Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:59, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть молчание как коммуникативную категорию
Задачи курсовой работы:
1) Рассмотреть исследовательские подходы к изучению феномена молчания
2)Рассмотреть молчание в структуре невербальной коммуникации и определить виды, функции и формы молчания
3)Выявить коммуникативную направленность молчания и ее степень согласования с эмоциональным состоянием коммуникантов
4)Определить место стратегии в системе составляющих компонентов речевой деятельности и выявить стратегические ресурсы молчания.
Введение…молчание как коммуникация………………………3
Глава 1. Молчание в структуре невербальной коммуникации………………6
§1.Основные исследовательские подходы к изучению феномена молчания.6
§2. Молчание в системе невербального воплощения смысла: понятие, формы и функции……………………………………………………………………….13
Глава 2. Стратегические ресурсы молчания………………………………….20
§1. Молчание говорящего/слушающего в коммуникативных актах, в которых содержание невербального компонента согласуется с характером выражаемой эмоциональной реакции………………………………………...20 §2. Молчание как стратегия речи……………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………...37
Список литературы……………………………………………………………..44
мире и о себе самом. Центральной областью образа реальности является Я-концепция, представляющая собой динамическую совокупность установок личности по отношению к самой себе. Образ реальности обозначает субъективную репликацию жизненного мира.
Стимулами внутриличностной коммуникации могут выступать любые внешние вербальные или невербальные сигналы. Социальными «стимулами» являются нормы, ценности, статусы, роли, социальные институты и т.д. Стимулы могут быть выражены внешними и личными обстоятельствами; В качестве стимула может выступать любая социально значимая проблема, или личная заинтересованность в каком-либо предмете, новость, личная польза и т.д. Стимулы являются причиной возникновения вообще внутриличностной коммуникации, стимулы- информация исходящая от окружающего мира, так и от внутреннего. Стимулы привносят определенную смысловую позицию, которая интериоризуется и редуцируется.
Код интраперсональной коммуникации - внутренняя речь. Внутренняя речь как процесс перевода ощущения или мысли в словесную форму, также она понимается как временное молчание. Процесс истолкования подразумевает возникновение внутреннего разговора (1), в котором могут сталкиваться, во-первых, разные смысловые позиции, принадлежащие самой личности, во-вторых, смысловая позиция самой личности и смысловая позиция какого-либо реального или воображаемого собеседника. Происходит внутреннее программирование и принятие решения. Планирование, принятие решения — это процессы, связанные с рассуждением, мышлением, поэтому присутствие внутреннего разговора (2) и на этой стадии вполне естественно.
Личность получает некий стимул, причину к порождению внутреннего диалога, который выражается обдумыванием данной темы, результатом внутриличностной коммуникации будет – намерение поделиться своими мыслями, информацией или получить эти данные от потенциального коммуникативного партнера. Личность приобретает коммуникативный статус- адресант, экстериоризует свою смысловую позицию и вступает в межличностную коммуникацию с адресатом.
Адресат, получивший сообщение, вступает в внутриличностную коммуникацию, интериоризует и редуцирует полученное сообщение,-внутрений разговор (1) сопоставляет смысловую позицию адресанта и выстраивает индивидуальную, но по какой-либо личной причине (стимулу) отказывается выражать свою реакцию вербально, поэтому принимает решение –внутренний разговор (2) - стратегию молчания. Обратная связь - значимое молчание адресата.
Авторская двухуровневая модель коммуникации с наличием обратной связи-молчания
К/С- коммуникативный статус личности
В/М- временное молчание личности в интраперсональной коммуникации формулирование мысли и интерпретации сообщения.
П/М- полное молчание –обратная связь, реакция адресата на сообщение, которую адресант субъективно интерпретирует при интраперсональной коммуникации.
