Факторы, препятствующие
успешному мыслительному процессу
1) косность, стереотипность
мышления;
2) излишняя приверженность
к использованию привычных методов
решения, что затрудняет возможность
взглянуть на задачу "по-новому";
3) страх ошибки, боязнь
критики, страх "оказаться глупым",
излишняя критичность к своим
решениям;
4) психическая и мышечная
напряженность и т. д. Для
активации мышления можно применять
специальные формы организации
мыслительного процесса, например "мозговой
штурм" или брейнсторминг -
метод предложен А. Осборном (США),
предназначен для продуцирования
идей и решений при работе
в группе.
"Мозговой штурм", который
ведет группа, постепенно накапливающая
опыт решения различных задач,
положен в основу так называемой
синектики, предложенной американским
ученым У. Гордоном. При "синектическом
штурме" предусмотрено обязательное
выполнение четырех специальных
приемов, основанных на аналогии:
прямой (подумайте, как решаются
задачи, похожие на данную); личной
или эмпатии (попробуйте войти
в образ данного в задаче
объекта и рассуждать с этой
точки зрения); символической (дайте
в двух словах образное определение
сути задачи); фантастической (представьте,
как бы эту задачу решили
сказочные волшебники).
Еще один способ
активации поиска - метод фокальных
объектов. Он состоит в том,
что признаки нескольких случайно
выбранных объектов переносят
на рассматриваемый (фокальный,
находящийся в фокусе внимания)
объект, в результате чего получаются
необычные сочетания, позволяющие
преодолеть психологическую инерцию
и косность. Так, если случайным
объектом взят "тигр", а фокальным
"карандаш", то получаются сочетания
типа "полосатый карандаш",
"клыкастый карандаш" и т.
д. Рассматривая эти сочетания
и развивая их, иногда удается
прийти к оригинальным идеям.
Метод морфологического
анализа заключается в том,
что вначале выделяют главные
характеристики объекта-оси, а
затем по каждой из них записывают
всевозможные варианты-элементы. Имея
запись по всем осям и комбинируя
сочетания разных элементов, можно
получить большое число всевозможных
вариантов. В поле зрения при
этом могут попасть и неожиданные
сочетания, которые едва ли
бы пришли в голову.
Способствует интенсификации
поиска и метод контрольных
вопросов, который предусматривает
применение для этой цели списка
наводящих вопросов, например: "А
если сделать наоборот? А если
изменить форму объекта? А если
взять другой материал? А если
уменьшить или увеличить объект?
и т. д.
Все рассмотренные
методы активизации творческих
мыслительных возможностей предусматривают
целенаправленную стимуляцию ассоциативных
образов (воображения).
Развивать и стимулировать
мыслительную деятельность человека
можно посредством различных
задач. Так, для развития способности
к абстрагированию главного от
второстепенного используются задачи
с избыточными данными, уводящими
от правильного решения. Потребность
переформулировать проблему для
более глубокого ее понимания
развивают задачи с частично
неверными данными: они предполагают
умение скорректировать постановку
задачи или указать на невозможность
ее решения. Умение отличать
задачи, допускающие только вероятностное
решение, - также существенно развивает
мышление человека.
Для усиления творческих
мыслительных возможностей используют
и "экзотические" приемы: введение
человека в особое суггестивное
состояние психики (активация
бессознательного), внушение в состоянии
гипноза воплощения в другую
личность, в известного ученого,
например, Леонардо да Винчи, что
резко повышает творчество у
обычного человека.
Для повышения эффективности
умственной деятельности применяется
и методика "гимнастика ума",
направленная на активизацию
и гармоничную синхронизацию
активности левого и правого
полушарий мозга с помощью
специальных упражнений.