Нейролингвистическое программирование: задачи, проблемы, применение в сфере PR и рекламе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2011 в 02:12, курсовая работа

Описание

Основной целью является определение задач, проблем и места НЛП в сфере рекламы и PR. Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:

определить теоретические основы, которые повлияли на появление и развитие НЛП;
определить роль и место НЛП в современном обществе и установить проблемы, мешающие большему распространению этой методики;
познакомиться с основными техниками работы и понятийным аппаратом;
на основании решения задачи 3, выявить примеры применения техник НЛП в рекламе и PR.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

1. ПОНЯТИЕ НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО

ПРОГРАММИРОВАНИЯ……………………………………………………..6

1.1. История развития НЛП и его место в современном мире……………….7

1.2. Цели, задачи и область применения ……………………………………...8

1.3. Проблемы НЛП……………………………………………………………..9

2. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКИ НЛП……………………………………………..10

2.1. Влияние нейрофизиологии и кибернетики на методологию НЛП……………………......................................................................................10

2.2. Влияние лингвистики на методологию НЛП

и Модель Милтона Эриксона…………………………………….…………...11

2.3. Теория предпочитаемых сенсорных репрезентаций…………………….15

2.4. Рефрейминг……………………………………………………...………....18

3. НЛП В СФЕРЕ PR И РЕКЛАМЕ…………………………………………...20

3.1. PR и реклама: цели, задачи и средства…………………………………...20

3.2. Рефрейминг в рекламной практике…………………………………….....21

3.3. Компоненты лингвистической модели Эриксона

в рекламной практике………………………………………………………......26

3.4. «Конгруэнтность» рекламных сообщений…………………………….....27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………29

Список использованной литературы…………………………………………..30

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

       Федеральное агентство по образованию

       Государственное образовательное учреждение

       высшего профессионального образования

       Пермский  государственный технический университет

       Гуманитарный  факультет

       Кафедра иностранных языков и связей с  общественностью 
 

       Допустить к защите

       Зав. кафедрой ин. языков и СО

       ________________Т.И.  Кормановская

       «___» ___________________ 2007г. 
 
 

       КУРСОВАЯ  РАБОТА 

       НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ  ПРОГРАММИРОВАНИЕ:                                    ЗАДАЧИ, ПРОБЛЕМЫ, ПРИМЕНЕНИЕ

       В СФЕРЕ PR И РЕКЛАМЕ 
 
 
 
 

Студентки 1 курса группы СО-06-1

       гуманитарного факультета

       О. Ф. Ширинкиной 

       Научный руководитель – 

       канд. филол. наук, доцент С. С. Шляхова 
 
 

       Пермь 2007

ТЕМА: Нейролингвистическое программирование: задачи, проблемы, применение в сфере PR и рекламе

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

1. ПОНЯТИЕ НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО

 ПРОГРАММИРОВАНИЯ……………………………………………………..6

1.1. История развития  НЛП и его место в современном  мире……………….7

1.2. Цели, задачи  и область применения ……………………………………...8

1.3. Проблемы  НЛП……………………………………………………………..9

2. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКИ  НЛП……………………………………………..10

2.1. Влияние нейрофизиологии  и кибернетики на методологию НЛП……………………......................................................................................10

2.2. Влияние лингвистики на методологию НЛП

 и Модель  Милтона Эриксона…………………………………….…………...11

2.3. Теория предпочитаемых сенсорных репрезентаций…………………….15

2.4. Рефрейминг……………………………………………………...………....18

3. НЛП В СФЕРЕ  PR И РЕКЛАМЕ…………………………………………...20

3.1. PR и реклама: цели, задачи и средства…………………………………...20

3.2. Рефрейминг  в рекламной практике…………………………………….....21

3.3. Компоненты  лингвистической модели Эриксона

в рекламной  практике………………………………………………………......26

3.4. «Конгруэнтность»  рекламных сообщений…………………………….....27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………29

Список использованной литературы…………………………………………..30 
 
 
 

ТЕМА: НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ:                                   ЗАДАЧИ, ПРОБЛЕМЫ, ПРИМЕНЕНИЕ

       В СФЕРЕ PR И РЕКЛАМЕ

       ВВЕДЕНИЕ

       Такая область науки как нейролингвистика появилась сравнительно недавно. Как и любая междисциплинарная область человеческих знаний, она опирается на результаты исследований сразу нескольких наук: неврологии, психологии и лингвистики.

