Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 18:48, дипломная работа
Цель: выявить формы и методы работы, позволяющие воспитателю ДОУ, более эффективно осуществлять деятельность по нравственному воспитанию дошкольников.
Задачи:
-Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
- Раскрыть теоретические основы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
-Изучить уровни нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.
Введение………………………………………………………. …………3
Глава I. Теоретическое обоснование нравственного воспитания детей.
1.Педагогические основы нравственного воспитания……………...5
1.2 Содержание нравственного воспитания в ДОУ………………...12
Выводы по I главе………………………………………………………20
Глава II. Исследовательская работа по формированию нравственной воспитанности, нравственного представления у детей дошкольного возраста.
2.1 Изучение уровня нравственной воспитанности
дошкольников………………………………………………………………21
2.2 Пути формирования нравственности у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………..28
Выводы по II главе………………………………………………………32
Заключение………………………………………………………………..33
Список используемой литературы………………………………….36
Приложения………………………………………………………………..40
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛГОГРАДСКИЙ СОЦИАЛЬНО-
Кафедра педагогики
Специальность 050709«Преподавание в начальных классах»
Выпускная квалификационная работа
Нравственное воспитание старших дошкольников в учебно – воспитательном процессе
Автор: студентка VI курса ОЗО
Лазарева Елена Сергеевна
Руководитель:
Коротичева Ольга Юрьевна
Волгоград
2013 г.
Содержание:
Введение………………………………………………………. …………3
Глава I. Теоретическое обоснование нравственного воспитания детей.
1.Педагогические основы
нравственного воспитания…………….
1.2 Содержание нравственного воспитания в ДОУ………………...12
Выводы по I главе………………………………………………………20
Глава II. Исследовательская работа по формированию нравственной воспитанности, нравственного представления у детей дошкольного возраста.
2.1 Изучение уровня нравственной воспитанности
дошкольников………………………………………………
2.2 Пути формирования
Выводы по II главе………………………………………………………32
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………….36
Приложения……………………………………………………
Введение.
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть детей поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, откровенными иждивенческими настроениями. Кто как не воспитатель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому ДОУ, а в частности воспитатель, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.
Исследуемая нами проблема
нашла отражение в
Однако решение задач нравственного воспитания в процессе формирования воспитательской деятельности не достаточно исследовано. Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Нравственное воспитание старших дошкольников в учебно – воспитательном процессе»
Цель: выявить формы и методы работы, позволяющие воспитателю ДОУ, более эффективно осуществлять деятельность по нравственному воспитанию дошкольников.
Задачи:
-Проанализировать психолого-
- Раскрыть теоретические
основы нравственного
-Изучить уровни нравственного
развития детей старшего
- Предложить формы и
методы по формированию
Методы исследования:
- теоретические: анализ
и синтез психолого-
- эмпирические: тестирование; анкетирование; беседа; психолого-педагогический эксперимент;
База исследования: МОУ детский сад № 174 Краснооктябрьского района г. Волгограда.
Практическая значимость исследования: материалы данной работы могут быть использованы воспитателями в детских садах на родительских собраниях, студентами на практике в ДОУ для более подробного изучения личности ребенка.
Глава I. Теоретическое обоснование
нравственного воспитания детей.
1. 1 Педагогические
основы нравственного
Процесс нравственного воспитания - это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка. (19 стр. 263)
Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», - пишет Харламов И.Ф. Нравственность образуется от слова “нравы”. По - латыни нравы звучат как морас - мораль. (48 стр. 343 )
Нравы - это те эталоны
и нормы, которыми руководствуются
люди в своем поведении, в своих
повседневных поступках. Нравы не вечные
и не неизменные категории. Они воспроизводятся
силой привычки масс, поддерживаются
авторитетом общественного
Нравственные нормы - это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах. (19 стр. 189)
Нравственное воспитание
- это целенаправленный процесс формирования
у подрастающего поколения
Главная функция нравственного
воспитания состоит в том, чтобы
сформировать у подрастающего поколения
нравственное сознание, устойчивое нравственное
поведение и нравственные чувства,
соответствующие современному образу
жизни, сформировать активную жизненную
позицию каждого человека, привычку
руководствоваться в своих
Педагогика, в области нравственного воспитания, выделяет такие педагогические понятия, как нравственное сознание и нравственное поведение. Система исторически сложившихся и непрерывно пополняемых знаний, преломленных через личный опыт человека, составляет содержание сознания человека. Одна из характеристик сознания дана в самом его названии как совокупности знаний об окружающем мире (сознание). Вне знания нет сознания. «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это - знание». (26 стр. 33 )
В общественном нравственном
сознании отражается общественный опыт:
нравственные идеи, теории, понятия
отражают реальные отношения людей,
которые складываются в процессе
деятельности и общения. Высшим уровнем
сформированности нравственного сознания
являются убеждения. Они становятся
регуляторами действий, поступков человека.
От них зависит нравственная устойчивость
личности. Убеждение характеризуется
прочным усвоением системы
Овладение нравственными представлениями и понятиями - длительный и сложный процесс.
Дети проходят большой
путь от усвоения нравственных понятий
сначала на уровне представления
до полного овладения его
Расширение опыта, накопление знаний приводит, с одной стороны, к дальнейшему углублению и дифференцировке нравственных представлений старших дошкольников, с другой - к большей обобщенности, приближающей их к элементарным нравственным понятиям (о дружбе, об уважении к старшим и т.п.). Формирующиеся нравственные представления начинают играть регулирующую роль в поведении детей, их отношении к окружающим. (44 стр. 52)
В сознании ребенка образ какого-либо явления нравственной жизни может возникнуть не только в тот период, когда это событие происходит. Ребенок может воссоздать, вновь “увидеть” тот или иной поступок своего друга, который когда-то наблюдал. И более того, он может представить его поступок в определенных ситуациях. В этом случае действуют представления. По мнению Спиркина, в представлениях “сознание впервые отрывается от своего непосредственного источника и начинает существовать как относительно самостоятельное субъективное явление”. (45 стр. 5)
Нравственное сознание и поведение детей формируются в единстве - это кардинальный принцип педагогики.
Новые черты появляются у
детей во взаимоотношениях с взрослыми
и сверстниками. Дети активно проявляют
интерес к содержательному
Единству воспитания нравственного сознания и поведения А.С. Макаренко придавал большое значение, считая, что детей следует вооружить теорией морали. Вместе с тем он утверждал, что воспитание привычки правильного поведения гораздо более трудное дело, чем воспитание сознания. (25)
Воспитание нравственного
поведения - это формирование нравственных
поступков и нравственных привычек.
Поступок характеризует отношение
человека к окружающей действительности.
Чтобы вызвать нравственные поступки,
надо создать соответствующие
Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», - пишет Харламов И.Ф. (63)
Нравственность образуется от слова “нравы”. Нравственный быт человека важнее вещественного. Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести.
Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по – разному. Еще в Древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинство. Ведь о нравственной красоте говоря по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека. (3)
Информация о работе Нравственное воспитание старших дошкольников в учебно – воспитательном процессе