Направленность как социальное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:07, курсовая работа

Описание

Цивилизация растет, развивается, каждое мгновение стоит все дороже и дороже и человеческая личность, как субъект деятельности, становиться все важнее. И наиболее важен для современной психологической науки вообще и для социальной психологии в частности вопрос, - какие факторы влияют на деятельность человека? Важен он в практическом плане – для рекламы, маркетинга, да и рынка в целом он фундаментален. Актуален этот вопрос и в педагогике, и в социологии, и в управлении – в любой сфере, где важно поведение человека.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое исследование формирования направленности личности под влиянием социальных факторов………………………….6
1.1 Структура направленности……………………………………………6
1.2 Потребности и их социальная обусловленность…………………..…7
1.3 Интересы……………………………………………………………….13
1.4 Идеалы. Идеалы и их культурная обусловленность………………….17
Глава 2. Направленность и культура………………………………………19
Глава 3. Эмпирическое исследование влияния приоритетного источника информации на ценностную сферу личности…………………………….21
Заключение………………………………………………………………….30
Список литературы……………

Работа состоит из  1 файл

нормальная курсовая.docx

— 1.67 Мб (Скачать документ)

Третья особенность – иерархичность  потребностей.

 Маслоу в 1954 г. создал иерархическую модель мотивации, предложив следующую классификацию человеческих потребностей:

  1. Потребности физиологические (органические) - голод, жажда, половое влечение и др.
  2. Потребности в безопасности – чувствовать себя защищенным, избавиться от страха, от агрессивности.
  3. Потребности в принадлежности и любви - принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть принятым ими.
  4. Потребности уважения (почитания) - компетентность, одобрение, признание, авторитет, достижение успехов.
  5. Познавательные потребности – знать, уметь, понимать, исследовать.
  6. Эстетические потребности – гармония, симметрия, порядок, красота.
  7. Потребности в самоактуализации - реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

Основой концепции является утверждение о строгой иерархичности  возникновения потребностей, то есть, пока не удовлетворена низшая, не появляется высшая потребность.

«Когда у человека появляются высшие потребности, именно они скорее доминируют в организме, нежели физиологические стремления, и когда эти потребности удовлетворены, вновь появляются новые, еще более высокие, потребности»

Но все же следует  указать, что человек способен усилием  воли подавлять одни потребности и удовлетворять другие. Виктор Франкл в своей книге «человек в поисках смысла» критикует позицию Маслоу относительно иерархичности потребностей и постулата – «сначала хлеб, потом мораль». Он, на своем примере и примере других узников, демонстрирует, что даже в нечеловеческих условиях нацистских концентрационных лагерей люди не просто сохраняли человеческий облик, но и пытались как-то самореализовываться, искать уважение и любовь и не думать только о хлебе насущном[8]. Но эти примеры нельзя расценивать как опровергающие концепцию Маслоу, так как движущим фактором здесь становилась личность и сознание, что, с помощью воли, подавляла неудовлетворенные базовые потребности, переходя на более высокий уровень.

Необходимо сгруппировать выводы, что были сделаны при характеристике особенностей потребностей.

Во-первых, потребности социально  детерминированы, с одной стороны  уровнем развития общества и доступными благами, и нормами поведения  в данном обществе, как ограничивающим проявление потребности факторами с другой.

Во-вторых, проявление потребностей, способы и пути их удовлетворения подвластны сознанию, и сознание способно управлять потребностной сферой в определенных границах. Человек избирателен в удовлетворении своих потребностей. А это уже форма проявления направленности.

В третьих, появление новых потребностей обусловлено степенью удовлетворения других, более низших желаний, одна потребность не появляется без удовлетворения другой.

Вернемся еще раз к определению  направленности, из него видно, что потребностная сфера не полностью входит в структуру направленности. Это объясняется самой природой направленности, как явления избирательности.

Потребности – это фундамент  направленности. Вышеперечисленные особенности потребностной сферы человека – это основа и предпосылка для появления направленности.

На этапе становления направленности, потребности и их удовлетворение  играют решающую роль при определении  дальнейшего развития личности в целом и направленности в частности.

Например, фрустрация какой-либо потребности  в детстве приводит к фиксации человека на ней на протяжении всей жизни. Предмет потребности приобретает особую важность для индивида и становится его главным мотивом деятельности[3]. Маслоу отмечает, что это правило относиться к любым эмоциональным потребностям.

Итак, потребности – фундамент направленности. Факторы, формирующие потребности так же и формируют направленность. Этими факторами будут являться: уровень развития общества, нормы поведения внутри этого общества, и степень удовлетворенности потребностей.

 

1.3 Интересы

 

Единого и полноценного определения  интересов в психологии нет, поэтому  определение будет подобрано  такое, какое максимально бы соответствовало  тематике работы.

Интерес – Интерес – это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности[2].

Если исходить из теории мотивации  Маслоу, то интересы относятся к  пятому уровню пирамиды потребностей – к когнитивным потребностям. Но у явления интереса есть свои особенности.

Потребность в познании порождают  познавательную деятельность, часто  не имеющую четкого вектора и  цели. Классический пример такой деятельности – ребенок от года до трех лет[2]. Он изучает и познает решительно все, что его окружает, у него не возникает необходимости выбора между предметами своего познания, а всякая вещь для него одинаково интересна.

Интерес же всегда предметен и имеет  цель. Будучи обусловлен эмоциональной  привлекательностью и осознанной значимостью, интерес проявляется, прежде всего, во внимании. Являясь выражением общей направленности личности, интерес охватывает все психические процессы – восприятия, памяти, мышления. Направляя их по определенному руслу, интерес вместе с тем и активизирует деятельность личности. Когда человек работает с интересом, он, как известно, легче и продуктивнее работает[2].

В ходе индивидуального развития интересы формируются по мере того как дети вступают во все более сознательный контакт с окружающим миром и  в процессе обучения и воспитания осваивают исторически сложившуюся  и развивающуюся культуру. Интересы являются и предпосылкою обучения, и его результатом. Обучение опирается  на интересы детей, и оно же формирует  их. Интересы служат поэтому, с одной  стороны, средством, которым педагог  пользуется, чтобы сделать обучение более эффективным, с другой стороны, интересы, их формирование являются целью  педагогической работы; формирование полноценных интересов – существеннейшая  задача обучения[2].

Размытая и неустойчивая направленность интересов ребенка в значительной мере отражает интересы социального  окружения.

Но, по мере взросления, интересы становятся все более устойчивыми, у человека появляется одна или несколько сфер, что интересны для него. У взрослого  человека, наоборот, интересы определяют социальное окружение и характер взаимодействия с людьми. Интересы могут обуславливать содержание деятельности общения. Часто причиной неформального взаимодействия становится общность интересов.

Интерес, как и любая потребность, содержит в себе эмоциональный компонент  в качестве мотивации. Но важность этого  компонента не одинакова в разных ситуациях. У ребенка эмоции при  появлении интересов играют ключевую роль. У взрослого большую значимость получает волевой компонент, так как именно он направляет и поддерживает деятельность, направленную на удовлетворение интереса. Но это утверждение относиться только к долговременным интересам. Появление кратковременной фиксации внимания на предмете по-прежнему во многом обусловлено эмоциями, если это не произвольная фиксация[2].

Итак, интерес – особый вид потребности, проявляющийся в желании познать  что либо. Тесно связан с деятельностью. В деятельности формируется и  ее же определяет.

 

1.4Идеалы. Культурная обусловленность идеалов

 

Высшим уровнем направленности являются идеалы. Идеал можно обозначить как образец для подражания[2].

 Идеал – это некая схема,  совокупность определенных свойств  и качеств дающая целостный  образ, культивируемый в культуре[5].

Идеал может выступать в качестве совокупности норм поведения; иногда это  образ, воплощающий наиболее ценные и в этом смысле привлекательные  человеческие черты, – образ, который  служит образцом. Идеал человека далеко не всегда представляет собой его  идеализированное отображение; идеал может находиться даже в компенсаторно-антагонистическом отношении к реальному облику человека; в нем может быть подчеркнуто то, что человек особенно ценит и чего ему как раз недостает[2].

Идеалы формируются под непосредственным общественным влиянием. Они в значительной мере определяются идеологией, миросозерцанием. Каждая историческая эпоха имеет  свои идеалы – свой идеальный образ  человека, в котором время и  среда, дух эпохи воплощают наиболее значимые черты[2].

  В идеалах человека ярко проявляется его общая направленность. Проявляясь в них, она через них и формируется. Идеалы формируются под определяющим воздействием общественных оценок. Воплощаясь в идеале, через его посредство эти общественные оценки формируют общую направленность личности.

