Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:07, курсовая работа
Цивилизация растет, развивается, каждое мгновение стоит все дороже и дороже и человеческая личность, как субъект деятельности, становиться все важнее. И наиболее важен для современной психологической науки вообще и для социальной психологии в частности вопрос, - какие факторы влияют на деятельность человека? Важен он в практическом плане – для рекламы, маркетинга, да и рынка в целом он фундаментален. Актуален этот вопрос и в педагогике, и в социологии, и в управлении – в любой сфере, где важно поведение человека.
Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое исследование формирования направленности личности под влиянием социальных факторов………………………….6
1.1 Структура направленности……………………………………………6
1.2 Потребности и их социальная обусловленность…………………..…7
1.3 Интересы……………………………………………………………….13
1.4 Идеалы. Идеалы и их культурная обусловленность………………….17
Глава 2. Направленность и культура………………………………………19
Глава 3. Эмпирическое исследование влияния приоритетного источника информации на ценностную сферу личности…………………………….21
Заключение………………………………………………………………….30
Список литературы……………
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского
Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
«НАПРАВЛЕННОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ»
Выполнил: студент 2-го курса факультета клинической психологии очной формы обучения К. А. Стуклов
Проверил: зав. кафедрой философии, гуманитарных наук и психологии, докт. социол. наук, профессор Е.А. Андриянова
Саратов, 2010 |
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретическое исследование формирования направленности личности под влиянием социальных факторов………………………….6
1.1
Структура направленности…………………………………………
1.2 Потребности и их социальная обусловленность…………………..…7
1.3
Интересы…………………………………………………………
1.4 Идеалы. Идеалы и их культурная обусловленность………………….17
Глава 2. Направленность и культура………………………………………19
Глава
3. Эмпирическое исследование влияния
приоритетного источника
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Цивилизация растет, развивается, каждое мгновение стоит все дороже и дороже и человеческая личность, как субъект деятельности, становиться все важнее. И наиболее важен для современной психологической науки вообще и для социальной психологии в частности вопрос, - какие факторы влияют на деятельность человека? Важен он в практическом плане – для рекламы, маркетинга, да и рынка в целом он фундаментален. Актуален этот вопрос и в педагогике, и в социологии, и в управлении – в любой сфере, где важно поведение человека.
Проблема эта слишком широка для этой работы, поэтому необходимо для начала определиться с объектом и предметом исследования, а так же с тем, в каком контексте будет проходить исследование.
Условно, факторы, влияющие на деятельность, можно разделить на внешние и внутренние по отношению к субъекту. Внешними будут называться объективные факторы, предметы материальной действительности, а так же общественные отношения, которые влияют на деятельность субъекта вне зависимости от него самого. Внутренние факторы – это собственно личность, с ее потребностями, желаниями, мотивами, направленностью, характером и темпераментом[2]. Но нужно сразу указать, что влияние многих внешних факторов будет сильно зависеть от внутренних факторов из-за субъективного восприятия мира личностью. Несомненно, и внешние факторы влияют на реализацию личностного аспекта деятельности. Но как они влияют, вопрос открытый, и одной из задач этой работы будет частично ответить на него.
в этой работе наибольшее внимание будет уделяться именно личностному компоненту деятельности, а именно такой ее части как направленность, так как именно она, являясь совокупностью наиболее важных для личности мотивов и потребностей, во многом обуславливает деятельность личности.
Объект: Направленность.
Учитывая специфику науки
Предмет: Направленность как социальное явление
Так же важен контекст, в котором будет изучаться направленность и ее проявление.
Контекст, в котором будет
Так же будут использованы: теория мотивации А. Маслоу, понятия интеро- и экстериоризации, а так же понятие знака из культурно-исторической теории Л. С. Выгодского. Эти теории и понятия будут использованы как вспомогательные для создания более целостной картины механизмов генезиса и воздействие направленности на деятельность.
Все вышеизложенное будет необходимо для достижения основной цели этой работы – изучить процесс развития направленности под воздействием социальных условий. В частности под влиянием различных источников потребляемой информации.
По ходу исследования будут решаться следующие задачи: проанализировать подходы к направленности, выделить основные факторы, прямо или косвенно влияющие на формирование направленности, вычленить из общей совокупности факторов социальные и культурные агенты, изучить влияние культурных агентов экспериментально.
