Молчание как коммуникация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:59, курсовая работа

Описание

Цель исследования: рассмотреть молчание как коммуникативную категорию
Задачи курсовой работы:
1) Рассмотреть исследовательские подходы к изучению феномена молчания
2)Рассмотреть молчание в структуре невербальной коммуникации и определить виды, функции и формы молчания
3)Выявить коммуникативную направленность молчания и ее степень согласования с эмоциональным состоянием коммуникантов
4)Определить место стратегии в системе составляющих компонентов речевой деятельности и выявить стратегические ресурсы молчания.

Содержание

Введение…молчание как коммуникация………………………3
Глава 1. Молчание в структуре невербальной коммуникации………………6
§1.Основные исследовательские подходы к изучению феномена молчания.6
§2. Молчание в системе невербального воплощения смысла: понятие, формы и функции……………………………………………………………………….13
Глава 2. Стратегические ресурсы молчания………………………………….20
§1. Молчание говорящего/слушающего в коммуникативных актах, в которых содержание невербального компонента согласуется с характером выражаемой эмоциональной реакции………………………………………...20 §2. Молчание как стратегия речи……………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………...37
Список литературы……………………………………………………………..44

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 204.22 Кб (Скачать документ)

мире  и  о  себе  самом.  Центральной  областью  образа  реальности  является  Я-концепция, представляющая собой динамическую совокупность установок личности по отношению к самой себе. Образ  реальности обозначает субъективную репликацию жизненного мира. 

         Стимулами  внутриличностной  коммуникации  могут  выступать  любые  внешние вербальные  или  невербальные  сигналы. Социальными «стимулами»  являются  нормы, ценности,  статусы,  роли,  социальные  институты  и  т.д.  Стимулы могут быть выражены  внешними и личными обстоятельствами; В  качестве  стимула  может  выступать  любая  социально  значимая  проблема, или личная заинтересованность в  каком-либо предмете, новость, личная польза и т.д. Стимулы являются причиной возникновения вообще внутриличностной коммуникации, стимулы- информация исходящая от окружающего мира, так и от внутреннего. Стимулы привносят определенную смысловую позицию, которая интериоризуется и редуцируется. 

  Код интраперсональной коммуникации - внутренняя речь. Внутренняя  речь  как процесс перевода  ощущения  или мысли в словесную форму, также она понимается как временное молчание. Процесс истолкования подразумевает возникновение внутреннего разговора (1), в котором могут сталкиваться,  во-первых,  разные  смысловые позиции,  принадлежащие самой личности, во-вторых,  смысловая позиция самой личности  и смысловая позиция какого-либо реального или воображаемого собеседника. Происходит внутреннее программирование и принятие решения. Планирование, принятие  решения — это процессы,  связанные  с  рассуждением,  мышлением,  поэтому  присутствие внутреннего разговора (2) и на этой стадии вполне естественно.

Личность получает некий стимул, причину к порождению внутреннего диалога, который выражается обдумыванием данной темы, результатом внутриличностной коммуникации будет – намерение поделиться своими мыслями, информацией или получить эти данные от потенциального коммуникативного партнера. Личность приобретает коммуникативный статус- адресант, экстериоризует свою смысловую позицию и  вступает в межличностную коммуникацию с адресатом.

     Адресат, получивший сообщение, вступает в внутриличностную коммуникацию, интериоризует и редуцирует полученное сообщение,-внутрений разговор (1) сопоставляет смысловую позицию адресанта и выстраивает индивидуальную, но по какой-либо личной причине (стимулу) отказывается выражать свою реакцию вербально, поэтому принимает решение –внутренний разговор (2) - стратегию молчания. Обратная связь - значимое молчание адресата.

Авторская двухуровневая  модель коммуникации с наличием обратной связи-молчания

К/С- коммуникативный статус личности

В/М- временное молчание личности в интраперсональной коммуникации формулирование мысли и интерпретации сообщения.

П/М- полное молчание –обратная  связь, реакция адресата на сообщение, которую адресант субъективно интерпретирует при интраперсональной коммуникации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. Молчание как стратегия речи

        В основе лексического значения слова «стратегия» лежит идея планирования действий.  «Коммуникативная стратегия» - совокупность языковых средств и речевых приемов для достижения намеченной цели общения» [13, с. 45]. Вслед за О.С.Иссерс под речевыми стратегиями понимается «комплекс речевых действий, направленных на достижение коммуникативной цели» [12, с. 134]. По степени глобальности автор разграничивает общие и частные стратегии. К общим стратегиям она относит такие стратегии, как уговаривание, комплимент, оценка, похвала, возмущение, оскорбление и ряд других. Частные стратегии могут характеризовать конкретный разговор с конкретными целями, например, обратиться с просьбой. Стратегия является способом решения коммуникативной задачи с привлечением различных тактик (одно или несколько действий, которые способствуют реализации стратегии). В курсовой работе анализируются только такие ситуации, когда молчание является не однократным или повторяющимся действием, а последовательной линией речевого поведения, ведущей к одной цели.