§2. Молчание как стратегия речи
В основе лексического значения слова «стратегия» лежит идея планирования действий. «Коммуникативная стратегия» - совокупность языковых средств и речевых приемов для достижения намеченной цели общения» [13, с. 45]. Вслед за О.С.Иссерс под речевыми стратегиями понимается «комплекс речевых действий, направленных на достижение коммуникативной цели» [12, с. 134]. По степени глобальности автор разграничивает общие и частные стратегии. К общим стратегиям она относит такие стратегии, как уговаривание, комплимент, оценка, похвала, возмущение, оскорбление и ряд других. Частные стратегии могут характеризовать конкретный разговор с конкретными целями, например, обратиться с просьбой. Стратегия является способом решения коммуникативной задачи с привлечением различных тактик (одно или несколько действий, которые способствуют реализации стратегии). В курсовой работе анализируются только такие ситуации, когда молчание является не однократным или повторяющимся действием, а последовательной линией речевого поведения, ведущей к одной цели.
Рассмотрению предлагается ряд стратегий, наиболее частотных в произведениях детективного жанра. Так в ситуации, где выражается межличностный конфликт или другой вид оппозиций, встречаются примеры преднамеренного выбора стратегии молчания. Полагаем, что преднамеренное молчание может быть реализацией стратегии аргументации. В ситуации, когда менеджер отеля, желает помочь девушке, пережившей накануне попытку изнасилования, просит ее рассказать о случившемся, она выбирает стратегию молчания. Аргументы приводятся во внутренней речи адресата:
Это чувство потерянности и страха из-за того, что я пережила прошлой ночью не покидало меня…… Марго испытывала чувство страдания <…..> поэтому молчала, это был протест<…..> И если бы этот сеньор Франческо рано утром не обнаружил ее у дверей отеля, ее бы уже давно не было бы в живых<…. >
Стратегия молчания употребляется
в случае, когда был нарушен определенный
стереотип поведения. Молчание в данном
контексте обосновано сознательным отказом
от разговора. Как правило, «…человек
сознательно производит ненормативное
действие. Признак контролируемости сопутствует
молчанию». [7, с. 67]. Приведенный выше пример
показывает, что во-первых, одной из характеристик
молчания может быть его ореинтированность
на ненормативные ситуации и сознательность
действия; во-вторых, преследуя эмотивную
установку- выразить протест, собеседник
предпочитает стратегию молчания. представляется,
что выбор этого средства позволяет коммуниканту
уменьшить степень выраженности эмоций.
Таким образом, молчаливый протест предпочтительней,
чем вербальный, поскольку он лишен каких-то
грубых, неприемлемых слов, и главное более
выгоден для коммуниканта.
В следующем примере рассмотрению предлагается
стратегия молчания против частной стратегии
угрозы, которая входит в общую стратегию
уговаривания. В основе общей стратегии
уговаривания лежит желание добиться
подчинения адресата, побудить партнера
совершить определенный действия. В ситуации,
когда начальник охраны банка Нолан Вайнрайт
задерживает служащего банка с поличным Его голос был тверд….
« Ну и как много ты успел сегодня украсть?
адресант и адресат противопоставляются
не только по вертикали власти, но и по
психологическому признаку: говорящий
уверен в своей правоте, а адресат в смятении
и испуге. Милис Эстин замер……Вайнрайт
специально выбирает линию нападения,
чтобы ошеломить и подавит психологически
вора. Вайнрайт -«я дам
тебе время, подумай!»<…> «Эй, твое время
вышло»Эстин- молчит. Далее в диалоге
стратегия угрозы реализуется с помощью
а) повелительного наклонения: «Вон отсюда»<…>не
объясняй ничего б) паралингвистических
средств речевого тона, экспрессии тела: он встал и указывал
пальцем на дверь, сохраняя давлен<….>Эстин
смотрел не проронив ни слова<…..> Вайнрайт ударил
Эстина с обеих сторон по лицу <…>В
приведенном примере действие невербальных
компонентов высказывания служит индикатором
прагматической интенции адресанта и
служит усилению вербалики. Все это способствует
для реализации речевого воздействия
на неречевое поведения адресата- написать
признание. С помощью стратегии угрозы
адресант реализует побудительную цель
речевой деятельности. Стратегия молчания
адресата характеризуется каузальным
контекстом: она подчинена задаче оправдания.
