Мышление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 19:45, шпаргалка

Описание

Мышление - наиболее обобщенная и опосредствованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Мышление радикально расширяет возможности человека в его стремлении к познанию всего окружающего шире, вплоть до невидимого, поскольку оно оперирует не только первичными и вторичными образами, но и понятиями. В своем становлении мышление проходит две стадии допонятийную и понятийную.

Работа состоит из  1 файл

Мышление.docx

— 23.85 Кб (Скачать документ)

 Факторы, препятствующие  успешному мыслительному процессу

 

1) косность, стереотипность  мышления; 

2) излишняя приверженность  к использованию привычных методов  решения, что затрудняет возможность  взглянуть на задачу "по-новому";

3) страх ошибки, боязнь  критики, страх "оказаться глупым",  излишняя критичность к своим  решениям; 

4) психическая и мышечная  напряженность и т. д. Для  активации мышления можно применять  специальные формы организации  мыслительного процесса, например "мозговой  штурм" или брейнсторминг - метод предложен А. Осборном (США), предназначен для продуцирования  идей и решений при работе  в группе.

 

"Мозговой штурм", который  ведет группа, постепенно накапливающая  опыт решения различных задач,  положен в основу так называемой  синектики, предложенной американским  ученым У. Гордоном. При "синектическом  штурме" предусмотрено обязательное  выполнение четырех специальных  приемов, основанных на аналогии: прямой (подумайте, как решаются  задачи, похожие на данную); личной  или эмпатии (попробуйте войти  в образ данного в задаче  объекта и рассуждать с этой  точки зрения); символической (дайте  в двух словах образное определение  сути задачи); фантастической (представьте,  как бы эту задачу решили  сказочные волшебники).

 Еще один способ  активации поиска - метод фокальных  объектов.  Он состоит в том,  что признаки нескольких случайно  выбранных объектов переносят  на рассматриваемый (фокальный,  находящийся в фокусе внимания) объект, в результате чего получаются  необычные сочетания, позволяющие  преодолеть психологическую инерцию  и косность. Так, если случайным  объектом взят "тигр", а фокальным  "карандаш", то получаются сочетания  типа "полосатый карандаш",  "клыкастый карандаш" и т.  д. Рассматривая эти сочетания  и развивая их, иногда удается  прийти к оригинальным идеям.

 

 Метод морфологического  анализа заключается в том,  что вначале выделяют главные  характеристики объекта-оси, а  затем по каждой  из них записывают  всевозможные варианты-элементы. Имея  запись по всем осям и комбинируя  сочетания разных элементов, можно  получить  большое число всевозможных  вариантов. В поле зрения при  этом могут попасть и неожиданные  сочетания, которые едва ли  бы пришли в голову.

 

 Способствует интенсификации  поиска и метод контрольных  вопросов, который предусматривает  применение для этой цели списка  наводящих вопросов, например: "А  если сделать наоборот? А если  изменить форму объекта? А если  взять другой материал? А если  уменьшить или увеличить объект? и т. д.

 

 Все рассмотренные  методы активизации творческих  мыслительных возможностей предусматривают  целенаправленную стимуляцию ассоциативных  образов (воображения).

 

 Развивать и стимулировать  мыслительную деятельность человека  можно посредством различных  задач. Так, для развития способности  к абстрагированию главного от  второстепенного используются задачи  с избыточными данными, уводящими  от правильного решения. Потребность  переформулировать проблему для  более глубокого ее понимания  развивают задачи с частично  неверными данными:  они предполагают  умение скорректировать постановку  задачи или указать на невозможность  ее решения. Умение отличать  задачи, допускающие только вероятностное  решение, - также существенно развивает  мышление человека.

 Для усиления творческих  мыслительных возможностей используют  и "экзотические" приемы: введение  человека в особое суггестивное  состояние психики (активация  бессознательного), внушение в состоянии  гипноза воплощения в другую  личность, в известного ученого,  например, Леонардо да Винчи, что  резко повышает творчество у  обычного человека.

 

 Для повышения эффективности  умственной деятельности применяется  и методика "гимнастика ума", направленная на активизацию  и  гармоничную синхронизацию   активности  левого и правого  полушарий мозга с помощью  специальных упражнений.


Информация о работе Мышление