Идеал имеет много общего с социальной ролью, но это более общее явление, проявляющиеся в любой деятельности, в отличие от социальных ролей, которые проявляются в строго определенных ситуациях.

Идеалы формируются не только под  непосредственным воздействием социального  окружения, но и через потребляемую индивидом информацию.

Но, индивид не просто принимает  тот образ, что навязывается ему  извне. В любом случае, информация проходит через структуру личности, преобразуясь в соответствии с ее особенностями. Индивид интериоризирует информацию, соотносит ее с предыдущим опытом, а так же со своими потребностями и интересами[6]. Этот процесс будет рассмотрен несколько ниже, после рассмотрения установок и ценностей.

 Таким образом идеал –  высшая форма направленности, наиболее  социально обусловленная. Идеал  формируется под влиянием общественного  мнения, культуры общества и продуктов этой культуры.

Ценности и установки

Направленность, как результат  и форма взаимодействия человека с внешним миром, имеет тесные связи с предметами окружающей действительности. Связи эти выражаются в ценностях  и установках.

Под ценностью будет пониматься все, что имеет определенное значение для человека, все что для него важно. Ценности можно определить как цели, к которым будет стремиться личность или как некие маячки, на которые она будет ориентироваться

Установка — психологическое состояние  предрасположенности субъекта к  определенной активности в определенной ситуации.

Различаются два вида установок: общая  и дифференцированная. Общая установка  возникает в отношении больших  классов явлений, дифференцированная — по отношению к отдельным  объектам. Установка лежит в основе целостности и последовательности поведения человека, определяет норму  его реакции. Установки могут  быть связаны с различными компонентами деятельности. Смысловые установки  определяют личностный смысл конкретных объектов, явлений, готовность действовать  по отношению к значимому объекту  определенным образом. Целевые установки  обеспечивают устойчивую направленность действий, они выражаются в тенденции  к завершению действия при любых  обстоятельствах, что иногда может  привести к негибкости поведения. Операционные установки обеспечивают психофизиологическую преднастройку индивида на совершение действия определенными способами, последовательной системой привычных операций с использованием привычных для человека средств[1].

Установка, как отношение к определенным предметам материальной и идеальной  действительности, тесно связанно с  ценностями. Все, что важно для  человека формирует к себе определенное отношение, выражающееся в готовности как воспринимать все, что имеет ценность определенным образом, так и действовать по определенной, готовой схеме.

Установки, как предрассудки, во многом обуславливают межличностное общение

Ценности и установки формируются  на основе, как и индивидуального, так и общественного опыта.

Заключение по главе.

несомненно, направленность имеет в себе биологическую основу, в виде потребностей, но с ростом возможностей человека и числа благ, что становились доступны, возникала необходимость выбора из всех возможностей, что предоставляло человеку общество.

направленность – это избирательность человека в удовлетворении своих потребностей, выбор целей и ценностей в жизни.

Но выбор этот обуславливается  не только личностью, но и обществом, которое окружает человека, через различные санкции, личные примеры, и культуру.

 

 

 

 

Глава 2. Направленность и культура

 

Хотя культура и представляет собой  порождение коллективной жизнедеятельности  людей, ее практическими творцами и  исполнителями являются отдельные  личности. Традиционно всякий индивид  выступает по отношению к культуре одновременно в нескольких ипостасях.

Во-первых, как «продукт» культуры, введенный в ее нормы и ценности, обученный технологиям деятельности и этике взаимодействия с другими  людьми в процессе своей инкультурации  и социализации, осуществляемой в  ходе детского воспитания, при получении  общего и специального обрания, посредством  контактов со своим социальным окружением (семьей, друзьями, коллегами и пр.). Получая повседневную информацию обыденного и специализированного характера, осмысливая художественные образы и  нравственные коллизии в произведениях  литературы и искусства и т. п., человек, прямо или опосредствованно, формируется как личность, социально  и культурно адекватная обществу

Во-вторых, как «потребитель» культуры, использующий нормы и правила  усвоенной им культуры в своей  социальной практике и особенно во взаимодействии с другими людьми, пользующийся языками и символами  коммуникации, знаниями, оценочными стандартами, типовыми этическими формами и пр. как данными ему уже в готовом  виде инструментами и способами  личностной самоидентификации и  социальной самореализации в данном сообществе.

Информация о работе Направленность как социальное явление