       То, что речевая деятельность человека напрямую связана с работой мозга было известно достаточно давно. Но тот факт, что с помощью слов можно менять убеждения и мнения человека, стал известен лишь в 70-е годы XX века. Появление термина и собственно методики НЛП было обусловлено интенсивным развитием информационных и коммуникационных технологий. Посему в мире невероятно возрос интерес к техникам манипуляции сознанием.

       В наши дни книжные полки магазинов буквально заполнены разного рода пособиями по НЛП, оно является одним из самых популярных направлений краткосрочных психологических курсов – чуть ли не каждый стремится овладеть этой методикой. Сторонники НЛП пропагандируют использование его принципов и  в таких сферах человеческой жизни, как реклама, менеджмент, политика, образование, спорт. Можно сказать, что НЛП повсюду. Но при этом очень многим людям до конца не понятно, что собой представляет, и как работает эта методика. Совокупность этих вопросов определяет актуальность настоящей работы.

       Объектом  исследования в данной работе является нейролингвистика, предмет исследования – нейролингвистическое программирование.

       Основной  целью является определение задач, проблем и места НЛП в сфере рекламы и PR. Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:

    1. определить теоретические основы, которые повлияли на появление и развитие НЛП;
    2. определить роль и место НЛП в современном обществе и установить проблемы, мешающие большему распространению этой методики;
    3. познакомиться с основными техниками работы и понятийным аппаратом;
    4. на основании решения задачи 3, выявить примеры применения техник НЛП в рекламе и PR.

       В качестве основных методов исследования можно выделить: метод интерпретации, метод компонентного анализа, сопоставительный. Материалом исследования послужили фундаментальные труды классиков НЛП Д. Гриндера, Р. Бэндлера, работа С. В. Коледы об особенностях НЛП на территории постсоветского пространства, а также материалы телевизионной и печатной рекламы.

       Теоретическая значимость работы заключается в исследовании материала по нейролингвистическому программированию.

       Практическая  значимость работы обусловлена возможностью применения полученных знаний в работе PR-специалиста и необходимостью специалисту-коммуникатору владеть стратегиями манипуляционного воздействия.

       Положения, выносимые на защиту:

    1. Деятельность по нейролингвистическому программированию ведется во многих сферах человеческой жизни и имеет не только психотерапевтический характер;
    2. Методы нейролингвистического программирования активно применяются в PR и рекламе.

       Структура работы. Работа состоит из введения, заключения, трех глав (Понятие нейролингвистического программирования; Основные техники НЛП; НЛП в сфере PR и рекламе), списка использованной литературы, состоящего из 12 русскоязычных наименований. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ПОНЯТИЕ НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ

       В наши дни все большее внимание людей привлекает сравнительно молодое  учение – нейролингвистика. Она  базируется на взаимодействии трех научных  областей: неврологии, психологии и  лингвистики. Но далеким от этих дисциплин  людям об этом учении известно скорее благодаря растиражированному, но довольно непонятному термину НЛП (нейролингвистическое программирование).

       С.В. Коледа в своей книге очень  доступно расшифровывает его: «В названии НЛП  слово "нейро - " означает, что человек получает информацию через сенсорные каналы, кодирует ее в нервной системе (психике) и строит на этой основе свое поведение. "Лингвистическое" указывает на то, что информация кодируется мозгом в словах, при помощи языка. "Программирование" говорит о том, что психикой человека можно управлять, (также, как компьютером), если общаться с ней на языке, который она понимает и принимает, то есть существует определенная методология, технические приемы, использующиеся для достижения эффективных результатов»[7. С. 8].

