Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:44, курсовая работа
Объект исследования – 30 человек обоих полов, в возрасте от 18 до 50 лет.
Предмет – взаимосвязь мотивации достижения успеха и черт личности.
Цель исследования – выявить взаимосвязь мотивации достижения успеха и черт личности.
Введение...................................................................................................................3
1. Основные подходы к изучению мотивации достижения и черт личности..................................................................................................................6
1.1. Подходы к определению понятия мотивация и мотив.................................6
1.2. Определение мотивации достижения...........................................................17
1.3. Характер человека как система наиболее устойчивых черт личности.....25
2. Исследования мотивации достижения и черт личности.........................44
2.1. Цели, задачи, гипотезы исследования..........................................................44
2.2. Организация и методики исследования.......................................................45
2.3. Результаты исследования и их анализ..........................................................50
2.3.1. Исследование мотивации достижения успеха..........................................50
2.3.2. Исследование мотивации избегания неудач.............................................51
2.3.3. Исследование степени готовности к риску...............................................51
2.3.4. Исследование черт личности......................................................................51
Выводы...................................................................................................................53
Заключение.............................................................................................................55
Список литературы................................................................................................57
Один из подходов Кэттелла предполагает анализ различий между поверхностными (внешними) и исходными (глубинными) чертами. Поверхностные черты представляют собой совокупность поведенческих характеристик, которые при наблюдении выступают в неразрывном единстве, но не обязательно имеют общую причину. Поверхностные черты являются открытыми, видимыми переменными, происходящими на поверхности. Они – всего лишь продукт взаимодействия исходных черт, поэтому не столь значимы.
Их можно идентифицировать при клиническом исследовании, опрашивая людей по поводу того, какие характеристики, по их мнению, сочетаются. Глубинные (исходные) черты определяют то постоянство, которое наблюдается в поведении человека и формирует единый независимый тип личности. Исходные представляют собой реальные внутренние силы личности, лежащие в основе и в дальнейшем определяющие множественные внешние проявления. Эти черты Р. Кеттелл делит на формируемые средой и конституциональные (наследственные).
Такие черты можно выявить, по мнению Р. Кеттелла, только мультивариативными статистическими методами.
С модальной точки зрения ученый различает черты:
- Динамические, приводящие к действию в определенном направлении;
- Черты-способности, определяющие эффективность достижения цели;
- Темпераментальные, связанные с внутренними мотивами личностных реакций.
Анализируя информацию о различных чертах индивидуума, Р. Кеттелл составил очень простое уравнение, характеризующее предположительное поведение человека в конкретной ситуации. Это уравнение дает возможность предсказать реакцию индивидуума в будущем на основе характеристик его личности, оцененных в настоящем. Уравнение можно использовать в тестировании. Особое внимание в своих работах Р. Кеттелл уделяет более подробному рассмотрению динамических черт. Он разделяет их на три группы: аттитюды, эрги и чувства.
1. Аттитюд – это, по определению Р. Кеттелла, видимое внешнее выражение внутренней динамической структуры, из которой также выделяются эрги и чувства. Простыми словами, формула аттитюда выглядит примерно так: интерес определенной интенсивности в каком-то действии относительно определенного объекта.
2. Эрг можно назвать конституциональной динамической исходной чертой, что-то схожее с инстинктом или врожденной склонностью. В своих исследованиях Р. Кеттелл выявил 10 эргов: голод, секс, стадность, родительская протективность, любопытство, бегство (страх), драчливость, приобретательство, самоутверждение и нарциссическая сексуальность.
3. Чувство – динамическая черта, формируемая под воздействием окружающей среды. Оно имеет сходство с эргом, но является не врожденным, а приобретенным. Согласно Р. Кеттеллу чувства имеют тенденцию к организации вокруг значительных объектов культуры, в отношении которых со временем и с приобретением опыта все больше вырабатываются аттитюды. Исследования Р. Кеттелла выявили чувства, связанные с карьерой, спортом, религией, родителями, любимым человеком, а также с собственным «Я». Интересно, что последнее чувство оказалось одним из самых стабильных в проведенных исследованиях.
Взаимосвязь различных уровней динамических черт Р. Кеттелл представил в виде динамической решетки. Она представляет собой мотивационную структуру, в первой части которой отображены эрги (базовые биологические импульсы); в середине – чувства, каждое из которых взаимосвязано с несколькими эргами; в третьей части представлена структура аттитюдов, которые соответствуют линиям определенных действий, относящихся к обозначенным объектам. Каждый аттитюд взаимосвязан с несколькими чувствами, а через них является выражением целого ряда эргов. Чувству «Я» в исследованиях Р. Кеттелла отведено особенное место. Он считает, что это чувство играет важнейшую роль в активности и развитии личности человека. Оно оказывает влияние на удовлетворенность всех чувств и эргов, поэтому является своего рода «главенствующим» чувством.
Изучение развития личности Р. Кеттелл производил как на уровне описания временных изменений ее структуры, так и на уровне генетики и измерения влияния окружающей среды. Для оценки влияния наследственности и среды ученый создал метод MAVA (множественный абстрактный анализ вариаций). Исследовались близнецы и сиблинги (братья или сестры), воспитываемые в одной семье. Этот метод выявил интересную тенденцию со стороны влияний среды противостоять проявлениям генетических различий. Р. Кеттелл отнес это явление к закону биосоциального насилия. [26]
Исследуя явление научения, играющее значительную роль в процессе развития личности, Р. Кеттелл проводит разграничения. Он различает классическое, инструментальное и интегральное научения. Классическое обусловливание включает в себя эмоциональные реакции на воздействия окружающей среды. Инструментальное обусловливание играет значительную роль в построении динамической решетки. Особый интерес представляет одна из его форм, которую Р. Кеттелл назвал «слитным научением». При этом научении определенное поведение (или аттитюд) является путем достижения сразу нескольких целей. Интеграционное научение предполагает стремление индивидуума к максимизации общего долговременного удовлетворения, при этом выражая отдельные эрги и подавляя или вытесняя остальные. [27] Значительное влияние на формирование личности оказывают множественные социальные институты. Р. Кеттелл придавал большое значение социокультурным детерминантам поведения. Наибольшее влияние на личность человека оказывает семья, затем также весьма значимыми для индивидуума институтами являются профессия, школа, группа сверстников, религия, политическая партия, а также нация. Их влияние протекает одним из трех способов:
1. Умышленное намерение создать определенный тип личности.
2. Ситуационные или экологические факторы приводят к эффектам, не предусмотренным обществом.
3. Индивид может сам определить для себя необходимость дальнейшего изменения личности вследствие важных мотивов. [28]
Результатом факторизации личностных черт является серия опросников 16PF и личностных блоков ОА.
Помимо Р.Р. Кеттелла, в область исследований факторной теории наибольший вклад внесли Г.Ю. Айзенк, Дж. П. Гилфорд, Уильям Стефенсон.
Среди российских исследователей данного направления мы выделяем А.Г. Шмелева, В.И. Похилько, В.Ф. Петренко.
Следует отметить то, что факторизация различных проявлений одного и того же индивида представляет особый путь исследования личности на основе факторного анализа. [29, 30]
2. Исследование мотивации достижения и черт личности.
2.1. Цели, задачи, гипотезы исследования.
Цель исследования – выявить взаимосвязь мотивации достижения успеха и черт личности. В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи.
Теоретические задачи исследования:
1. На основе изучения литературы по теме исследования выявить основные подходы к изучению мотивации достижения и черт личности;
2. Выявить основные подходы к понятиям мотивация и мотив;
3. Рассмотреть характер человека как систему наиболее устойчивых черт личности.
Эмпирические задачи:
1. Исследовать и проанализировать мотивацию достижения успеха.
2. Исследовать и проанализировать мотивацию избегания неудач.
3. Исследовать и проанализировать степень готовности к риску.
4. Исследовать и проанализировать черты личности.
5. Провести корреляционный анализ.
В качестве гипотезы исследования выступило следующее предположение: мотивация достижения успеха имеет позитивную связь с чертами личности, а именно, с настойчивостью, самоуверенностью, добросовестностью, самодостаточностью (независимостью), организованностью.
2.2. Организация и методики исследования
В данной работе будет проведено исследование мотивации достижения успеха и черт личности, с целью выявления их взаимосвязи.
В исследовании использовались следующие методы: тестирование. Исследование включало в себя проведение следующих методик:
- методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса,
- методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса,
- тест «Готовность к риску» А. М. Шуберта,
- 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла.
Общей объем выборки составил 30 человек. Целью первого этапа является составление трех групп испытуемых: в первую группу войдут испытуемые с выраженным мотивом достижения успеха, во вторую со средним, в третью – испытуемые с низкими показателями выраженности мотива достижения успеха. Для выявления у испытуемых мотива достижения успеха будет использоваться методика Т. Элерса «Мотивация к успеху». Так как результат теста «Мотивация к успеху» следует анализировать вместе с результатами тестов: «Мотивация к избеганию неудач» Т. Элерса и теста «Готовность к риску» А. М. Шуберта, они были включены в исследование.
Таким образом, на основе результатов, полученных по методикам Т. Элерса и методике А.М. Шуберта, составляются три группы испытуемых – с выраженным мотивом достижения, средней и низкой выраженностью данного мотива. В первую группу были включены испытуемые, набравшие от 17 баллов и выше. Во вторую, набравшие от 11 до 16 баллов, в третью – получившие от 1 до 10 баллов.
Второй этап исследования направлен на выявление личностных особенностей испытуемых в каждой группе. Данное исследование проводится при помощи многофакторного личностного опросника Р. Кеттелла 16 PF. Кеттелл выделяет 16 факторов или черт личности. Подробнее о них будет сказано в соответствующей главе.
На третьем этапе будут выявлены взаимосвязи мотивации достижения успеха и черт личности.
2.3. Результаты исследования и их анализ.
В целях определения мотивации достижения успеха проведем исследование на группе мужчин и женщин в возрасте от 18 до 50 лет. Испытуемым предложим методику диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса; методику диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса; методику диагностики степени готовности к риску Шуберта; в целях определения черт личности предложим 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла;
2.3.1. Исследование мотивации достижения успеха.
Т. Элерс "Мотивация к успеху".
Мотив достижения успеха у испытуемых исследовался с помощью методики Т. Элерса "Мотивация к успеху". Трактовка мотивации к успеху, данная Т. Элерсом, приравнивается к нашему пониманию мотива достижения успеха. Мотивация достижения по Элерсу - это, прежде всего стремление к успеху, к высоким результатам в своей деятельности. И если человек, стремится достичь успеха, высоких результатов в деятельности, то у него достаточно сильная мотивация достижения. Одни люди отводят достижению успехов слишком большую роль, для других - это менее важно.
Выделяют факторы, определяющие наличие сильной мотивации достижения:
- стремление достигнуть высоких результатов (успехов);
- стремление делать все как можно лучше, лучше всех;
- выбор сложных заданий и желание их выполнить;
- стремление совершенствовать себя в своем мастерстве.
Таким образом, методика оценивает силу стремления к достижению цели, к успеху.
В ходе проведения исследования с помощью данной методики испытуемым предлагается ответить на 41 вопрос, выражая свое согласие или несогласие ответами "да" или "нет". Ответы суммируются по одному баллу при совпадении с ключом.
Таким образом, определяются уровни выраженности мотивации достижения. Выделяют 4 уровня: от 1 до 10 баллов - низкая мотивация к достижению успеха; от 11 до 16 баллов - средний уровень мотивации к достижению успеха; от 17 до 20 баллов - умеренно высокий уровень мотивации к достижению успеха; свыше 21 балла - слишком высокий уровень мотивации к достижению успеха.
В ходе проведения исследования с помощью данной методики были получены следующие результаты. Большинство испытуемых, а именно 53,3% имеют средний уровень мотивации к достижению успеха, у 40% испытуемых выявлен высокий уровень мотивации к достижению успеха и у 6,7% - низкий.
В дальнейшем особое внимание уделим 12 испытуемым (40%), которые
проявили высокий уровень в достижении успеха.
2.3.2. Исследование мотивации избегания неудач.
Т. Элерс "Мотивация к избеганию неудач".
Исследования Д. Мак-Клемавда показали, что люди с высоким уровнем защиты, то есть страхом перед несчастными случаями, чаще попадают в подобные неприятности, чем те, которые имеют высокую мотивацию на успех. Исследования показали также, что люди, которые боятся неудач (высокий уровень защиты), предпочитают малый или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу. Немецкий ученый Ф. Буркард утверждает, что установка на защитное поведение в работе зависит от трех факторов:
- степени предполагаемого риска;
- преобладающей мотивации;
- опыта неудач на работе.
Усиливают установку на защитное поведение два обстоятельства: первое - когда без риска удается получить желаемый результат; второе - когда рискованное поведение ведет к несчастному случаю. Достижение же безопасного результата при рискованном поведении, наоборот, ослабляет установку на защиту, т. е. мотивацию к избеганию неудач.
Таким образом, методика оценивает мотивационную направленность личности на избегание неудач.
Информация о работе Мотивация достижения успеха и черты личности