Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:07, курсовая работа
Цивилизация растет, развивается, каждое мгновение стоит все дороже и дороже и человеческая личность, как субъект деятельности, становиться все важнее. И наиболее важен для современной психологической науки вообще и для социальной психологии в частности вопрос, - какие факторы влияют на деятельность человека? Важен он в практическом плане – для рекламы, маркетинга, да и рынка в целом он фундаментален. Актуален этот вопрос и в педагогике, и в социологии, и в управлении – в любой сфере, где важно поведение человека.
Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое исследование формирования направленности личности под влиянием социальных факторов………………………….6
1.1 Структура направленности……………………………………………6
1.2 Потребности и их социальная обусловленность…………………..…7
1.3 Интересы……………………………………………………………….13
1.4 Идеалы. Идеалы и их культурная обусловленность………………….17
Глава 2. Направленность и культура………………………………………19
Глава 3. Эмпирическое исследование влияния приоритетного источника информации на ценностную сферу личности…………………………….21
Заключение………………………………………………………………….30
Список литературы……………
Третья особенность –
Маслоу в 1954 г. создал иерархическую модель мотивации, предложив следующую классификацию человеческих потребностей:
Основой концепции является
утверждение о строгой
«Когда у человека появляются высшие потребности, именно они скорее доминируют в организме, нежели физиологические стремления, и когда эти потребности удовлетворены, вновь появляются новые, еще более высокие, потребности»
Но все же следует указать, что человек способен усилием воли подавлять одни потребности и удовлетворять другие. Виктор Франкл в своей книге «человек в поисках смысла» критикует позицию Маслоу относительно иерархичности потребностей и постулата – «сначала хлеб, потом мораль». Он, на своем примере и примере других узников, демонстрирует, что даже в нечеловеческих условиях нацистских концентрационных лагерей люди не просто сохраняли человеческий облик, но и пытались как-то самореализовываться, искать уважение и любовь и не думать только о хлебе насущном[8]. Но эти примеры нельзя расценивать как опровергающие концепцию Маслоу, так как движущим фактором здесь становилась личность и сознание, что, с помощью воли, подавляла неудовлетворенные базовые потребности, переходя на более высокий уровень.
Необходимо сгруппировать выводы, что были сделаны при характеристике особенностей потребностей.
Во-первых, потребности социально детерминированы, с одной стороны уровнем развития общества и доступными благами, и нормами поведения в данном обществе, как ограничивающим проявление потребности факторами с другой.
Во-вторых, проявление потребностей, способы и пути их удовлетворения подвластны сознанию, и сознание способно управлять потребностной сферой в определенных границах. Человек избирателен в удовлетворении своих потребностей. А это уже форма проявления направленности.
В третьих, появление новых потребностей обусловлено степенью удовлетворения других, более низших желаний, одна потребность не появляется без удовлетворения другой.
Вернемся еще раз к
Потребности – это фундамент направленности. Вышеперечисленные особенности потребностной сферы человека – это основа и предпосылка для появления направленности.
На этапе становления
Например, фрустрация какой-либо потребности в детстве приводит к фиксации человека на ней на протяжении всей жизни. Предмет потребности приобретает особую важность для индивида и становится его главным мотивом деятельности[3]. Маслоу отмечает, что это правило относиться к любым эмоциональным потребностям.
Итак, потребности – фундамент направленности. Факторы, формирующие потребности так же и формируют направленность. Этими факторами будут являться: уровень развития общества, нормы поведения внутри этого общества, и степень удовлетворенности потребностей.
1.3 Интересы
Единого и полноценного определения интересов в психологии нет, поэтому определение будет подобрано такое, какое максимально бы соответствовало тематике работы.
Интерес – Интерес – это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности[2].
Если исходить из теории мотивации Маслоу, то интересы относятся к пятому уровню пирамиды потребностей – к когнитивным потребностям. Но у явления интереса есть свои особенности.
Потребность в познании порождают познавательную деятельность, часто не имеющую четкого вектора и цели. Классический пример такой деятельности – ребенок от года до трех лет[2]. Он изучает и познает решительно все, что его окружает, у него не возникает необходимости выбора между предметами своего познания, а всякая вещь для него одинаково интересна.
Интерес же всегда предметен и имеет цель. Будучи обусловлен эмоциональной привлекательностью и осознанной значимостью, интерес проявляется, прежде всего, во внимании. Являясь выражением общей направленности личности, интерес охватывает все психические процессы – восприятия, памяти, мышления. Направляя их по определенному руслу, интерес вместе с тем и активизирует деятельность личности. Когда человек работает с интересом, он, как известно, легче и продуктивнее работает[2].