       Артуром Ребером в «Большом толковом психологическом словаре» дается следующее определение: «НЛП – методика, разработанная для влияния и изменения поведения и убеждений индивида. Она основывается на предполагаемом (в значительной степени неподтвержденном) наборе связей между лингвистическими формами, положением глаз и тела и движением и памятью. Используется, прежде всего, как форма терапии. Фактически нет никаких достоверных доказательств его эффективности» [10. С. 502]

       В «Психологической энциклопедии», выпущенной под редакцией Р. Корсини говорится: «НЛП – это область изучения структуры субъективного опыта, или того, как конкретные люди воспринимают и понимают мир. НЛП – коммерческое название системы приемов и стратегий межличностной коммуникации, основанной на элементах трансформационной грамматики и на идентификации предпочитаемых сенсорных репрезентаций с целью научения и самовыражения» [11. С. 455]

       Таким образом, во всех этих определениях отмечается, что НЛП – техника, которая  позволяет воздействовать на психику любого человека. И что самое примечательное: ей можно без труда овладеть.

       1.1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ  НЛП И ЕГО МЕСТО 

       В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

       Отцами-основателями нейролингвистического программирования принято считать американских психологов Д. Гриндера, Р. Бэндлера, Л. Кэмерон-Бэндлера, Д. Долозье, Г. Бэйтсона и Р. Дилтса. Именно они в 70-х годах XX века создали свою методику, в основу которой легли методы работы таких мэтров психотерапии как М. Эриксон, В. Сатир, Ф. Перлз и других, а также новейшие достижения нейрофизиологии, психолингвистики, кибернетики и психологии. Связав элементы трансформационной грамматики, идентификации сенсорных репрезентаций индивида и некоторых практик гипноза Бэндлер и Гриндер создали технологию, позволяющую производить изменения в убеждениях и поведении людей. Впервые результат их трудов увидел свет в 1976 году, когда была опубликована книга «Структура магии».

       По  сути, ни Джон Гриндер, ни Ричард Бэндлер  не изобрели велосипеда. И их работа есть лишь обобщение известных ранее  материалов и исследований. Они, как талантливые коммерсанты сумели правильно продать продукт своих трудов. По сей день интерес к НЛП нисколько не ослабевает. Книжные полки магазинов буквально заполнены разного рода пособиями, нейролингвистическое программирование является одним из самых популярных направлений краткосрочных психологических курсов – чуть ли не каждый стремится овладеть этой методикой. Чем же вызван такой острый интерес? Каковы цели и задачи применения НЛП в обыденной жизни? 
 

       1.2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И  ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

       По  словам авторов, «используя принципы НЛП, можно описать любую человеческую активность весьма детальным образом, что позволяет производить легко и быстро глубокие и устойчивые изменения этой активности.

       Вы  сможете научиться: излечивать фобии  и неприятные ощущения; помочь «низкообучаемым» детям и взрослым преодолеть соответствующие ограничения; устранять нежелательные привычки – курение, пьянство, переедание, бессонницу; производить изменения во взаимоотношениях, имеющих место в супружеских парах, семьях, организациях и многое другое» [5. С. 3]. То есть область его применения включает скорее психотерапевтические и педагогические цели.

       Однако  сторонники НЛП пропагандируют использование его принципов и в таких сферах человеческой жизни, как реклама, менеджмент, политика, образование, спорт. Более того, они гарантируют человеку повышение эффективности достижения собственных целей и усиление его способностей убеждения. Это обусловлено тем, что по своей сути НЛП «позволяет оптимизировать коммуникационные процессы внутри человеческой психики и в межличностном общении».

       Психотерапевтическая  задача НЛП – «расширить диапазон стратегий поведения человека, в  том числе способов того, как он обращается с сенсорными и эмоциональными стимулами. В результате индивид получает большее количество возможных реакций на один и тот же раздражитель. <> НЛП можно рассматривать как образовательный процесс переобучения мозга новым формам реагирования на внешние и внутренние стимулы, более продуктивным формам поведения. <>

Информация о работе Нейролингвистическое программирование: задачи, проблемы, применение в сфере PR и рекламе