           Рассмотрению предлагается ряд стратегий, наиболее частотных в произведениях детективного жанра. Так в ситуации, где выражается межличностный конфликт или другой вид оппозиций, встречаются примеры преднамеренного выбора стратегии молчания. Полагаем, что преднамеренное молчание может быть реализацией стратегии аргументации.  В ситуации, когда менеджер отеля, желает помочь девушке, пережившей накануне попытку изнасилования, просит ее рассказать о случившемся, она выбирает стратегию молчания. Аргументы приводятся во внутренней речи адресата:

Это чувство потерянности и страха из-за того, что я пережила прошлой ночью не покидало меня…… Марго испытывала чувство страдания <…..> поэтому молчала, это был протест<…..> И если бы этот сеньор Франческо рано утром не обнаружил ее у дверей отеля, ее бы уже давно не было бы в живых<…. >

         Стратегия молчания употребляется в случае, когда был нарушен определенный стереотип поведения. Молчание в данном контексте обосновано сознательным отказом от разговора. Как правило, «…человек сознательно производит ненормативное действие. Признак контролируемости сопутствует молчанию». [7, с. 67]. Приведенный выше пример показывает, что во-первых, одной из характеристик молчания может быть его ореинтированность на ненормативные ситуации и сознательность действия; во-вторых, преследуя эмотивную установку- выразить протест, собеседник предпочитает стратегию молчания. представляется, что выбор этого средства позволяет коммуниканту уменьшить степень выраженности эмоций. Таким образом, молчаливый протест предпочтительней, чем вербальный, поскольку он лишен каких-то грубых, неприемлемых слов, и главное более выгоден для коммуниканта.                                                                                                                     

          В следующем примере рассмотрению предлагается стратегия молчания против частной стратегии угрозы, которая входит в общую стратегию уговаривания. В основе общей стратегии уговаривания лежит желание добиться подчинения адресата, побудить партнера совершить определенный действия. В ситуации, когда начальник охраны банка Нолан Вайнрайт задерживает служащего банка с поличным Его голос был тверд…. «  Ну и как много ты успел сегодня украсть? адресант и адресат противопоставляются не только по вертикали власти, но и по психологическому признаку: говорящий уверен в своей правоте, а адресат в смятении и испуге. Милис Эстин замер……Вайнрайт специально выбирает линию нападения, чтобы ошеломить и подавит психологически  вора. Вайнрайт -«я дам тебе время, подумай!»<…> «Эй, твое время вышло»Эстин- молчит. Далее в диалоге стратегия угрозы реализуется с помощью а) повелительного наклонения: «Вон отсюда»<…>не объясняй ничего б) паралингвистических средств речевого тона, экспрессии тела: он встал и указывал пальцем на дверь, сохраняя давлен<….>Эстин смотрел не проронив ни слова<…..> Вайнрайт ударил Эстина с обеих сторон по лицу <…>В приведенном примере действие невербальных компонентов высказывания служит индикатором прагматической интенции адресанта и служит усилению вербалики. Все это способствует для реализации речевого воздействия на неречевое поведения адресата- написать признание. С помощью стратегии угрозы адресант реализует побудительную цель речевой деятельности. Стратегия молчания адресата характеризуется каузальным контекстом: она подчинена задаче оправдания. Адресат испуган, обескуражен и не знает свои прав: Если бы Эстин знал, без адвоката он имеет право вообще не разговаривать с начальником <…>его молчание в разговоре служит для сокрытия информации, становится антидействием и выражает тихий протест: «Имя?»- Эстин молчал.<…> «Ты что имя свое забыл?- нет ответа. Маркером его внутренних переживаний служит кинесика: его голова была опущена, руки потели. <…> Эстин сжимал губы <…> стратегия молчания в этом примере использована осознанно в качестве защиты и тихого протеста на стратегию угрозы.                                                                                                                         

          В следующем примере речь идет о перемирии семенной пары после долгого тяжелого конфликта: супруги Трентоны возвращаются друг другу.                     Адам и Эрика гуляли, держа друг друга за руки. Они снова вместе, и от этого испытывали чувство радости и удовлетворенности.<…> Они смотрели друг другу в глаза и казалось понимали друг друга без слов- «Как хорошо мне с тобой» эта мысль пронеслась в головах влюбленных <…>                           У коммуникантов совпадает контактоустанавливающая цель общения -стремление помериться. Совпадают и мотивы - выразить поддержку друг другу, не нарушить каким-либо словом обретенное взаимопонимание. Их близость не нуждается в каком-либо словесном подтверждении, они общаются невербально. Невербальное выражение эмоций делает молчание более информированным. В данном контексте стратегия молчания выступает как способ выхода их конфликтной ситуации, и поэтому она адекватно воспринимается каждым из участников коммуникации.                                     В результате проведенного анализа текстовых фрагментов на выявление стратегических ресурсов молчания можно заключить следующее:

