Молчание как коммуникация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:59, курсовая работа

Описание

Цель исследования: рассмотреть молчание как коммуникативную категорию
Задачи курсовой работы:
1) Рассмотреть исследовательские подходы к изучению феномена молчания
2)Рассмотреть молчание в структуре невербальной коммуникации и определить виды, функции и формы молчания
3)Выявить коммуникативную направленность молчания и ее степень согласования с эмоциональным состоянием коммуникантов
4)Определить место стратегии в системе составляющих компонентов речевой деятельности и выявить стратегические ресурсы молчания.

Содержание

Введение…молчание как коммуникация………………………3
Глава 1. Молчание в структуре невербальной коммуникации………………6
§1.Основные исследовательские подходы к изучению феномена молчания.6
§2. Молчание в системе невербального воплощения смысла: понятие, формы и функции……………………………………………………………………….13
Глава 2. Стратегические ресурсы молчания………………………………….20
§1. Молчание говорящего/слушающего в коммуникативных актах, в которых содержание невербального компонента согласуется с характером выражаемой эмоциональной реакции………………………………………...20 §2. Молчание как стратегия речи……………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………...37
Список литературы……………………………………………………………..44

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 204.22 Кб (Скачать документ)
  • осознанное и намеренное использование молчания со стороны отправителя,
  • осведомленность получателя о намеренном характере молчания,
  • обладание отправителем и получателем общим знанием относительно значения молчания

         Интерпретация молчания как сообщения в коммуникативном процессе, происходит лишь на внутриличностном уровне

1) внутриличностная коммуникация  понимается как внутренняя фаза  единого процесса 

социальной коммуникации;

2) рассматривается только  рациональная внутриличностная  коммуникация; 

3)  внутриличностная  коммуникация  понимается  как  необходимая   составляющая 

обмена социальными действиями (как формы социального взаимодействия).

       Авторская двухуровневая модель   коммуникации  объединяет содержательные,  понятийные и методологические  наработки  информационно-коммуникативного, семиотико-культурологического, психологического и социологического подходов к изучению данного феномена. За основу была взяты модель Робертса - Эдвардса - Баркера, и модель речевого акта Р.О Якобсона которые  были    видоизменены  главным образом на  основании  интерпретации  феномена молчания 1) как стратегия речевого акта; полное молчание  2) как неречевой акт мышления; временное молчание как способ интериоризации и  редуцирования

        Следует отметить, что речевой акт «молчание» имеет ряд особенностей, соблюдение которых необходимо, с одной стороны, для его осуществления и, с другой стороны, для адекватного понимания молчания собеседника коммуникантом, а именно: пропозициональное содержание – нулевая локутивная сила; условие искренности – и говорящий, и слушающий должны понимать уместность данного речевого акта. Говорящий (в нашем случае – Молчащий) использует молчание преднамеренно, осознанно для достижения определённой цели, а именно: воздействовать на коммуниканта (слушающего); предварительные и существенные условия, однако, становятся очевидными из ситуации общения. Конкретные прагматические значения молчания можно разделить на  следующие формы:

а) Молчание, вызванное эмоциями (всегда является спонтанным). Молчание может быть обусловлено положительными, отрицательными и нейтральными эмоциями: удивление, недоумение, возмущение, сомнение, растерянность.

б) Молчание, порожденное  раздумьями, мыслями «говорит сам  с собой». Оно может быть как  спонтанным, так и преднамеренным. Данная группа не поддается такому четкому аналитическому описанию, как  предыдущая. Замечено, что в целом  очень часто задумавшийся человек  сохраняет молчание. Молчание сопровождает задумчивость как ее неизменный атрибут. Действительно, только в тишине и молча человек имеет возможность сконцентрироваться на чем-то действительно важном и субъективно значимом.

в) Молчание, выражающее несогласие, тот или иной вид оппозиции

г) Молчание по мнению Н.Д. Арутюнова, можно рассматривать как  позицию невмешательства, самоустранения. То есть молчанием адресат может дать понять, что не будет препятствовать действиям говорящего, но не хочет нести за них ответственность. Невыражение мнения обычно происходит из боязни или во избежание нежелательных последствий.

д) Молчание свидетельствующее  о том, что человек не находит  в себе душевные силы сказать о  чем-то, то есть информация, которую  хочет передать человек, несет такую  тяжелую эмоциональную нагрузку, что он не может передать ее вербально

е) Молчание как не желание  продолжать общение

По определению, предварительные  условия описывают контекстные  параметры и необходимы для реализации речевого акта, в то время как  существенные условия, т.е. «основное  условие», устанавливают конвенциональное коммуникативное значение, которое  приписывается осуществляемому  речевому акту». Молчание же в отличие  от других речевых актов не имеет  жестко исчисляемых предварительных  и существенных условий. Этим и обусловливается  особо тесная связь содержательной интерпретации молчания с контекстом, и его привязка к дискурсивным параметрам. Однако дискурсивное взаимодействие не может не основываться на разделяемом  всеми членами общества знании, к  которому, вне всякого сомнения, относятся знания о стратегиях содержательной интерпретации молчания в интеракциях  того или иного типа. Осуществление речевого акта «молчание» невозможно, например, при письменном общении, а также при общении по телефону, поскольку в этом случае молчание будет являться маркером прерывания коммуникации, а не ответом на вопрос и/или реакцией на приведенный коммуникантом речевой акт.

