Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:59, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть молчание как коммуникативную категорию
Задачи курсовой работы:
1) Рассмотреть исследовательские подходы к изучению феномена молчания
2)Рассмотреть молчание в структуре невербальной коммуникации и определить виды, функции и формы молчания
3)Выявить коммуникативную направленность молчания и ее степень согласования с эмоциональным состоянием коммуникантов
4)Определить место стратегии в системе составляющих компонентов речевой деятельности и выявить стратегические ресурсы молчания.
Введение…молчание как коммуникация………………………3
Глава 1. Молчание в структуре невербальной коммуникации………………6
§1.Основные исследовательские подходы к изучению феномена молчания.6
§2. Молчание в системе невербального воплощения смысла: понятие, формы и функции……………………………………………………………………….13
Глава 2. Стратегические ресурсы молчания………………………………….20
§1. Молчание говорящего/слушающего в коммуникативных актах, в которых содержание невербального компонента согласуется с характером выражаемой эмоциональной реакции………………………………………...20 §2. Молчание как стратегия речи……………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………...37
Список литературы……………………………………………………………..44
Интерпретация молчания как сообщения в коммуникативном процессе, происходит лишь на внутриличностном уровне
1) внутриличностная коммуникация
понимается как внутренняя
социальной коммуникации;
2) рассматривается только рациональная внутриличностная коммуникация;
3) внутриличностная коммуникация понимается как необходимая составляющая
обмена социальными действиями
(как формы социального
Авторская
двухуровневая модель коммуникации
объединяет содержательные, понятийные
и методологические наработки информационно-
Следует отметить, что речевой акт «молчание» имеет ряд особенностей, соблюдение которых необходимо, с одной стороны, для его осуществления и, с другой стороны, для адекватного понимания молчания собеседника коммуникантом, а именно: пропозициональное содержание – нулевая локутивная сила; условие искренности – и говорящий, и слушающий должны понимать уместность данного речевого акта. Говорящий (в нашем случае – Молчащий) использует молчание преднамеренно, осознанно для достижения определённой цели, а именно: воздействовать на коммуниканта (слушающего); предварительные и существенные условия, однако, становятся очевидными из ситуации общения. Конкретные прагматические значения молчания можно разделить на следующие формы:
а) Молчание, вызванное эмоциями (всегда является спонтанным). Молчание может быть обусловлено положительными, отрицательными и нейтральными эмоциями: удивление, недоумение, возмущение, сомнение, растерянность.
б) Молчание, порожденное раздумьями, мыслями «говорит сам с собой». Оно может быть как спонтанным, так и преднамеренным. Данная группа не поддается такому четкому аналитическому описанию, как предыдущая. Замечено, что в целом очень часто задумавшийся человек сохраняет молчание. Молчание сопровождает задумчивость как ее неизменный атрибут. Действительно, только в тишине и молча человек имеет возможность сконцентрироваться на чем-то действительно важном и субъективно значимом.
в) Молчание, выражающее несогласие, тот или иной вид оппозиции
г) Молчание по мнению Н.Д. Арутюнова, можно рассматривать как позицию невмешательства, самоустранения. То есть молчанием адресат может дать понять, что не будет препятствовать действиям говорящего, но не хочет нести за них ответственность. Невыражение мнения обычно происходит из боязни или во избежание нежелательных последствий.
д) Молчание свидетельствующее
о том, что человек не находит
в себе душевные силы сказать о
чем-то, то есть информация, которую
хочет передать человек, несет такую
тяжелую эмоциональную
е) Молчание как не желание продолжать общение
По определению, предварительные условия описывают контекстные параметры и необходимы для реализации речевого акта, в то время как существенные условия, т.е. «основное условие», устанавливают конвенциональное коммуникативное значение, которое приписывается осуществляемому речевому акту». Молчание же в отличие от других речевых актов не имеет жестко исчисляемых предварительных и существенных условий. Этим и обусловливается особо тесная связь содержательной интерпретации молчания с контекстом, и его привязка к дискурсивным параметрам. Однако дискурсивное взаимодействие не может не основываться на разделяемом всеми членами общества знании, к которому, вне всякого сомнения, относятся знания о стратегиях содержательной интерпретации молчания в интеракциях того или иного типа. Осуществление речевого акта «молчание» невозможно, например, при письменном общении, а также при общении по телефону, поскольку в этом случае молчание будет являться маркером прерывания коммуникации, а не ответом на вопрос и/или реакцией на приведенный коммуникантом речевой акт.
Молчание многозначно и многофункционально. Оно включает всё то многообразие значений и смыслов, которые только могут выражаться при помощи языка или невербальных кодов. Молчание, как и большинство речевых актов, сопровождается невербальными кодами, степень значимости которых для коммуникации и вклад в комплекс сведений, передаваемых в конкретных дискурсивных условиях, будет варьироваться.
Молчание экспрессивно окрашено, поскольку оно по определению не может являться исключительным источником передачи информации. Даже при однозначном ответе: согласии или несогласии, которые также могут обозначаться речевым актом молчания, молчание имплицитно выражает либо эмоциональное состояние говорящего (молчащего), либо его отношение к действиям/словам собеседника (слушающего). Характерно, что партнер по коммуникации достаточно легко адекватно декодирует информацию, посланную ему таким способом. Это обусловлено, как уже сказано выше, тем, что, во-первых, коммуниканты владеют культурно специфическими дискурсивными стратегиями и, во-вторых, знаниями, необходимыми для достижения совместной цели в конкретных условиях.
В результате проведенного анализа текстовых фрагментов на выявление стратегических ресурсов молчания можно заключить следующее:
В процессе речевой деятельности
различают «молчание
Внутренняя речь и внутренняя коммуникация являются основными механизмами социальной детерминации сознания, основными средствами проведения неформального общественного воздействия на личность. Одновременно молчание как временной так и полное является формой индивидуального противостояния социальному давлению и
социальному контролю сознания, а также необходимым компонентом реализации внутренней свободы личности. Молчание как реакция может быть единственным нейтральным ответом на социальное давление, единственным возможной линией сохранения информации, избегания конфликта и т.д. Молчание как условие сохранения человеком внутренней референции, своего внутреннего многомерного пространства, в котором должны выражаться различные смысловые позиции.
Список литературы: