Мотивация достижения успеха и черты личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:44, курсовая работа

Описание

Объект исследования – 30 человек обоих полов, в возрасте от 18 до 50 лет.
Предмет – взаимосвязь мотивации достижения успеха и черт личности.
Цель исследования – выявить взаимосвязь мотивации достижения успеха и черт личности.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1. Основные подходы к изучению мотивации достижения и черт личности..................................................................................................................6
1.1. Подходы к определению понятия мотивация и мотив.................................6
1.2. Определение мотивации достижения...........................................................17
1.3. Характер человека как система наиболее устойчивых черт личности.....25
2. Исследования мотивации достижения и черт личности.........................44
2.1. Цели, задачи, гипотезы исследования..........................................................44
2.2. Организация и методики исследования.......................................................45
2.3. Результаты исследования и их анализ..........................................................50
2.3.1. Исследование мотивации достижения успеха..........................................50
2.3.2. Исследование мотивации избегания неудач.............................................51
2.3.3. Исследование степени готовности к риску...............................................51
2.3.4. Исследование черт личности......................................................................51
Выводы...................................................................................................................53
Заключение.............................................................................................................55
Список литературы................................................................................................57

Работа состоит из  1 файл

Взаимосвязь мотивации достижения успеха и черт личности.doc

— 704.00 Кб (Скачать документ)

В ходе проведения исследования с помощью данной методики испытуемым предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке необходимо выбрать только одно из трех слов, которое наиболее точно его характеризует, и пометить его. Степень выраженности мотивации к избеганию неудач оценивается количеством баллов, совпадающих с ключом.

Таким образом, определяются уровни выраженности мотивации достижения. Выделяют 4 уровня: От 2 до 10 баллов - низкая мотивация к защите; от 11 до 16 баллов - средний уровень мотивации; от 17 до 20 баллов -  высокий уровень мотивации; свыше 20 баллов - слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.

В ходе проведения исследования с помощью данной методики были получены следующие результаты. Большинство испытуемых, а именно 60% имеют высокий уровень мотивации к избеганию неудач, у 20% испытуемых выявлен средний уровень мотивации к избеганию неудач и у 20% - низкая мотивация к избеганию неудач, защите.

 

2.3.3. Исследование степени готовности к риску.

А. М. Шуберт «Готовность к риску»

          Мотивация к успеху влияет  на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху.
К тому же людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска.
Те, кто сильно мотивирован на успех и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач (защиту). И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху - достижению цели.

Тест позволяет оценить степень готовности к риску. Риск понимается как действие на удачу в надежде на счастливый исход или как возможная опасность, как действие, совершаемое в условиях неопределенности. Стимульный материал представляет собой список из 25 вопросов, на которые необходимо дать ответ по предлагаемой схеме: 2 балла - полностью согласен, полное «да»; 1 балл - больше «да», чем «нет»; 0 баллов - ни «да», ни «нет», нечто среднее; 1 балл - больше «нет», чем «да»; 2 балла - полное «нет».

Степень выраженности готовности к риску оценивается количеством баллов, в соответствие  с инструкцией: меньше -30 баллов - слишком осторожны; от -10 до +10 - среднее значение риска;
свыше +20 баллов - склонны к риску.

В ходе проведения исследования с помощью данной методики были получены следующие результаты. Большинство испытуемых, а именно 56,7% имеют среднее значение готовности к риску, у 26,7% испытуемых выявлен слишком низкий уровень готовности к риску и у 17,7% - склонность к риску.

 

2.3.4. Исследование черт личности.

16-факторный опросник Р. Кеттелла

Следующий этап работы - выявление личностных особенностей испытуемых. Для этого использовался метод, основанный на использовании черт личности, т.е. таких характеристик индивида, которые остаются постоянными во времени в разных ситуациях. Наиболее известный опросник для определения типов личности, который и использовался в данной работе, - 16-факторный опросник Р. Кеттелла. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла в настоящее время наиболее часто используется в исследованиях личности, и получила достаточно высокую оценку у психологов-практиков. В результате диагностики личность описывается 16-ю фундаментально независимыми и психологически содержательными факторами или чертами личности, лежащими в основе наблюдаемых моделей поведения. Кеттелл полагает, что личностные черты составляют ядро структуры личности, и они ответственны за то, что будет делать человек в данной обстановке. То есть опросник отражает модель индивидуально-психологических свойств личности и позволяет прогнозировать ее реальное поведение.