  1. В процессе речевой  деятельности различают «молчание слушающего» так и «молчание говорящего».
  2. Наиболее распространенными являются контексты, где стратегия молчания выступает как самостоятельная линия речевого поведения в ответ на другие стратегии с целью: а) скрыть некую информацию, б) выразить протест, в) служить оправданием и защитой, г) выразить покорность и подчинение, д) не нарушить коммуникацию.
  3. Другим видом стратегических ресурсов молчание обладает тогда, когда коммуникант преследует цель сохранить личную тайну. Это -преднамеренный отказ от диалога с целью сохранить личную свободу, в ответ на бестактности или грубость собеседника или по другим причинам. В таких случаях молчание можно рассматривать как средство реализации стратегии аргументации, при условии, что аргументы представлены во внутренней речи коммуниканта в контексте.
  4. Обоюдное молчание представляет собой особый вид стратегии молчания. Взаимное молчание происходит тогда, когда совпадают мотивы и цели коммуникации у субъекта речи и адресата. Как правило такая стратегия возможна между людьми хорошо знакомыми или близкими людьми. Обоюдное молчание маркирует собой два полюса отношений между коммуникантами, гармоничные, или конфликтные.
  5. Стратегия молчания может характеризоваться как каузальным контекстом, так и в терминах коммуникации.
  6. Главной отличительной чертой проанализированных ситуации является наличие в них какой-либо оппозиции: не желание одного из коммуникантов общаться, его психологическое состояние, разное положение на социальной лестнице и др.Эти ситуации подверждают мысль о том, что стратегия молчания в основном имеет отрицательный заряд. Использование этой стратегии объясняется принципиальным неговорением, т.е. не- действием одного их коммуникантов. Таким образом, в большинстве случаев стратегия молчания ориентирована на конфликтные ситуации и характеризуется сознательностью действия по разным причинам.

Учитывая семантические  и прагматические характеристики молчания, а также результаты проведенного анализа можно сказать, что молчание как последовательная линия речевого поведения, решая определенные задачи, безусловно, обладает значительными  стратегическими ресурсами. Молчание адресовано, оно имеет мотив, а  иногда и цель. И может соотноситься с вполне определенным содержанием.

 

       
     
   
       
       

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Молчание – это один из компонентов нашего общения. Если бы все люди на земле только и  делали, что говорили, то никакого бы общения не было, поскольку никто  бы никого не слушал, никто бы не осмысливал произносимое. Молчание является неотъемлемой частью коммуникации. Молчание немыслимо  без речи, а речь (вербальная или  невербальная) немыслима без молчания. Цель курсовой работы состояла  в том,  чтобы    рассмотреть феномен молчания как коммуникационную категорию. Для реализации этой цели в нашей работе было сделано следующее. В  первой  главе  нами  произведен  обзор  научных  работ,  посвященных несловесным актам мышления невербальным составляющим коммуникации,   осуществленных  в  рамках  информационно-коммуникативного,  семиотико-культурологического  и  психологического  подходов. Показано,  что  феномен  молчания является  предметом  междисциплинарного  исследования,  и  что он способствует созданию единства и качества интерпретации и передачи информации от субъекта субъекту т. к в ситуации временного молчания личность декодирует сообщение или иные стимулы и участвует как в интраперсональной, так и межличностной коммуникации.

Молчание - одна из форм человеческой коммуникации, интерпретируемая как  своеобразная речевая реальность, имеющая  свою цель, план выражения и план содержания. Молчание является определенным речеповеденческим актом, имеющий нулевой план выражения, но тем не менее несущий значение. Рассматривая молчание как невербальную категорию, выделяют “полное молчание” и “временное молчание” (молчание и пауза). Временное молчание (пауза) представляют собой неотъемлемую принадлежность речи, без которой существование пауз немыслимо. В психолингвистике и лингвопрагматике молчание интерпретируется амбивалентно. С одной стороны, оно ассоциируется с отсутствием речи, информации, взаимодействия, с пустотой, закрытостью и замкнутостью. С другой стороны, молчание ассоциируется с глубокими переживаниями, серьезностью позиции, с накоплением энергии. Между тем отсутствие речи в вербальном плане не означает её отсутствия в другой форме. Как утверждает С.В. Крестинский, «молчание – это форма внутренней речи: отказываясь по какой-либо причине от звуковой речи, человек не перестает мыслить. Этот отказ может быть намеренным или ненамеренным, вызван различными факторами психологического и социального характера, условиями и нормами соответствующего окружения и т.д.»

         Поэтому в прагмалингвистике при изучении молчания одной из наиболее важных проблем признается необходимость разграничения коммуникативно-значимого и коммуникативно-незначимого молчания. Особенностью некоммуникативно значимого молчания является то, что оно не имеет функциональной нагрузки и исключает ситуацию общения.В данной курсовой работе речь шла исключительно о коммуникативно значимом молчании, обязательными условиями значимости которого являются:

Информация о работе Молчание как коммуникация