую роль играют эмоции человека, вся его психика, настрой, а также знание принципов речевого общения и иллокутивных сил отдельных коммуникативных актов, знания различных типов высказываний и условий их употребления, знания об адресате и т.д. Восприятие и понимание молчания - не пассивное механическое движение от значения к смыслу, это сложный целостный психологический процесс. Он, как уже сказано выше, начинается с поиска мотива молчания, в котором огромное значение имеет предвосхищение реакции, возникающее в языковом сознании адресата. С первых минут общения воспринимающий паузы демонстрирует встречную мыслительную активность, направленную на постижение цели и скрытого смысла молчания. Процесс декодирования речи в целом и прерывающих ее пауз - молчания, опирается на множество факторов: он представляет собой изначально целостный процесс, в котором проявляют себя и знания адресата о собеседнике, предшествующие началу общения, и характер взаимоотношений между собеседниками, и невербальные, сознательные и бессознательные характеристики.
Анализируя контексты с глаголом «молчать» и производными от него существительными «молчание», прилагательными «молчаливый», наречием «молчаливо» и другими, мы попытались выявить и систематизировать смыслы, подсказываемые ситуативно-контекстуальными условиями употребления интересующих нас слов:
во-первых, это эмоциональное молчание (рассматривая лингвистическую сторону) молчать уныло, грустное молчание;
во-вторых, молчание как процесс, длящийся во времени (имеющий начало и окончание): минутное, долгое молчание;
в-третьих, молчание как знак (свидетельство) передаваемой информации (часто секретной): понять молчание, хранить молчание; далее, молчание как знак выражения отношения к собеседнику: небрежное молчание, благодарно замолчать;
в четвертых молчание как
значимый для коммуникации феномен (несущий
важное значение): понимаемое, настойчивое
молчание.
Отметим, что все перечисленные
смыслы можно отнести к физическому
молчанию, кроме третьего, которое развивает
дополнительный смысл: сокрытие информации.
Глаголу «молчать» соответствуют два
основных значения: «не произносить ничего
голосом», «безмолвствовать» («физическое
молчание») и «сохранять в тайне», «скрывать» [1, с. 99].
На основе всех вышеизложенных соображений и проведенных наблюдений можно сделать вывод о том, что молчание можно отнести к так называемым косвенным речевым актам. Прагматическая функция - главная цель косвенных речевых действий. Может быть множество причин, почему выражение мысли, воли, желания оказывается нежелательным или неэффективным, и цели общения могут быть лучше достигнуты, если прибегнуть к молчанию, уведя невыраженную нагрузку высказывания в импликации с тем, чтобы слушающий самостоятельно пришел к мысли о них.
Роль контекста неодинакова для различных ситуаций: для косвенных речевых актов с нулевым планом выражения его значение неизмеримо возрастает. В случае молчания информацию можно извлечь только из прагматического контекста, учитывая к тому же мимику, жестикуляцию, фоновые знания и пр. Интерпретировать молчание сложно потому, что прагматические контексты не являются статичными. Речевой акт обычно включен в поток взаимодействий, поэтому анализ прагматического контекста динамичен.
Молчание имеет непосредственное отношение к фактической коммуникации и сигнализирует о межличностных взаимоотношениях говорящего и собеседника. Особенность молчания заключается в полярности конкретных значений: молчание может быть либо маркером полного взаимопонимания, либо сигналом напряжения в дискурсе. Для изучения функций молчания наиболее перспективной представляется классификация функций молчания С.В. Крестинского, поскольку она позволяет наиболее полно и дифференцированно определить функциональный потенциал данного феномена. С.В. Крестинский выделяет, исходя из содержательной интерпретации молчания в коммуникации, 7 функций: контактную, дисконтактную, эмотивную, информативную, стратегическую, риторическую и оценочную. Но, скорее всего, функциональный потенциал молчания нельзя исчерпать названными функциями и таким образом свести к некоторому конечному набору функций. Информативная функция – молчание сигнализирует о незнании; эмотивная функция - молчание свидетельствует о эмоциональном состоянии одного из коммуникантов; стратегическая функция- молчание выражает нежелание сказать правду. Функции молчания определяются не только по обстановке и ситуции общения, но и по использованию одним из коммуникантов невербальных средств общения: жестов, мимики и др.
Функции молчания в структуре
диалога многозначны, с помощью молчания
коммуникант может реализовать любые
цели – (побудительную или эмотивную,
информативную функции и т.д).
