Нравственное воспитание старших дошкольников в учебно – воспитательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 18:48, дипломная работа

Описание

Цель: выявить формы и методы работы, позволяющие воспитателю ДОУ, более эффективно осуществлять деятельность по нравственному воспитанию дошкольников.
Задачи:
-Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
- Раскрыть теоретические основы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
-Изучить уровни нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………. …………3
Глава I. Теоретическое обоснование нравственного воспитания детей.
1.Педагогические основы нравственного воспитания……………...5
1.2 Содержание нравственного воспитания в ДОУ………………...12
Выводы по I главе………………………………………………………20
Глава II. Исследовательская работа по формированию нравственной воспитанности, нравственного представления у детей дошкольного возраста.
2.1 Изучение уровня нравственной воспитанности
дошкольников………………………………………………………………21
2.2 Пути формирования нравственности у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………..28
Выводы по II главе………………………………………………………32
Заключение………………………………………………………………..33
Список используемой литературы………………………………….36
Приложения………………………………………………………………..40

Работа состоит из  1 файл

диплом готовый.docx

— 81.81 Кб (Скачать документ)

Знания о способах поведения  у испытуемых также достаточно развиты. У воспитанников рассматриваемых  групп эти показатели выше 2,8 и 3,6.

Нравственные знания у  этих детей находятся на уровне представлений, хотя по своей глубине и широте они намного отличаются от знаний детей с низким уровнем нравственного  опыта.

В результате проведенного анализа, мы выделяем данных испытуемых в группу со средним уровнем знаний нравственных норм. Она составляет 60% от выборки первой группы и 50% второй группы.

Оставшиеся испытуемые образовали самую немногочисленную группу с  высоким уровнем знаний нравственных норм, их содержания и способов поведения  – 25% - в первой группе и 10 % во второй группе. Все проявления нравственных знаний у  этих дошкольников характеризуются  высокой степенью соответствия норме. В ответах представлялось 3-4 существенных признака ответственности и доброжелательности. Этот факт указывает на глубокое знание содержания нравственных норм. Для  нравственных отношений испытуемых этой группы характерна высокая степень  соответствия норме и устойчивость. Оценочные суждения достаточно критичны, а при их обосновании воспитанники исходят из нравственного содержания норм.

На основе сказанного мы выделяем этих воспитанников в отдельную  группу с высоким уровнем нравственного  опыта.

Очевидно, что нравственная воспитанность детей соответствуют  возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста. Многие из ребят  имеют представление о таких  понятиях, как доброжелательность и  ответственность. Вместе с тем, осознавая  их положительную или отрицательную  направленность, они не всегда были в состоянии сформулировать многие из понятий более конкретно. Поэтому  возникла необходимость в дальнейшей работе по совершенствованию представлений  старших дошкольников  о нравственных категориях. Кроме того, в ходе исследования выяснилось, что большинство детей, даже осознавая потребность нравственного поведения в повседневной жизни, регулярно попадают под аморальное влияние кумиров, сверстников и т.д. Следовательно, старшие дошкольники находятся на «малоустойчивой стадии нравственной воспитанности» (по определению А.В. Зосимовского). (22) Необходима целенаправленная работа, направленная на ликвидацию разрыва между их нравственными представлениями и особенностями поведения в повседневной жизни, а также систематическое педагогическое подкрепление.

На основе полученных результатов  был сделан вывод о недостаточной  степени развития у воспитанников второй группы нравственных качеств. Проведённое нами ранжирование основных причин недостаточного уровня сформированности составило следующий ряд убывания: недостаточно высокий уровень использования возможностей нравственного воспитания  на занятиях и в свободное время, недостаточная разработанность методической базы; недостаточная подготовленность педагогов к работе в этом направлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Пути формирования  нравственности у детей дошкольного  возраста.

Данная экспериментальная  часть работы посвящена непосредственно  формированию у старших дошкольников ответственности и доброжелательности, обогащению внутреннего мира детей, стимулированию интереса к общественно-полезной и значимой деятельности и апробации методов и приемов организации учебно-воспитательной деятельности, приемлемых в процессе нравственного воспитания старших дошкольников.

При этом содержание учебной  деятельности не изменялось, менялся  только характер ее протекания.

Для проведения этого этапа  исследования выбрана старшая группа ДОУ № 174 . Краткая характеристика испытуемых представлена в приложении № 1.

Ход формирующего эксперимента и полученные результаты.

Формирование ответственности  проводилось по следующим направлениям:

• организация взаимной деятельности воспитанников;

• анализ и оценка воспитателем процесса выполнения и результатов заданий с нравственной точки зрения;

• организация взаимоанализа и взаимооценки воспитанников результатов учебной и внеучебной работы.

Доброжелательность формировалась  следующим образом:

• организация взаимопомощи воспитанникам при выполнении заданий;

• систематическое проведение воспитателем анализа и оценки взаимоотношений между воспитанниками во время выполнения заданий.

Как видно из указанных  направлений формирования мы старались  избегать прямого научения дошкольников, создавали условия только для расширения и углубления нравственного опыта, для развития нравственного сознания и самосознания воспитанников.

Ориентируясь на воспитанников старшей группы при разработке конспектов внеклассных мероприятий были включены в содержание занятий те основные способы формирования  нравственных ценностей,  которые были выделены в первой главе.

Беседа. Обсуждали вопрос о дружбе с героем литературного произведения или фильма.

-с кем бы хотел подружиться

-почему? Какие качества  привлекают в герое?

(дети хотят дружить  с сильными личностями, желательно  со сверхъестественными возможностями  – Человек паук и Супермен. Считают, что этому можно научиться, что эти герои, будучи друзьями, могут прийти на помощь в трудную минуту)

-а кто вам в жизни  помогает в трудную минуту?

-а чем могут помочь  телевизионные и литературные  герои?

(делается вывод, что  помогают в трудные минуты  близкие люди – мама, папа, друзья, родственники. Вымышленные герои могут помочь только показав пример силы или находчивости в выходе из критической ситуации)

Пример. Детям предлагалось вспомнить ситуации, когда они  чему-то научились у учителя, родителей, посмотрев телевизор или прочитав книгу. Вспомнили много фактов, подтверждающих изученное на занятиях.

Используется также метод незаконченных рассказов. Воспитанникам зачитывается рассказ, в котором герою необходимо было действовать, или нарушая нравственную норму, или в соответствии с ней. Каждого испытуемого просили представить, что действующим лицом является он сам. Ребенок должен был закончить рассказ, предлагая свои способы поведения и обосновывать их.

На втором этапе исследования дошкольникам предлагались такие ситуации, в которых они должны были помочь товарищу:

Если бы ты гулял во дворе  вместе с другими и кто–нибудь из ребят упал около тебя и очень сильно ушиб ногу. Что бы ты сделал?

Дети играли в группе, некоторые рисовали, рассматривали  картинки в книге. Таня сидела одна, очень грустная…

Если бы ты строил что  – то из дощечек и рядом Витя тоже строил. Ему не хватало кубиков. Что бы ты сделал? При ответе, что  дал бы свой, задавался дополнительный вопрос: «А если бы тебе тоже нужны были эти дощечки, тебе бы тоже не хватило?»

«Ваш товарищ на занятии затруднялся выполнить задание и просит вас помочь ему. Ваши действия?»

Рассмотрим полученные результаты в приложении № 2.

  С целью формирования  нравственных ориентаций в ходе  исследования были также апробированы  следующие формы работы во  внеурочной деятельности:

-праздники группы (дни рождения, проводы осени…)

Также мы провели два занятия соответствующих проблеме исследования. Цель первого занятия: учить ребят взаимопомощи, поддержке, уважению  друг к другу, воспитание культуре межличностных отношений. На занятии мы с ребятами разбирали разнообразные ситуации. Ребята охотно вступали в дискуссии, делали свои выводы, предлагали свои варианты по предложенным ситуациям. В целом занятие прошло хорошо. На передоложенные ситуации «Помочь воспитателю повесить плакат, зажечь свет, стереть с доски, раздать тетради, листы», ребята отвечали следующим образом. «Да, я всегда предлагаю свою помощь воспитателю» (ответили 19 человек). «Я бы предложил помощь, но мне кажется, что это будет выглядеть как подхалимство, смогу только в той ситуации, если в группе никого не будет» (ответили 4 мальчика). «Позвоните по телефону кому-либо из стоящих здесь людей. Начните разговор». Две девочки хорошо справились с этим заданием, беседа проходила в культурной форме, с извинениями и т.д..  На первый взгляд было понятно, что группа привыкла к такой форме проведения занятия, ребята хорошо знали как себя нужно вести в той или иной ситуации, имели представления о морали, об этикете,  о безнравственных поступках и т.д. Воспитатель удаляет много времени на нравственное просвещение ребят (походы в театр, проведение занятий, мероприятий и т.д).