Адресат испуган, обескуражен и не знает
свои прав: Если бы Эстин знал,
без адвоката он имеет право вообще не
разговаривать с начальником <…>его
молчание в разговоре служит для сокрытия
информации, становится антидействием
и выражает тихий протест: «Имя?»- Эстин молчал.<…>
«Ты что имя свое забыл?- нет ответа.
Маркером его внутренних переживаний
служит кинесика: его голова была
опущена, руки потели. <…> Эстин сжимал
губы <…> стратегия молчания в этом
примере использована осознанно в качестве
защиты и тихого протеста на стратегию
угрозы.
В следующем примере речь идет о перемирии семенной пары после долгого тяжелого конфликта: супруги Трентоны возвращаются друг другу. Адам и Эрика гуляли, держа друг друга за руки. Они снова вместе, и от этого испытывали чувство радости и удовлетворенности.<…> Они смотрели друг другу в глаза и казалось понимали друг друга без слов- «Как хорошо мне с тобой» эта мысль пронеслась в головах влюбленных <…> У коммуникантов совпадает контактоустанавливающая цель общения -стремление помериться. Совпадают и мотивы - выразить поддержку друг другу, не нарушить каким-либо словом обретенное взаимопонимание. Их близость не нуждается в каком-либо словесном подтверждении, они общаются невербально. Невербальное выражение эмоций делает молчание более информированным. В данном контексте стратегия молчания выступает как способ выхода их конфликтной ситуации, и поэтому она адекватно воспринимается каждым из участников коммуникации. В результате проведенного анализа текстовых фрагментов на выявление стратегических ресурсов молчания можно заключить следующее:
Учитывая семантические и прагматические характеристики молчания, а также результаты проведенного анализа можно сказать, что молчание как последовательная линия речевого поведения, решая определенные задачи, безусловно, обладает значительными стратегическими ресурсами. Молчание адресовано, оно имеет мотив, а иногда и цель. И может соотноситься с вполне определенным содержанием.
Заключение
Молчание – это один
из компонентов нашего общения. Если
бы все люди на земле только и
делали, что говорили, то никакого бы
общения не было, поскольку никто
бы никого не слушал, никто бы не осмысливал
произносимое. Молчание является неотъемлемой
частью коммуникации. Молчание немыслимо
без речи, а речь (вербальная или
невербальная) немыслима без молчания.
Цель курсовой работы состояла в том,
чтобы рассмотреть феномен молчания
как коммуникационную категорию. Для реализации
этой цели в нашей работе было сделано
следующее. В первой главе нами
произведен обзор научных работ,
посвященных несловесным актам мышления
невербальным составляющим коммуникации,
осуществленных в рамках информационно-
Молчание - одна из форм человеческой коммуникации, интерпретируемая как своеобразная речевая реальность, имеющая свою цель, план выражения и план содержания. Молчание является определенным речеповеденческим актом, имеющий нулевой план выражения, но тем не менее несущий значение. Рассматривая молчание как невербальную категорию, выделяют “полное молчание” и “временное молчание” (молчание и пауза). Временное молчание (пауза) представляют собой неотъемлемую принадлежность речи, без которой существование пауз немыслимо. В психолингвистике и лингвопрагматике молчание интерпретируется амбивалентно. С одной стороны, оно ассоциируется с отсутствием речи, информации, взаимодействия, с пустотой, закрытостью и замкнутостью. С другой стороны, молчание ассоциируется с глубокими переживаниями, серьезностью позиции, с накоплением энергии. Между тем отсутствие речи в вербальном плане не означает её отсутствия в другой форме. Как утверждает С.В. Крестинский, «молчание – это форма внутренней речи: отказываясь по какой-либо причине от звуковой речи, человек не перестает мыслить. Этот отказ может быть намеренным или ненамеренным, вызван различными факторами психологического и социального характера, условиями и нормами соответствующего окружения и т.д.»
Поэтому в прагмалингвистике при изучении молчания одной из наиболее важных проблем признается необходимость разграничения коммуникативно-значимого и коммуникативно-незначимого молчания. Особенностью некоммуникативно значимого молчания является то, что оно не имеет функциональной нагрузки и исключает ситуацию общения.В данной курсовой работе речь шла исключительно о коммуникативно значимом молчании, обязательными условиями значимости которого являются: