Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 18:48, дипломная работа
Цель: выявить формы и методы работы, позволяющие воспитателю ДОУ, более эффективно осуществлять деятельность по нравственному воспитанию дошкольников.
Задачи:
-Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
- Раскрыть теоретические основы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
-Изучить уровни нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.
Введение………………………………………………………. …………3
Глава I. Теоретическое обоснование нравственного воспитания детей.
1.Педагогические основы нравственного воспитания……………...5
1.2 Содержание нравственного воспитания в ДОУ………………...12
Выводы по I главе………………………………………………………20
Глава II. Исследовательская работа по формированию нравственной воспитанности, нравственного представления у детей дошкольного возраста.
2.1 Изучение уровня нравственной воспитанности
дошкольников………………………………………………………………21
2.2 Пути формирования нравственности у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………..28
Выводы по II главе………………………………………………………32
Заключение………………………………………………………………..33
Список используемой литературы………………………………….36
Приложения………………………………………………………………..40
Знания о способах поведения
у испытуемых также достаточно развиты.
У воспитанников
Нравственные знания у этих детей находятся на уровне представлений, хотя по своей глубине и широте они намного отличаются от знаний детей с низким уровнем нравственного опыта.
В результате проведенного анализа, мы выделяем данных испытуемых в группу со средним уровнем знаний нравственных норм. Она составляет 60% от выборки первой группы и 50% второй группы.
Оставшиеся испытуемые образовали
самую немногочисленную группу с
высоким уровнем знаний нравственных
норм, их содержания и способов поведения
– 25% - в первой группе и 10 % во второй
группе. Все проявления нравственных
знаний у этих дошкольников характеризуются
высокой степенью соответствия норме.
В ответах представлялось 3-4 существенных
признака ответственности и
На основе сказанного мы
выделяем этих воспитанников в отдельную
группу с высоким уровнем
Очевидно, что нравственная
воспитанность детей
На основе полученных результатов был сделан вывод о недостаточной степени развития у воспитанников второй группы нравственных качеств. Проведённое нами ранжирование основных причин недостаточного уровня сформированности составило следующий ряд убывания: недостаточно высокий уровень использования возможностей нравственного воспитания на занятиях и в свободное время, недостаточная разработанность методической базы; недостаточная подготовленность педагогов к работе в этом направлении.
2.2 Пути формирования
нравственности у детей
Данная экспериментальная часть работы посвящена непосредственно формированию у старших дошкольников ответственности и доброжелательности, обогащению внутреннего мира детей, стимулированию интереса к общественно-полезной и значимой деятельности и апробации методов и приемов организации учебно-воспитательной деятельности, приемлемых в процессе нравственного воспитания старших дошкольников.
При этом содержание учебной деятельности не изменялось, менялся только характер ее протекания.
Для проведения этого этапа исследования выбрана старшая группа ДОУ № 174 . Краткая характеристика испытуемых представлена в приложении № 1.
Ход формирующего эксперимента и полученные результаты.
Формирование ответственности проводилось по следующим направлениям:
• организация взаимной деятельности воспитанников;
• анализ и оценка воспитателем процесса выполнения и результатов заданий с нравственной точки зрения;
• организация взаимоанализа и взаимооценки воспитанников результатов учебной и внеучебной работы.
Доброжелательность
• организация взаимопомощи воспитанникам при выполнении заданий;
• систематическое проведение воспитателем анализа и оценки взаимоотношений между воспитанниками во время выполнения заданий.
Как видно из указанных направлений формирования мы старались избегать прямого научения дошкольников, создавали условия только для расширения и углубления нравственного опыта, для развития нравственного сознания и самосознания воспитанников.
Ориентируясь на воспитанников старшей группы при разработке конспектов внеклассных мероприятий были включены в содержание занятий те основные способы формирования нравственных ценностей, которые были выделены в первой главе.
Беседа. Обсуждали вопрос о дружбе с героем литературного произведения или фильма.
-с кем бы хотел подружиться
-почему? Какие качества привлекают в герое?
(дети хотят дружить
с сильными личностями, желательно
со сверхъестественными
-а кто вам в жизни помогает в трудную минуту?
-а чем могут помочь телевизионные и литературные герои?
(делается вывод, что помогают в трудные минуты близкие люди – мама, папа, друзья, родственники. Вымышленные герои могут помочь только показав пример силы или находчивости в выходе из критической ситуации)
Пример. Детям предлагалось
вспомнить ситуации, когда они
чему-то научились у учителя, родителей,
посмотрев телевизор или
Используется также метод незаконченных рассказов. Воспитанникам зачитывается рассказ, в котором герою необходимо было действовать, или нарушая нравственную норму, или в соответствии с ней. Каждого испытуемого просили представить, что действующим лицом является он сам. Ребенок должен был закончить рассказ, предлагая свои способы поведения и обосновывать их.
На втором этапе исследования дошкольникам предлагались такие ситуации, в которых они должны были помочь товарищу:
Если бы ты гулял во дворе вместе с другими и кто–нибудь из ребят упал около тебя и очень сильно ушиб ногу. Что бы ты сделал?
Дети играли в группе, некоторые рисовали, рассматривали картинки в книге. Таня сидела одна, очень грустная…
Если бы ты строил что – то из дощечек и рядом Витя тоже строил. Ему не хватало кубиков. Что бы ты сделал? При ответе, что дал бы свой, задавался дополнительный вопрос: «А если бы тебе тоже нужны были эти дощечки, тебе бы тоже не хватило?»
«Ваш товарищ на занятии затруднялся выполнить задание и просит вас помочь ему. Ваши действия?»
Рассмотрим полученные результаты в приложении № 2.
С целью формирования
нравственных ориентаций в
-праздники группы (дни рождения, проводы осени…)
Также мы провели два занятия соответствующих проблеме исследования. Цель первого занятия: учить ребят взаимопомощи, поддержке, уважению друг к другу, воспитание культуре межличностных отношений. На занятии мы с ребятами разбирали разнообразные ситуации. Ребята охотно вступали в дискуссии, делали свои выводы, предлагали свои варианты по предложенным ситуациям. В целом занятие прошло хорошо. На передоложенные ситуации «Помочь воспитателю повесить плакат, зажечь свет, стереть с доски, раздать тетради, листы», ребята отвечали следующим образом. «Да, я всегда предлагаю свою помощь воспитателю» (ответили 19 человек). «Я бы предложил помощь, но мне кажется, что это будет выглядеть как подхалимство, смогу только в той ситуации, если в группе никого не будет» (ответили 4 мальчика). «Позвоните по телефону кому-либо из стоящих здесь людей. Начните разговор». Две девочки хорошо справились с этим заданием, беседа проходила в культурной форме, с извинениями и т.д.. На первый взгляд было понятно, что группа привыкла к такой форме проведения занятия, ребята хорошо знали как себя нужно вести в той или иной ситуации, имели представления о морали, об этикете, о безнравственных поступках и т.д. Воспитатель удаляет много времени на нравственное просвещение ребят (походы в театр, проведение занятий, мероприятий и т.д).
На втором занятии мы разбирали такую тему: «Взаимное уважение». Цель: учить ребят взаимному уважению друг к другу, а так же к пожилым людям, воспитание культуре межличностных отношений. Предлагались следующие ситуации: 1. «Выразить почтение к старику». Ребята были разбиты на команды. Каждая команда разыгрывала сценку на эту ситуацию, как, по их мнению, выражается уважение к пожилым. На мой взгляд, ребята отлично справились с таким видом работы, сценки получились естественными, интересными. 2. «Пригласить к столу и рассадить гостей, пожелать приятного аппетита». Так же ребята были разбиты на команды, каждая команда выполняла задание. Можно сделать вывод о том, что ребята хорошо знают правила этикета и умеют применять полученные знания. Воспитатель так же участвовал в дискуссиях, помогал ребятам, акцентировал их внимание на той или иной ситуации, так же воспитатель просил ребят вспомнить некоторые правила этикета. Воспитатель попросил ребят сделать выводы, а так же сравнить поведение ребят в повседневной жизни. Ребята пришли к выводу, что не всегда руководствуются правилами этикета, и делают безнравственные поступки.
В целом работать с ребятами понравилось, они охотно шли на контакт, вступали в дискуссии, делали свои выводы. К тому же ребята оказались творческими (артистичными) личностями. На наш взгляд нужно проводить и дальнейшую работу в группе в этом направлении (нравственное воспитание), это позволит сплотить группу, развить у них культуру общения, поведения. В целом группа творческая, дети любят разыгрывать разные сценки, которые придумывают сами или на основе произведений, поэтому дальнейшую работу можно направить и на развитие творческого потенциала у детей. Если в дальнейшем в группе будет проводиться такая работа с детьми, то ребята вырастут культурными, высоко нравственными людьми.
Выводы по II главе.
Для ребенка очень значимо нравственное воспитание, оно составляет часть его жизни, миропонимания. Мы через нравственность воспитываем ребенка, приобщаем его к гуманности, бережному отношению к природе, развиваем эстетические чувства и вкусы. Побуждаем эмоциональность - свойство, которое побуждает разум, способность переживать, чувствовать, откликаться на окружающую нас красоту природы.
В ходе проведенных методик и занятий было выявлено, что дети стали меняться в лучшую сторону, а именно стали более вежливыми, общительными.
Таким образом, мы видим, что
в каждом детском саду должны проводиться
специальные занятия или
Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, природе, к самому себе. Исследования показывают, что подобное отношение может складываться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе этого процесса лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя. Детские взаимоотношения регулируются нравственными правилами и нормами. Знание правил поведения и взаимоотношений облегчает ребенку процесс вхождения в мир себе подобных, в мир людей.
Заключение.
Проблему нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна.
Работая над проблемой нравственного воспитания старших дошкольников мы изучили психолого–педагогическую литературу по данной проблеме, рассмотрели сущность, содержание и основные понятия нравственного воспитания, а также характеристики старшего дошкольного возраста, раскрыли особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте, изучили методы, формы и приемы нравственного воспитания старших дошкольников в учебной деятельности, произвели анализ, а затем и обобщение различных взглядов на данную проблему в литературе и пришли к следующим выводам:
Нравственное воспитание
– целенаправленный двухсторонний
процесс формирования морального сознания,
развития нравственных чувств и выработки
навыков и привычек нравственного
поведения. Оно включает формирование
нравственного сознания, воспитание
и развитие нравственных чувств, выработку
умений и привычек нравственного
поведения. Поведение нравственно,
если человек взвешивает, продумывает
свои действия, поступает со знанием
дела, выбирая верный путь
решения стоящей перед ним
проблемы. Нравственное поведение личности
имеет следующую
Старший дошкольный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду воспитания в детском саду. Ведущим видом деятельности в данном возрасте остается игра, хотя появилась уже и учебная деятельность. В этом возрасте продолжают развиваться самооценка, мышление (от эмоционально-образного к абстрактно-логическому), речь, память (имеет преимущественно наглядно-образный характер), внимание (непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объему), активно развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.). Наиболее явные различия детей связаны с их полом и индивидуальными особенностями. Главным мерилом, определяющим положение ребенка в группе сверстников, становится оценка воспитателя, успехи на занятиях.
Информация о работе Нравственное воспитание старших дошкольников в учебно – воспитательном процессе