Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:59, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть молчание как коммуникативную категорию
Задачи курсовой работы:
1) Рассмотреть исследовательские подходы к изучению феномена молчания
2)Рассмотреть молчание в структуре невербальной коммуникации и определить виды, функции и формы молчания
3)Выявить коммуникативную направленность молчания и ее степень согласования с эмоциональным состоянием коммуникантов
4)Определить место стратегии в системе составляющих компонентов речевой деятельности и выявить стратегические ресурсы молчания.
Введение…молчание как коммуникация………………………3
Глава 1. Молчание в структуре невербальной коммуникации………………6
§1.Основные исследовательские подходы к изучению феномена молчания.6
§2. Молчание в системе невербального воплощения смысла: понятие, формы и функции……………………………………………………………………….13
Глава 2. Стратегические ресурсы молчания………………………………….20
§1. Молчание говорящего/слушающего в коммуникативных актах, в которых содержание невербального компонента согласуется с характером выражаемой эмоциональной реакции………………………………………...20 §2. Молчание как стратегия речи……………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………...37
Список литературы……………………………………………………………..44
Известная модель речевого акта Р.О. Якобсона содержит шесть основных компонентов: адресат, посылаемое сообщение, адресант, контекст, контакт, код. «Код является полностью или хотя бы частично общим для адресанта т адресата; контакт - физический канал и психическая связь между субъектами коммуникации, обслуживающая возможность установить и поддерживать коммуникацию» [30, с. 178]. Для понимания в следующем параграфе роль и место стратегии молчания в структуре речевой деятельности рассмотрим некоторые ее компоненты. Контекст является главным условием осуществления коммуникации. Понятие «контекст» в широком смысле толкуется как пространство, в котором происходит коммуникация. В научной литературе существует несколько классификаций уровней коммуникации. Наиболее полная классификация из известных содержится в книге Р. Веста и Л. Тернер «Введение в теорию коммуникации: анализ и применение» [34, с. 77], изданной в 2004 г. Авторы выделяют семь уровней («контекстов») коммуникации:
1) внутриличностный контекст;
2) межличностный контекст;
3) коммуникация в малых группах;
4) коммуникация в организациях;
5) публичный/риторический контекст;
6) коммуникация с помощью средств массовой информации;
7) межкультурный контекст.
«Необходимость обращения к экстенсионалу молчания вызвана тем, что далеко не всегда отсутствие речи может быть квалифицировано как молчание, и с другой стороны, молчание не обязательно имплицирует отсутствие речевой деятельности. Специфика ситуации, к которым применимо понятие молчания, определяют контексты, в которых используются «слова молчания» [1, с. 112].
Стимулом для порождения
речи у говорящего является мотив. Интенция
или иначе коммуникативное
Главным компонентами коммуникации
являются ее участники, «…каждый из которых
обладает своими намерениями и ценностями
и осознанно или неосознанно претворяет
в жизнь свою стратегическую линию речевого
взаимодействия, координируя ее с линиями
поведения собеседников» [12, с. 110]. Если отталкиваться
от исследовательских работ Н.Д. Арутюновой,
то говорящий и слушающий являются объектом
прагматического учения, и этот подход
в рамках нашей работы необходим для понимания
причин молчания участников и как это
не-действие согласуется с эмоциональной
реакцией коммуникантов. Каждый из участников
коммуникации реализует собственные стратегии
в процессе общения, при этом каждый их
них может выбрать стратегию молчания.
Поэтому следует разграничить и исследовать
стратегические линии и мотивационный
выбор адресанта и адресата по отдельности.
б) «Молчание слушающего»
рассматривается как молчание адресата,
которое обусловлено
Для того чтобы разграничить слово и молчание или наоборот найти взаимосвязь между ними следует начать с элементного разбора слова, речи, молчания. С учетом выделения П. Флоренским внутренней, внешней формы и семемы слова, обосновано существование следующих видов речи: внутренней и внешней. Внешняя речь предполагает существование другого человека, и поэтому подчинена законам логики и грамматики. Внутренняя речь- речь для себя. По своему исходному определению молчание - это альтернатива речи. Принято различать коммуникативно значимое (внутреннее) и коммуникативно незначимое (внешнее) молчание. Молчание будет внешним при отсутствии самого факта речи. В том же случае, когда с помощью молчания пытаются выразить то или иное намерение - дать оценку кому-то, продемонстрировать отношение к чему-то и др., то такое молчание будет внутренним, ибо оно сохраняет интенсиональное содержание речевого акта. Рассмотрим, прежде всего, как понимается сам объект, обозначаемый термином «внутренняя речь». Для Н. И. Жинкина не подлежит сомнению наличие бинарности «внутренняя — внешняя речь». «Человек не может сказать ничего, если не упредит заранее состав произносимых единиц» [11, с. 150]. «...никто не сомневается в том, что в процессе коммуникации реализуется внутренняя речь» [11, с. 142]. Вместе с тем само понятие внутренней речи сдвигается, поскольку утверждается, что правильнее говорить о двух языках — внешнем и внутреннем [11, с. 140].Внутренний, «молчаливый» язык существует для понимания окружающей действительности,в нем отражается сенсорный континуум действительности, обнаруживаются признаки вещей, явлений, событий, он служит мышлению. Внешний язык обеспечивает коммуникацию людей, он формален и лишь устанавливает правила речи, не касаясь ее содержания [11, с. 147].
Внутренняя речь тесно связана с наклонностью человека к воображению. Во внутренней речи молчание - значимое и представляется в виде пауз, где происходит процесс осмысления смыслов получения информации из внешнего мира. Тем самым внутренняя речь тесно связана с внешней речью, но если внешняя речь выражается знаковым способом-языком, то внутренняя речь проявляется нулевым аналогом-молчанием. Внутренняя речь – речь беззвучная, мысленная. Если внешняя речь включает человека в систему социального взаимодействия, то речь внутренняя, наоборот, направлена внутрь человека, хотя по содержанию часто связана с общественной жизнью. Тем не менее, она надежно защищена от постороннего вмешательства, осознается только самим субъектом и поддается только его контролю. Речь как внутренний процесс обдумывания значимости информации и необходимости передачи ее и своих мыслей собеседнику или как размышление над полученным сообщением от коммуниканта. Во внешнем мире выступает как ситуацию «временной паузы». Внутренняя речь функционирует как сжатый отрезок текста, на который рассчитана внешняя речь. Сжатость внутренней речи обеспечивает необходимый темп переработки поступающей внешней речи. Принимаемый поток текста усваивается как целое именно потому, что буквально воспринимаемые предложения сжимаются, образуют концепт, содержащий смысл [11, с. 84]. Слушающий партнер слышит передаваемый текст и одновременно производит его смысловое сжатие, говорящий — произносит текст и развивает сжатый замысел [11, с. 144]. Внутренняя речь формируется на основе внешней. Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими.
Внешняя речь - это обратная реакция на полученное сообщение в коммуникативном процессе. Но если эта звуковая, вербальная реакция заменена невербальной, в частности молчанием, то тогда это будет «полным молчанием» не связанным со словом, судить о котором можно как о сочетании с обстоятельствами причины-мотива: молчать из страха, эмоциональном потрясении и т.д.
Итоговые выводы параграфа будут основаны на том, что интраперсональная (внутриличностная) коммуникация является непременным компонентом любого уровня социальной коммуникации. О каком бы уровне социальной коммуникации не шла речь – межкультурной, коммуникации с помощью СМИ, выступлении оратора перед большой аудиторией слушателей и др. – все сообщения в первоначальном виде возникают в головах отдельных людей, а конечным получателем информации также всегда является отдельный человек. И то, как повлияет на него передаваемая информация, полностью зависит от того, как она будет им обработана и какую его внутреннюю реакцию вызовет. Изучение внутриличностной коммуникации производились на основе теоретической модели интраперсональных коммуникативных процессов. Модель Ч. Робертса, Р. Эдвардса и Л. Баркера [32, с. 146]. Авторы определяют внутриличностную коммуникацию как «всю совокупность процессов по физиологической и психологической обработке сообщений, которая происходит внутри индивида на сознательном и бессознательном уровнях, по мере того как он пытается понять самого себя и свое окружение». [32, с. 230].
Внутриличностная коммуникация есть базовый уровень, от которого происходят все остальные формы социальной коммуникации. Этот тип коммуникации происходит внутри индивида. Он включает в себя оценивание поступающих стимулов и реагирование на них.
Учитывая это, можно предположить, что условием межличностной коммуникации может лишь быть внутриличностная коммуникация т.к во время внутреннего диалога Я-концепции появляется «желание к общению с другим субъектом» [1, с. 109]. Однако в реальном взаимодействии эти два уровня коммуникации постоянно перетекают друг в друга, когда речь внешняя переходит во внутреннюю и наоборот. Общение человека с самим собой основано на способности воспринимать свою собственную речь и реагировать на нее таким же образом, как на речь другого человека .
Процесс интраперсональной коммуникации предполагает наличие внутренней активности субъекта, получающего и передающего сообщения. Эта внутренняя активность прежде всего выражается в интерпретации поступающих и генерировании исходящих сообщений. Интерпретация и генерирование сообщений осуществляются с помощью механизма внутриличностной коммуникации.
Центральным образом картины мира каждого человека является образ самого себя или Я-концепция. Заметим, что понятие Я-концепции как «динамической совокупности свойственных каждой личности установок, направленных на саму личность» [4, c. 340].Для каждого из нас Я-концепция составляет как бы наблюдательный пункт, с которого мы взираем на мир. Это начало отсчета наших представлений о мире и отношений с ним. В нашем восприятии мир вращается вокруг нас. Весь мир измеряется, оценивается, рассматривается в терминах нашей собственной уникальной системы координат – системы стандартов, предпочтений, взглядов и принципов. Мы тратим значительное количество времени и энергии, пытаясь составить ясное представление о своем «Я»,как о духовном, психологическом, социальном и физическом существе. «Я-концепция является важнейшим аспектом процессов внутриличностной коммуникации. Наше Я является столь же сложным и содержащим все те же измерения, которые содержит и весь остальной образ мира» [34, с. 22]. Коммуникантами во внутреннем диалоге являются, с одной стороны, сам человек, его Я, а с другой — воображаемый собеседник. Каждая из сторон диалога выражает определенную смысловую позицию по поводу предмета воображаемой коммуникации. Противоположные смысловые позиции, принадлежащие одной личности, как правило, персонализируются и становятся принадлежащими воображаемым собеседникам — конкретным или обобщенным другим, обладающим статусом и ролью т.е во внутреннем разговоре Я-концепции происходит понимание разных смысловых позиций (Я-образов), принадлежащих воображаемым или реальным собеседникам человека. Я-образы являются выражением точек зрения разных людей, чьи смысловые позиции могут состоять в отношениях согласия, а могут конкурировать между собой. Оценки разных людей, а также принадлежность индивида к разным группам также легко могут порождать хотя бы временную внутреннюю противоречивость. Формирование Я-образа- личной смысловой позиции, здесь наступает время внутреннего диалога, в котором представлены разные смысловые позиции «внутренних собеседников» – значимых других или собирательных образов представителей разных социальных групп [28, с. 134]. Результатом внутреннего диалога будет отождествление с одной из смысловых позиций – выбор самоопределения, выбор личностной или социальной идентичности.
Термин « смысловая позиция» принадлежит М.М. Бахтину и использован в психологических исследованиях Г.М. Кучинского, в которых экспериментально доказана реальность и необходимость внутренних диалогов при решении испытуемыми мыслительных задач .Смысловые позиции интернализуются личностью из доступного социокультурного пространства в ходе социализации и представляют собой не сводимые друг к другу схемы понимания предмета, модели его представления и
интерпретации. Внутриличностная
коммуникация — достаточно сложный
и многогранный феномен, поэтому
предлагаемые нами теоретические
положения легче излагать, опираясь
на наглядную схему, дающую целостное
и в то же время детальное представление
о самом явлении. Поэтому стоит
привести краткое описание авторской
двухуровневой модели коммуникации. Двухуровневая
т.к схема коммуникации состоит из интраперсональной
и межличностной коммуникации. Авторская
модель коммуникации объединяет содержательные,
понятийные и методологические
наработки информационно-
По нашим представлениям о внутриличностной коммуникации, как и в модели Робертса и его соавторов, от которой мы отталкиваемся в нашем исследовании, Я-концепция играет роль центрального элемента образа мира каждого человека. Я-концепция - начало отсчета наших представлений о мире. Мы воспринимаем мир, вращающимся вокруг нас. Весь мир измеряется, оценивается, рассматривается в терминах нашей уникальной системы координат, точкой отсчета в которой является Я-концепция. Я-концепция содержит в себе не только представления о себе как об изолированном существе, но и представления о себе в отношениях с другими людьми.
Пространством внутриличностной коммуникации является внутренний мир личности, при этом мы имеем дело преимущественно с уровнем сознания этого внутреннего мира. Образ реальности в нашей модели является частью, или областью внутреннего мира личности, в которой находятся представления человека об окружающем