Молчание многозначно  и многофункционально. Оно включает всё то многообразие значений и смыслов, которые только могут выражаться при помощи языка или невербальных кодов. Молчание, как и большинство  речевых актов, сопровождается невербальными  кодами, степень значимости которых  для коммуникации и вклад в  комплекс сведений, передаваемых в  конкретных дискурсивных условиях, будет  варьироваться.

           Молчание экспрессивно окрашено, поскольку оно по определению не может являться исключительным источником передачи информации. Даже при однозначном ответе: согласии или несогласии, которые также могут обозначаться речевым актом молчания, молчание имплицитно выражает либо эмоциональное состояние говорящего (молчащего), либо его отношение к действиям/словам собеседника (слушающего). Характерно, что партнер по коммуникации достаточно легко адекватно декодирует информацию, посланную ему таким способом. Это обусловлено, как уже сказано выше, тем, что, во-первых, коммуниканты владеют культурно специфическими дискурсивными стратегиями и, во-вторых, знаниями, необходимыми для достижения совместной цели в конкретных условиях.

В результате проведенного анализа текстовых фрагментов на выявление стратегических ресурсов молчания можно заключить следующее:

В процессе речевой  деятельности различают «молчание слушающего»  так и «молчание говорящего».

  1. Наиболее распространенными являются контексты, где стратегия молчания выступает как самостоятельная линия речевого поведения в ответ на другие стратегии с целью: а) скрыть некую информацию, б) выразить протест, в) служить оправданием и защитой, г) выразить покорность и подчинение, д) не нарушить коммуникацию.
  2. Другим видом стратегических ресурсов молчание обладает тогда, когда коммуникант преследует цель сохранить личную тайну. Это -преднамеренный отказ от диалога с целью сохранить личную свободу, в ответ на бестактности или грубость собеседника или по другим причинам. В таких случаях молчание можно рассматривать как средство реализации стратегии аргументации, при условии, что аргументы представлены во внутренней речи коммуниканта в контексте.
  3. Обоюдное молчание представляет собой особый вид стратегии молчания. Взаимное молчание происходит тогда, когда совпадают мотивы и цели коммуникации у субъекта речи и адресата. Как правило такая стратегия возможна между людьми хорошо знакомыми или близкими людьми. Обоюдное молчание маркирует собой два полюса отношений между коммуникантами, гармоничные, или конфликтные.
  4. Стратегия молчания может характеризоваться как каузальным контекстом, так и в терминах коммуникации.
  5. Главной отличительной чертой проанализированных ситуации является наличие в них какой-либо оппозиции: не желание одного из коммуникантов общаться, его психологическое состояние, разное положение на социальной лестнице и др.Эти ситуации подверждают мысль о том, что стратегия молчания в основном имеет отрицательный заряд. Использование этой стратегии объясняется принципиальным неговорением, т.е. не- действием одного их коммуникантов. Таким образом, в большинстве случаев стратегия молчания ориентирована на конфликтные ситуации и характеризуется сознательностью действия по разным причинам.

Внутренняя  речь  и  внутренняя  коммуникация  являются  основными  механизмами социальной  детерминации  сознания,  основными  средствами  проведения  неформального общественного воздействия  на  личность.  Одновременно  молчание как временной так и полное является  формой  индивидуального  противостояния  социальному  давлению  и

