Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 18:34, контрольная работа
Способность общаться друг с другом — одно из величайших, если не самое главное, приобретение человека в ходе эволюции. Каждому человеку необходимо на протяжении всей жизни постоянно учиться общению, непрерывно обогащая свой коммуникативный опыт, совершенствуя свои умения и навыки, развивая коммуникативную компетентность. Понимание законов общения и владение его техниками, мощным потенциалом родного языка, умение убеждать и позитивно влиять на других людей, управлять конфликтными ситуациями приносит практическую пользу во всех областях жизни, помогает в карьере, приводит к успеху.
Введение.
Понятие и функции невербального общения.
Невербальные средства общения.
Кинесика.
Такесика.
Проксемика.
Паралингвистика и экстралингвистика.
Заключение.
Адаптеры также относятся к жестам, которыми человеку трудно управлять. Часто люди не осознают, что делают такие жесты. Подавленный зевок или обхватывание руками лица от страха являются жестами-адаптерами.
Жесты бывают условные и неусловные, причем условные жесты не всегда бывают понятны по своему значению. Условность им придают договоренность или традиция. К таким жестам относится воинский жест приветствия (рука под козырек), кивок сверху вниз, означающий «да». Условные жесты бывают национальными и интернациональными. Например, высунутый язык для европейцев – насмешка, для китайцев – угроза, для индейцев гнев. Однако ни один жест нельзя интерпретировать абсолютно точно. Психологи рекомендуют отслеживать «жест в языке с лицом» и считают, что он несет информацию не столько о качестве психического состояния, сколько об интенсивности его переживания.
Особенно важны при общении руки и их движения. Знаменитый оратор древности Демосфен на вопрос «Что нужно для хорошего оратора?» ответил «Жесты, жесты и жесты!», так как они делают речь образной, значительной и эмоциональной, а доводы – более убедительными. Движения рук выполняют при общении следующие функции:
- помогают
снять скованность и
- направляют внимание собеседника;
- структурируют подачу информации;
- поддерживают ритмику речи;
- побуждают собеседника к действиям;
- выражают сопутствующие эмоции;
- усиливают отдельные высказывания.
Участникам общения следует помнить, что жестовые сигналы кроме поддержки речи и расстановки акцентов свидетельствуют также об уверенности или неуверенности человека. У неуверенного человека жесты, как правило, ниже талии, порой на уровне коленок. О неуверенности говорят также сильно прижатые к телу локти (как будто говорящий локтями держит тело), движение руки поперек тела к другой руке, лихорадочное прикосновение пальцами к часам, обручальному кольцу, пуговице на рукаве и т.п.
Поза – это статическое положение человеческого тела. Ее изменение или синхронизация с собеседником может указывать на изменение отношений между ними, например, об интересе к другому человеку (наклоняясь к собеседнику, или, наоборот, отвернувшись, или даже сидя спиной к говорящему).
Известно около 1000 различных устойчивых положений, которые способно принять человеческое тело. Культурные традиции каждого народа накладывают вето на одни позы и поощряют другие (например, поклоны у японцев или сидение с вытянутыми ногами у американцев). Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденную позу. В противном случае могут возникать конфликтные ситуации.
Одним из первых на роль позы человека как одного из невербальных средств общения указал психолог А.Шефлен. В дальнейших исследованиях, проведенных В.Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположении к общению.
Поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой. Перекрещенные на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Закрытая поза воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринятой из такой позы, не усваивается собеседником. Наиболее простым способом выведения позы является предложение что-нибудь подержать или посмотреть.
Открытой считается поза, в которой руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а ладони и стопы развернуты к партнеру по общению. Это - поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.
Если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, а если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, будет держаться прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе.
Лучший способ добиться взаимопонимания с собеседником - это скопировать его позу и жесты.
2.2 Такесика
Это самые разнообразные прикосновения людей – рукопожатия, поцелуи, поглаживания, похлопывания, объятья. В повседневной жизни прикосновения также возможны в определенных случаях и по разным причинам (поцелуй при встрече долгожданного партнера), разными способами (рукопожатие или объятье) и в разных местах (у вагона поезда, на празднике). Интенсивность и частота прикосновения различаются у людей разных этносов и культур, зависят от пола, возраста, статуса и типа личности. Этнографы делят человеческие культуры на «контактные» и «неконтактные». Представители контактных культур (итальянцы, арабы, латиноамериканцы) в разговоре стоят близко друг к другу и часто теребят одежду собеседника, кладут ему руку на плечо, вертят пуговицу на пиджаке. Члены неконтактных культур (скандинавы, японцы, англичане, индийцы), разговаривая не подходят близко друг к другу и не прикасаются к собеседнику. Сидя в ресторане, английские юноша и девушка касаются друг друга 1 – 2 раза в час, а мексиканские юноша и девушка 100 – 120 раз в час за то же время.
В отечественной культуре эти требования соблюдаются не столь жестко. Однако у нас в разговоре не принято касаться собеседника. Считается верхом невоспитанности крутить пуговицу на одежде собеседника, хлопать его по плечу, сдувать пылинки с его одежды.
Прикосновения дают разнообразную информацию: они сообщают об эмоциональном состоянии, о характере взаимодействия.
Психологи выделяют следующие виды прикосновений:
профессиональные (носят безличностный характер, например в сказке «Репка»: все держатся друг за друга с единственной целью – вытащить репку, при этом в процессе прикосновения «бабка за дедку, внучка за бабку…» последний воспринимается как объект деятельности, а не как личность);
протокольные, ритуальные (рукопожатия при встрече и при прощании, дипломатические поцелуи и т.д.);
дружеские (поцелуй при встрече, похлопывание, легкое объятье).
2.3 Проксемика
Проксемика (от англ. proximity – близость). Это коммуникация посредством взаиморасположения собеседников в пространстве, термин, введенный американским антропологом Эдвардом Т.Холлом для анализа закономерностей пространственной организации общения, а также влияния территорий, ориентаций и дистанций между людьми на характер межличностного общения. Она включает дистанцирование, позиции за столом, организацию пространственной среды при общении.
Дистанцирование – это расстояние, которого придерживается один собеседник относительно другого, а также неожиданные движения, которые имеют целью изменение этого расстояния (например, резкий шаг назад или вперед). Различают четыре типа расстояния, каждый из которых подразумевает определенные отношения близости или дистанцирования при взаимодействии:
публичное расстояние – от 3,5 м до пределов видимости и слышимости. Коммуникация на публичном расстоянии рассматривается как публичное выступление (речь, доклад, лекция и пр.);
социальное расстояние – от 1,2 до 3,5 м. В этой зоне часто осуществляются коммуникации при групповых встречах, практическом занятии, семинаре, тренинге;
личное расстояние – от 0,45 до 1,2 метра. Физический контакт при этом, как правило, отсутствует (за исключением рукопожатия). Чаще всего в рамках такого пространства проводятся беседы, консультирование, инструктаж, деловая встреча и переговоры. В зависимости от цели и особенностей взаимодействия такой контакт может демонстрировать и вежливое пребывание в одном пространстве, теплый интерес к собеседнику, и раздражение или сочувствующее проявление интереса. Для того чтобы обозначить границу стола, люди используют разнообразные предметы: письменные принадлежности, папки с бумагами. Для захвата пространства в ход идут локти и руки: руки выставляют вперед, чтобы прикрыть «свой участок», локти расставляют как можно шире, чтобы «оградить» свою интимную зону.
интимное расстояние – от непосредственного физического контакта до 40 – 45 см – подразумевает общение тесное и близкое, но с разной степенью эмоциональной окрашенности (от объятья до драки). Людей, которых мы не подпускаем к границе интимной зоны, мы держим на расстоянии примерно в половину вытянутой от тела руки. На этом расстоянии можно не только видеть партнера, но и чувствовать, воспринимать запахи.
Величина интимной зоны в
- от статуса того, с кем мы взаимодействуем;
- от собственного настроения в данную минуту (или чувства безопасности).
Нарушение границ территории, в
особенности интимного
- беспокойное ерзанье,
- постукивание пальцами (сигнал внутренней тревоги);
- опора на руки с намерением подняться, что сигнализирует о желании встать и удалиться;
- зажмуривание глаз («Я не хочу видеть, что вы подошли ко мне так близко»);
- опускание подбородка на грудь,
- приподнимание плечей для
- хватание карандашей, которые затем
в большинстве случаев
- вставание – готовность уйти.
Кроме расстояния как такового при организации и анализе взаимодействия имеет значение пространственное расположение партнеров. Очень важно, например, то, как партнеры садятся за стол, обычно это связано с достижением поставленной цели, или с удобствами.
Различают четыре вида посадки за столом во время общения.
Угловое расположение. Эта позиция способствует постоянному контакту глаз и создает условия для жестикуляции, не мешающей собеседнику, позволяет наблюдать друг за другом. Угол стола служит частичным барьером: в случае агрессивного поведения собеседника можно отодвинуться дальше, в ситуации взаимопонимания – сблизиться; территориальное разделение стола при этом отсутствует.
Кооперативная позиция, сотрудничество. Кооперативное поведение необходимо для непосредственного взаимодействия. Когда задачи или проблемы решаются собеседниками совместно, им нужно сидеть рядом, чтобы лучше понять действия и намерения друг друга, чтобы видеть анализируемые материалы, чтобы обсудить и выработать общие решения.
Конкурирующее-оборонительная позиция. Положение партнеров друг против друга обычно создает атмосферу соперничества, при которой каждый из собеседников жестко ведет свою линию, отстаивает свою позицию , пытается «обыграть соперника». Стол между ними становится своеобразным барьером. Достичь консенсуса при такой рассадке чрезвычайно сложно, даже компромисс затруднителен, а вот конфронтация, конфликт мнений могут завершить коммуникацию. В то же время такая посадка за столом может свидетельствовать и о субординации (преподаватель – студент). Разговор в такой ситуации должен быть коротким и конкретным. В то же время на переговорах такая позиция за столом способствует взаимодействию на равных.
Независимая позиция. В определенных ситуациях делового общения целесообразно занимать и независимую позицию, т.е. по диагонали через весь стол. Эта позиция в деловом мире характерна для людей, не желающих взаимодействовать. Она свидетельствует об отсутствии заинтересованности или о желании остаться незамеченным, например, на педсовете, семинаре, совещании.
Кроме занимаемых позиций за
столом порой для успеха
2.4 Паралингвистика и экстралингвистика.
Паралингвистика и экстралингвистика связаны с голосом человека. Это невербальная особенность околоречевой «формы общения». Акустические невербальные аспекты речи (тембр, темп, дикция, артикуляция, манера говорения), как известно, дают важную информацию, передают сообщения:
- о том, какое значение в
данной ситуации мы хотим
- о самом говорящем – его биофизических характеристиках (пол, возраст, рост), эмоциональном состоянии, личностных особенностях;
- об уверенности или