Направленность как социальное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:07, курсовая работа

Описание

Цивилизация растет, развивается, каждое мгновение стоит все дороже и дороже и человеческая личность, как субъект деятельности, становиться все важнее. И наиболее важен для современной психологической науки вообще и для социальной психологии в частности вопрос, - какие факторы влияют на деятельность человека? Важен он в практическом плане – для рекламы, маркетинга, да и рынка в целом он фундаментален. Актуален этот вопрос и в педагогике, и в социологии, и в управлении – в любой сфере, где важно поведение человека.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое исследование формирования направленности личности под влиянием социальных факторов………………………….6
1.1 Структура направленности……………………………………………6
1.2 Потребности и их социальная обусловленность…………………..…7
1.3 Интересы……………………………………………………………….13
1.4 Идеалы. Идеалы и их культурная обусловленность………………….17
Глава 2. Направленность и культура………………………………………19
Глава 3. Эмпирическое исследование влияния приоритетного источника информации на ценностную сферу личности…………………………….21
Заключение………………………………………………………………….30
Список литературы……………

Работа состоит из  1 файл

нормальная курсовая.docx

— 1.67 Мб (Скачать документ)

 

Комментарии: как видно из таблицы, все показатели находятся на высоком  уровне, что можно объяснить возрастом  испытуемых, - 18 лет, юношеский возраст, который характеризуется общей  неопределенностью и высокой  активностью поисков своего места  в жизни и своего жизненного пути.  Но, в то же время, 100% испытуемых в группе интернет показали высокие баллы в шкалах саморазвитие (1) и сохранение индивидуальности (8). А в группе телевиденье для 100% испытуемых наиважнейшей ценностью является их материальное положение (7).  Это вполне себе четкие тенденции внутри групп и можно утверждать, что эти ценности были сформированы тем транслятором культуры, что в основном потребляли исследуемые в каждой группе.

Отсюда можно сделать вывод, что ценностные ориентации личности напрямую зависят от того, что ей навязывают извне, через трансляторы  культуры. Есть смысл углубить исследование и попытаться изучить, что именно каждый из источников информации навязывает своим потребителям. 

Возможно, что будут разрушены  некоторые стереотипы. Они и были разрушены в данном исследовании. Например, бытует мнение, что активные пользователи интернета – асоциальные личности. Но, как показал данный опрос, одной из главных ценностей пользователя интернет – активные социальные контакты.

Так же в дальнейшем необходимо связать  полученные данные с особенностями  личности, чтобы понять принцип преображения транслируемой информации в ценностные ориентации.

Нельзя с уверенностью сказать, подтвердилась ли гипотеза, так как  больше трети данных оказалась недостоверна. Хотя, если полагаться на статистические данные по оставшемуся материалу - зависимость между источником информации и ценностями вполне явная и тогда можно говорить, что гипотеза подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

В процессе работы над теоретическим  исследованием направленности личности, анализируя различные источники  информации, было показанно, что направленность всегда социально и культурно  обусловлена и формируется в  онтогенезе в процессе обучения и  воспитания, выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в  деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное  время от основной деятельности.

В ходе эмпирического исследования была доказана зависимость жизненных  ценностей личности от наиболее приоритетного  для нее источника информации.  Так же было выяснено, что пользователи сети интернет характеризуются стремлением  к саморазвитию и сожранению индивидуальности. Люди же, проводящие свободное время у телевизора, эгоистично направлены, для них наиболее важно получить как можно больше выгоды от своих действий. Люди, читающие книги, как и любители кино, не показали каких либо общих тенденций, кроме стремления походить на общественно одобряемый образ.

 Практическая значимость этого исследования может заключаться в возможном применении его результатов в деятельности психолога и педагога, а так же стать опорой для дальнейших научных изысканий, посвященных развитию и становлению личности.

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Большой психологический  словарь / Сост и общ ред Б. Г. Мерящеков, В. П. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 1997. – 672 с.
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002.- 705с
  3. Маслоу Абрахам Гарольд. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999. – 351с
  4. Культура и личность http://www.countries.ru/library/terms/lc.htm (18.12.10)
  5. Выготский: культурно-исторический и естественно-научный подходы к понятию интериоризации http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/10450.php (10.12.10)
  6. В.Е. Лёвкин.  Категории интериоризации, экстериоризации, отождествления, разотождествления, интроекции, проекции, переноса http://www.orgpsiholog.ru/kat.int.htm (29.11.10)
  7. Иванчик Т. Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности// Актуальные проблемы социальной психологии: Материалы всесоюзного симпозиума. Кострома, 1986. – с. 46 – 48.
  8. В. Франкл. Человек в поисках смысла http://lib.ru/PSIHO/JUNG/psytypes.txt (19.12.10)

 

 

 

 

 


Информация о работе Направленность как социальное явление