социальному  контролю  сознания,  а  также  необходимым  компонентом  реализации внутренней свободы личности. Молчание как реакция может быть единственным нейтральным ответом на социальное давление, единственным возможной линией сохранения информации, избегания конфликта и т.д.  Молчание как  условие  сохранения  человеком внутренней  референции,  своего  внутреннего многомерного пространства, в котором должны выражаться различные смысловые позиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Абрамова, Н.Т. Коммуникативно- прагматический подход к исследованию феномена молчания в процессе речевой, мыслительной деятельности/Н.Т.Абрамова. – М.: Наука, 1997. – 435 с.
  2. Арутюнова, Н.Д.Молчание: контексты употребления/ Н.Д Арутюнова. – М.:Наука,1994. – 331 с.
  3. Барт, Р. Нулевая степень письма/ Р.Барт. – Спб.: Аспект Пресс,1997. – 345 с.
  4. Бернс,  Р.  Я-концепция и воспитание  / Р.Бернс; под  ред.  Д.Я. Райгородского. – Самара.: Аспект Пресс, 2000. – 267 с.
  5. Бибихин, В.В. Язык философии/ В.В Бибихин. – М.: Наука, 2002. – 478 с.
  6. Богданов, В.В. Очерки  по  антропологии  молчания: Речевое общение.   Прагматические и семантические аспекты: учебное пособие/ В.В Богданов. – Спб.: ЛГУ,1990. – 376 с.
  7. Верещагин, Е.М. Речевые тактики «призыва к откровенности/ Е. М. Верещагин. – М.: Прогресс, 2004. – 325 с.
  8. Витгенштейн, Л. Логико-философский трактат/ Л.Витгенштейн. – М.: ЛГУ,  1994. – 411 с.
  9. Горелов, И. Н. Невербальные компоненты коммуникации/ И.Н Горелов. – М.: Наука, 1980. – 234 с.
  10. Демьянков, В.З.Лингвистическая интерпретация текста : универсальные и национальные (идиоэтнические) стратегии /В.З Демьянков. – М.: Рассвет,1997. – 134 с.
  11. Жинкин, Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи /Н.И Жинкин. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 321 с.
  12. Иссерс, О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи/О.С Иссерс. – М.: Едиториал УРСС, 2002. – 334 с.
  13. Кибрик, А. Е. Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания/А.Е. Кибрик. – М.: Радуга, 1998. – 211 с.
  14. Корнилова, Н. Б. Слово и молчание: аспекты взаимодействия // Педагогический вестник/ Н.Б Корнилова [Электронный ресурс] – 2003-11-04 – Режим доступа: http://www.yspu.yar.ru/ vestnik/index.html
  15. Клюев, Е. В. Речевая коммуникация : учеб. пособие для университетов/ Е.В Клюев. –  М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – 223 с.
  16. Кузьменкова, Ю. Б. Стратегические ресурсы молчания американцев и россиян/ Ю.Б Кузьменкова. – М. : ГУ ВШЭ, 2005. – 344 с
  17. Крестинский, С.В. Коммуникативная нагрузка молчания в диалоге/ С.В Крестинский. – М.: УРСС, 2002. – 367 с
  18. Крестинский, С.В. Молчание в системе невербальных средств коммуникации. Теоретический сборник. – Вып.1/ С.В Крестинский. под ред. И.П. Сусова. – Тверь.: Тверской  гос. ун-т, 1998.-221 с.
  19. Крогнауз, М.А Текст и взаимодействие участников в речевом акте/ М.А Крогнауз. – М.: ГУ ВШЭ, 1996. – 298 с.
  20. Леонтьев, А. А. Психология общения/ А.А Леонтьев. – М.: Смысл, 1997. – 560 с.
  21. Мухина, Н. Коммуникативно-прагматический подход к исследованию  феномена цели в процессе организации речевой деятельности/Н Мухина. – Уфа.: БашГУ, 2004. – 300 с.
  22. Меликян, С.В. Речевой акт молчания в структуре общения: Дисс. на соиск. канд. филол. наук: 06.05.01/ С.В Меликян; – Воронеж. ВГУ, 2001.- 190 л.
  23. Николаева, Т. М. От звука к тексту/ Т.М Николаева. – М.: Радуга, 2000. –322 с.
  24. Остин, Дж. Л. Слово как действие./ Дж. Л Остин // Новое в зарубежной лингвистике. – Вып.17: Теория речевых актов/ под ред Н.А Александрова. – М. : Прогресс, 1986. – С.45
  25. Стернин, И.А. Речевое воздействие как интегральная наука [Электронный ресурс]/И.А Стернин// Научный журнал.– 2005. – №4. – Режим доступа :http://www.csp.ru/~rpr/sternin/articles_rus.html –Загл.с экрана
  26. Сёрль, Дж. Р. Что такое речевой акт/Дж.Р.Серль // Новое в зарубежной лингвистике. – Вып.17: Теория речевых актов. – М. : Прогресс, 1986. –С.120
  27. Чанышева, З. З. Этнокультурные основания лексической семантики/ З.З Чанышева. – Уфа. : БашГУ, 2004. –225 с.
  28. Шибутани, Т. Социальная психология/Т Шибутани. – Ростов-на-Дону.:ЛГУ, 1998. –155 с.
  29. Якобсон, Р. Лингвистика и поэтика /Р.Якобсон. – М.: Прогресс, 1985. – 455 с.
  30. Яковлев, И.П. Основы теории коммуникаций./И.П Яковлев. – СПб.: Аспект Пресс, 2001. –200 с.
  31. Эпштейн, М. Слово и молчание  в русской культуре/ М Эпштейн; под ред .Я.В.Сычева. –М.: Прогресс,1998. –377 с.
  32. Roberts C. Intrapersonal communication processes./ Roberts C, Edwards R., Barker L; под ред. Шибутани Т. – Ростов-на-Дону.: 1998. –456 с
  33. . Introducing Communication Theory. Analysis and Application./ West R, Turner L; под ред. В.С Кавалева. –М.: Рассвет, 2004. –200 с.

 


Информация о работе Молчание как коммуникация