 На втором занятии мы разбирали такую тему: «Взаимное уважение». Цель: учить ребят взаимному уважению друг к другу, а так же к пожилым людям, воспитание культуре межличностных отношений. Предлагались следующие ситуации: 1. «Выразить почтение к старику». Ребята были разбиты на команды. Каждая команда разыгрывала сценку на эту ситуацию, как, по их мнению, выражается уважение к пожилым. На мой взгляд,  ребята отлично справились с таким видом работы, сценки получились естественными, интересными. 2. «Пригласить к столу и рассадить гостей, пожелать приятного аппетита».  Так же ребята были разбиты на команды, каждая команда выполняла задание. Можно сделать вывод о том, что ребята хорошо знают правила этикета и умеют применять полученные знания. Воспитатель так же участвовал в дискуссиях, помогал ребятам, акцентировал их внимание на той или иной ситуации, так же воспитатель просил ребят вспомнить некоторые правила этикета. Воспитатель попросил ребят сделать выводы, а так же сравнить поведение ребят в повседневной жизни. Ребята пришли к выводу, что не всегда руководствуются правилами этикета, и делают безнравственные поступки.

В целом работать с ребятами понравилось, они охотно шли на контакт, вступали в дискуссии, делали свои выводы. К тому же ребята оказались творческими (артистичными) личностями. На наш взгляд нужно проводить и дальнейшую работу  в группе в этом  направлении (нравственное воспитание), это позволит сплотить группу, развить у них культуру общения, поведения. В целом группа творческая, дети любят разыгрывать разные сценки, которые придумывают сами или на основе произведений, поэтому дальнейшую работу можно направить  и на развитие творческого потенциала у детей. Если в дальнейшем в группе будет проводиться такая работа с детьми, то ребята вырастут культурными, высоко нравственными людьми.

Выводы по II главе.

Для ребенка очень значимо  нравственное воспитание, оно составляет часть его жизни, миропонимания. Мы через нравственность воспитываем ребенка, приобщаем его к гуманности, бережному отношению к природе, развиваем эстетические чувства и вкусы. Побуждаем эмоциональность - свойство, которое побуждает разум, способность переживать, чувствовать, откликаться на окружающую нас красоту природы.

В ходе проведенных методик  и занятий было выявлено, что дети стали меняться в лучшую сторону, а именно стали более вежливыми, общительными.

Таким образом, мы видим, что  в каждом детском саду должны проводиться  специальные занятия или мероприятия  направленные на развитие нравственных норм у детей. Заложенные в детстве  эти нормы сохраняются у них  на всю оставшуюся жизнь. Воспитание нравственной личности необходимо начинать не со школьной скамьи, когда у детей  многие понятия и нормы являются уже сформированными и с трудом поддаются изменению, а с детского сада, когда детская психика наиболее восприимчива к развитию разного рода. Постоянное использование в учебно-воспитательном процессе методик по нравственному развитию в игре позволяет развивать не только нравственную сторону ребенка, но и формировать всесторонне развитую личность.

Стержнем и показателем  нравственной воспитанности человека является характер его отношения  к людям, природе, к самому себе. Исследования показывают, что подобное отношение  может складываться у детей уже  в дошкольном возрасте. В основе этого процесса лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя. Детские взаимоотношения регулируются нравственными правилами и нормами. Знание правил поведения и взаимоотношений облегчает ребенку процесс вхождения в мир себе подобных, в мир людей.

Заключение.

Проблему нравственного  воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна. 

Работая над проблемой  нравственного воспитания старших дошкольников мы изучили психолого–педагогическую литературу по данной проблеме, рассмотрели сущность, содержание и основные понятия нравственного воспитания, а также характеристики старшего дошкольного возраста, раскрыли особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте, изучили методы, формы и приемы нравственного воспитания старших дошкольников в учебной деятельности, произвели анализ, а затем и обобщение различных взглядов на данную проблему в литературе и пришли к следующим выводам:

Нравственное воспитание – целенаправленный двухсторонний  процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки  навыков и привычек нравственного  поведения. Оно включает формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработку  умений и привычек нравственного  поведения. Поведение  нравственно,  если человек взвешивает, продумывает  свои действия, поступает со знанием  дела,  выбирая  верный  путь  решения  стоящей  перед  ним  проблемы. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность:  жизненная ситуация – порождаемое  ею нравственно - чувственное переживание  – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и  принятие решений  -  волевой стимул – поступок.

Старший дошкольный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду воспитания в детском саду. Ведущим видом деятельности в данном возрасте остается игра, хотя появилась уже и учебная деятельность. В этом возрасте продолжают развиваться самооценка, мышление (от эмоционально-образного к абстрактно-логическому), речь, память (имеет преимущественно наглядно-образный характер), внимание (непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объему), активно развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.). Наиболее явные различия детей связаны с их полом и индивидуальными особенностями. Главным мерилом, определяющим положение ребенка в группе сверстников, становится оценка воспитателя, успехи на занятиях. 

Информация о работе Нравственное воспитание старших дошкольников в учебно – воспитательном процессе