В ходе индивидуального развития интересы
формируются по мере того как дети
вступают во все более сознательный
контакт с окружающим миром и
в процессе обучения и воспитания
осваивают исторически
Размытая и неустойчивая направленность
интересов ребенка в
Но, по мере взросления, интересы становятся все более устойчивыми, у человека появляется одна или несколько сфер, что интересны для него. У взрослого человека, наоборот, интересы определяют социальное окружение и характер взаимодействия с людьми. Интересы могут обуславливать содержание деятельности общения. Часто причиной неформального взаимодействия становится общность интересов.
Интерес, как и любая потребность, содержит в себе эмоциональный компонент в качестве мотивации. Но важность этого компонента не одинакова в разных ситуациях. У ребенка эмоции при появлении интересов играют ключевую роль. У взрослого большую значимость получает волевой компонент, так как именно он направляет и поддерживает деятельность, направленную на удовлетворение интереса. Но это утверждение относиться только к долговременным интересам. Появление кратковременной фиксации внимания на предмете по-прежнему во многом обусловлено эмоциями, если это не произвольная фиксация[2].
Итак, интерес – особый вид потребности,
проявляющийся в желании
1.4Идеалы. Культурная обусловленность идеалов
Высшим уровнем направленности являются идеалы. Идеал можно обозначить как образец для подражания[2].
Идеал – это некая схема,
совокупность определенных
Идеал может выступать в качестве
совокупности норм поведения; иногда это
образ, воплощающий наиболее ценные
и в этом смысле привлекательные
человеческие черты, – образ, который
служит образцом. Идеал человека далеко
не всегда представляет собой его
идеализированное отображение; идеал
может находиться даже в компенсаторно-
Идеалы формируются под
В идеалах человека ярко проявляется его общая направленность. Проявляясь в них, она через них и формируется. Идеалы формируются под определяющим воздействием общественных оценок. Воплощаясь в идеале, через его посредство эти общественные оценки формируют общую направленность личности.
Идеал имеет много общего с социальной ролью, но это более общее явление, проявляющиеся в любой деятельности, в отличие от социальных ролей, которые проявляются в строго определенных ситуациях.
Идеалы формируются не только под непосредственным воздействием социального окружения, но и через потребляемую индивидом информацию.
Но, индивид не просто принимает тот образ, что навязывается ему извне. В любом случае, информация проходит через структуру личности, преобразуясь в соответствии с ее особенностями. Индивид интериоризирует информацию, соотносит ее с предыдущим опытом, а так же со своими потребностями и интересами[6]. Этот процесс будет рассмотрен несколько ниже, после рассмотрения установок и ценностей.
Таким образом идеал –
высшая форма направленности, наиболее
социально обусловленная.
Ценности и установки
Направленность, как результат и форма взаимодействия человека с внешним миром, имеет тесные связи с предметами окружающей действительности. Связи эти выражаются в ценностях и установках.
Под ценностью будет пониматься все, что имеет определенное значение для человека, все что для него важно. Ценности можно определить как цели, к которым будет стремиться личность или как некие маячки, на которые она будет ориентироваться
Установка — психологическое состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации.
Различаются два вида установок: общая
и дифференцированная. Общая установка
возникает в отношении больших
классов явлений, дифференцированная
— по отношению к отдельным
объектам. Установка лежит в основе
целостности и
Установка, как отношение к определенным предметам материальной и идеальной действительности, тесно связанно с ценностями. Все, что важно для человека формирует к себе определенное отношение, выражающееся в готовности как воспринимать все, что имеет ценность определенным образом, так и действовать по определенной, готовой схеме.
Установки, как предрассудки, во многом
обуславливают межличностное
Ценности и установки
Заключение по главе.
несомненно, направленность имеет в себе биологическую основу, в виде потребностей, но с ростом возможностей человека и числа благ, что становились доступны, возникала необходимость выбора из всех возможностей, что предоставляло человеку общество.
направленность – это избирательность человека в удовлетворении своих потребностей, выбор целей и ценностей в жизни.
Но выбор этот обуславливается не только личностью, но и обществом, которое окружает человека, через различные санкции, личные примеры, и культуру.
Глава 2. Направленность и культура
Хотя культура и представляет собой порождение коллективной жизнедеятельности людей, ее практическими творцами и исполнителями являются отдельные личности. Традиционно всякий индивид выступает по отношению к культуре одновременно в нескольких ипостасях.
Во-первых, как «продукт» культуры,
введенный в ее нормы и ценности,
обученный технологиям
Во-вторых, как «потребитель» культуры, использующий нормы и правила усвоенной им культуры в своей социальной практике и особенно во взаимодействии с другими людьми, пользующийся языками и символами коммуникации, знаниями, оценочными стандартами, типовыми этическими формами и пр. как данными ему уже в готовом виде инструментами и способами личностной самоидентификации и социальной самореализации в данном сообществе.