Конкретные прагматические значения молчания можно разделить на следующие формы:
а) Молчание, вызванное эмоциями (всегда является спонтанным). Молчание может быть обусловлено положительными, отрицательными и нейтральными эмоциями: удивление, недоумение, возмущение, сомнение, растерянность.
б) Молчание, порожденное
раздумьями, мыслями «говорит сам
с собой». Оно может быть как
спонтанным, так и преднамеренным.
Данная группа не поддается такому
четкому аналитическому описанию, как
предыдущая. Замечено, что в целом
очень часто задумавшийся человек
сохраняет молчание. Молчание сопровождает
задумчивость как ее неизменный атрибут.
Действительно, только в тишине и
молча человек имеет
в) Молчание, выражающее несогласие, тот или иной вид оппозиции
г) Молчание по мнению Н.Д. Арутюнова, можно рассматривать как позицию невмешательства, самоустранения. То есть молчанием адресат может дать понять, что не будет препятствовать действиям говорящего, но не хочет нести за них ответственность. Невыражение мнения обычно происходит из боязни или во избежание нежелательных последствий.
д) Молчание свидетельствующее
о том, что человек не находит
в себе душевные силы сказать о
чем-то, то есть информация, которую
хочет передать человек, несет такую
тяжелую эмоциональную
е) Молчание как не желание продолжать общение
Выводы по первой главе:
В начале XX века зарубежными и отечественными исследователями сложились основные историко-философские концепции, объясняющие появление речи и природы молчания. Зарубежной литературы по исследованию феномена молчания достаточно много, но она рассматривает молчание в зависимости от разных контекстов употребления, и к тому же среди этой литературы мало переведенной на русский язык. В этих исследованиях происходит социолингвистический, культурологический, психологический, религиозный анализ феномена молчания, и почти нет работ исследования феномена молчания в рамках коммуникативной стратегии. В ходе изучения дисциплинарных подходов к феномену молчания, в целях которого намечалось совместить основные выводы, проведенные в лингвистике, психолингвистике, коммуникативной психологии, философии было выбрано собственное направление исследования: причисление молчания к несловесным актам мышления.
Молчание - одна из форм человеческой коммуникации, интерпретируемая как своеобразная речевая реальность, имеющая свою цель, план выражения и план содержания. Молчание является определенным речеповеденческим актом, имеющий нулевой план выражения, но тем не менее несущий значение. Рассматривая молчание как невербальную категорию, выделяют “полное молчание” и “временное молчание” (молчание и пауза). Временное молчание (пауза) представляют собой неотъемлемую принадлежность речи, без которой существование пауз немыслимо. Полное молчание как информационное сообщение рассматривается отдельно, или в совокупности только лишь с невербальными компонентами, без вербальной наполняемости. Особенность молчания заключается в полярности конкретных значений: молчание может быть либо маркером полного взаимопонимания, либо сигналом напряжения в дискурсе. Молчание, как и любое не-действие имеет причину. Поскольку молчание является контролируемым человеческим действием, причина равнозначна мотиву. Мотив предопределяет причины и цели. Этот каузальный контекст, следует пронаблюдать и проанализировать в диалогах представленных в художественной литературе, в произведениях детективного жанра. Выбор таких коммуникативных ситуации обусловлен тем, что в данных условиях авторы используют «слова молчания», маркирующие собой различные формы оппозиций, а в частности диалог является наиболее нормированной коммуникативной ситуацией, что позволит значительно проще заметить контуры молчания. Во второй главе, мы рассмотрим ряд стратегии молчания наиболее частотных в произведениях художественной литературы.
Глава 2. Стратегические ресурсы
молчания
§1. Молчание говорящего/слушающего в коммуникативных
актах, в которых содержание невербального
компонента согласуется с характером
выражаемой эмоциональной реакции
В теории речевой деятельности
различают несколько целей общения: информативную,
побудительную, эмоционально-оценочную
и контактную. Под речевой деятельностью
принято понимать такую деятельность,
в ходе которой формируется речевое высказывания,
использующееся в дальнейшем для достижения
заранее поставленной цели при употреблении
различных языковых средств. При этом
«…под минимальной единицей общения,
обеспечивающей речевую деятельность,
понимается речевое действие, осуществляемое
говорящим в определенной ситуации в рамках
заданной тематической обусловленности[1,
с. 106].Коммуникативный акт есть «…совокупность
речевых актов, совершаемых коммуникантами
навстречу друг другу» [1, с. 107]. Вслед за некоторыми
исследователями полагаем, что молчание
можно рассматривать как речевой акт.
В первой главе мы характеризовали молчание
как речевой акт с нулевым планом выражения.