Таким образом, опросник предназначен для измерения шестнадцати личностных черт, характеризующих структуру личности:

A - замкнутость, озабоченность / сердечность, доброжелательность

B - низкий интеллект / высокий интеллект

C - эмоциональная неустойчивость / эмоциональная устойчивость

E – конформность (зависимость) / доминантность (настойчивость)

F - озабоченность (серьезный) / беспечность (легкомысленный)

G - недобросовестность / добросовестность

H - робость (осторожность, сдержанность) / смелость, уверенность

I - суровость, жесткость / мягкосердечность

L - доверчивость / подозрительность

M - практичность / мечтательность

N - наивность / проницательность

O - самоуверенность / склонность к чувству вины

Q - консерватизм / радикализм, гибкость

Q - социабельность (зависимый от группы) / самодостаточность (независимый)

Q - импульсивность (неуправляемый, низкий самоконтроль) / контроль желаний (организованный, контролирующий свое поведение)

Q – нефрустрированность (расслабленный) / фрустрированность (напряженный).

На основании качественного и количественного анализа содержания личностных факторов выделяются следующие блоки факторов:

Интеллектуальные особенности: факторы B, M, Q1.

Эмоционально-волевые особенности: факторы C, G, I, O, Q3, Q4.

Коммуникативные особенности и особенности межличностного взаимодействия: факторы A, H, F, Q2, N, L.

Тест-опросник состоит из 105 вопросов. Испытуемым дается следующая инструкция: "Для того чтобы Вы смогли определить свои личностные качества, постарайтесь отвечать на вопросы искренне и как можно точнее. На каждый вопрос Вы должны дать ответ, выбрав одну из трех альтернатив (а, b, с), которая в наибольшей степени соответствует Вашим взглядам, Вашему представлению о себе".

Результаты выражаются в шкале стенов, которые делятся на уровни: 1-4 стена - низкий уровень; 5-6 стенов - средний уровень: 7-10 стенов - высокий уровень.

На основе данных, полученных по методикам Элерса и Шуберта, была выделена группа испытуемых с выраженным мотивом достижения успеха.

Среднегрупповые показатели многофакторного личностного опросника Р. Кеттелла 16 PF представлены на рис.1.

рис.1

 

2.3.5. Анализ данных

 

          Как видно из графика, больше всего у испытуемых развиты такие качества как доброжелательность, общительность, открытость, стрессоустойчивость, работоспособность, самостоятельность, независимость, организованность, настойчивость, упрямство, добросовестность, ответственность. Таким образом, для испытуемых наиболее характерны такие черты, как смелость, решительность, развитое чувство долга и ответственности, осознанное соблюдение общепринятых моральных правил и норм, настойчивость в достижении цели, готовность к риску и сотрудничеству с незнакомыми людьми в незнакомых обстоятельствах, тяга к острым ощущениям. Большинство испытуемых – это лица веселые, жизнерадостные, довольные жизнью, уверенные в своих успехах и своих возможностях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведя данную курсовую работу, мы убедились в том, что существует связь между выраженным мотивом достижения успеха и личностными особенностями людей.

В наше время очень остро стоит проблема мотивации достижения успеха. Мотив - это одно из главных понятий, с помощью которого раскрывается природа человеческих действий, их сущность. Мотивы формируются в раннем детстве и значительное влияние на их формирование имеют школа, класс, общественная мысль коллектива и семья. Он выступает важным компонентом психологической структуры любой деятельности, ее движущей силой.

При индивидуальном действии мотив достижения и соответственно чувство успеха постепенно вступает в связь с естественным по генезису чувством самолюбия, больше того, чувство успеха подпитывает это ведущее отношение человека к самому себе, и оно становится ядром личности, центром его образа "Я".

Чувство же самолюбия непременно культивирует сильные стремления человека к превосходству, власти над человеком, к славе и непомерным материальным целям. В результате личность становится индивидуалистически направленной с соответствующими смыслоценностными ориентациями и смыслом жизни.

В воспитании чувства успеха как фактора морально совершенной личности должны быть положена стратегия недопущения стойкой внутренней связи этого чувства с чувством самолюбия, которое является деструктивным относительно личностного развития субъекта. А это означает, что, во-первых, само чувство успеха как обобщенное отношение к достижению как такого, нужно диференцировать. Ведь не во всех сферах жизнедеятельности субъект добивается социально нормированных достижений.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Педагогическая психология www.ido.edu.ru/psychology/pedagogical_ psychology.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы, СПб, 2006.

3. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека, М., 1990

4. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием, М., Изд. МГУ, 1991

5. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности, М., Изд. Мысль, 1976.

6. Кондратьева М.В. Мотивация достижения успеха в структуре личности в современной психологии.

7. Общая психодиагностика под ред.В. В. Столина, А.А. Бодалева. Изд. МГУ, 1987.

8. Хрестоматия Психология эмоций составитель Вилюнас В. (глава А.Н. Леонтьев Потребности, мотивы и эмоции). – СПб.: Питер, 2004.

9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. (глава Мотивы, эмоции и личность). – М.: Смысл; Изд. центр "Академия", 2004.

10. Ильин Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. – 2005. - №2.

11. Балл Г.А. "Мотив": уточнение понятия // Психологический журнал. – 2004. - №4.

12. Шпаковская Е. Влияние мотивации достижения успеха и избежания неудач на поведение человека (www. komanda. ru)

13. Горчакова Е.Б. Исследование мотивации достижения в отечественной психологии (статья).

14. Мерлин В.С. Структура личности – характер, способности, самосознание.- Пермь, 1990

15. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 257-280.

16. Краткий психологический словарь. –М., 1985.

17. Гоноболин Ф. Н. Воля, характер,деятельность. Мн., «Народная асвета» 1966

18. Левитов Н. Д. Психология характера,изд. 3. М., «Просвещение», 1969

19. Юнг К.Г. Психологические типы. М.,1995.

20. Акцентуации характера. Краткий словарь-справочник. Под редакцией В. А. Попова, С. А. Завражина. Владимир,1994.

21. Кречмер Э. Строение тела и характер. М.: Политиздат. 1995

22. Леонгард К. Акцентуированные личности// Психология индивидуальных различий. Тексты М.: МГУ. 1982             

23. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Педагогика. 1995

24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер», 2000

25. Robert Frager, James Fadiman Personality Personal Growth 5 th –2002 ссылка: http: //1. iesod.z8. ru /nehudlit/self0665 /reidjer.rar

26. Келвин С. Холл, Гарднер Линдсей Теории личности Перевод И.Б. Гриншпун М.: "КСП+", 1997

27. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: "БАХРАХ-М", 2001

28. В.М. Мельников Л.Т. Ямпольский Введение в экспериментальную психологию личности: учеб. Пособие для слушателей ИПК преподавателей пед. Дисциплин ун-тов и пед. институтов. – М.: Просвещение, 1985.

29. Яровицкий В. 100 великих психологов. – М.: Вече, 2004

30. Липов В.Н. Факторная модель развития черт личности Р. Кеттелла. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2009. N 1-2. URL: http:// ppip.su

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса

 

Инструкция: «Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке выберите только одно из трех слов, которое наиболее точно Вас характеризует, и пометьте его».

 

1

2

3

1. Смелый

бдительный

предприимчивый

2. Кроткий

робкий

упрямый

3. Осторожный

решительный

пессимистичный

4. Непостоянный

бесцеремонный

внимательный

5. Неумный

трусливый

недумающий

6. Ловкий

бойкий

предусмотрительный

7. Хладнокровный

колеблющийся

удалой

8. Стремительный

легкомысленный

боязливый

9. Незадумывающийся

жеманный

непредусмотрительный

10. Оптимистичный

добросовестный

чуткий

11. Меланхоличный

сомневающийся

неустойчивый

12. Трусливый

небрежный

взволнованный

13. Опрометчивый

тихий

боязливый

14. Внимательный

неблагоразумный

смелый

15. Рассудительный

быстрый

мужественный

16. Предприимчивый

осторожный

предусмотрительный

17. Взволнованный

рассеянный

робкий

18. Малодушный

неосторожный

бесцеремонный

19. Пугливый

нерешительный

нервный

20. Исполнительный

преданный

авантюрный

21. Предусмотрительный

бойкий

отчаянный

22. Укрощенный

безразличный

небрежный

23. Осторожный

беззаботный

терпеливый

24. Разумный

заботливый

храбрый

25. Предвидящий

неустрашимый

добросовестный

26. Поспешный

пугливый

беззаботный

27. Рассеянный

опрометчивый

пессимистичный

28. Осмотрительный

рассудительный

предприимчивый

29. Тихий

неорганизованный

боязливый

30. Оптимистичный

бдительный

беззаботный

Информация о работе Мотивация достижения успеха и черты личности