Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:07, курсовая работа
Цивилизация растет, развивается, каждое мгновение стоит все дороже и дороже и человеческая личность, как субъект деятельности, становиться все важнее. И наиболее важен для современной психологической науки вообще и для социальной психологии в частности вопрос, - какие факторы влияют на деятельность человека? Важен он в практическом плане – для рекламы, маркетинга, да и рынка в целом он фундаментален. Актуален этот вопрос и в педагогике, и в социологии, и в управлении – в любой сфере, где важно поведение человека.
Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое исследование формирования направленности личности под влиянием социальных факторов………………………….6
1.1 Структура направленности……………………………………………6
1.2 Потребности и их социальная обусловленность…………………..…7
1.3 Интересы……………………………………………………………….13
1.4 Идеалы. Идеалы и их культурная обусловленность………………….17
Глава 2. Направленность и культура………………………………………19
Глава 3. Эмпирическое исследование влияния приоритетного источника информации на ценностную сферу личности…………………………….21
Заключение………………………………………………………………….30
Список литературы……………
В-третьих, как «производитель» культуры, творчески порождающий новые культурные формы, либо интерпретативно воспроизводящий или оценивающий в суждениях имеющиеся формы, что уже по самому факту индивидуального интерпретирования может быть квалифицировано как акт творчества. И, в-четвертых, как «транслятор» культуры, ибо, воспроизводя какие-либо культурные образцы в практических действиях и суждениях, человек тем самым передает информацию о них другим людям[4].
Итак, если выше мы говорили о направленности, как о явлении, порожденном социальным окружением, то теперь несколько конкретизируем эту связь, а именно – направленность, как общая устремленность личности, во многом зависит от культуры общества и от того, что транслируют продукты этой культуры. Необходимо указать, что любой предмет, принадлежащий какой либо культуре, является одновременно продуктом и транслятором этой культуры. Например, любое художественное произведение с одной стороны, опирается на достижения, нормы и принципы той культуры, в рамках которой была создана, а с другой стороны, это самое художественное произведение транслирует культуру читателю, в некотором смысле формируя его мировоззрение.
Исходя из Культурно-исторической теории Выготского, можно предположить, что культура, прямо или косвенно влияет на направленность человека.
Влиять культура может через потребности. Так или иначе, но направленность в основном не предметна, а устремлена в какую либо жизненную сферу. Человек стремится не к конкретной материальному или духовному благу, а к некой общности ценностей, и при этом, группа ценностей не является целью, а скорее некой областью, в которой человек стремится совершенствоваться[2]. Например, если человек испытывает потребность в уважении, то он просто физически не способен достичь его во всех социальных сферах и группах. Но есть наиболее приоритетная для него сфера – например его рабочий коллектив. И человек будет стремиться удовлетворить потребность в уважении именно в внутри этого коллектива[3]а вот средства достижения уважения целиком и полностью обусловлены культурой. Например, если в одной культуре слово уважаемый синоним слову обеспеченный, то и добиваться уважения человек будет улучшая свое материальное благосостояние. А в другой культуре слово уважаемый синоним слову – сильный. И пути достижения уважения тоже будет соответствующие[5].
Но наибольшее воздействие культура оказывает на идеалы. Идеалы формируются под воздействием транслируемых из различных источников представлений о человеке, о том, каким он должен быть.
Но в современном мире плюрализма мнений разные трансляторы культуры транслируют разные образы. Ко всему прочему наблюдаются возникновение разных ценностей у людей, потребляющих информацию из разных источников[6]. Возникает вопрос – есть ли связь между тем, какую информацию потребляет человек и тем, чего он желает в жизни добиться и что будет для него важно.
Глава 3. Эмпирическое исследование влияния приоритетного источника информации на ценностную сферу личности
В результате теоретического исследования направленности мы пришли к выводу, что направленность, а в особенности идеалы, ценности и установки во многом зависят от того, какую культуру человек потребляет. Но необходимо теоретический вывод подтвердить эмпирическими данными.
Для этого было проведено исследование,
целью которого и было выявить
зависимость жизненных
Испытуемыми в данном исследовании
стали студенты первого курса
специальности клинической
Выборка составила 30 человек.
В исследовании использовались: анкета, составленная специально для этого исследования, и морфологический тест жизненных ценностей (В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина) (МТЖЦ)
Анкета использовалась для выявления наиболее приоритетного источника информации. Состояла она из четырех блоков, в каждом блоке по три вопроса. Каждый блок относился к какому либо источнику информации (транслятор культуры) – интернет, телевиденье, книги, кино. Первые два вопроса в блоке выявляли приоритетность данного источника, а третий выявлял предпочитаемый жанр внутри блока.
МТЖЦ использовалась для выявления терминальных жизненных ценностей у испытуемых.
Основным диагностическим
Перечень жизненных ценностей включает:
1. Развитие себя. Т.е. познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик.
2. Духовное удовлетворение, т.е. руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными.
3. Креативность, т.е. реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность.
4. Активные социальные контакты, т.е. установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли.
5. Собственный престиж, т. е. завоевание своего признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям.
6. Высокое материальное положение, т.е. обращение к факторам материального благополучия как главному смыслу существования.
7. Достижение, т. е. постановка и решение определенных жизненных задач как главных жизненных факторов.
8. Сохранение собственной индивидуальности, т.е. преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости.
Терминальные ценности реализуются по-разному, в различных жизненных сферах. Под жизненной сферой понимается социальная сфера, где осуществляется деятельность человека. Значимость той или иной жизненной сферы для разных людей неодинакова.
Перечень жизненных сфер:
1. Сфера профессиональной жизни.
2. Сфера образования.
3. Сфера семейной жизни.
4. Сфера общественной активности.