Гипотезой для практического исследования
станет предположение, что определенный
вид источника информации будет
формировать и определенную направленность,
то есть имеется связь между источником
потребляемой информации и направленностью
личности. Более подробно это утверждение
будет обоснованно в
Глава 1. Теоретическое исследование формирования направленности личности под воздействием социальных факторов
1.1 Структура направленности
Прежде чем разбирать природу и структуру направленности необходимо дать этому явлению четкое определение
Направленность - трансситуативная устремленность, ориентированность мыслей, чувств, желаний, фантазий и, прежде всего, поступков человека, а так же комплекс определенных, ведущих мотивов личности[1].
На основании данного
Но перед тем, как начать разбирать взаимодействие направленности с другими психическими явлениями, нужно рассмотреть ее природу и структуру.
Не смотря на то, что направленность целостный компонент личности, она имеет сложную структуру, состоящую из элементов различной природы, происхождения, разной устойчивости. Их объединяет одна очень важная функция – все вместе они определяют общую динамическую тенденцию личности на ее жизненном пути.
С. Л. Рубинштейн предлагает следующую структуру направленности личности.
Не смотря на достаточную очевидность
существования явления
1.2 Потребности и их социальная обусловленность
начать стоит с потребностей, так как это базовый элемент направленности, на его основе развиваются все остальные элементы, и так же обуславливаются ими.
Потребность – это форма связи организма с внешним миром, источник его активности[1].
Потребность есть у всех живых существ. И этим живая природа отличается от неживой. Другим её отличием, также связанным с потребностями, является избирательность реагирования живого именно на то, что составляет предмет потребностей, то есть на то, чего организму в данный момент времени не хватает. Потребность активизирует организм, стимулирует поведение, направленное на поиск того, что требуется. Она как бы ведет за собой организм, приводит в состояние повышенной возбудимости отдельные психические процессы и органы, поддерживает активность организма до тех пор, пока соответствующее состояние нужды не будет полностью удовлетворено.
Количество и качество потребностей,
которые имеют живые существа,
зависит от уровня их организации, от
образа и условий жизни, от места,
занимаемого соответствующим
Потребности человека имеют много особенностей, но три из них будут наиболее важны для этой работы.
Во-первых, круг потребностей у человека очень широк и не ограничивается только жизненно-необходимыми предметами[2]
Во-вторых, потребности имеют более сложную природу, возникновение потребности, благодаря наличию сознания, сложный процесс[2]
В-третьих, существует иерархия потребностей,
проявляющаяся в порядке
Рассмотрим каждую особенность подробнее.
Развитие цивилизации, увеличение числа материальных и духовных благ, доступных человеку обуславливает возникновение новых общественных потребностей. То есть, чем более развито общество, тем более широким кругом потребностей обладают его представители[3]. Но, опираясь на теорию мотивации Маслоу нужно указать, что под более развитым обществом в данной ситуации подразумевается то, что смогло удовлетворить базовые потребности и открыло дорогу для возникновения потребностей социальных.
Не смотря на практическое предназначение многих материальных благ, большинством людей они воспринимаются не как средство облегчения их жизни, а, например, как средство достижения уважения или признания[3] Это явление Маслоу назвал скрытой мотивацией, когда предмет, необходимый для удовлетворения одной потребности, воспринимается как средство достижения совсем иной цели. Такое смещение мотивов часто не обусловлено какими-то новыми свойствами, которые индивид заметил в этом предмете и которые могут помочь ему достичь своей цели, а лишь общественным отношением к предмету. Машина может стать для человека не средством увеличения мобильности, но способом завоевать уважение окружающих[7]. Способность стать средством достижения уважения автомобиль получил благодаря тому, что воспринимается порой как «роскошь». А сама по себе потребность человека в уважении имеет чисто социальное происхождение и удовлетворение ее необходимо для интеграции в общество, коллектив и работы в нем. Итак, общество изменяет имеющиеся потребности человека и формирует новые, ранее не возникавшие.
Вторая особенность –
Рубинштейн в своих работах выделял несколько этапов развития единичной потребности
Органические потребности