5. Сфера увлечений.
6. Сфера физической активности.
Опросник направлен на изучение индивидуальной системы ценностей человека с целью лучшего понимания смысла его действия или поступка. Самобытность человека вырабатывается относительно основных ценностей, признаваемых в обществе. Но личностные ценности могут и не воспроизводить точную копию ценностей общественных.
В конструкцию опросника входит шкала достоверности степени желания у человека социального одобрения его поступков. Чем выше результат, тем больше поведение испытуемого (на вербальном уровне) соответствует одобряемому образцу. Критический порог - 42 балла, после которого результаты можно признать недостоверными.
Опрос необходимо проводить при
соблюдении благоприятного эмоционального
климата. Экспериментатор должен быть
доброжелательным, должен уметь ответить
на возникающие вопросы, но не провоцировать
определенный ответ испытуемого
на утверждение. При групповом проведении
опроса каждый испытуемый должен иметь
свой текст опросника. Допускается
зачитывание утверждений
Инструкция: Вам предлагается опросник, в котором описаны различные желания и стремления человека. Просим Вас оценить каждое утверждение по 5-балльной шкале следующим образом:
- если для Вас смысл
- если для Вас имеет небольшое значение, то поставьте цифру 2;
- если для Вас имеет
- если для Вас это ВАЖНО - поставьте цифру 4;
- если для Вас это ОЧЕНЬ ВАЖНО - поставьте цифру 5.
Просим Вас помнить, что здесь не может быть правильных и неправильных ответов и что самым правильным будет правдивый ответ. Старайтесь не использовать для оценки утверждения цифру «3».
Объектом исследования стали терминальные жизненные ценности студентов первого курса.
Предмет – культурная обусловленность жизненных ценностей
Этапы работы
Ход работы
Опрос проходил в общей группе, каждому из испытуемых был предложен свой бланк с вопросами и бланк для ответов.
Для контроля за скоростью работы испытуемых, вопросы МТЖЦ зачитывались вслух.
Результаты.
В процессе обработки результатов полученные данные были разделены на пять групп на основании наиболее приоритетного источника информации (транслятора культуры) 1)интернет; 2) телевиденье; 3) книги; 4) кино; 5) нет приоритетного источника.
На данном этапе были получены следующие результаты
Транслятор культуры |
Количество потребителей |
Интернет |
9 |
Телевиденье |
7 |
Книги |
5 |
Кино |
6 |
Нет приоритетного источника |
3 |
В результате анализа данных, полученных с помощью МТЖЦ в каждой группе, были выявлены такие тенденции
Во всех группах испытуемых наблюдаются высокие результаты по всем видам ценностей, что говорит о конфликте ценностей. Средний балл по шкалам в общей выборке таков
Шкала |
Развитие себя |
Духовное удовлетворение |
креативность |
Социальные контакты |
престиж |
достижения |
Высокое материальное положение |
Сохранение индивидуальности |
Баллы(ср/макс отклон.) |
51.3/3 |
56.7/5 |
49.1/5 |
49.7/4 |
52.7/3 |
47.9/7 |
55.4/2 |
42.3/6 |
В группе Интернет наблюдаются высокие показатели по следующим шкалам жизненных ценностей – саморазвитие (1), сохранение индивидуальности (8), активные социальные контакты (4). Наиболее приоритетной сферой самореализации является сфера образования
В группе Телевиденье наблюдается общая эгоистически престижная направленность. Наиболее высокие показатели получились по шкалам – материальное положение (7), достижения (6), престиж (6). Наиболее приоритетная сфера – сфера общественной жизни.
В группах Кино и Книги не наблюдается каких-либо общих тенденций, показатель корреляции не достоверен в обеих группах. Сильный разброс результатов. Хотя испытуемые из группы книги достоверно сходятся в высоких показателях шкал «духовное удовлетворение» и лжи. Возможно, сильный разброс результатов связан с недостаточным числом испытуемых в группе, что обуславливает низкую валидность выборки. Возможно, при большем количестве данных, можно было проследить какие либо общие ценности внутри каждой из этих двух групп. Высокие показатели по шкале лжи говорят о стремлении подражать общественно приемлемому образцу поведения. Трое в группе книги и четверо в группе кино перешагнули критический порог по шкале достоверности и их данные можно считать не достоверными. Но, при более углубленном изучении данного явления можно получить важные данные. Но это тема для отдельного исследования.
В группе Без приоритетного источника так же нет какого либо выделяющегося показателя, но общее количество баллов по шкалам низко, приоритетной жизненной сферы так же не наблюдается, везде значения на уровне «троечки».
Для большей наглядности необходимо сравнить показатели групп интеренет и телевиденье, так как в этих группах средние показатели достоверны. Так же следует заметить, что для большей достоверности из группы интернет были убраны две анкеты, чтобы число исследуемых в обеих группах было одинаково. Анкеты убирались на основании основного предпочитаемого ресурса – социальные сети, так как данный вид интернет сервиса не имеет черт отдельного культурного явления, а транслирует ту же массовую культуру, что и телевиденье.
Шкалы. № шкалы в опроснике (ср балл) макс балл 60 группы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Интернет |
56.3 |
49.2 |
50.3 |
52.3 |
50.2 |
47.6 |
51.5 |
53.4 |
телевиденье |
51.2 |
48.5 |
46.4 |
53.6 |
54.7 |
55.7 |
57.1 |
47.6 |
Кино (не валиден) |
___ |
___ |
___ |
___ |
___ |
___ |
___ |
___ |
Книги (не валиден) |
___ |
___ |
___ |
___ |
___ |
___ |
___ |
___ |
Нет предпочтений (не валиден) |
___ |
___ |
___ |
___ |
___ |
___ |
___ |
___ |